| Открытое и дистанционное образование. 2013. № 1 (49).

Рассматриваются проблематика и опыт использования проблемно-ориентированных заданий в учебном процессе, частично реализуемом в виртуальном пространстве. Показана перспективность применяемого подхода с нескольких позиций: научно-исследовательской, диагностической и педагогической.

?.pdf Современное образование во многом остается в плену репродукционной модели. Это означает, что высшей доблестью учащегося, как и столетия назад, считается способность воспроизвести то, что говорил преподаватель, или то, что велели прочитать в учебнике. В известной мере нельзя считать эту модель недостатком и только недостатком нашего образования. Онтологическая (фактологическая) составляющая образования по праву занимала достойное место в образовательном процессе во все времена. Вместе с тем ее роль, актуальная в период 3-го и 4-го технологических укладов (т.е. до 90-х гг. ХХ в), в настоящее время подвергается пересмотру самой жизнью. Важными становятся не только знание определений, но в значительной степени - использование мощи своего разума для решения проблем [1] и, может быть, самое главное — внутренняя мотивация к решению этих проблем. Другим современным, можно сказать экономическим, ограничением имеющейся модели образования является ее неэффективность. Под неэффективностью здесь понимается неспособность обеспечить качественный образовательный процесс в условиях массового образования. Немногочисленные преподаватели тратят огромное количество времени и усилий на такие рутинные процессы, как текущий контроль результатов обучения большого количества студентов, что со временем убивает любое педагогическое творчество. С появлением IT-технологий и компьютерной автоматизации многих проверочных мероприятий эта проблема отчасти решается, однако, как ни парадоксально, не влияет на саму образовательную модель. Современные способы проверки знаний, реализованные в виде тестов, где нужно выбрать один вариант из нескольких предложенных, полностью соответствуют репродукционной модели. За редчайшими исключениями типа технологий решения изобретательских задач в технических науках в обучении доминируют именно тесты множественного выбора или выставки пропущенного. Такой репродукционно-тестовый подход к обучению, когда-то весьма прогрессивный, сегодня в значительной степени морально устарел. Как это ни удивительно, но именно он, по-видимому, способствует проникновению в обучение и развитию в этой сфере IT, в том числе сетевых технологий. Дело в том, что тесты легко реализуются в электронной форме, и в силу простоты их алгоритма человек может поручить созданной компьютерной системе принять решение об успешности прохождения теста. Любая критика тестового подхода относительно его механистического и нетворческого характера не сможет побороть эффективность, возникающую из возможностей автоматизации работы преподавателя. Современные творческие способы педагогического контроля требуют значительных затрат человеческих ресурсов – времени и квалификации обучающего, что снижает вероятность их использования в массовом масштабе. Так новые и прогрессивные технологии из одной области (IT) консервируют морально устаревшие технологии в другой (образовании). Выход из этой ситуации видится в разработке подходов, которые позволили бы: а) сохранить значительную содержательную (знаниевую) компоненту образования, но при этом б) внедрить в образовательный процесс способы обучения, востребующие те способности обучающегося, которые нацелены на понимание закономерностей и решение проблем, а не на чистую репродукцию, и, что абсолютно критично, в) сохранить значительную автоматизацию рутинных образовательных действий средствами IT-технологий для успешного развития открытой образовательной среды. Одним из вариантов реализации такого подхода может стать разработка системы так называемых «исследовательских задач» [2] или проблем, требующих от учащегося нахождения и понимания ранее не известной ему закономерности. Содержательными «кирпичиками» при этом служат материалы традиционных учебных курсов – термины, понятия, факты, высказывания, формулы и т. д. – все то, что составляет записанное в курсе знание. Учащемуся не ставится задачи зазубрить весь этот материал, однако при решении поставленной задачи он вынужден самостоятельно его привлекать и использовать. Проиллюстрировать описываемый подход можно с помощью схемы (рис. 1). Рис. 1. Традиционный (1) и проблемно-ориентированный (2) подходы в обучении Все используемые в образовательном процессе задачи должны быть реализованы с использованием сетевых IT-технологий, которые позволяют индивидуализировать учебное пространство, а также востребуют именно самостоятельную работу, так что оказывается практически маловероятным следование по чужому образцу. Один из вариантов процесса обучения с использованием проблемно-ориентированных заданий был реализован нами на материале университетского спецкурса «Этногеография и география религий». Для подготовки стимульного материала были сформированы категории, состоящие из названий стран мира. Страны относились к одной категории по признаку доминирования в них того или иного течения христианства. Всего было сформировано три категории стран, в которых доминировало либо православие (категория C1 - 14 названий), либо католицизм (категория C2 – 17 названий), либо протестантство (категория C3 – 10 названий). Программа RWR (right-wrong responder) с пользовательским интерфейсом, доступная через Интернет, предъявляет студентам названия в виде матрицы 3х3, т. е. подмножество размером в 9 названий за один раз. Выбор любого названия (щелчок левой кнопкой мышки) приводит к тому, что программа посылает пользователю сообщение либо «ложь», либо «истина». Подмножество названий стран подбиралось из исходных категорий случайным образом, но так, чтобы в подмножестве всегда только одно могло вызвать сообщение «истина». Сообщения программы не являлись случайными, они были подчинены логике, которая в данном случае состояла в том, что задавалась фиксированная последовательность категорий. Эта последовательность не была известна студентам, и их задача состояла в том, чтобы выяснить вид этой последовательности. С технической точки зрения, студенты должны были заставить программу все время посылать сообщение «истина». В целом работа программы с пользователем подчинялась алгоритму, представленному на рис. 2. Рис. 2. Алгоритм работы программы RWR с пользователем В инструкции испытуемым указывалось, что они должны получить как минимум 6 сообщений «истина» подряд. В роли испытуемых выступали студенты 5-го курса факультета биологии, географии и химии КГПУ им. В.П. Астафьева, изучавшие указанный спецкурс. Программа записывала все результаты в специальный файл-протокол. Таким образом, студенты погружались в учебную среду, в которой они должны были решить поставленную перед ними проблему. Выбирая названия стран случайным образом или не имея представления о культурно-исторических характеристиках этих стран, эту проблему решить невозможно. Если студент не владеет фактологическим материалом, ему придется самостоятельно обращаться к информационным источникам, что и является одной из целей образования. Опыт применения описанного проблемно-ориентированного задания в процессе преподавания дал возможность получить ряд результатов. 1. Возможна диагностика образовательных умений учащихся. Среди них можно выделить таких, которые могут эффективно находить неизвестные закономерности, и таких, кому это не удается. Очевидно, что для тех и других необходимо применять разные дидактические приемы. 2. Математический анализ хода индивидуальной работы учащихся позволяет выделить значительно большее разнообразие типов учащихся в отличие от простой дихотомии «справился – не справился». На основе этого анализа можно показать, что некоторые несправившиеся в определенном смысле успешнее справившихся, и, таким образом, разработать предложения по индивидуализации обучения [3]. 3. Среди учащихся можно выявить таких, которые способны на то, что в психологии интеллекта называется «интеллектуальной инициативой». Термин был введен Д.Б. Богоявленской и означает «готовность выходить за пределы заданного и включаться в не стимулированную извне интеллектуальную деятельность» [4. С. 208]. В нашем случае это означает, что некоторые студенты не удовлетворялись формальным решением предложенного задания, заданным в инструкции (6 сообщений «истина» подряд). По их протоколам было видно, что они стремились к более глубокому и уверенному пониманию предложенного задания, возвращались к заданию уже после успешного решения. 4. Используя методы математического моделирования и теории информации можно с высокой вероятностью предсказать успешность работы учащегося до того, как он решит задачу [5, 6]. Данный аспект имеет самостоятельную ценность как возможность осуществлять исследования в области психологии интеллекта в приложении к обучению в виртуальной среде. Развитые на основе моделирования теории когнитивных процессов позволят «поручить» программно-техническим приложениям принимать решения об успешности или неуспешности обучающегося в отношении конкретного учебного курса. Как упоминалось выше, сохранение возможности автоматизации процесса обучения на основе IT-технологий является центральной для развития открытого образования. 5. Наконец, анализ протоколов испытуемых позволяет увидеть отражение их индивидуальных мотиваций в процессе изучения курса. Это регистрируется по количеству, продолжительности работы с программой, а также содержательным усилиям, прилагаемым для решения задания. Программа позволяла испытуемым оставлять краткие записи, из которых иногда видно, что студент самостоятельно прорабатывал материал. Можно заключить, таким образом, что педагогический эффект, состоящий в стимуляции самостоятельной работы студентов с учебным материалом, был в значительной мере достигнут.

Ключевые слова

self-stimulated learning, problem-oriented tasks, education models, самостоятельная работа учащихся, проблемно-ориентированные задания, модели образования

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гавриков Владимир ЛеонидовичЦентр экологического мониторинга, Сибирский Федеральный университетстарший научный сотрудник Центра экологического мониторинга, докторант кафедры экологии и природопользования СФУvgavrikov@sfu-kras.ru
Корнилов Виктор ВикторовичКрасноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьевадоцент кафедры экономической географииvikvizant@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Гавриков В.Л., Хлебопрос Р.Г. О возможности измерения потока информации при решении человеком интеллектуального теста // Моделирование неравновесных систем: Матер. ХV Всеросс. семинара, 5–7 октября 2012 г. / под ред. В.В. Слабко; отв. за вып. М.Ю. Сенашов
Гавриков В.Л., Хлебопрос Р.Г. Понимание неизвестной структуры: модель фазового перехода // Моделирование неравновесных систем: матер. ХV Всеросс. семинара, 5–7 октября 2012 г. / под ред. В.В. Слабко; отв. за вып. М.Ю. Сенашова. – Красноярск: Институт вычи
Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб и доп. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
Гавриков В.Л., Салагаева А.В., Хлебопрос Р.Г. Решение учащимися задачи на распознавание категорий: статистический анализ ошибок // Психология обучения. – 2011. – № 2. – С. 24–42.
Gagne R.M. The conditions of learning (3rd edition). – N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1980.
Гавриков В.Л., Хлебопрос Р.Г. Подход к визуализации мыслительных процессов у человека при решении исследовательской задачи // Психология обучения. – 2010. № 2. – С. 32–47.
  | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 1 (49).

| Открытое и дистанционное образование. 2013. № 1 (49).