РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В Брянском государственном техническом университете НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 3 (51).

РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В Брянском государственном техническом университете НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Рассмотрены вопросы реализации Президентской программы подготовки управленческих кадров в Брянской области на базе Брянского государственного технического университета в условиях применения компетентностного подхода.

IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL PROGRAM OF PREPARATION OF MANAGEMENT PERSONNEL AT BRYANSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY ON THE BASIS OF THE COMPETENCE APPROACH.pdf Переход к экономике инновационного типа актуализировал необходимость использования новых подходов к управлению процессом формирования человеческих ресурсов на промышленных предприятиях и организациях РФ. Как показала практика, надежными источниками достижения организацией устойчивого положения на рынке товаров и услуг могут быть не только модернизация техники и технологий, но и конкурентоспособный персонал, который может: самостоятельно и критически мыслить, искать пути рационального преодоления трудностей, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретенные им знания могут быть применены в профессиональной деятельности; генерировать новые идеи; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, предотвращать конфликтные ситуации или умело выходить из них; трудиться над собственным развитием и т.п. Вот почему потребность в высококвалифицированных управленческих кадрах на российском рынке труда была и остается достаточно высокой, а вопрос о качестве подготовки таких специалистов – первоочередным. Важной задачей совершенствования системы профессионального образования является его модернизация в соответствии с изменяющимися требованиями общественного развития, а главной целью – формирование личности конкурентоспособного специалиста. В современной практике передачи знаний имеется большое число подходов, лежащих в основе качественной подготовки специалистов. Это как давно известные и активно реализуемые в системе профессионального образования подходы, так и новые, вошедшие в научный оборот лишь сравнительно недавно, в числе которых компетентностный подход, основная цель которого – повышение качества подготовки специалистов. Компетентность – интегральное качество личности, проявляющееся в способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельную и успешную работу. Компетентностно-ориентированная подготовка управленческих кадров для экономики хозяйствующего субъекта – объективное явление в образовании, вызванное к жизни социально-экономическими, политико-образовательными и педагогическими предпосылками. И прежде всего – это реакция системы профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, на запросы и ожидания рыночной экономики. В компетентностной модели подготовки менеджеров цели их обучения связываются как с объектами и предметами труда и выполнением определенных функций, так и с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. В этом случае целью профессионального образования становится «…не только научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными деловыми и жизненными ситуациями и работать в группе» [3]. В Брянском государственном техническом университете Президентская программа подготовки управленческих кадров (базовая образовательная программа (тип В)) реализуется с 1998 г. Программа предусматривают обучение по направлению «Менеджмент» на базе предметного подхода. Общий объем обучения 550 академических часов, в том числе 180 академических часов обучения иностранному языку; длительность обучения 6 месяцев. Изначально Программа предусматривала обучение по направлению «Менеджмент» на базе предметного подхода. С 2007 г. обучение на программе реализуется в рамках компетентностного подхода. В 2010 г. БГТУ прошел конкурсный отбор и получил право на проведение Программы повышения квалификации (тип Q) «Менеджмент в сфере инноваций» по направлению «Инновационный малый бизнес» с использованием компетентностного подхода. Миссией Программы повышения квалификации (тип Q), реализуемой в БГТУ, является содействие инновационному развитию региональной экономики посредством увеличения числа бизнес-проектов, выполненных в период обучения специалистами, работающими в инновационных сферах деятельности, способными обобщить имеющийся практический опыт, выявить неиспользуемые возможности инноваций и сформировать новые направления инновационного развития компаний в формате бизнес-плана; инновационное развитие экономики России через развитие человеческого капитала. Миссия образовательной программы определяет модель компетенций менеджера, которая используется для разработки учебных планов, программ и учебных материалов. В соответствии с миссией целью Программы является профессиональная подготовка управленческих кадров и формирование личности современного менеджера, деятельность которого будет способствовать: · повышению конкурентоспособности организаций (предприятий); · повышению качества управления; · эффективности работы предприятий (организаций) региона; · социально-экономическому развитию региона и его муниципальных образований. Компетентностный подход предполагает выявление образовательных потребностей слушателей. В БГТУ выявление образовательных потребностей проводилось посредством анкетирования на ознакомительном собрании слушателей перед началом занятий, а также при проведении профессионального интервью на этапе отбора кандидатов, проведения групповых дискуссий на занятиях. Образовательные потребности, удовлетворяемые в процессе обучения по Программе повышения квалификации, представлены в табл. 1. Таблица 1 Сводная таблица анализа образовательных потребностей слушателей программы повышения квалификации (тип Q) управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в рамках Государственного плана в 2010/11 учебном году № п/п Образовательная потребность Сведения по группе специалистов 1 Основные ожидания специалистов от участия в данной программе Приобретение новых знаний и умений – 68,3 %. Получение удостоверения о повышении квалификации – 17,2 %. Разработка проекта стратегического развития предприятия –27,4%. Разработка бизнес-плана инновационного предприятия – 95 %. Карьерный рост – 19,3 %. Решение существующих проблем предприятия – 2,7 %. Зарубежная стажировка – 38,9 %. Прочее – 5,4 %. 2 Какие компетенции хотели бы приобрести слушатели в процессе обучения на Президентской программе Разработка стратегии развития предприятия (подразделения). Применение методов анализа рыночной среды, способов оценки производственно-экономического потенциала предприятия в целях достижения высокой эффективности производства. Овладение принципами и методами рыночной сегментации, формирования спроса и стимулирования сбыта, методами рекламной работы. Разработка программы нововведений и плана мероприятий по реализации этих программ. Составление финансового плана и бизнес-плана. Разработка программы продвижения новых технологий и продуктов. Выявление образовательных потребностей слушателей проводится посредством анкетирования на ознакомительном собрании слушателей перед началом занятий, а также при проведении профессионального интервью на этапе отбора кандидатов, проведения групповых дискуссий на занятиях. При формировании модели компетенций (табл. 2), являющихся основой для разработки образовательной программы, был реализован комплексный подход на основе сочетания общеуправленческих компетенций и компетенций специализации Программы. В данную модель были включены компетенции: 1. Общеуправленческие: умение интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой профессиональной задачи – ОК1; умение использовать информационные технологии при решении профессиональных задач – ОК2; способность разрабатывать стратегии развития предприятия (подразделения) – ОК3; умение разрабатывать варианты управленческих решений и обосновать оптимальные варианты – ОК4; умение разрабатывать и применять процедуры и методы контроля – ОК5; умение использовать основные теории мотивации лидерства и власти для решения управленческих задач – ОК6; способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственность на основе их делегирования – ОК7; умение анализировать и проектировать межличностные, групповые и организационные коммуникации – ОК8; способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды – ОК9. 2. Компетенции специализации программы: умение анализировать рыночные возможности и риски открытия малого инновационного предприятия – КС1; · умение работать с нормативно-правовой базой, определяющей особенности функционирования компаний в инновационной сфере, – КС2; · умение анализировать ситуацию на рынке инновационного продукта и определять его место на нем – КС3; · умение планировать и строить стратегию продвижения инновационного продукта – КС4; · способность проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования – КС5; · владение техниками финансового прогнозирования и планирования – КС6; · умение эффективно взаимодействовать с инновационными посредниками, а также потребителями и производителями наукоемкой продукции в процессе создания и последующего распространения инновационного продукта – КС7; · способность разрабатывать бизнес-план создания и развития новых организаций, направлений деятельности, продуктов – КС8; · умение использовать профессиональные программные продукты в области бизнес-планирования – КС9; · владение навыками оценки инновационного потенциала региона, организаций, предприятий, отрасли – КС10. Таблица 2 Фактическая модель компетенций менеджера в соответствии с результатами слушателей Программы в 2010/11 учебном году № Наименование дисциплины Общеуправленческие компетенции Компетенции специализации программы ОК1 ОК2 ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК7 ОК8 ОК9 КС1 КС2 КС3 КС4 КС5 КС6 КС7 КС8 КС9 КС10 1 Первый модуль программы 1.1 Основы теории инноваций + + + 1.2 Правовые основы регулирования инновационной деятельности + + 1.3 Профессиональные навыки менеджера + + + + + + 1.4 Курс по выбору. Стратегический менеджмент + + + 2 Второй модуль программы 2.1 Маркетинг новых продуктов и технологий + + + + + + + 2.2 Управление инновационным бизнесом + + + + + + 2.3 Инфраструктура рынка инноваций + + + 2.4 Управление интеллектуальной собственностью + + + 2.5 Оценка рисков + + + + + + 2.6 Бизнес-планирование + + + + + + + + Игровые имитации + + + + + Разработка проекта + + + + + + + + + + + + Фактический рабочий учебно-тематический план, реализуемый в 2010/11 учебном году, скорректированный по результатам анализа образовательных потребностей слушателей, компетенции, формируемые дисциплинами, а также используемые при этом интерактивные формы обучения приведены в табл. 3. Таблица 3 Фактический рабочий учебно-тематический план, реализуемый в 2010/11 учебном году Дисциплина Количество часов (общее/ аудиторных/ самостоятельной работы) Формируемые компетенции Используемые интерактивные формы обучения Первый модуль программы Основы теории инноваций 16/8/8 ОК1, КС8, КС10 Кейсы, групповые дискуссии Правовые основы регулирования инновационной деятельности 12/6/6 ОК2, КС2 Кейсы, групповые дискуссии, работа в малых группах, информационные технологии Профессиональные навыки менеджера 16/8/8 ОК4, ОК6, ОК7, ОК8, ОК9, КС7 Кейсы, работа в малых группах, ролевые игры, деловые игры Курс по выбору. Стратегический менеджмент 8/4/4 ОК1, ОК3, КС1 Кейсы, работа в малых группах Второй модуль программы Маркетинг новых продуктов и технологий 32/16/16 ОК1, ОК2, ОК3, КС1, КС3, КС4 Кейсы, работа в малых группах, информационные технологии, ТРИЗ-работа, деловые игры Управление инновационным бизнесом 20/10/10 ОК1, ОК3, КС1, КС2, КС4, КС10 Кейсы, работа в малых группах, ролевые игры, ТРИЗ-работа Инфраструктура рынка инноваций 16/8/8 ОК8, КС7, КС10 Кейсы, работа в малых группах, ролевые игры Управление интеллектуальной собственностью 20/10/10 ОК1, КС2, КС3 Кейсы, работа в малых группах, ролевые игры, групповые дискуссии Оценка рисков 20/10/10 ОК1, ОК2, ОК4, КС1, КС5, КС7 Кейсы, работа в малых группах, информационные технологии Бизнес-планирование 32/16/16 ОК1, ОК2, ОК4, ОК7, КС1, КС2, КС8, КС 9 Кейсы, работа в малых группах, информационные технологии Разработка проекта ОК1, ОК2, ОК3, КС1, КС2, КС3, КС4, КС5, КС6, КС8, КС9 Индивидуальные консультации В процессе обучения слушателей Программы в БГТУ применяется несколько моделей [1]: 1) пассивная – обучаемый выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит); 2) активная – обучаемый выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания); 3) интерактивная – взаимодействие. Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Среди наиболее популярных у слушателей направлений выпускных квалификационных работ можно выделить следующие: · Разработка бизнес-плана в области информационных технологий. · Коммерциализация имеющихся инновационных разработок (патентов, опытных образцов). · Разработка бизнес-планов в области сельского хозяйства. · Разработка бизнес-плана инновационного развития предприятия. Результатом обучения по Программе является совокупность знаний, умений и навыков как основы формирования компетенций современного менеджера, что позволит специалистам эффективно работать в качестве менеджера высшего или среднего звена на предприятиях различных отраслей национального хозяйства любых организационно-правовых форм. Таким образом, реализация компетентностного подхода обусловила следующие основные характерные черты Программы повышения квалификации: 1. Индивидуализация содержания дисциплин в соответствии с потребностями каждой группы слушателей. 2. Подготовка слушателями проектных работ по соответствующим дисциплинам учебного плана, каждая из которых представляет, по сути, бизнес-план организации производства инновационной услуги или продукта. 3. Применение активных методов обучения и педагогических инноваций. Соотношение использования активных (информационные технологии, работа в команде, кейсы, ролевые игры и др.) и традиционных методов обучения составляет 80% к 20% соответственно. Преподавателями программы ведется разработка учебных курсов на основе современных подходов, обеспечивающих использование активных методов обучения. Для разработки кейс-стади, ролевых и ситуационных игр используются также материалы выездных семинаров-тренингов, проводимых преподавателями кафедры на базе инновационных компаний Брянской области. 4. Постоянный мониторинг формирования компетенций. В ходе обучения проводится постоянный компетентностно-ориентированный мониторинг слушателей Программы, который включает: 1. Электронное тестирование по отдельным дисциплинам учебного плана для оценки эффективности работы преподавателей и уровня освоения учебного материала слушателями. 2. Выполнение слушателями индивидуальных заданий по каждой дисциплине учебного плана с целью мониторинга освоения конкретных профессиональных навыков. 3. Подготовка слушателями проектных работ по соответствующим дисциплинам учебного плана, каждая из которых представляет, по сути, часть бизнес-плана организации производства инновационной услуги или продукта. 4. Выполнение выпускной квалификационной работы слушателями Программы, которая представляет собой бизнес-план инновационного проекта. Инновационные проекты могут разрабатываться не только как самостоятельные направления развития бизнеса, но и как новое направление в деятельности уже существующих предприятий. В заключение подчеркнем, что компетентностный подход к реализации Программы подготовки управленческих кадров имеет огромное практическое значение на современном этапе развития профессионального образования в контексте формирования личности специалиста, адекватной требованиям рынка труда в условиях перехода к экономике инновационного типа.

Ключевые слова

competences, educational requirements, Presidential program of preparation of management personnel, компетенции, образовательные потребности, Президентская программа подготовки управленческих кадров

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Скляр Е.Н.Брянский государственный технический университетsklyarel@yandex.ru
Дубаневич Е.В.Брянский государственный технический университетvek1981@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Разнова Н.В., Яричина Г.Ф. Эффективные технологии оценки деловых и личностных качеств в системе управления персоналом предприятий // Вестник КрасГАУ. – 2011. – №1. – С. 7−11.
Головина О.Д. Реализация Федеральной программы подготовки управленческих кадров в условиях компетентностного подхода/ О.Д. Головина, О.А. Воробьева // Вестник Удмуртского университета. – 2011. – № 3. – С. 14–18.
Вингерт В.В. Интерактивные методы обучения в системе высшего профессионального образования // Материалы международной научно-практической конференции «Модернизация подготовки управленческих кадров России в контексте мировой системы образования». – 2012 ht
 РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В Брянском государственном техническом университете НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 3 (51).

РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В Брянском государственном техническом университете НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 3 (51).