Обучение будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности с использованием ЭУМК на базе МРСО | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 1 (49).

Обучение будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности с использованием ЭУМК на базе МРСО

Представлен опыт обучения будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности с использованием электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам в вузе на основе модульно-рейтинговой системы обучения. Описаны методики: «Использование стобалльной шкалы оценивания в учебном процессе вуза» и «Формирование рейтингового показателя достижений студента».

Training future teachers principles of personal and social safety with using ELMC on the basis MRES.pdf В условиях развития современного образования и с учетом возрастающей потребности обеспечения безопасности жизнедеятельности личности, общества, мирового сообщества одним из важнейших и актуальных вопросов является вопрос качественной подготовки студентов, обучающихся в вузах по специальности 050104 «Безопасность жизнедеятельности» и имеющих право осуществлять педагогическую деятельность в качестве учителя школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Современный учитель ОБЖ – это личность, способная грамотно и компетентно реагировать на меняющиеся условия педагогической деятельности, умеющая адекватно выбирать методы и технологии обучения, соединяя традиции и новации; это профессионал, способствующий эффективной учебной деятельности учащихся, удовлетворяющий актуальные запросы и ожидания общества; это специалист, владеющий на высоком уровне разными видами профессиональной деятельности (преподавательской, научно-методической, социально-педагогической, воспитательной, культурно-просветительской, коррекционно-развивающей, управленческой); это педагог, компетентно выполняющий свои основные функции (проектировочная, информационная, конструктивно-интегративная, развивающая, гностическая, исследовательская, организационная, мобилизационная, управленческая, коммуникативная, ориентационная и результативно-оценочная). Важность роли учителя ОБЖ в жизни каждого человека доказывать нет необходимости. Ведь это специалист, реализующий с 5-го по 11-й класс в общеобразовательном учебном заведении одну из главных целей образования – воспитание личности безопасного типа поведения, личности, обладающей культурой безопасности, способной не только в обычной, но и в экстремальной ситуации справиться с различными опасностями и угрозами, противостоять вызовам глобальных проблем, предвидеть и предвосхищать наступление негативных событий и явлений. В этой связи особо необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что школьный курс ОБЖ по сути своей является практико-ориентированным предметом, а педагогическая деятельность учителя ОБЖ в основном направлена не столько на подачу теоретических знаний, сколько на формирование у обучающихся конкретных практических умений, навыков, а также компетенций в области повседневной безопасности. Учитывая особенность курса ОБЖ и специфику работы учителя ОБЖ подготовка студентов, обучающихся в ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный гуманитарный университет» на кафедре безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний (БЖДиОМЗ) факультета естествознания, физической культуры и безопасности жизнедеятельности осуществляется с использованием передовых педагогических средств, методов и современных образовательных технологий, в том числе реализующих дидактические возможности информационных и коммуникационных, а также дистанционных образовательных технологий (ИКТ и ДОТ), которые дают возможность изменить существующую традиционную модель учебного процесса в высших учебных заведениях; позволяют активно использовать ресурсы сети Интернет; осуществлять своевременную проверку качества подготовки специалистов; создавать электронные ресурсы как учебного назначения, так и для проверки знаний и умений обучающихся. Рассмотрим это на примере реализации в учебном процессе по специальности 050104 «Безопасность жизнедеятельности» основной общепрофессиональной дисциплины, «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности» («ТиМОБЖД») начинающейся в конце второго и заканчивающейся в конце четвертого курса. Освоение студентами этой дисциплины происходит непросто [1]. Сложность выражается не только в том, что ее общая трудоемкость составляет 372 ч, но и в том, что в нее помимо дополнительных модулей, таких как «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» и «Аудиовизуальные технологии обучения», интегрируются еще и две педагогические практики («учебно-воспитательная» и «стажерская»), а также в рамках этой дисциплины студенты, занимаясь научно-исследовательской работой, пишут и защищают курсовые и выпускные квалификационные работы. В этой связи у преподавателей кафедры возникает, во-первых, острая необходимость верного построения логики учебного процесса, связанной с правильным распределением и последующим чередованием циклов теоретической, практической и научно-исследовательской подготовки студентов; во-вторых, у преподавателей этих дисциплин и направлений деятельности должна быть возможность комплексно и на основе междисциплинарного подхода подходить к подаче новых знаний студентам, выработке у них практических умений, формированию их базовых профессиональных навыков, а также совершенствованию у будущих специалистов требуемых компетенций, и, в-третьих, актуализируется потребность в создании такой информационно-образовательной среды кафедры, которая с учетом постиндустриального развития современного общества могла бы давать возможность как преподавателям, так и студентам своевременно и эффективно осуществлять информационную деятельность и информационное взаимодействие (в контексте учебного процесса) на основе использования современных информационных, коммуникационных, а также дистанционных технологий. Решить вышеуказанные проблемы стало возможным посредством организации деятельности преподавателей кафедры в области разработки и использования в учебном процессе в режиме распределенного доступа электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам, основанных на базе модульно-рейтинговой системы оценивания достижений студентов (ЭУМК на базе МРСО) [2]. Вопросы методики разработки и использования электронных учебно-методических комплексов в учебном процессе высшей школы изучены В.П. Демкиным, Е.В. Ефимовой, Т.А. Королевич, Н.Ю. Королевой, Г.В. Можаевой А.В. Осиным, А.А. Приборович, Е.В. Ширшовым и др. Однако в их работах в должной мере не учитываются возможности разработки и использования в режиме распределенного доступа электронных учебно-методических комплексов, основанных на базе модульно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений. На первом, теоретическом, этапе нашей работы (2006 г.) по реализации проекта «Развитие электронного обучения», связанного с разработкой и внедрением в учебный процесс вуза электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам, основанных на базе модульно-рейтинговой системы оценивания достижений студентов, нами разработана унифицированная модель ЭУМК на базе МРСО (рис. 1) и дано следующее определение: электронный учебно-методический комплекс на базе модульно-рейтинговой системы оценивания – это совокупность структурных элементов (инструктивный, концептуальный, содержательный, методический, контрольно-оценочный) и средств комплексного воздействия на обучающихся, направленных на осуществление информационной деятельности, информационного взаимодействия, автоматизацию учебно-методических материалов и контроля учебных достижений студентов, реализованного в виде информационного ресурса образовательного назначения и используемого в распределенном доступе для формирования знаний, умений и навыков, а также компетенций студентов по учебной дисциплине. Рис. 1. Модель электронного учебно-методического комплекса по дисциплине Являясь современным средством учебного назначения для обучающихся, ЭУМК на базе МРСО разрабатывается преподавателем или творческим коллективом преподавателей с целью внедрения инновационных технологий обучения на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); эффективного управления самостоятельной работой студентов; своевременного и объективного контроля качества обучения; реализации личностно-ориентированного подхода; организации эффективной познавательной деятельности студентов за счет рационального сочетания различных способов представления учебного материала на основе дидактических возможностей ИКТ. При этом с помощью ЭУМК на базе МРСО у преподавателя появляется возможность: · оказывать помощь студентам в изучении и систематизации теоретических знаний; · формировать практические умения, совершенствовать имеющиеся навыки и компетенции; · рационально использовать и сочетать в учебном процессе различные образовательные технологии; · представлять обучающимся изучаемый материал различными способами (текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.); · систематически контролировать качество обучения; · эффективно управлять самостоятельной работой студентов по овладению учебным материалом; · реализовывать личностно-ориентированный подход; · управлять познавательной деятельностью студентов при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования с использованием ИКТ; · сотрудничать со студентами в интерактивном режиме в любое время, в любом темпе и месте, если имеется доступ к Интернету, используя дистанционные образовательные технологии и др. К достоинствам ЭУМК на базе МРСО можно отнести: четкую структуру курса, упорядоченность, возможность отслеживания связей между элементами, наглядность, осознание перспективы, индивидуальный подход к обучению, гибкость представления информации, развитие продуктивного мышления, многофункциональность, возможность самоконтроля и самооценки, активизацию познавательной деятельности, комплексность, ориентацию на перспективу, накопительный принцип оценивания работы студента, формирование самостоятельности, тренировку в выборе траектории образования и ответственность за него, формирование субъектной позиции в учебной деятельности. Убедиться в целесообразности использования ЭУМК на базе МРСО в учебном процессе мы смогли в результате шестилетней (2006–2012 гг.) научно-исследовательской работы, осуществляемой сначала на кафедре БЖДиОМЗ [3] в рамках специальности 050104 «Безопасность жизнедеятельности», а затем в целом во всем вузе[1]. Разработка электронных учебно-методических комплексов на базе МРСО в высших заведениях РФ является сегодня актуальной и значимой задачей, решая которую необходимо помнить о соблюдении не только классических дидактических принципов, таких как: научности, доступности, систематичности, проблемности, наглядности, последовательности, логичности, связи теории с практикой и личным опытом обучающихся, но и таких, которые являются значимыми именно для электронных образовательных ресурсов: эмерджентность; вариативность; паритетность; открытость; самостоятельность; интерактивность; нелинейность, стереоскопичность, модульность. Отечественная и зарубежная практика показывает перспективность использования принципа модульности в современном обучении, предполагающего цельность и завершенность, полноту и логичность построения учебного материала дисциплины в виде отдельных модулей (от латинского «modulus» – мера). При этом модуль – это функциональный узел учебного назначения, в котором объединены учебное содержание в виде учебных элементов и технология овладения им. Эффективность применения принципа модульности в учебном процессе, а далее так называемой технологии модульного обучения, обоснована в трудах многих ученых: В.П. Беспалько, С.Я. Батышева, И.П. Волкова, М.В. Кларина, Д.Г. Левитеса, Б.Т. Лихачева, В.М. Монахова, Г.К. Селевко, П.И. Третьяковой, М. Чошанова, В.М. Шепель, П. Юцявичене и др. Понятие «технология» является одним из самых популярных в современной науке и образовании. Технологичность становится доминирующей характеристикой деятельности человека и означает переход на качественно новую ступень эффективности, оптимальности, наукоемкости образовательного процесса. Технология отражает направленность прикладных педагогических исследований на радикальное усовершенствование человеческой деятельности, повышение ее результативности, интенсивности, технической вооруженности. Технология – это деятельность, максимально отражающая объективные законы предметной сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результатов поставленным целям. Педагогическая технология позволяет представить процесс обучения как четко сконструированную систему последовательных операций, приводящих к успеху в обучении. Используя технологию модульного обучения в рамках электронного учебно-методического комплекса по дисциплине, становится возможным представить учебный материал как целостную педагогическую систему, в которой каждый элемент (модуль) взаимосвязан с другими элементами (модулями). В структуру модуля входят следующие элементы: цель (общая или специальная); содержание (лекции, задания для практических и лабораторных занятий); хрестоматия (дополнительная и справочная литература); контроль (входной, текущий, рубежный, промежуточный); процедуры оценки и т.д. При этом обучающийся имеет возможность оказывать непосредственное влияние на все элементы модуля и выступает как субъект, управляющий процессом учения. Согласимся с мнением П. Юцявичене о том, что при модульном обучении обучающийся может полностью самостоятельно достигать конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Он сам выбирает индивидуальный путь освоения предложенной ему программы с учетом своих возможностей и потребностей. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующих до консультационно-координирующих. Применяя технологию модульного обучения в рамках ЭУМК на базе МРСО, нам удалось практическим путем убедиться в том, что данная технология позволяет обеспечить гибкость и вариативность учебного процесса, который к тому же становится эффективным и более мобильным за счет возможности широкого охвата технических средств, информационных, коммуникационных, а также дистанционных образовательных технологий. Наряду с модульной технологией обучения в процессе разработки электронных учебно-методических комплексов нами предусматривалось использование балльно-рейтинговой системы (БРС) оценивания учебных достижений студентов, вводимой в действие в вузах России во исполнение приказа Министерства образования и науки РФ № 215 от 29.07.2005 г. «Об организации инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц» [4] в соответствии с методическими рекомендациями к разработке рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов, утвержденными приказом Минобразования № 2654 от 11.07.2002 г. [5], а также в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ № 40 от 15.02.2005 г. «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» [6] и рядом других документов [7, 8]. Под балльно-рейтинговой системой будем понимать систему накопления баллов, которая отражает успеваемость обучаемых и их творческий потенциал. При этом учитывается абсолютно вся активная деятельность студентов, связанная с приобретением знаний, умений, навыков и компетенций. Балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений используется для оценки качества подготовки специалистов и отвечает требованиям Болонской декларации, в которой развитие европейского сотрудничества в области контроля качества полученных знаний направлено на использование системы ясных и сопоставимых оценок, критериев и методологий. Соответствуя общеевропейским требованиям, БРС позволяет объективно оценить уровень сформированности компетенций студентов по каждой дисциплине путем организации текущего, рубежного и промежуточного видов контроля в рамках стобалльной шкалы оценивания с последующим переводом баллов в Европейскую систему перезачета кредитов (ECTS) и определением рейтинга студентов. Вопросы использования рейтинга в образовательной практике освещены в работах Л.И. Вареновой, Н.А. Васильевой, О.В. Вязовой, Е.С. Гиматова, В.Ж. Куклина, Г.В. Лаврентьева, Н.Б. Лаврентьевой, В.П. Мизинцева, В.Г. Наводникова, В.Н. Нуждина, М.Н. Пиганова, Ю.В. Попова и др. При объединении технологии модульного обучения и балльно-рейтинговой системы можно говорить о модульно-рейтинговой системе оценивания (МРСО) учебных достижений студентов, подразумевающей освоение дисциплины (а также педагогических и других практик, курсовой и выпускной квалификационной работ) по модулям, оценивание каждого модуля в баллах с помощью контрольных мероприятий и построение итогового рейтинга [9] . Однако реализация МРСО в рамках ЭУМК по дисциплине представляет некоторую сложность для профессорско-преподавательского состава вуза. Во-первых, от преподавателей требуется четкое понимание методики оценивания студентов по стобалльной шкале с последующим переводом полученных значений в традиционную (Российскую) четырехбалльную систему и Европейскую систему перезачета кредитов – ECTS. Во-вторых, с целью реализации объективного подхода к оцениванию учебных достижений студентов преподавателям необходимо разработать не только четкую систему заданий по дисциплине, но и эффективные критерии их оценки. В-третьих, реализация модульно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов, ввиду необходимости подсчета достаточно большого количества цифровых значений с последующим построением рейтингов и обеспечения оперативной обратной связи «преподаватель–студент» обязательно требует постоянного использования ИКТ. В результате поиска путей решения вышеуказанных проблем, связанных с проверкой качества подготовки студентов при изучении дисциплин, реализуемых с помощью МРСО, являющейся базовой основой для ЭУМК, в ходе масштабной экспериментальной деятельности, охватывающей как группы студентов специальности 050104 «Безопасность жизнедеятельности» (150 человек из 7 академических групп), так и группы студентов, обучающихся на разных специальностях МГГУ, были разработаны и внедрены в учебный процесс методики с подробными рекомендациями, позволяющими эффективно использовать балльно-рейтинговую систему оценивания учебных достижений на разных этапах учебного процесса в различного рода академической деятельности студентов и электронные средства ее поддержки. Рассмотрим следующие методики использования БРС в вузе: I. Методика использования стобалльной шкалы оценивания в учебном процессе вуза 1. Максимальная сумма баллов, набираемая студентом по дисциплине (части дисциплины, читаемой в течение одного семестра), закрываемой семестровой аттестацией, равна 100 и включает две составляющие: – Первая составляющая – оценка преподавателем итогов учебной деятельности студента по изучению дисциплины в течение семестра (в сумме не более чем 70 баллов для дисциплин, заканчивающихся экзаменом; не более чем 60 баллов для дисциплин заканчивающихся зачетом). Структура первой составляющей определяется преподавателем/кафедрой и включает баллы, начисляемые студенту по текущей и рубежной аттестации, с учетом полноты и качества самостоятельной работы, а также посещаемости занятий (табл. 1). – Вторая составляющая оценки по дисциплине – оценка знаний студента на промежуточной аттестации (зачет/экзамен). Максимальный балл за промежуточную аттестацию равен 30 (дисциплина, заканчивающаяся экзаменом) / 40 (дисциплина, заканчивающаяся зачетом) (табл. 1). Таблица 1 Структура итоговой оценки студента по дисциплине № Формы аттестаций Виды работ студента Оценка в баллах (зачет /экзамен) 1 Текущая аттестация Посещаемость 10/10 Работа на занятиях (аудиторная работа) 20/20 Внеаудиторная работа (самостоятельная работа) 20/30 2 Рубежная аттестация Рубежный контроль 10/10 Итого 60/70 3 Промежуточная аттестация Зачет/экзамен 40/30 Всего 100 2. Знания студентов на промежуточной аттестации могут оцениваться как по традиционной системе (табл. 2), так и по системе оценок с плюсами и минусами (табл. 3). Таблица 2 Шкала оценок на промежуточном контроле (зачет/экзамен) по традиционной системе Оценка 5 4 3 2 В баллах Экзамен 28–30 25–27 21–24 0 (до 20) Зачет 37–40 25–36 21–24 0 (до 20) Таблица 3 Шкала оценок на промежуточном контроле (зачет/экзамен) по системе оценок с плюсами и минусами оценка 5 4+ 4 3 3- 2 2- зачтено не зачтено в баллах экзамен 30 27–29 25–26 23–24 21–22 0 (10–20) 0 (до 10) зачет 37–40 33–36 25–32 23–24 21–22 0 (10–20) 0 (до 10) 3. Суммарный итог двух частей балльной оценки освоения дисциплины переводится по утвержденным шкалам в международную буквенную оценку Европейской системы перевода кредитов (ECTS) и ее национальный числовой эквивалент (табл. 4, 5). 4. Пересчет полученной суммы баллов по дисциплине/практике/курсовой, выпускной квалификационной работе (ВКР)/ магистерской диссертации за семестр/год в оценку производится в университете с точностью округления до 0,5 балла. Таблица 4 Шкала перевода итоговых баллов по дисциплине, завершающейся экзаменом, в международные буквенные оценки и их числовые эквиваленты Оценка ECTS Название Сумма баллов Числовой эквивалент Буквенное обозначение Отлично 96–100 5 A Очень хорошо 84–95 4+ B Хорошо 74–83 4 С Удовлетворительно 68–73 3 D Посредственно 61–67 3– E Неудовлетворительно 41–60 2 Fx 0–40 2– F Таблица 5 Шкала перевода итоговых баллов по дисциплине, завершающейся зачетом, в международные буквенные оценки Набранные баллы

Ключевые слова

credit-based rating system of assessment, module-rating evaluative system, electronic learning - methodic complex, module, technology, балльно-рейтинговая система оценивания, модульно-рейтинговая система, модуль, электронный учебно-методический комплекс, технология

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Васюкевич Валентина ВалентиновнаМурманский государственный гуманитарный университетдоцентvvv372@inbox.ru
Всего: 1

Ссылки

Васюкевич В.В. Модульно-рейтинговая система оценки уровня подготовки студентов вуза как путь совершенствования контроля знаний // Информационно-образовательная среда вуза как фактор повышения качества образования: матер. междунар. науч.-практ. конф., нояб
Примерное положение об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц: письмо Минобразования от 09.03.2004 г. РФ № 15-55-357 ин/15.
Методические указания к разработке рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов, утвержденные приказом Минобразования РФ от 19.07.2002 г. № 2822.
Методические рекомендации к разработке рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов, утвержденные приказом Минобразования от 11.07.2002 г. № 2654.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 15.02.2005 г. № 40 О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.07.2005 № 215 г. «Об организации инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц».
Васюкевич В.В. Электронный учебно-методический комплекс на базе модульно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений // Проблемы и условия перехода экономики Севера на инновационный путь развития [Электронный ресурс] ФГОУВПО, «МГТУ», электрон. текст
Васюкевич В.В. Электронный учебно-методический комплекс на основе современной модульно-рейтинговой технологии обучения // Известия Российского государственного педагогического института им. А.И. Герцена №34 (74): Аспирантские тетради. Ч. 2 (педагогика, пс
Васюкевич В.В. Из опыта разработки электронных учебно-методических комплексов для студентов педагогического вуза по специальности 050104 «Безопасность жизнедеятельности» / В.В. Васюкевич, Т.Д. Барышева, Н.В. Ваганова // Качество образования и гибкое обуче
 Обучение будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности с использованием ЭУМК на базе МРСО | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 1 (49).

Обучение будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности с использованием ЭУМК на базе МРСО | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 1 (49).