Рассматриваются особенности профессиональной подготовки студентов-спортсменов на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий. Раскрываются основные трудности внедрения дистанционных образовательных технологий, дана характеристика учебно-методического и технологического обеспечения учебного процесса. Основное внимание уделено анализу эффективности учебно-воспитательного процесса: динамике мотивов и направленности личности, изменению профессионально важных качеств студентов-спортсменов
INFORMATION AND COMMUNICATIONS TECHNOLOGYIN PROFESSIONAL TRAINING of STUDENTS-sportsmen.pdf К специфическим признакам современного спорта относятся системное воспроизведение соревнований, направленных на реализацию состязательно-достиженческих возможностей и установок личности в избранном виде спорта. Из-за высокой конкуренции период подготовки спортсмена экстра-класса удлиняется до 8-12 лет и требует значительных затрат времени и физических сил спортсмена [1]. В возрастном плане период подготовки в спорте совпадает с профессиональным самоопределением человека. В процессе анкетирования нами установлено, что подавляющее большинство спортсменов высокой квалификации (89 %) связывают свою профессиональную деятельность, с получением среднего и высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта. Однако при этом большая часть спортсменов не готовы к трудностям совмещения обучения и спортивной подготовки. Следовательно, развитию общих способностей самоорганизации, самоуправлению и саморегуляции, этих исторически сложившихся качеств и применению их в будущей профессиональной деятельности нужно учить [2].Одной из ведущих идей нашего подхода при работе со спортсменами высокой квалификации является убежденность в необходимости одновременной работы над системой знаний, умений и навыков и формированием личностных качеств спортсменов в сфере физической культуры и спорта: повороту к культуре и личности как ее творцу и субъекту, способному к культурному творческому саморазвитию. Фокусировка лишь на достиженческих направлениях в спорте в значительной степени сужает кругозор спортсмена, приводит к однообразию поведения, аномии, затрудняет переход спортсмена из спорта высших достижений к повседневной жизни в период окончания спортивной карьеры.Традиционные методы передачи знаний в практике подготовки студентов-спортсменов, при равных требованиях ко всем студентам, приводят к тому, что естественный процесс удовлетворения жажды знаний превращается в источник хронических психологических травм обучающихся из-за нехватки времени на пребывание в учебных аудиториях, невозможности использовать рекомендуемую литературу, пособия, пользоваться лабораторным оборудованием. Это связано с тем, что около 240 дней в году они находятся на соревнованиях или учебно-тренировочных сборах. Но благодаря созданию единого информационного пространства России стало возможным получать знания с помощью дистанционного образования. Однако следует отметить, что в учебно-воспитательном процессе студентов-спортсменов информационные системы еще не нашли должного применения и распространения. Во многих случаях так как называемая информатизация оттого не приносит должных плодов, что ряд дидактических систем не пронизаны действительной информатизацией, недостаточно изучены способы оценки их эффективности. В связи с вышеуказанными причинами в процессе исследования нами поставлены следующие задачи:1. Дать характеристику используемых информационно-коммуникационных технологий и выявить основные трудности в процессе дистанционного обучения в профессиональной подготовке студентов-спортсменов.2. Определить эффективность учебно-воспитательного процесса студентов-спортсменов. Мы полагали, что на повышение качества профессиональной подготовки студентов-спортсменов положительно повлияет использование информационно-телекоммуникационных технологий в форме дистанционного обучения. Они позволяют осуществлять доставку учебной информации обучающемуся в любую точку мира; обеспечивают обратную связь с преподавателем и групповую работу там, где это необходимо; дают возможность использовать удаленные учебные материалы, оперативный (в темпе процесса обучения) обмен информацией с помощью телекоммуникаций.В процессе дистанционного обучения использовались следующие варианты технологий: - кейсовая (КТ), предполагающая поддержание образовательного процесса всевозможными учебными материалами в традиционном («бумажном») виде, в электронном виде (дискеты, компакт-диски и т.п.), аудио- и видеоносителями информации. Консультации преподавателей и контроль знаний осуществлялись как в традиционном (очном) виде, так и с использованием электронной почты и (частично) средствами Интернет; - асинхронная технология (АТ), в которой акцент делается на одностороннюю доставку информации к студентам путем организации целенаправленных учебных передач при одновременной поддержке традиционными («бумажными») способами. Аналогично построена и система спутникового асинхронного доступа. - сетевая технология (СТ) предусматривала реализацию всех этапов образовательного процесса средствами IT- технологий с удаленным доступом студентов к учебным материалам. В процессе использования этой технологии синхронизация работы студента с преподавателем возможна, но не абсолютна. Студент в основном приобретает знания самостоятельно, оценка знаний осуществляется посредством интернет-тестирования. Структурная характеристика представлена в табл. 1.Таблица 1Структура распределения технологий дистанционного обучения в процессе профессионального обучения студентов-спортсменовКурсКол-во дисциплин в уч.году согласно учебному плануДисциплины, изучаемые с использованием% дисциплин, изучаемых с использование дистанционных образовательных технологийКТАТСТ120103380,0022093270,0031973157,8942172147,6251132045,45Возможности использования компьютерных технологий позволяют соблюдать принцип вариативности выбора содержания и форм учебной деятельности студентов-спортсменов и предполагает: выбор студентами практического учебного модуля по предложенному компьютерному практикуму; выбор варианта практических заданий с учетом интересов и возможностей студента; выбор профессиональных функций, выполняемых в период семестровых занятий; выбор формы отчетности по результатам освоения изученного материала. Для членов сборных команд страны, занятых в период семестровых экзаменов на учебно-тренировочных сборах или участвующих в международных соревнованиях, сессия проводится с расширенными сроками. Эта категория студентов сдает семестровые экзамены по мере своего освобождения от участия в ответственных спортивных мероприятиях, но в рамках семестра.Важно, что включение информационных технологий позволяет материал, подлежащий усвоению, ввести в цель деятельности студентов-спортсменов, а не в средство (замены различных форм получения и передачи информации к содержательной стороне и управленческим функциям). При этом осуществляется не только сообщение знаний, но и обучение управленческим умениям их практического использования, что, в свою очередь требует формирования определенных психологических качеств, таких как целеустремленность, ответственность и автономность. Вместе с тем узко прагматическая ориентация большинства спортсменов лишь на практическую составляющую спортивной подготовки закрепляет репродуктивный, эмпирический, но не творческий уровень мышления, необходимый современному спортсмену-студенту. Высокие физические нагрузки современного спорта как наиболее сильные раздражители нередко подавляют стремления личности к образованию и самообразованию. О характере основных трудностей, с которыми сталкиваются спортсмены высокой квалификации в процессе обучения в вузе, можно судить по данным опроса, проведенного по пятибалльной шкале (табл. 2). Таблица 2Характеристика трудностей в овладении избранной специальностью в баллах (п=46)Перечисленные факторыX±σ1-й курс2-й курс3-й курс4-й курс5-й курсОрганизационные трудности (частые переезды для участия в соревнованиях и на учебно-тренировочные сборы)4,5±0,033,1±0,043,1±0,022,7±0,021,5±0,01 Недостатки в организации дистанционного обучения (недостаточная готовность учебных материалов, пособий, основанных на использовании информационных технологий)3,1±0,093,6±0,093,7±0,044,1±0,024,3±0,03Отсутствие времени и умений для регулярной самостоятельной работы, не выработаны умения работать с информацией3,1±0,13,1±0,42,9±0,32,7±0,22,3±0,2 Не учитывается уровень фактической подготовки к использованию в обучении интерактивных форм организации занятий 3,5±0,23,5±0,13,1±0,13,1±0,12,9±0,2Нежелание самих студентов включаться в учебную работу из-за многочисленных пробелов знаний в отдельных дисциплинах3,6±0,43,3±0,22,2±0,52,2±0,31,6±0,3Недостаточная теоретико-педагогическая подготовка преподавателей по современным формам и методам организации учебной работы, в том числе включению информационных технологий2,4±0,23,1±0,13,8±0,13,5±0,43,9±0,1Приверженность к традиционным аудиторным формам организации учебного процесса1,4±0,42,4±0,22,4±0,32,6±0,32,6±0,3Как показали результаты опроса, организационные трудности и нежелание студентов включаться в работу являются главными трудностями у студентов первого курса. Это вполне объяснимо, так как первый курс вузовского этапа профессиональной подготовки наиболее сложный и требует времени на адаптацию к новым формам обучения, отличающимся от школьных. Кроме того, неумение распорядиться должным образом своим учебным временем при переездах на соревнования и сборы нередко связано и с обстоятельствами, независимыми от самих спортсменов (неудобное расписание рейсов, ожидание, длительные процедуры размещения в гостиницах, обычная усталость от переезда, трудность переключения деятельности и пр.), а также немаловажным фактором выступает и инертность мышления как студентов, так и преподавателей, которое связано с традиционным отношением к спортсменам как к категории студентов, не претендующих на высокие показатели в учебе. Вместе с тем, по мере обучения в вузе, студенты отмечают невысокой уровень организации обучения со стороны преподавателей, их теоретико-педагогической подготовки. В частности, студенты нередко отмечают невысокое качество учебных материалов, пособий, недостаточное включение современных методов организации учебной работы на основе информационных технологий. Интересы к получению высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта определяют динамическую характеристику побуждения, его силу и значимость; длительность и интенсивность учебного процесса; содержательную избирательность мыслительных процессов; готовность к тому или иному уровню его функциональной напряженности, которую личность проявляет, стремясь к определенной цели. Известно, что чем богаче потребности, тем более высокие требования они предъявляют к деятельности, но одновременно позволяют получить и большее удовлетворение от труда. «Предложение» вместо «принуждения», «выбор» вместо «единственности», привлекательность, вместо обязательности - такое изменение в наборе ключевых слов в процессе педагогического воздействия способствовало неизбежному росту интереса к получению высшего профессионального образования со стороны действующих спортсменов. Изучение динамики мотивационной структуры личности студентов-спортсменов, определяемой по тесту В.Э. Мильмана, показало, что наблюдается определенная динамика мотивов, подвигающих студентов к поиску решения содружественных задач в процессе участия в соревновательной деятельности и обучения в вузе [3]. В целом это та деятельность, которая направлена на достижение профессиональной компетенции (табл. 3).Таблица 3Динамика мотивов профессиональной деятельности студентов за период обучения в вузе (X± σ) в баллахНаименование мотиваПоказателиT1T2Р1Р21-й курс n=163-й курс n=105-й курс n=10 Жизнеобеспечение0,69±0.130,76±0.080.87±0,047,823,890,010,01Социальный статус0,70±0,130,60±0,060,62±0,121,880,47--Комфорт0,70±0,130,59±0,110,63±0,142,280,710,05-Общение0,71±0,120,75±0,080,72±0,071,060,890,05-Общая активность0,67±0,130,71±0,110,77±0,092,911,340,01-Творческая активность0,73±0,120,65±0,100,66±0,161,310,17--Социальная полезность0,65±0.150,60±0,060,65±0,1800,83--Жизненная направленность0,75±0,090,68±0.040,71±0,090,640,96--Рабочая направленность0,69±0,110,65±0,050,69±0,1200,97 --Примечание: здесь и далее показаны данные Т1 и Р1 по отношению к первому курсу, а Т2 и Р2 - по отношению к третьему курсу.Так, ведущими мотивами у первокурсников являются мотивы жизненной направленности и творческой активности; у студентов 3-го курса - жизнеобеспечения и общения, а у выпускников вузов - жизнеобеспечения и общей активности. Анализ динамики показателей по годам подготовки показал, что в современной экономической ситуации на первый план выходит прагматический мотив - жизнеобеспечения, связанный с направленностью на приобретение материальных благ для обеспечения своей жизни. Это еще раз подтверждает мысль, что спорт выступает основным видом деятельности спортсмена и основным источником его благосостояния, а образовательный компонент превращает его в профессию на протяжении не только периода выступлений в соревнованиях, но и значительной части жизни. Однако рассмотрения одних только мотивационных факторов недостаточно для объяснения механизмов сложного целенаправленного поведения студента-спортсмена в учебно-воспитательном процессе. Направленность личности, определяемая по методике Е.И. Рогова [4], показала, что она во многом детерминируется усилиями личности в достижении цели (табл.4).Таблица 4Динамика направленности личности студентов за период обучения в вузеНаправленность личности Показатели (X± σ)T1T2Р1Р21-й курс n=163-й курс n=105-й курс n=10Организованность 6,00±2,037,00±0,676,20±0,790,512,44-0,05Направленность на предмет4,87±1,885,80±1,036,20±1,692,210.640,05 -Коммуникативность5,24±1,845,90±2,024,40±1,581,791,83--Мотивация одобрения5,87±1,676,70±0,827,00±0.823,160,810,01-Интеллигентность5,65±2,046,00±0,066,20±1,810,850,28--На достижение успеха0,56±0.160,62±0,060,61±0,081,440,37--На взаимоотношения22,40±5,8614,80±6,0516,90±5,842,700,790,01-На себя16,00±4,5418,40±5,8716,50±4,170,340,83--На дело21,10±6,1727,20±7,3830,40±7,883,510,940,01-На социальный престиж8,20±2,169,50±0,978,40±2,322,740,700,01-На соперничество5,15±2,269,50±0,978,40±2,324,031,380,01-На достижение цели6,30±1,869,20±2,258,20±1,402,581,190,05-Как показали результаты исследования, у выпускников значительно возрастает направленность на дело и достижение цели (t=3,51; р
1. Григорьянц Э.А. Трансформация российского спорта в эпоху глобализации (социологический анализ): автореф.…канд. соц. наук. - М., 2005. - 24 с.
2. Пидкасистый П.И. Требования, предъявляемые к обучающимся в вузах // Педагогика. - 2005. - № 3. - С. 47-53.
3. Мильман В.Э. Диагностика мотивационной структуры личности <http://vsetesti.ru/36/>
4. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. - Ростов-н/Д: Феникс, 1996. - С. 123-128.