ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ СТАТИСТИКИ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 1 (49).

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ СТАТИСТИКИ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Рассматриваются проблемы применения электронных таблиц – одного из самых популярных программных средств. Решение расчетных задач при обучении основам статистики эффективно реализуется с применением электронных таблиц. Для увеличения количества наборов исходных данных используются генераторы псевдослучайных чисел, построенные на основе встроенных функций электронных таблиц. Имитационные модели статистических экспериментов позволяют студентам нарабатывать опыт их практического применения.

THE SPREADSHEETS APPLICATIONS IN TEACHING OF FUNDAMENTAL STATISTICS FOR THE STUDENTS OF NATURAL major.pdf Важнейшее место в обучении статистике занимает решение расчетных задач. Как правило, авторы учебных пособий и учебников по статистике при разъяснении одного теоретического вопроса (темы) ограничиваются одним-двумя наборами исходных данных соответственно с одним или двумя возможными решениями. Полный же набор возможных решений, как правило, обсуждается только теоретически [1 – 4]. Наш опыт показывает, что решения, которые не были получены студентами самостоятельно, в последующем не влияют на принимаемые ими решения, т.е. практически не оставляют следов в памяти. Отсюда закономерно вытекает требование к практическим заданиям: их разнообразие по каждому изучаемому методу должно отражать всё множество возможных решений, предполагаемых данным методом. Такое разнообразие при традиционной организации занятий требует многократного увеличения времени занятий (в сравнении с действующим ныне), что по понятным причинам не представляется возможным. Решение данной проблемы состоит в разделении процесса изучения каждого статистического метода на 2 этапа. Сначала студенты программно реализуют алгоритм вычислительных действий изучаемого метода. Этот этап проводится однократно. Затем они многократно применяют этот алгоритм к разнообразным массивам исходных данных и получают качественно различные решения. Программная реализация формул, приводимых в учебниках и методических материалах, по сути реализует деятельностный подход к обучению [5] – деятельностное применение знаний значительно усиливает эффективность их усвоения и способствует переводу на новый уровень понимания. В учебной программе по информатике для естественных специальностей отсутствует курс программирования на алгоритмических языках, и поэтому в курсе статистики не приходится рассчитывать на соответствующую компетентность студентов. Однако студенты могут составлять учебные «программы» из последовательностей формул электронных таблиц. Для краткости назовём их «формулограммами». Вообще, применению электронных таблиц в обучении посвящено немало работ как отечественных, так и зарубежных авторов. Так, ещё в обзоре [6] были достаточно подробно изложены возможности электронных таблиц как средства преподавания различных разделов математики, физики и химии. В более поздних работах часто встречаются предложения по использованию электронных таблиц в обучении химии [7], а также в решении расчетных экономических задач [8]. Весьма обширный обзор возможностей применения электронных таблиц в образовании и, в частности, в статистическом обучении приведен в [9]. Многие авторы отмечают, что обычные электронные таблицы вряд ли могут быть полезны для профессионального анализа данных – для таких целей более уместно использовать специализированные статистические пакеты [10 – 12]. Но всё-таки за последние годы среди преподавателей информатики и статистики закрепилось мнение о том, что в учебном процессе, особенно на тех его этапах, где наглядность и доступность расчетных программ выступают как главнейшие дидактические факторы выбора средств обучения, электронным таблицам вряд ли найдётся достойная альтернатива [13]. Традиционный способ решения практических задач по разделу статистический вывод представлен на рис. 1. Рис. 1 Однако, как было отмечено выше, даже выстроив последовательность действий, реализующих тот или иной метод обработки данных, студент вряд ли сможет самостоятельно сгенерировать также и возможные наборы исходных данных, разнообразие которых отвечало бы указанному требованию. По крайней мере, это задача уже не начального обучения статистике. В работах [14 – 16] используются исходные данные, сгенерированные на основе функции RAND(). Эта функция возвращает равномерно распределенные псевдослучайные числа в диапазоне (0;1). В качестве предоставляемых студентам «исходных данных» мы также используем диапазоны ячеек электронной таблицы, содержащие однотипные формулы с функцией RAND(), которые генерируют случайные числа по заданному правилу. Например, для изучения простой линейной регрессии можно использовать данные, построенные на основе функциональной линейной зависимости с заранее заданными параметрами (смещение а и наклон b), на которую «накладывается» нормально распределенная случайная компонента с заданным средним (Хср) и стандартным отклонением (SX). Для генерации такой остаточной составляющей применяется обратное нормальное преобразование: NORMDISTINV ( RAND(); Хср; SX ). Рис. 2 Составляя формулограммы, студент получает «выборочные» оценки для коэффициентов регрессии и другие характеристики модели «исходных» данных. Более того, обновив «исходные» данные (например, клавишей F9), он получает новую «выборку» из той же «генеральной совокупности» и, соответственно, новые оценки параметров регрессии (рис. 2). Множество аналогичных серий «экспериментов» позволяет студентам видеть, насколько могут варьировать результаты, полученные на одной и той же генеральной совокупности. Важно отметить, что такой опыт не мог быть получен при использовании статических наборов данных. Аналогично, при изучении критериев сравнения числовых массивов (например, Т‑критерий Стьюдента, дисперсионный анализ или их непараметрические аналоги) для создания массивов числовых данных, исследуемых на предмет их «происхождения» из одной или разных генеральных совокупностей, эти данные можно генерировать с помощью такого же обратно-нормального преобразования равномерно распределенных вероятностей (рис. 3). Рис. 3 Благодаря возможности проведения многочисленных серий имитационных экспериментов в электронных таблицах также можно изучать чувствительность и специфичность статистических методов. В начальных курсах статистики такие «подробности» обычно опускаются по причине всё той же нехватки исходных данных и времени для их обработки. Так, в учебнике [17], весьма популярном среди медиков, для расчёта чувствительности статистических методов используются лишь мысленные эксперименты. В нашем курсе основ статистики студенты знакомятся с чувствительностью традиционных методов оценки различия средних (Т-критерий Стьюдента) и дисперсий (F‑критерий), реально сравнивая её с чувствительностью визуально-графического метода. При этом учащиеся имеют возможность убедиться в том, что чувствительность статистических методов уступает чувствительности их собственного глазомера. Этот факт оказывается для них весьма неожиданным, поскольку вступает в противоречие с убежденностью в том, что математика – «точная наука», и в том, что «статистика всегда даёт абсолютно достоверный результат». Этот опыт заставляет студентов обратить внимание на смысл этих расхожих фраз. Получив такой опыт, студенты начинают осознавать и смысл понятий статистических ошибок (первого и второго рода): любое статистическое решение содержит в себе индуктивное рассуждение и как «движение мысли от частного к общему» может оказаться ошибочным. Математическая же «точность» проявляется в статистике, прежде всего, оптимальным сочетанием чувствительности и специфичности методов исследования действительности. Весьма ценным оказывается предлагаемый метод также и для изучения центральной предельной теоремы [18, 19]: студенты могут сами задать «ненормальный» закон для случайных переменных и проследить распределение их сумм, которое при большом числе переменных приближается к нормальному (рис. 4). Рис. 4 Таким образом, электронные таблицы позволяют использовать для обучения основам статистики динамические наборы данных, что в свою очередь даёт возможность студентам естественных специальностей, не имеющим навыков программирования, при минимальных трудозатратах (связанных с выстраиванием формулограммы – последовательности формул электронной таблицы) не только получать опыт использования статистических методов, но и глубже осмысливать его, что в свою очередь послужит основой для последующего осознанного применения статистики в их профессиональной деятельности.

Ключевые слова

деятельностный подход, электронные таблицы, основы статистики, статистическое образование, моделирование случайных величин, центральная предельная теорема, statistic education, fundamental statistics, spreadsheets, activity approach, random variables modelling, central limit theorem

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Нуриахметов Рамиль РафаильевичСибирский государственный медицинский университетстарший преподаватель кафедры медицинской и биологической кибернетикиramnu@list.ru
Всего: 1

Ссылки

Фарафонов В.Г., Фарафонов Вяч. Г., Устимов В.И. Теория вероятностей и математическая статистика. – Ч. 2. – СПб., 2009. – С. 6–9.
Гмурман В.Е., Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб.пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 135–137.
Гланц С. Медико-биологическая статистика: пер. с англ. – М.: Практика, 1998. – С. 161–192.
Hagtvedt R., Jones G.T., Jones K. Pedagogical Simulation of Sampling Distributions and the Central Limit Theorem // Teaching Statistics. – 2007. – № 29.3. – Р. 94–97.
Sugden S.J., Noble, C. Stochastic Recurrences of Jackpot KENO. Computational Statistics and Data Analysis. –2002. № 40. Р. 189–205.
Hardy M.E. Repeated Simulated Sampling in Excel as a Tool for Teaching Statistics // Journal of Computing Sciences in Colleges. – 2002. – № 17.5. Р. 167–174.
Clayton H.R., Sankar Ch.S. Using Spreadsheets to Enhance Learning in the Affective Domain for Undergraduate Statistics Students // INFORMS Transactions on Education. – 2009. – № 10(1). – Р. 10–17.
McCullough, B. D., Wilson, B. On the accuracy of statistical procedures in Microsoft Excel 2000 and Excel XP. Computational Statistics and Data Analysis. – 2002. – № 40(4). Р. 713–721.
Goos P., Leemans H., Teaching Optimal Design of Experiments Using a Spreadsheet. Journal of Statistics Education. – 2004. – Vol. 12, № 3. URL: www.amstat.org/publications/jse/v12n3/goos.html
Knusel, L. On the Accuracy of Statistical Distributions in Microsoft Excel 97. Computational Statistics and Data Analysis. 1998. – № 26(3). Р. 375–377.
Baker John and Sugden, Stephen J. Spreadsheets in Education –The First 25 Years, Spreadsheets in Education (eJSiE). – 2003. – Vol. 1: Iss. 1, Article 2. URL: http://epublications.bond.edu.au/ejsie/vol1/iss1/2
Голубенков А.А. Совершенствование процесса обучения статистике при подготовке бакалавров экономического профиля // Проблемы и перспективы развития образования: матер. междунар. заоч. науч. конф. (Пермь, апрель 2011 г.) – Т. 2. — Пермь: Меркурий, 2011. – С
Бельчик Е.Е., Ватлина Л.П., Смирнов Е.И. Использование электронных таблиц Еxcel для решения расчетных задач по химии // Ярославский педагогический вестник. – 2010. – № 4, т. 2 (Психолого-педагогические науки.) URL: http://vestnik.yspu.org/releases/2010_pp
Богуславский А.А. «Необычные» возможности электронных таблиц. Применение электронных таблиц в преподавании физики, химии, математики: обзор, 1993. URL: http://www.ict.edu.ru/ft/004509/ukaz1993.pdf
Буслова Н.С. Системно-деятельностный подход как средство повышения качества обучения теоретическим основам информатики в условиях информационно-предметной среды педагогического вуза: дис. … канд. пед. наук. – Омск, 2006. – 136 с.
Рогатных Е.Б. Элементарная статистика: Теоретические основы и практические задания: учеб. для вузов. – М.: Экзамен, 2006. – 160 с.
Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. – М.: Медиа Сфера, 2003. – 306 с.
Бородин А.Н. Элементарный курс теории вероятностей и математической статистики. М.: Лань, 2011. – 256 с.
Палий И.А. Общая теория статистики. – М.: Высшая школа, 2004. – 176 с.
 ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ СТАТИСТИКИ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 1 (49).

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ СТАТИСТИКИ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 1 (49).