МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА КАК СПОСОБ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 3 (43).

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА КАК СПОСОБ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

Связываются понятия профессиональной пробы и моделирования. Предполагается, что, изучая моделирование как таковое, учащийся овладевает навыками построения разных моделей не только в определённых областях науки, но и учится моделировать любые процессы, в том числе и связанные с будущей профессиональной деятельностью.

MODELING AND PROFESSIONAL TEST AS A WAY TO SELF-DETERMINATION IN CHOOSING A CAREER.pdf Любой личностно значимый выбор, такой как, например, выбор профессии, - задача достаточно трудная для подростка. Выделяются две основные группы причин и затруднений при выборе профиля и профессиональном самоопределении: неадекватное отношение к различным обстоятельствам выбора и недостаток знаний, опыта, информированности о существенных состояниях выбора.При выборе профиля или профессиональном самоопределении необходимо учитывать многие факторы, такие как позиция значимых взрослых; позиция товарищей, позиция учителей, факторы психологического характера, факторы социального характера, личные профессиональные планы (мысленное представление будущего). Как мы выяснили, в связи с отсутствием социального и личного опыта подростки не в состоянии сделать правильный выбор профессии, который помог бы им реализовать свои способности, возможности, знания и умения как в практической деятельности, так и в жизни в целом. Учащийся не представляет содержание будущей профессии, не умеет моделировать будущую профессиональную деятельность, что приводит его к неконкурентоспособности на рынке труда. Вполне закономерно, что в современных условиях проблема профессионального самоопределения учащегося стоит довольно остро. По мнению доктора педагогических наук Н. С. Пряжникова, «профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются». Если рассматривать самоопределение как нахождение учащимся своего места в системе отношений - личностно-нравственных, духовных, социальных, культурных, интимных, то профессиональное самоопределение - это:•«определение себя относительно выработанных в обществе и осознанно принятых человеком критериев профессионально-трудовой деятельности, профессионализма;•выбор профессии (типа, класса, отдела, условий и области деятельности);•выбор профессиональной карьеры, сферы приложения своих жизненных сил и способностей» [1].Понятие «самоопределение» соотносится с другими понятиями, рассматриваемыми в науке, такими как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление», «самотрансценденция». Многие ученые связывают эти понятия с трудовой деятельностью, а профессиональная проба - это преамбула к ней. Например, по мнению А. Маслоу, самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой». К. Ясперс также связывает самореализацию с «делом», выполняемым человеком. Э. В. Ильенков говорит, что «действительная личность обнаруживает себя тогда и там, когда и где индивид в своих действиях и в продукте своих действий вдруг производит результат, всех других индивидов волнующий, всех других индивидов касающийся, всем другим близкий и понятный, короче - всеобщий результат, всеобщий эффект» [2]. То есть самореализация проявляется через работу и общение. И.С. Кон выделяет два главных вопроса о человеческой жизни: 1) «что человек делает, какова его предметная деятельность и как он сам к ней относится»; 2) «каковы его взаимоотношения с окружающими людьми». По мнению И. С. Кона, «человек может воспринять как свою только такую деятельность, в которой он чувствует себя относительно свободным и которая имеет для него какую-то субъективную ценность и смысл» [3]. Е. А. Климов считает, что не следует понимать «самоопределение» как «самоограничение», связанное со сферой профессиональной деятельности, самоопределение, в том числе и профессиональное, является важным проявлением психического развития, представляет собой поиск возможностей развития, формирование себя как полноценного члена сообщества профессионалов. Е. А. Климов пишет, что «обдумывание жизненного и, в частности, профессионального трудового пути - это есть непременно и некоторое уменьшение неопределённости представлений о будущем… Мы исходим из предположения, что, оставляя в стороне некоторые возможности выбора (и как бы лишая себя возможности «прожить те или иные жизненные пути, предпочитая, избирая один из них), человек в то же время обретает новые, недоступные ранее возможности профессионального развития. А этот процесс не имеет принципиальных ограничений» [4].Поскольку профессиональное самоопределение - это задача всей жизнедеятельности человека и решается она не в одночасье, учащемуся требуется принять решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу, то есть совершить профессиональный выбор, который может быть осуществлён без дальнейших последствий от неверного выбора профессии. Для этого необходимо перейти к практико-ориентированным формам профессионального самоопределения, которые помогут учащемуся попробовать себя в различных профессиональных видах деятельности, определить именно ту профессию, которая наиболее соответствует его интересам, способностям и возможностям в социуме. В связи с этим Е. А. Климов предлагает следующую схему решения задачи о выборе профессии, которая включает в себя пять операций:1)составить для себя общую ориентировку в мире профессий и совокупность личных качеств, важных при выборе профессии; 2)выяснить потребность района, города, области в кадрах, где больше всего нужны ваши головы, знания, руки, молодой задор; 3)использовать разнообразные источники для получения знаний о профессиях: книги, телевидение, кино, экскурсии на предприятия и др.;4)сделать заключение о наиболее подходящем типе профессии, затем классе, отделе, группе специальностей;5)сделать заключение о первом шаге на пути освоения избранной профессии, пройти ролевую практику. В качестве ролевой практики может выступить профессиональная проба - профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии. Профессиональные пробы, выполняющие познавательную, развивающую и диагностическую функции, можно осуществить в учебном процессе. В ходе профессиональных проб:- моделируются различные элементы профессиональной деятельности;- определяется уровень готовности учащихся к выполнению проб;- обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.Профессиональная проба предусматривает три аспекта - технологический, ситуативный и функциональный. Только в их совокупности можно создать модель будущей профессии. Соотношение этих аспектов с практико-ориентированным курсом «Математическое и компьютерное моделирование», разработанным НОУ «Открытый молодёжный университет» (г. Томск), можно представить следующим образом:Технологический аспектХарактеризует взгляд на профессию с операционной стороны, то есть включает в себя овладение учащимися приёмами работы, например, информационными технологиями, призванными решить поставленную задачу эффективным способом, знаниями о технологии исследования модели некоторого объекта и воздействия на неё с целью получения заранее определённых свойств объекта. Технологический аспект позволяет воспроизвести предметную сторону профессии (например, связанной с некоторыми областями науки, использующими новые информационные технологии), и выявляет, в какой последовательности должны осуществляться действия, чтобы получить завершенный продукт деятельности, отвечающий заданной целиСитуативный аспектВоспроизводит содержательную сторону профессии. Участвуя в профессиональной пробе, учащийся должен определить ту область деятельности, которая в наибольшей степени соответствует его способностям и возможностям. Ознакомление с содержанием профессиональных проб организуется таким образом, чтобы в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний учащиеся могли самостоятельно выбрать как область профессиональной деятельности, так и степень сложности задания. На практике профессиональная проба осуществляется с помощью заданий. Перед учащимся ставится проблема, относящаяся к некоторой области знания, определяются цель и условия её достижения, прогнозируется результат или продукт, который учащийся должен получить в результате выполнения задания. В ходе выполнения профессиональных проб учитель (или консультант) консультирует, координирует, направляет, выявляет, формирует, закрепляет необходимый объем знаний, умений, которые требуются для наиболее эффективного выполнения заданийФункциональный аспектОтражает динамическую сторону профессиональной пробы. Выявляет успешность освоения профессиональной деятельности в использовании учащимся методов и технологий, присущих данной профессии. Учащийся и преподаватель фиксируют показатели (постановку цели исследования, выдвижение гипотезы, формализацию предположений, проверку построенной модели на адекватность), которые должны быть достигнуты и проявлены в конкретном задании пробыПо мнению Н. С. Пряжникова, можно осуществлять «проведение профессиональных проб под руководством родителей, например, по редким профессиям творческой, исследовательской направленности», что, несомненно, относится к курсу «Математическое и компьютерное моделирование», содержащему в своём арсенале совокупность домашних заданий различных уровней сложности. Профессиональную пробу можно осуществить, используя различные формы или их сочетания, и такая форма профессиональной пробы, как электронный интерактивный практикум «Моделирование в задачах», помогает осуществить виртуальную пробу сразу же, с известной долей самостоятельности учащегося и возлагает ответственность за результат пробы на самого учащегося. Результатом профессиональной пробы является созданный в процессе учебно-познавательной деятельности продукт - индивидуальный или групповой проект, реферат, исследование некоторой модели, представленное в математической форме, компьютерная реализация модели, включающая в себя графики, диаграммы, вычисления в электронной таблице и прочее. Задания курса охватывают разные области знания - физики, математики, экономики, а также теорию графов, элементы теории систем, теории вероятности, имитационные игры, - призванные помочь учащемуся определиться в выборе дальнейшего пути своего развития, а, следовательно, самоопределения в жизни.Теперь хотелось бы рассмотреть курс «Математическое и компьютерное моделирование» как значимый ключ, источник для осуществления профессиональных проб на научной основе. Как уже отмечалось, образ будущей профессиональной деятельности есть не что иное, как модель этой деятельности. Следовательно, изучая моделирование как таковое, учащийся учится строить не только модели в определённой области науки, но и учится моделировать любые процессы, в том числе и процесс профессиональной деятельности. Именно основы системного анализа и теория моделирования, являющиеся инструментами общей теории систем, способны научить учащегося мыслить системно, с учётом разнообразных факторов, прогнозировать результат и добиваться поставленной цели. Использование методов системного анализа - синтеза и анализа - при изучении моделирования как такового является необходимым условием не только при создании некоторых предметных моделей, но и при моделировании собственной профессиональной деятельности. Рассматривая некоторую профессию как объект, подвергающийся методам системного анализа, мы определяем эту профессию как систему. Понять профессию как систему - значит позиционировать её как некоторый функционирующий объект, части которого взаимодействуют между собой и составляют единое целое, обладающее определенными системными свойствами. Таким образом, если профессия обладает некоторыми системными свойствами, то можно воссоздать профессиональную пробу в этой сфере человеческой деятельности более точно и полно. Применение анализа к системе «профессия» способствует разбиению данной системы на части. Посредством анализа приобретаются знания об отдельных составляющих системы «профессия» - например, о тех знаниях и компетенциях, которыми необходимо обладать профессионалу в данной деятельности. Постепенно овладевая этими знаниями, учащийся составляет своё собственное представление о частях системы «профессия». Благодаря другому методу - синтезу - из частей строится целое. Таким образом, синтез даёт то, что называется пониманием. В случае системы «профессия» - это целостное представление о некотором виде деятельности. Итак, когда мы разбиваем систему на части и анализируем их, то система не имеет целостности. Чтобы понять систему, следует рассматривать её как единое целое. Используя принципы системного анализа, можно сконструировать профессиональную пробу наиболее грамотно. Сложность состоит в том, что в системе может присутствовать большое количество взаимосвязанных различных элементов. Однако, следуя принципу декомпозиции системы, разбиение её на части должно быть целесообразным и оптимально обеспечивать необходимый уровень, ниже которого разбиения не предусматривается. Таким образом, при разбиении системы «профессия» на части выбираются самые необходимые знания и компетенции данной профессии. Они-то и являются содержательным компонентом профессии, а, следовательно, и профессиональной пробы в ней.Применительно к учащемуся, ориентированному на доминанту дали, такая содержательная компонента профессиональной пробы соответствует его возрастным особенностям. Л. С. Выготский в своей статье «Развитие интересов в переходном возрасте» пишет об этом следующее: «Первую группу интересов, или доминант, можно назвать эгодоминантой, или эгоцентрической, установкой подростка... Залкинд говорит, что нас должна интересовать и своеобразная установка подростка на даль, на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние» [5].В идеале, в условиях непрерывно развивающихся технологий, система «профессия» становится открытой (обменивающейся с внешней средой информацией) динамической системой, изменяющейся от внешних воздействий во времени. Вследствие этого содержательный компонент профессиональной пробы в некоторой деятельности видоизменяется и корректируется с учётом новых веяний и тенденций научно-технического, технологического и информационного прогресса. Для системы «профессия» можно ввести понятие устойчивого равновесия, определяющегося как способность системы в отсутствии внешних возмущений некоторое время сохранять качественную определённость, неизменность. Действительно, содержательная и технологическая стороны некоторых профессий не претерпевают значительного изменения в течение долгого времени, поэтому к ним применимы уже наработанные модели профессиональных проб. Однако вечной статичности быть не может. Все процессы, вся профессиональная деятельность подвержены флуктуациям. Флуктуациями называют малые случайные возмущения, колебания, изменения, образующие фон любого процесса или деятельности. Флуктуации, воздействующие на систему, например на систему «профессия», в зависимости от своей силы могут иметь совершенно разные для неё последствия. Если флуктуации открытой системы недостаточно сильны, то система самостоятельно вернётся к предыдущему состоянию, структуре или поведению. И система «профессия» останется прежней. Если флуктуации очень сильны, система может разрушиться. Например, социальные, научно-технические, политические изменения могут повлиять на исчезновение некоторой профессии вообще. И, наконец, существует возможность появления нового состояния или поведения системы. На языке профессиональных проб это означает, что происходит изменение или уточнение знаний и компетенций некоторой профессиональной сферы деятельности, её видоизменение по форме и по сути. Таким образом, профессия становится и способом самовыражения, и способом выполнения определенной функции в обществе, обеспечивающей получение какого-либо продукта, востребованного обществом.Закон координации связей и отношений всех компонентов целостного объекта (системы) имеет своим предназначением согласование действий всех связей и отношений, имеющих место в системе. В природных системах согласование происходит самопроизвольно. В технических и социальных системах координация осуществляется людьми посредством подсистем управления. В системе «профессия» части «знания» и «компетенции» действуют в согласовании друг с другом: овладение компетенциями в определённой сфере базируется на знаниях, необходимых для работы в этой сфере. К закону координации близко примыкает закон совместимости компонентов системы. Его смысл состоит в согласованности и взаимодополняемости разнородных структур. Благодаря этим законам, обеспечивается полнота функционирования всей системы. Например, полнота функционирования системы «профессия» в случае конкретного индивида зависит как от психологических особенностей этого индивида, так и от его компетенции в профессиональной деятельности, и от прочих условий.Важным функциональным законом является закон специализации элементов системы. Каждая подсистема, часть или элемент выполняют определенные функции и операции. Действие любого из компонентов важно для всех остальных. Изъятие из системы любого из них приводит к нарушению функционирования всей цепочки и вызывает глубокие изменения в качественных характеристиках объекта (системы). Применительно к системе «профессия» этот закон проявляется в содержательном компоненте профессиональных проб. Если какая-либо компетенция или необходимое знание отсутствует, то профессиональная проба не может быть пройдена полноценно, а, следовательно, целостного понимания содержания профессии не произойдёт.В некоторые промежутки времени система «профессия» является детерминированной, то есть по состоянию системы можно однозначно судить о её функционировании. К таким системам относятся профессии, не применяющие новых знаний и компетенций, к ним относящихся, в течение достаточно долгого времени. Закон субординации говорит о существовании взаимозависимости между разными элементами системы, определённом порядке их взаимодействия, а также целенаправленной передаче информации и энергии. Закон подразумевает наличие «вертикальных» связей в системе. В социальных системах он проявляется в отношениях между начальниками и подчиненными, политической элитой и основной массой населения. Иерархичность и субординация представляют связанные между собой понятия. Применительно к системе «профессия» этот закон соблюдается в социальных отношениях и уровнях иерархии в профессиональной среде, состоящей из профессиональных сообществ и общества в целом. Таким образом, система «профессия» является подсистемой системы более высокого уровня. Системный подход, применяемый к изучению профессии как системы, - это группа методов, с помощью которых реальная профессия описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Необходимость данного метода обусловлена тем, что круг компетенций и необходимых знаний в профессиональной деятельности постоянно расширяется, а, следовательно, происходит усложнение изучаемых систем, возникает потребность в управлении системами и интеграцией знаний. Системный подход используется при решении многих теоретических и прикладных задач, а системные описания помогают выявить пробелы в знаниях о рассматриваемых системах. Он применяется при решении задач психодиагностики в профориентационной деятельности, задач проектирования и управления системами, задач повышения эффективности процесса обучения. Если рассматривать систему «профессия», применяя к ней системный подход, то можно представить её как структурную схему, содержащую некоторые компоненты (рис. 1).Системный подход к проведению профессиональных проб является научным и соответствует уровню развития науки, техники, мировых знаний и опыту, накопленных человечеством. Имея отношение к содержанию профессионального образования, он проявляется при разработке содержания и технологии проведения профессиональных проб и является ориентиром для выявления и разрешения проблем, которые вызваны отступлением от системности в практической деятельности.Согласно принципу научности, применяемому в методах педагогической деятельности и деятельности обучающихся по реализации профессиональных проб, взаимодействие педагога и ученика направлено на развитие познавательной активности, формирование умений и навыков научного поиска и исследования, ознакомление со способами математического и компьютерного моделирования в применении к различным областям человеческих знаний, приобретение опыта соотнесения своих интересов и индивидуальных особенностей с требованиями выбранного профиля. Таким образом, профессиональная проба в моделировании и с моделированием призвана помочь выбрать учащимся направление дальнейшего обучения.Профессиональную пробу, основанную на моделировании как методе научного познания, можно рассматривать как средство актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьников. Данный подход расширяет границы возможностей традиционного школьного обучения благодаря приобретению учащимися опыта моделирования профессиональной деятельности. Следовательно, профессиональная проба является системообразующим фактором формирования готовности учащихся к выбору профессии. С её помощью углубляются знания ученика о направлениях деятельности выбранной профессиональной сферы, на практике осуществляется проверка собственных индивидуально-психологических качеств и компетенций, формируется отношение к профессиональной деятельности.Помимо этого, профессиональное самоопределение связано с планированием, обдумыванием профессионального жизненного пути в самом начале. При этом профессиональная проба есть не что иное, как своеобразный профессиональный старт. Таким образом, мы в состоянии определить сущность профессионального самоопределения. Это - поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой с помощью профессиональной пробы (и частично выполняемой) трудовой деятельности, а также нахождение учащимся смысла в самом процессе самоопределения.

Ключевые слова

mathematical and computer modeling, professional (vocational) testing, interactive e-book, profile, self determination, job, математическое и компьютерное моделирование, профессиональная проба, интерактивный электронный учебник, выбор, профиль, профессиональная деятельность, профессия, самоопределение

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Воронкова Инна АнатольевнаНегосударственное образовательное учреждение «Открытый молодёжный университет»старший разработчик методического отдела Негосударственного образовательного учреждения «Открытый молодёжный университет», г. Томскanni5002@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

1. Селевко Г.К., Соловьёва О.Ю. Методика изучения курса «Найди свой путь». - М.: Арсенал образования, 2007. - С. 41.
2. Ильенков Э.В. Что же такое личность?. М.: Изд-во политической литературы, 1984. - С. 355.
3. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984.
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие 3-е изд., стер. - М.: Академия <http://www.kdu.ru/search.aspx?do_quicksearch=yes&search_field=F210c&quicksearch_value=Академия>, 2007. - С. 304.
5. Выготский Л.С. Психология подростка // Собр. соч.: в 6 т. - М., 1984. -Т. 4. - С. 6-37.
 МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА КАК СПОСОБ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 3 (43).

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА КАК СПОСОБ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 3 (43).