АЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ГИМНАЗИИ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ
Рассматривается уровень развития мышления учащихся гимназии на уроках математики, который показывает зависимость восприятия школьников учебного материала от способа подачи информации учителем. Модернизируя систему математического образования, автор предлагает включать дополнительно решение задач экономического содержания для подготовки к экзаменам. Такие задачи также позволяют учащимся участвовать в разрешении реальных жизненных ситуаций.
DEVELOPMENT OF EVIDENT-SHAPED THINKING IN MATHEMATICS OF NINTH GRADE STUDENTS OF GYMNASIUM.pdf Изменения в экономике страны требует от населения динамики интеллектуального развития. Новые поколения выпускников школ следует готовить более качественно, используя современные технологии. В связи с данной ситуацией требуется новый подход к обучению, поиск новых средств обучения для повышения качества математического образования при изучении алгебры учащихся 9-х классов гимназии. Мы проанализировали реальное состояние математического образования учащихся гимназии по результатам государственной итоговой аттестации (ГИА-9). При этом выявили, что наибольшую трудность для выпускников, как и в предшествующие годы, составляет категория «решение задачи», процент их верного выполнения соответствующих заданий находится в пределах 52 – 64 % [7. С. 23–24]. На уроках используются дидактические средства: учебник и задачник А.Г. Мордковича, П.В. Семенова по алгебре для 9-х классов [2, 3], а также методические пособия для учителя. Кабинет математики оборудован традиционно. С этой целью нами проведена диагностика уровня наглядно-образного мышления учащихся 9-х классов. В эксперименте участвовали контрольная (класс 9 «А») и экспериментальная (класс 9 «Г») группы. В эксперименте участвовало 50 человек. Исследуемые группы имеют разную нагрузку: класс 9 «А» – с математическим направлением, 9 «Г» – с английским. Мы определили критерии уровня развития наглядно-образного мышления учащихся: лабильность; логический аспект математического мышления; темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления; кратковременная зрительная память, ее объем и точность; образная память [1. С. 98]. На начальном этапе диагностики мы выявили степень лабильности учащихся 9-х классов, в которой использовался тест интеллектуальной лабильности (модификация Г.В. Резапкиной), состоящий из 30 заданий. Работа требовала концентрации внимания и быстроты действия. Перед ними был бланк, разделенный на тридцать квадратов. Каждый квадрат – это простое задание, которое они должны выполнить за 3 секунды. Задание не повторяется [9]. Обработка результатов показала, что до эксперимента степень интеллектуальной лабильности учащихся в контрольной группе составляет 90 %, в экспериментальной – 89 %; после эксперимента в контрольной – 92 %, в экспериментальной – 93 % (рис. 1). Рис. 1 Далее нами определен уровень логического аспекта математического мышления, используя методику «Числовые ряды» [8]. Внимательно прочитав каждый ряд чисел, в двух свободных клеточках учащиеся должны написать два числа, которые продолжат данный числовой ряд. На основе анализа результатов мы выявили, что до эксперимента уровень логического аспекта математического мышления учащихся в контрольной группе составляет 70 %, в экспериментальной – 75 %; после эксперимента в контрольной – 72 %, в экспериментальной м 79 % (рис. 2). Рис. 2 Затем мы выявили скорость выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления. Была исследована быстрота мышления учащихся 9-х классов. Перед школьниками на листе бумаги даны столбцы слов в единственном числе, в которых пропущены буквы. Их задача – вставить недостающие буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Для выполнения задания дается 3 минуты. Обработка результатов показала, что до эксперимента скорость выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления учащихся в контрольной группе составляет 35 %, в экспериментальной – 40 %; после эксперимента в контрольной – 37 %, в экспериментальной – 43 % (рис. 3). Рис. 3 Следующий этап посвящен выявлению степени кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Мы использовали методику «Память на числа» [4, с. 103]. Учащимся была представлена таблица с числами, которые следует за 20секунд запомнить, затем записать на листке то, что запомнили. Обработка результатов показала, что до эксперимента степень кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности учащихся в контрольной группе составляет 50 %, в экспериментальной – 57%; после эксперимента в контрольной – 53 %, в экспериментальной – 61 % (рис. 4). Рис. 4 Используя методику «Память на образы», нами выявлена степень образной памяти учащихся 9-х классов [5. С. 213]. Испытуемые должны за 20 секунд запомнить образы. Затем им следует воспроизвести запомнившиеся образы, нарисовав их, или записать на листке. Результаты показали, что до эксперимента степень образной памяти учащихся в контрольной группе составляет 56 %, в экспериментальной – 61 %; после эксперимента в контрольной – 59 %, в экспериментальной – 65 % (рис. 5). Рис. 5 На основе результатов диагностики мы предложили учащимся математические задачи с экономическим содержанием для разрешения проблемы исследования. Государственная итоговая аттестация включает задания такого типа. Однако в курсе алгебры 9-го класса данные задачи не входят. Нами использовался материал из тренировочных вариантов экзаменационных работ для проведения ГИА, а также дополнительные методические пособия (книги, опыт разных педагогов из других учебных заведений). Решение задач такого типа способствует качественному усвоению содержания курса математики средней школы, позволяет осуществлять перенос полученных знаний и умений в экономику, приближает их к реальной жизни при реализации прикладной направленности обучения. Нами дополнена глава III, §11 учебника А.Г. Мордковича «Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций» задачами на тему: «Чтение графиков реальной зависимости». В качестве примера приведем одну из них. Задача. Компания предлагает на выбор два разных тарифа для оплаты телефонных разговоров: тариф А и тариф В. Для каждого тарифа зависимость стоимости разговора от его продолжительности изображена графически. На сколько минут хватит 550 руб., если используется тариф В [6. С. 25]? Итак, мы выявили, что задачи с экономическим содержанием развивают познавательный интерес к математике, повышают учебную активность, разные виды мышления, творчество учащихся. Развитие наглядно-образного мышления учащихся 9-х классов гимназии может быть эффективным в том случае, если дополнить разделы алгебры задачами экономического содержания.
Ключевые слова
гимназия,
учащийся,
мышление,
математическое образование,
gymnasium,
high school students,
thinking,
mathematical formationАвторы
Кравчук Елена Владимировна | МГГУ имени М.А. Шолохова, МБОУ «Школа 23» | аспирант, учитель математики | elena_vladimoirovna_1984@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Резапкина Г.В. Комплексная диагностика общих способностей подростков в условиях профильного обучения. Методическая копилка // Школьный психолог. – 2008. № 13. – URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200801209 (дата обращения: 01.07.2010).
Методика «Числовые ряды2. Сайт Gurutestov.ru. 2009. URL: http://www.gurutestov.ru/test/106/ (дата обращения: 10.07.2010).
Аналитический отчет по результатам ГИА-9 2010. Федеральный институт педагогических измерений. 2004–2010. – 25 с. URL: http://www.fipi.ru/binaries/1059/ma_9_2010_21092010.pdf (дата обращения: 18.07.2010).
Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. ГИА-2010: Экзамен в новой форме: Алгебра: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. – М.: Астрель, 2010. –240 с.
Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. –416 с.
Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эскакусто. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 375 с.
Мордкович А.Г. Алгебра. 9-й класс: в 2 ч. Ч. 2: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / под ред. А.Г. Мордковича. – 11-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 223 с.
Акимова М.К. Психологическая диагностика: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.
Мордкович А.Г. Алгебра. 9-й класс: в 2 ч. Ч. 1: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. – 11-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 224 с.