ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ, ОРГАНИЗОВАННОЙ ПО ПРИНЦИПУ ОТКРЫТОГО КОНТЕНТА | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 3 (51).

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ, ОРГАНИЗОВАННОЙ ПО ПРИНЦИПУ ОТКРЫТОГО КОНТЕНТА

Рассматриваются предпосылки организации индивидуальной образовательной траектории с помощью образовательных сообществ, организованных по принципу открытого контента. Приводятся преимущества данной образовательной технологии. Рассматриваются правовые аспекты защиты учебной информации, организованной по принципу открытого контента в РФ .

LEGAL ASPECTS OF USE OF THE EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC INFORMATION ORGANIZED BY THE PRINCIPLE OF THE OPEN CONTENT.pdf Основной особенностью образовательного процесса в информационном обществе является смена дидактического направления: главной целью образования больше не является дать обучаемому сумму некоторых знаний, умений и навыков – доминантой становятся развитие способностей к самообразованию, гибкое и креативное мышление, высокая мотивация и т.п. Соответственно, для решения данных задач необходима трансформация образовательной среды, в основе которой лежит информационная инфраструктура, на базе которой строится индивидуальная образовательная среда. Что касается форм обучения, то они также в данном контексте в большинстве своем отходят от традиционных (лекции, семинары) и в основном тяготеют к проектному формату, носящему познавательно-деятельностный характер. В сетевых сообществах присутствует новый принцип коммуникации. Согласно традиционной модели педагогической коммуникации в коллективе использовалась модель «от одного ко многим», а при индивидуальном обучении – «от одного к одному». В процессе функционирования сетевых сообществ образовательной направленности действует коммуникативный принцип «от всех ко всем». Данная коммуникативная модель ценна именно тем, что, кроме формального и неформального общения на профессиональные темы, обмена опытом и педагогическими практиками, формируются толерантность, групповой и критический подход к решению задач, освоение децентрализованных моделей. Сетевыми сообществами образовательной направленности (educational virtual communities) называются обладающие упорядоченной структурой объединения пользователей компьютерных сетей, осуществляющих коммуникацию с образовательными целями и имеющих при этом устойчивые социальные роли, а также придерживающихся определённых норм поведения в виртуальном пространстве. Как правило, в сообществах данного типа можно выделить следующие виды педагогической деятельности: сетевые публикации, конкурсы, консультации, комментарии к материалам, дистанционное обучение, творческие лаборатории, проекты и т.д. С.В. Бондаренко предлагает классификацию сетевых образовательных сообществ по следующим критериям: количественный состав участников, виды совместной деятельности, ориентация на определенные группы обучаемых. На основании количественного критерия глобальную социальную общность Интернет можно представить как состоящую из макросоциальных и микросоциальных сетевых сообществ. По видам совместной деятельности предлагаем следующие пункты классификации сетевых сообществ: 1. Виртуальное сетевое сообщество преподавателей (решаемые задачи: составление планов, совместная методическая деятельность и т.д.). 2. Виртуальное сетевое сообщество преподавателей и экспертов (решаемые задачи: двусторонний канал между преподавателями и экспертами по определенному предмету, благодаря которому учителя получают подготовку, новости, методическую поддержку и помощь, а эксперты имеют представление о реальном положении дел в сфере их профессиональных интересов). 3. Виртуальное сетевое сообщество учащихся и преподавателей (решаемые задачи: участники сообщества должны выполнить предложенный проект, в данном случае преподаватель воспринимается как один из участников, а не как абсолютный лидер). 4. Виртуальное сетевое сообщество учащихся (решаемые задачи: обсуждение, выполнение проектов, решение общих проблем, взаимопомощь). 5. Виртуальное сетевое сообщество учащихся, преподавателей и экспертов – кластер виртуальных сетевых сообществ (решаемые задачи: учащиеся могут познакомиться с проблемами реального мира, таким образом, появится возможность преодолеть разрыв, который часто разделяет приобретение новых навыков и их применение в реальности). Данная типология может быть реализована практически во всех видах сетевых сообществ: блогах, wiki-сообществах, веб-форумах, чатах и т.п. Что касается критериев эффективности сетевых образовательных сообществ, то к ним можно отнести: число активных участников; жизненный цикл сообщества; динамику его развития, включающую в себя рост числа активных участников, количество и качество обсуждаемой тематики; информационную, методическую, консультационную, экспертную, учебную, проектную направленность деятельности; наличие в сообществе специфического кодекса поведения, правил модерирования; наличие структурированной базы знаний сообщества; различную информационно-коммуникативную деятельность сообщества (интернет-семинары, конференции, сетевые встречи, различные виды информирования о внешних и внутренних событиях сообщества, взаимодействие с сообществами смежной направленности). Под открытым контентом в настоящем контексте будем понимать методологию генерации и распределения информации как социального достояния в интернет-среде. По сути, это все, что может быть представлено в цифровом виде (текстовый, музыкальный, видеоконтент и т.п.), исключая программное обеспечение. Именно с помощью данного метода решается задача построения информационного общества, где происходит коллективное создание и распространение интеллектуальных продуктов. Основным отличием сетевой образовательной среды, в которой существуют проекты открытого контента, является создание и распространение ресурсов, не требующих инвестиционных вложений, а также то, что ценностный вес продукта возрастает прямо пропорционально количеству пользователей. Сам по себе феномен открытого контента представляет собой комплексное образование, включающее в себя методологии производства интеллектуальных продуктов, собственно сами продукты, находящиеся в свободном доступе и некую объединяющую идеологию участников проектов. Рассматривая данный формат представления информации, можно сказать, что любое сетевое образовательное сообщество – это регулярно обновляемое электронное издание учебного, информативного или развлекательного характера, доступ и работа с которым осуществляется средствами и инструментами среды Интернет и контент которого формируют сами участники. Итак, сетевое образовательное сообщество представлено в виде Веб-сайта, на страницах которого присутствуют текстовые и мультимедийные материалы и материалы смежной тематики. Доступ к данным материалам и переход в гипертекстовом пространстве осуществляется при помощи внутренних и внешних ссылок. В отличие от оф-лайн формата, данные сетевые сообщества содержат интерактивные элементы в виде тестов, анимаций, игр, он-лайн опросов, рассылок, блогов и системы поиска. Как правило, каждому сетевому образовательному сообществу, как веб-ресурсу, присваивается адрес в интернет-пространстве, по которому можно его найти среди множества других сообществ. По видовой классификации образовательные сетевые сообщества можно подразделить на собственно социальные сети, блоги, посвященные образовательной тематике, вики-проекты, веб-форумы, чаты. К характерным чертам методологии открытого контента можно отнести ценность знания как такового; инновационность, которая обеспечивается за счет кумуляции знаний участников сообщества. Во многом ценность методологии открытого контента состоит в снятии организационных, социальных и правовых барьеров; задействовании коллективных человеческих ресурсов. По мере накопления некоторой критической массы образовательного контента, а также информации методического характера возникает возможность создания уникальной образовательно-информационной среды для индивидуального обучения. Фактически получается, что во многих ситуациях обучающийся сам формирует индивидуальное образовательное пространство, а преподаватели в настоящем контексте лишь помогают ему. Также можно отметить, что в сети имеет место движение за открытое обучение, которое выражается в возможности свободного распространения курсов и методик и создании средств их проектирования. Следует отметить, что в информационном обществе образовательный контент не может и не должен быть закрытым. Например, методология открытого контента находит применение и соответствует системе электронного обучения, основанного на мультимедийных и интернет-технологиях. Совершенно очевидно, что в настоящем контексте играют большую роль не только методические и технологические аспекты, но и сама организационная структура новой открытой модели образования. Стратегия развития образования в информационном обществе по сути нацелена на помощь обучающимся быстрее адаптироваться в условиях быстроменяющейся реальности, что выражается в переходе от работы с пассивным «книжным» контентом к работе с интерактивным контентом. Определим основные характеристики открытого контента, обязательные для любых сетевых образовательных сообществ: § Наличие «оригинального» контента. Под оригинальным контентом образовательного сообщества подразумевается контент учебно-методического содержания, выполняющий образовательную функцию, который полезен всем пользователям сообщества. В первую очередь выделяется развитая система рубрикации контента. Контент должен быть независим от дизайна веб-ресурса, что делает возможным участие в его разработке всех пользователей данного сообщества. § Широкие возможности работы с контентом. Возможность редактирования, добавления, изменения, удаления контента. При этом не требуется специальных технических знаний. § Встроенные системы поиска по различным параметрам. Наличие механизмов поиска контента, как расширенного, так и ключевого. Поисковая система должна обеспечивать полнотекстовый поиск информации портала. Таким образом, пользователь должен иметь возможность осуществлять поиск вхождения определенного слова или фразы в текст документов, полей описания ресурсов и т.д. Пользователь составляет поисковый запрос, отправляет его и получает список результатов, ранжированный по степени совпадения или по дате. Тривиальный поисковый запрос может представлять собой просто слово или фразу. Может быть предусмотрена возможность расширенного поиска, где пользователь заполняет поисковую форму. § Интегрированные (внутри системы) способности к адаптации интерфейса в зависимости от требований индивидуальных пользователей. Четкая и продуманная система пользовательских ролей и прав доступа для работы с контентом для пользователей сообщества (роль преподавателя, учителя, студента и т.д.). § Способность к управлению информацией во времени. Возможность взаимодействия пользователей внутрисетевых образовательных сообществ – добавление комментариев, отправка писем, содержащих вопросы по данной теме, возможность общения в форуме и т.д., а также возможность наращивания контента за счет простого подключения дополнительных модулей. Очевидно, что интерактивность сетевого образовательного сообщества реализовывается в следующих режимах: § поисковом (инициативном); § обучающем (активном); § контрольном (тестирующем). Учитывая вышеуказанные характеристики контента и диалоговый режим информационный среды образовательных сообществ, веб-ресурсы такого типа должны быть представлены системой управления доступа к контенту сайта (CMS). Существует множество способов управления контентом веб-ресурса, начиная от простого механизма веб-журналов, допускающих ограниченную публикацию содержимого, до полнофункциональной интегрированной прикладной системы, на основе которой можно создать собственную систему управления контентом. При наличии большого количества вариантов в области систем с открытыми исходными кодами выбрать систему, подходящую для создания веб-ресурса подобного типа не так просто. К основным функциональным возможностям CMS относятся: § Легкая расширяемость с использованием модульной интегрированной среды (отображение таксономии, персональные сообщения, закладки и т.д.). § Персонализация среды для индивидуального представления контента, основанного на предпочтениях пользователя. § Ролевая система полномочий, определяющая права доступа для просмотра и редактирования контента. § Контент полностью индексируется для поддержки операций поиска. § Поддержка других форм контента, таких как голосования, тематические комментарии и дискуссии. § Административная поддержка ведения журналов, анализа и веб-администрирования. В конечном итоге сетевое образовательное сообщество представляет собой управляемое собрание ресурсов в интегрированной информационной среде. Информационная среда веб-ресурса позволит конечному пользователю взаимодействовать с его контентом как единым целым, а не с набором отдельных коллекций и услуг. Система управления контентом не только создает среды для совместной творческой деятельности, форумы, информационные письма, галереи изображений, системы загрузки файлов и многое другое, но и дает надежную защиту от несанкционированного доступа благодаря хорошо спроектированной системе безопасности с использованием технологий PHP, MySQL, JavaScript, HTML. Для формирования открытого контента в сетевых сообществах используются такие функциональные модули CMS-системы, как «Новости», «Подписка/рассылка новостей», «Опросы/голосования», «Форумы, обсуждения», «Доска объявлений», «Система «Медиа-Хранилища», Wiki-модули, блог, чат, комментарии, модуль видеочата, гостевые книги и т.д. Таким образом, веб-ресурс такого типа предоставляет гибкую и удобную систему работы с контентом и выполняет множество функций, необходимых и достаточных для управления информацией: § позволяет создавать, удалять и иерархически упорядочивать различные типы контента; § автоматически формирует удобные средства навигации по сайту (ссылки на документы, различные меню, карту сайта, списки страниц, указатели пройденного пути и т.п.); § оперирует разделами различных типов (статьи, новостные ленты, форумы, доски объявлений, почтовые формы, опросы, голосования и т.п.); § наполняет страницы сайта блоками контента разных типов (текст, изображение, список, таблица и т.п.). Использование открытого контента (той информации, которая размещается на странице преподавателя) с целью предоставления новых полезных знаний ставит множество вопросов о правовой защите такой информации, а также о законности ее использования учениками или лицами, которым данный доступ был предоставлен. В связи с этим необходимо четко представлять себе и понимать особенности применения различных правовых механизмов обеспечения защиты и охраноспособности полученных результатов интеллектуальной деятельности. Конституция Российской Федерации (ст. 44) относит к числу важнейших прав граждан России право на свободу во всех сферах творческой деятельности. Творческая деятельность, несомненно, приводит к появлению РИД, а соответственно интеллектуальных прав, защищать которые нацелена ч. 4 ГК РФ, в которой аккумулированы нормы, определяющие правила защиты, правила использования РИД, охраноспособность РИД. Вопросы соотношения прав авторов с правами третьих лиц актуальны в сети Интернет. Глобальная сеть наполнена своими особенностями, которые необходимо учитывать. Так, сложно определить субъекта-участника отношений, юрисдикцию возникшего конфликта, механизм регулирования возникших отношений, наличия межгосударственных соглашений о взаимном признании судебных решений и др. Основным правилом, определенным в ГК РФ в части использования РИД, является их правомерное использование, которое определяется разрешением правообладателя – автора РИД – учителя, преподавателя, соавторов, переданного в письменной форме. Закон РФ в ч. 4 ГК РФ определяет, что объем разрешенных действий со стороны третьих лиц с объектами интеллектуальной собственности определяется только разрешением правообладателя, выраженного в форме лицензионного договора или договора об отчуждении прав. ГК РФ прямо предусматривает п. 1. ст. 1229 право правообладателя разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Статьей 1252 ГК РФ к способам защиты исключительных прав в том числе относится возмещение убытков – к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб. Однако несмотря на необходимость согласования с правообладателем любого использования РИД, ГК РФ предусматривает и исключения из данного правила – возможности безвозмездного свободного использования, а также использования РИД, перешедшего в общественное достояние. Случаи безвозмездного свободного использования РИД предусмотрены ст. 1273–1276 ГК РФ, однако в сети Интернет их реализация осложняется. Так, свободное безвозмездное использование произведения, указанное в ст. 1273 ГК РФ, допускается при соблюдении следующих условий: – субъектом воспроизведения может быть только гражданин; – произведение должно быть правомерно обнародовано; – норма касается только воспроизведения произведения (иное использование произведения не допускается); – цель воспроизведения должна носить только личный характер. Статья 1274 ГК РФ предусматривает свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования. Однако в данной статье, как в ст. 1273 и последующих – 1275 и 1276 ГК РФ, – основным критерием является правомерность обнародования произведения. Кроме того, в ст. 1274 ГК РФ определен и критерий ограничения использования произведения объемом, необходимым для целей его использования, т.е. воспроизведение произведения в полном объеме при свободном безвозмездном использовании не разрешено. Что же считать правомерно обнародованным произведением, особенно в случае глобального пространства? Право на обнародование произведения изначально принадлежит автору произведения, которое позволяет осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом. При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Однако, возвращаясь к особенностям обнародования произведения в сети Интернет, однозначно доказать и предполагать, что произведение размещено в сети правомерно, сложно. Нет однозначного понимания, что данное произведение размещено на сайте с разрешения правообладателя. Даже если это произведение находится на официальном сайте образовательной организации, необходимо помнить, что сеть предусматривает технологические возможности неправомерного обнародования путем взлома сайта либо использования вредоносных программ. По этой причине необходимо для устранения неоднозначности в случаях безвозмездного свободного использования произведений, размещенных в сети Интернет, дополнительно получать разрешение у правообладателя или правообладатель должен на странице сайта разместить информацию о том, что все произведения размещены на странице сайта с его разрешения. Кроме того, необходимо помнить, что все разрешенные случаи свободного безвозмездного использования произведения строго ограничены и в основном касаются граждан. Рассмотрим теперь возможности использования произведения договорными способами. Процедура передачи исключительных прав на объект интеллектуальной собственности и существенные условия таких договоров определены ст. 1234–1236 ГК РФ. Одним из основных требований о заключении таких договоров, является требование о соблюдении письменной формы. Единственным исключением из требований о письменной форме лицензионного соглашения является договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании, который может быть заключен в устной форме (ст. 1286 ГК РФ). На территории РФ в соответствии с положениями законодательства в случае если сделка заключается не в электронной среде, путем подписания бумажного документа, свидетельствующего о передаваемом или отчуждаемом объеме прав, то можно утверждать, что данные отношения правомерны, но в случае заключения сделки в электронной среде, используя каналы Интернет, такой убежденности уже не возникает. Таким образом, для определения правомерности заключения договора, исходя из основного положения о форме заключения договоров на передачу или отчуждение прав на объекты интеллектуальной собственности, необходимо ответить на вопрос, является ли письменной формой электронная форма заключения договора[1]. Допустим, что сам автор выражает на электронной странице свою волю о предоставлении права на копирование результата интеллектуальной деятельности всем обратившимся лицам к этой странице по сети Интернет. Пункт 2 ст. 434 ГК РФ определяет, что договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Таким образом, следует, что условиями определения правомерности заключения договора, являются: 1) факт подписания договора сторонами; 2) факт обмена документами, при котором можно достоверно установить исходящую сторону. Условие о действительности договора в случае обмена документами содержит требование о возможности достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. В сети Интернет под исходящим сообщением можно понимать как отправленное сообщение другому лицу, так и выставленные условия на интернет-странице. Но в таких случаях не всегда возможно однозначно определить исходящую сторону и волеизъявление именно того лица, которое намерено заключить сделку. Кроме того, существующие положения п. 3 ст. 434 ГК РФ указывают, что письменная форма договора будет считаться соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ о принятии акцепта, в которой совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (предоставление прав на РИД, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте. Таким образом, данные условия обязывают указывать на интернет-странице лицензионного соглашения условия, по которым отправленное другой стороной согласие с условиями соглашения принимается сторонами как согласие на оферту. Но и в этом случае проблема достоверного установления исходящей стороны по договору не отпадает, так как документ, направленный одной из сторон, можно рассматривать лишь в качестве доказательства о намерении стороны заключить договор но не соблюдением его письменной формы. Для исключения неоднозначности такой договор, должен сопровождаться заключением дополнительного договора, выраженного в бумажной форме. Не для всех объектов интеллектуальной собственности процесс заключения договора по сети Интернет представляет такие сложности. Пунктом 3 ст. 1286 ГК РФ предусмотрена возможность заключения лицензионного договора для таких объектов, как программы для ЭВМ или базы данных, используя иные способы. Однако необходимо помнить, что данная статья не распространяется на договор об отчуждении исключительного права. В данной статье предусмотрено, что «заключение такого договора на право использовать данные объекты возможно путем заключения каждым пользователем с соответствующим правообладателем договора присоединения, условия которого изложены на приобретаемом экземпляре таких программы или базы данных либо на упаковке этого экземпляра». Одним из вариантов изложения условий может быть интернет-страница, к условиям которой присоединяются пользователи. Кроме того, ст. 1286 ГК РФ определяет, что начало использования программы или базы данных пользователем, переданных ему в порядке присоединения к условиям договора, изложенных на приобретаемом экземпляре программы или базы данных либо на упаковке этого экземпляра, означает его согласие на заключение договора. Но начало использования программы для ЭВМ и базы данных отличается от начала использования других объектов интеллектуальной собственности, которые можно начать использовать сразу после предоставления правообладателем пользователю определенного объема прав. Например, литературное произведение можно читать, цитировать, использовать в других личных целях сразу после покупки экземпляра, в то же время начало использования программы для ЭВМ или базы данных не связано с копированием на компьютер пользователя. Для данных объектов началом использования является факт их установки (инсталляции) на компьютере пользователя, и только после этого факта можно утверждать, что пользователь согласился с условиями соглашения. Однако в случае передачи прав на другие объекты авторского и смежного права, например на литературное произведение, такие исключения ч. 4 ГК РФ не предусмотрены. Исходя из условия, заключения договоров в письменной форме, следует, что передача прав в электронной среде может быть осуществлена только при соблюдении определенных условий. В соответствии со ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. Использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронной подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. К законам, которые предусматривают использование аналогов собственноручной подписи относятся ФЗ «Об электронной подписи» от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ, ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ. Таким образом, если соглашением сторон изначально не предусмотрена возможность использования при заключении сделки аналогов подписи или использования электронно-цифровой подписи, то и передача прав в электронной среде не может быть осуществлена. Кроме того, соглашение о применении таких средств должно быть выражено также в письменной форме, что в процессе обмена информации в электронной среде заключить с каждым невозможно. А отсюда следует, что в таких случаях любое лицензионное соглашение или договор об отчуждении права в электронной среде о передаче исключительных прав на объекты авторского права и права, смежного с ним, кроме программного обеспечения, могут быть оспорены. Но в соответствии со ст. 162 ГК РФ «несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства». С.И. Семилетов считает, что нормы ст. 160, 434 ГК РФ не являются «обязывающими и нет общей нормы, уравнивающей нормативно употребляемую дефиницию и понятие «письменная форма» с дефиницией «электронная форма»»[2]. Итак, положения законодательства РФ, имея определенные нормы, которые позволяют производить электронный обмен документами, все же не раскрывают специфику таких отношений. В случае обмена документами в электронной среде при акцептировании оферты происходит электронный документооборот, который регулируется Федеральным законом «Об электронно-цифровой подписи» от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ, который действует до 2013 г., и ФЗ «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ. Рассмотрим теперь вопрос о моменте перехода права от одного субъекта к другому при заключении сделки по сети интернет. По общему положению исключительное право в полном объеме на результат интеллектуальной деятельности (РИД) или средство индивидуализации переходит от правообладателя к приобретателю в момент заключения договора, т.е. таким моментом можно считать подписание договора сторонами или такой момент может быть определен сторонами самостоятельно, например как возникновение определенного случая. Действия по заключению договора в электронной среде состоят из двух стадий: 1) выбор способа подписания договора сторонами; 2) порядок заключения договора в письменной форме. Способ подписания договоров в электронной форме Стороны могут договориться, что они признают юридическую силу за дoкyмeнтами, подписываемыми aнaлoгом собственноручной подписи (п. 2 ст. 160 ГК РФ). Гражданский кодекс прямо относит факсимильное воспроизведение подписи (факсимиле) и электронную цифровую подпись к aнaлoгам собственноручной подписи, при этом оставляя перечень допустимых аналогов собственноручной подписи открытым. Иными словами, стороны договора сами вправе определить используемый ими aнaлoг собственноручной подписи и порядок подписания договора при использовании таких средств. Порядок заключения договора в письменной форме Согласно п. 1 ст. 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Это правило является универсальным и применяется во всех случаях, когда заключение договора происходит путем обмена офертой и акцептом. А в электронной среде заключение договора может идти несколькими способами: путем обмена электронными сообщениями или путем заполнения электронных страниц. С позиций скорости обмена сообщениями первый и второй случай можно признать равнозначными, но с точки зрения условий, содержащихся в таких сообщениях, они не могут быть признаны равнозначными. Связано это с тем, что в случае заполнения страницы применяется практика присоединения к уже существующим условиям, размещенным на странице, и возможность изменения условий акцептантом не предусмотрена. В другом случае при обмене сообщениями существует вероятность того, что условия договора могут согласовываться сторонами. Поэтому в первом случае можно говорить об интерпретации условий договора как оферты, при котором моментом заключения договора будет считаться принятие условий акцептантом. Но и здесь в связи со сложностью подтверждения существования или размещения таких условий в электронной среде необходимо факт заключения сделки подтвердить дополнительными процедурами. Кроме того, такое условие о подтверждении намерений сторон дополнительными способами при осуществлении сделок в электронном виде содержится в ст. 14 типового закона ЮНСИТРАЛ «Об электронной коммерции»[3] Таким образом, можно сделать определенные выводы, что такие договоры, как лицензионный договор и договор об отчуждении исключительного права, могут быть заключены в среде интернет при соблюдении двух критериев: во-первых, в случае использования сторонами по договору электронной подписи, условия использования которой должны быть определены сторонами ранее; во-вторых, при прямом указании на электронной странице, где размещены существенные условия договора о принятии при обмене документами других аналогов собственноручной подписи. Кроме того, в настоящее время большинством стран активно применяется модель таких лицензионных соглашений, как creative commons[4]. Данная модель в основном применяется для использования программного обеспечения, хотя существуют и случаи распространения данной модели регулирования взаимоотношений и на другие виды произведений, например на литературное произведение[5]. Существуют следующие виды лицензий с открытым программным кодом: 1. General Public License (GPL). 2. Apache Software License. 3. Лицензия Berkeley Software Distribution (BSD). 4. Лицензии Massachusetts Institute of Technology (MIT). 5. Mozilla Public License (МPL) и др. Однако прямое использование данного вида соглашения на территории РФ невозможно по причине, существования прямого запрета правообладателя на перевод текста лицензии[6] (текст охраняется в рамках авторско-правовой защиты). Соответственно применение его на английском языке без перевода на русский на территории РФ невозможно. Заключение соглашения российских пользователей на территории другого. государства, где английский язык считается государственным, чревато для наших граждан ухудшением их правовой защиты. Предложение о разработке подобной конструкции в РФ вносились проектом № 47538-6 изменений в ч. 4 ГК РФ, принятого ГД РФ в первом чтении, где ст. 1233 ГК РФ добавлена положением о возможности правообладателя сделать заявление о предоставлении любым лицам безвозмездно использовать принадлежащий ему РИД на определенных им условиях и в течение указанного им срока. В течение этого срока любое лицо вправе использовать этот результат на указанных условиях. Однако не совсем ясно как правообладатель может это сделать и какие условия для этого должны быть соблюдены. Несмотря на то, что использование такой конструкции, как creative commons напрямую невозможно, в РФ используются аналоги данной модели[7]. С 2009 г. в РФ Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009[8] закреплено право использования любого программного обеспечения с открытым программным кодом в школах. В том же году Федеральная служба судебных приставов России отчиталась о внедрении программного обеспечения с открытым кодом – OpenOffice с целью реализации государственной политики в области использования свободного программного обеспечения и во исполнение распоряжения Федеральной службы судебных приставов. «В апреле – мае 2009 г. проведены сеансы видеоконференц-связи с руководителями территориальных органов ФССП России с использованием свободного программного обеспечения. Использование аналогов существующих правовых механизмов заключения договора на условиях, согласованных сторонами или определенных коммерческой организацией в виде публичного договора, рассматривались выше. Данные правовые механизмы позволяют разработать любой, в том числе и повторяющий условия лицензии creative commons договор. Таким образом, в связи с существованием определенных проблем и правовых неточностей в случае использования РИД необходимо принять ФЗ «Об электронном документе и документообороте», где должно быть установление единого понятийного аппарата, общих принципов организации документооборота на основе использования ИКТ. Кроме того, в случае использования РИД, размещенного на странице сайта, и особенно если права передаются по сети Интернет, необходимо учитывать все особенности заключения договора а также субъектного состава.

Ключевые слова

online learning communities, legal aspects, individual learning paths, индивидуальная образовательная траектория, open content, правовые аспекты, сетевые образовательные сообщества, открытый контент

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Таратухина Юлия ВалерьевнаНациональный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москваj.v.taratoukhina@mail.ru
Жарова Анна КонстантиновнаНациональный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва
Всего: 2

Ссылки

Таратухина Ю.В., Чамина О.Г. Сетевые сообщества образовательной направленности в поликультурном контексте: метод открытого контента // Бизнес-информатика. – 2011. – № 3. – С. 3–10.
Таратухина Ю.В., Мальцева С.В. Сетевые сообщества: коммуникационные аспекты // Автоматизация и современные технологии. – 2008. – № 2. – С. 21–26.
Меськов В.С., Куликова И.В., Мамченко А.А. Открытый контент как феномен и модель обустройства обществ, базирующихся на знаниях // Открытое образование. – 2006, № 5. – С. 71–83.
Распоряжение Правительства РФ от 18 октября 2007 г. № 1447-р (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 № 219).
Семилетов С.И. Законодательная основа предоставления государственных услуг и порядка взаимодействия с органами государственной власти в электронной форме // Условия реализации прав граждан и организаций на основе информационных технологий/ под ред. И.Л. Б
Жарова А.К. Проблемы заключения договоров на передачу или отчуждение исключительных прав в среде Интернет // Информационное общество и социальное государство. – М.: ИГП РАН. – 2011. – С. 220–227.
Жарова А.К. Правовая защита интеллектуальной собственности: учебное пособие для магистратуры.– М.: Юрайт, 2011. – 373 с.
Драхлер А.Б. Актуальные проблемы развития сетевых педагогических сообществ. Режим доступа: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2009_11_24.html
Головеров Д.В., Кемрадж А.С. Правовые аспекты использования интернет-технологий. – М., Книжный мир. – 2002. – С. 306–316.
Жарова А.К. Правовая характеристика использования программ с открытым кодом // Юрисконсульт в строительстве. – М., 2010. – № 2. – С. 38–41.
CMS Matrix // http://www.cmsmatrix.org/
Unofficial Translations// http://www.gnu.org/licenses/translations.en.html
Бондаренко С.В. О типизации виртуальных сетевых сообществ образовательной направленности // Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития / под общ. ред. А.Н. Кул
 ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ, ОРГАНИЗОВАННОЙ ПО ПРИНЦИПУ ОТКРЫТОГО КОНТЕНТА | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 3 (51).

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ, ОРГАНИЗОВАННОЙ ПО ПРИНЦИПУ ОТКРЫТОГО КОНТЕНТА | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 3 (51).