Рассматриваются новые подходы к формированию структуры учебного курса в специфических условиях дистанционного обучения. Авторы статьи на основании своего профессионального опыта показывают преимущество структуры курса, основанной на компетентностном подходе к обучению
SOME FEATURES OF THE FORMATION OF STRUCTURE OF AN ELECTRONIC TRAINING COURSE IN SYSTEM OF DISTANCE EDUCATION.pdf Эффективность использования в учебном процессе дистанционных образовательных технологий определяется несколькими факторами, среди которых наиболее значимыми являются новые дидактические возможности электронных образовательных ресурсов. В этой связи создание электронных образовательных ресурсов - базовая проблема информатизации образования, связанная с разработкой новых электронных интерактивных дидактических средств обучения (электронные комплексы, учебники, задачники, справочники и т.д.). Структурной основой системы дистанционного образования (ДО) является, как правило, электронная база учебно-методических материалов, организованная в виде электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) по отдельным дисциплинам. Под ЭУМК ниже будем понимать совокупность учебно-методических и программно-технических средств обучения, отражающих модель педагогической системы, включающей цели, задачи, содержание, методы и организационные формы обучения, необходимые и достаточные для изучения учебной дисциплины. ЭУМК могут быть представлены как мультимедиа-курсы, каждый из которых представляет собой комплекс логически связанных структурированных дидактических единиц (модулей), представленных в цифровой и аналоговой форме, содержащий все компоненты учебного процесса [1]. Естественно, для каждого типа электронных учебно-методических средств приходится подбирать свои способы и формы представления знаний, организации пользовательского интерфейса, методов подачи материала, контроля знаний и др. В современной педагогике весьма активно рассматриваются организационные, методические и технические аспекты ДО. Однако, на наш взгляд, недостаточное внимание уделяется вопросам формирования оптимальной структуры ЭУМК, которая позволяла бы в полной мере реализовать дидактические возможности, предоставляемые дистанционными технологиями обучения. Анализ опыта работы в системе ДО российских вузов, прежде всего признанных лидеров в этом направлении (Евразийский открытый институт, Московский государственный институт электроники и математики, Московский государственный индустриальный университет, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Российский университет дружбы народов, Современная гуманитарная академия и др.), показывает следующее. Практически все они при разработке ЭУМК используют вышеупомянутую блочно-модульную структуру организации учебного материала, в большей или меньшей степени дублирующую стандартную структуру, которая обусловлена действующими рабочими учебными планами и учебными программами для очной или заочной форм обучения. Это относится к таким вопросам, как соотношение между лекционными, лабораторными и практическими занятиями, виды и формы контроля знаний, последовательность изложения материала и т.д. В этом, возможно, прослеживается стремление авторов сделать электронный курс максимально соответствующим «обычному» учебному курсу. Кроме того, схожие подходы к формированию ЭУМК в различных вузах отчасти объясняются их взаимным влиянием и обменом опытом в данной сфере учебной деятельности. Минимальная инвариантная часть комплекса, по мнению большинства исследователей (с точностью до используемых терминов), должна содержать следующие компоненты:1) рабочую программу;2) навигатор по курсу (методические указания по самостоятельному изучению курса);3) комплекс методических средств (учебные пособия по выполнению лабораторных, практических, курсовых работ, мультимедийное дополнение образовательного контента, ресурсы базовой электронной библиотеки);4) хрестоматию (конспект лекций) или электронный учебник по курсу;5) база тестовых заданий по всем разделам изучаемого курса [2].Создание ЭУМК, базирующихся на описанной структуре, возможно в рамках практически любой программной оболочки, используемой на сегодняшний день в отечественных вузах: Distance Learning Studio, Lotus Learning Space, Moodle, ToolBook Assistant, Virtual Learning Environment. При этом дидактические возможности большинства перечисленных программ используются далеко не в полной мере. Из чрезвычайно многообразного инструментария, предлагаемого этими системами, используются, как правило, работа с гипертекстом и компьютерное тестирование [3].Рис. 1. Интерфейс учебного курса по дисциплине «Налоги и налогообложение», имеющего стандартную блочно-модульную структуруПредставляется естественным, что структура ЭУМК в большинстве случаев весьма близка к структуре стандартного печатного учебника, поскольку именно учебник является (или являлся до недавнего времени) основным материальным носителем информации учебно-методического характера. Однако порталы дистанционного образования, созданные в отечественных и зарубежных вузах, представляют собой web-сайты, идеология создания и использования, а также базовые возможности которых радикально отличаются от обычного учебника или даже целого комплекса учебно-методических пособий на бумажных носителях. Прежде всего, это отличие проявляется в интерактивности, динамичности и информативности электронного курса.В отечественной педагогике продолжает активно обсуждается вопрос о целях и задачах высшего профессионального образования и о необходимых для их решения педагогических технологиях. Так, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий выступая на открытии II Съезда Всероссийского педагогического собрания (ВПС) заявил следующее: «За последние двадцать лет объём учебных знаний, предлагаемых для изучения обычному студенту, увеличился в разы и давно превысил его физические возможности. Поэтому для преподавателя на первый план выходит задача не столько дать студенту некоторый объём информации, сколько разъяснить, где её найти и как использовать. Широкие возможности для этого предоставляет использование инфокоммуникационных технологий». Учитывая, что значительная часть ЭУМК является авторскими по определению, возможности автора комплекса в плане реализации своих дидактических разработок и подходов к преподаванию учебной дисциплины могут проявляться, в том числе, и в создании структуры учебного курса. В свете вышесказанного, вопрос о целесообразности соответствия структуры ЭУМК «традиционному» учебному курсу является достаточно дискуссионным. Если содержание учебной дисциплины чётко определяется Государственными образовательными стандартами, то её структура не настолько жёстко регламентирована. В вопросах разработки и внедрения педагогических технологий, предназначенных для открытого дистанционного образования, особенно приветствуется авторский, инновационный подход вуза и преподавателя. Об этом говорится, в частности, в письме Минобрнауки от 11 июня 2004 г. № 01-17/05-01 «О применении дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования». В любом учебном процессе можно выявить следующие основные виды деятельности: передача теоретических материалов, выполнение практических заданий и оценка результатов. Следовательно, указанные элементы должны быть представлены и в электронном курсе, который строится путем комбинирования страниц различных типов, отражающих перечисленные виды деятельности. В современном понимании ЭУМК представляет собой сложную дидактическую систему, функционирование которой поддерживает учебно-воспитательный процесс средствами информационных образовательных технологий. Как система ЭУМК может совмещать в себе функции автоматизированных обучающих и контролирующих систем, моделирующих программ и других программных средств информационных образовательных технологий. В целях мониторинга и необходимой коррекции процесса обучения, в рамках ЭУМК также могут быть сформированы базы данных для хранения текущей и обобщенной информации о результатах работы. В законченном виде стандартный ЭУМК как система включает в себя следующие функциональные блоки:- инструктивный блок;- информационный блок;- контрольный блок;- коммуникативный блок;- управляющая система [4].В последнее время в отечественной педагогике наиболее целесообразным представляется компетентностный подход к обучению студента. Этот подход предполагает, что главной задачей образовательного процесса является создание условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования [5]. Исходя из этого, по мнению авторов, следует в контрольном блоке уделить особое внимание комплексным, относительно большим по объёму задачам (проектам, исследованиям), которые бы активизировали самостоятельную творческую деятельность студентов и способствовали бы выработке у них навыков принятия ответственного решения. Более того, представляется возможным построить структуру курса, основанную на совокупности подобных заданий, которые бы более или менее полно отражали уровень требований к умениям и навыкам студента по данной дисциплине согласно стандарту. При этом соответствующие теоретические сведения могут носить инструктивный, вспомогательный или справочный характер. Их количество и содержание должны быть достаточными для решения поставленных задач. Они могут быть расположены как в рамках самого курса (в виде пояснений, отдельных файлов или web-страниц), так и во внешних источниках, по приведённым ссылкам. Подобная структура курса, во-первых, инициирует самостоятельную работу студента, во-вторых, позволит ему актуализировать полученные знания в соответствии с требованиями его будущей профессиональной деятельности. При этом авторы допускают, что курсы по общеобразовательным дисциплинам гуманитарного или естественнонаучного циклов вполне возможно создавать на основе традиционной модульной структуры. Структуру, базирующуюся на компетентностном подходе к обучению, целесообразнее использовать при создании курсов по общеобразовательным и специальным дисциплинам.Рис. 2. Интерфейс учебного курса по дисциплине «Налоги и налогообложение», структура которого базируется на наборе комплексных практических заданийРазработчик курса должен чётко представлять себе, что, поскольку технически ЭУМК является сайтом, информация в котором размещена в иерархической или объектно-реляционной базе данных, оформление курса в виде web-страницы позволяет преподавателю расширить свой педагогический арсенал за счёт использования новых методов. Речь идёт в первую очередь об использовании возможностей, характерных именно для данного типа образовательного ресурса: различных медиа-форматов, динамических методов контроля знаний, различных форм поиска данных и обратной связи и т.д. Широкие возможности, которые предоставляют преподавателю информационные образовательные технологии, могут быть реализованы и в вариативной части комплекса. Сюда могут быть включены on-line-консультации по изучению данного курса (как для студентов, так и для тьюторов по организации занятий), чат, гипертекстовый глоссарий, портфолио и личные страницы студентов и преподавателей, учебные группы и подгруппы, коллективно выполняющие отдельные проекты, доска объявлений, подборка файлов для скачивания студентами и т.д.Организация учебного курса описанным выше образом потребует от его создателя не только достаточно серьёзных пользовательских навыков, но и хотя бы минимального уровня владения web-технологиями. Тем не менее предполагается, что эффект от применения рациональной структуры курса, ориентированной на выработку у студента профессиональных компетенций, оправдает затраты труда преподавателя, вложенного в его создание. В заключение следует сказать, что эффективное обучение в системе ДО - это не только результат использования качественных учебно-методических материалов, а целостный процесс, включающий поиск подходящей информации в сетях, обмен письмами как с кураторам курса, так и с другими учащимися, обращение к базам данных, периодическим информационным изданиям, распространяемым посредством Интернет. Успешность дистанционного обучения во многом зависит от организации учебного материала. Творческие методические подходы к построению электронных курсов позволяют не только осуществлять эффективный контроль и самоконтроль полученных знаний и навыков, но и, главное, строить качественное обучение в дистанционной форме с точки зрения структурированности и наглядности представления предметной области.
1. Соколинский Л.Б., Апанасенко Е.В. Технологические аспекты разработки Internet-версии аннотированного библиографического каталога по программированию и базам данных // Телематика 99: Тез. докл. Всероссийск. науч.-метод. конф. (7-10 июня 1999 г., Санкт-П
2. Егоров С.Я., Мокрозуб В.Г., Немтинов В.А. Опыт разработки электронной графической справочной системы по технологическому оборудованию и ее использования в учебном процессе // Информационные технологии. - 1999. - № 8. - 37 с.
3. Савин Н.В. Дистанционное обучение в российских вузах. [Электрон. ресурс] - http://www.ucheba.ru/vuz-article/3816.html.
4. Абдулина Е.Л., Губарев В.В., Печерский А.В. Общесистемные требования к электронным учебным материалам / Новосибирский государственный технический университет. [Электрон. ресурс] - http:// www.cctpu.edu.ru/conf/sec7/tez02.html.
5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - №5. - 62 с.