Дистанционное образование как фактор формирования опыта творческой деятельности студента | Открытое и дистанционное образование. 2012. № 1 (45).

Дистанционное образование как фактор формирования опыта творческой деятельности студента

Дистанционное образование рассматривается как фактор формирования опыта творческой деятельности студента. Особое внимание уделяется ресурсам и возможностям дистанционной формы обучения в активизации творческой деятельности студента.

DISTANCE education AS THE FACTOR OF FORMATIONOF THE STUDENT's EXPERIENCE CREATIVE.pdf В современных условиях информатизации и инновационной ориентации общества возникает необходимость формирования гибкой распределенной системы непрерывного образования, с помощью которой человек может иметь доступ к мировым ресурсам информации и базам данных, непрерывно в течение жизни повышать свои профессиональные навыки и которая позволяет ему быть профессионально мобильным и творчески активным. В процессе непрерывного роста потока информации и быстро меняющихся технологий таковым является дистанционное образование.Важность развития дистанционного образования определена на государственном уровне и является «важнейшим приоритетом в развитии образования» [1]. В отличие от традиционных подходов к образованию, основанных на простой передаче знаний, дистанционное образование подразумевает постоянное, непрерывное образование, проходящее через все его ступени, дающее знания, умения, воспитывающее понимание, увеличивающее доступность и широко использующее новые телекоммуникационные средства и дистанционные методы, способное адаптировать человека к современному миру.Дистанционное образование в нашем исследовании рассматривается как комплекс образовательных услуг, которые предоставляются широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии. «Информационно-образовательная среда дистанционного образования представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей» [2]. Дистанционное образование открывает студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, а преподавателям позволяет реализовывать «принципиально новые формы и методы обучения с применением концептуального и математического моделирования явлений и процессов» [3. С. 36]. Многофункциональность дистанционного образования позволяет успешно использовать его в процессе формирования опыта творческой деятельности студента.В контексте данного исследования опыт творческой деятельности студента является результатом творческого активного освоения и реализации знаний, навыков, умений, их критической переработки и осмысления своего отношения к деятельности (удовлетворенность, стремление к самостоятельности, видение проблемы и путей ее решения, новизна результата деятельности) с учетом личностных потребностей, возможностей и способностей.Выявлено, что формированию опыта творческой деятельности студента способствует дистанционное образование, сущностной характеристикой которого выступают творческая направленность, приоритетность создания условий для творческого саморазвития личности, усиления активной роли студента в собственном образовании по отношению к пассивным операциям и действиям в традиционном обучении.Получение образования дистанционно вносит существенные изменения в содержание образования в соответствии с особенностями данной формы обучения (гибкость, модульность, интерактивность, самостоятельность, использование инновационных методик обучения), меняются логика построения содержания образовательных программ, способы подачи информации в условиях самостоятельной работы, изменяется роль преподавателя.В этом смысле для формирования опыта творческой деятельности студента в дистанционном образовании становится актуальным выявление принципиально новых методов и средств обучения с использованием информации и образовательных массивов сети Интернет, которые бы усиливали творческую направленность обучения и активизировали роль студента в собственном образовании.В процессе анализа систем дистанционного образования нами были выделены ресурсы, способствующие формированию опыта творческой деятельности студента: содержательный, связанный с разработкой содержания образования, его структурированием и использованием активных методов обучения; информационный, дающий возможность расширения информативного поля, в котором работает обучающийся; организационный, позволяющий поступить интерактивное взаимодействие субъектов образовательного процесса. В связи с этим логика дальнейшего изложения подчинена последовательному раскрытию и уточнению возможностей дистанционного образования в процессе формирования опыта творческой деятельности студента. Содержательный ресурс дистанционного образования предполагает наличие электронного учебно-методического комплекса, включающего программу курса, учебно-методические материалы (курсы лекций, методические пособия, наборы презентаций и слайдов, глоссарий, систематизированные списки литературы, наличие контрольной диагностики - тестирование, анкетирование) на основе информационных технологий. Для обеспечения интерактивного взаимодействия обучающегося с информационно-образовательной средой нами разработан электронный учебно-методический комплекс с применением системы творческих задач, включающий электронный учебник; лабораторный практикум; систему творческих задач; систему тестирования; глоссарий; справочник студента, позволяющий индивидуализировать учебный процесс через определение для каждого студента оптимального объема и содержания учебного материала, а также темпа его усвоения и особенностей восприятия информации, развитие творческих навыков и умений студентов путем выполнения творческих задач.Применение творческих задач в процессе формирования опыта творческой деятельности студента обоснована И.Я. Лернером, который считает, что «единственно возможным способом передачи опыта творческой деятельности являются педагогические конструкции в виде построенных педагогом творческих задач, в процессе самостоятельного решения которых студенты накапливают опыт поиска способов решения» [4. С. 87].Система творческих задач выполняет следующие функции в процессе формирования опыта творческой деятельности студента: 1. Образовательные:- формирование представлений студентов о сущности и структуре опыта творческой деятельности;- определение роли опыта творческой деятельности в профессиональной деятельности будущего специалиста;- изучение средств, методов и приемов, используемых в творческой деятельности.2. Практические:- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию; - видение новых способов решения задачи;- нахождение нестандартного решения предложенной задачи;- осуществление самостоятельного творческого поиска в решении задачи. 3. Развивающие:- развитие умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии;- развитие творческих способностей, рефлексии, умения находить новые решения.4. Воспитательные:- воспитание сотрудничества, коммуникативности, навыков диалогового общения;- воспитание ответственности, самостоятельности, усидчивости и трудолюбия. Содержательный ресурс дистанционного образования в процессе формирования опыта творческой деятельности студента не ограничивается разработкой содержания электронного учебно-методического комплекса с применением системы творческих задач, так как содержание не само по себе запускает развитие и саморазвитие личности, а через технологии. Поэтому особое внимание следует уделить системному, целенаправленному и компетентному воспроизведению наиболее оптимально сочетаемых методов и форм обучения, направленных на результативный образовательный процесс, - личность, обладающую опытом творческой деятельности. Реальной основой для решения задач этого типа является использование в образовательном процессе активных форм и методов обучения, направленных на формирование опыта творческой деятельности студента: метод проектов, исследовательский метод, творческие (эвристические) методы (метод «мозговой атаки», «Дельфи», кейс-метод и т.д.), игровые технологии. Данные методы позволяют формировать опыт творческой деятельности студента исходя из интересов обучающихся, дают возможность студенту проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, позволяет развить у студентов умения творчески мыслить в различных проблемных ситуациях, планировать свою деятельность, а также организовывать взаимодействие между участниками творческой деятельности.Таким образом, содержательный ресурс дистанционного образования в формировании опыта творческой деятельности студента видится нам в содержании дистанционного образования, предполагающем наличие электронного учебно-методического комплекса с системой творческих задач и использование активных методов обучения: метод проектов, исследовательский метод, творческие (эвристические методы) и игровые технологии.Дистанционное образование, базирующееся на информационных и коммуникационных технологиях, позволяет выделить информационный ресурс дистанционного образования в процессе формирования опыта творческой деятельности студента. Информационный ресурс дистанционного образования позволяет расширить информативное поле обучающегося, создать оптимальные условия для развития у субъектов способности к самообучению. Информационные технологии позволяют использовать как основу для творческой деятельности электронные издания, образовательные ресурсы сети Интернет - электронные библиотеки, информационно-обучающие сайты.Самостоятельный информационный поиск в Интернет является составной частью творческого процесса, активизирующей мыслительную деятельность субъекта. Поиск в момент возникновения идеи приводит к дальнейшему развитию мысли, не дает ей погаснуть, что могло бы произойти в случае другого источника информации или посещения библиотеки только через несколько дней.Освоение Интернет как информационной среды со специфическими средствами деятельности изменяет и развивает мышление, дает человеку возможность по-новому решать творческие задачи, изменять сложившийся стиль мыслительной деятельности и как следствие накапливать свой собственный опыт творческой деятельности. Таким образом, электронные образовательные ресурсы обогащают процесс формирования опыта творческой деятельности студента в дистанционном образовании предоставляя следующие возможности: −доступ к альтернативным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, информационным сайтам, к многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет; −организация электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудио- и видеоконференций; различного рода совместных исследовательских работ преподавателей, студентов, научных работников из различных вузов; −участие в дистанционных викторинах, олимпиадах, проектах, что способствует творческому развитию обучающегося на основе приобщения к самой широкой информации культурного, этнического, гуманистического плана.В дистанционном образовании процесс формирования опыта творческой деятельности студента находится в прямой зависимости от эффективности взаимодействия субъектов этого процесса, в связи с этим мы выделяем организационный ресурс дистанционного образования, обеспечивающий интерактивное взаимодействие студентов и преподавателя такими средствами, как электронная почта, чат, форум. Средства интерактивного взаимодействия позволяют преподавателям и обучающимся совместно использовать информацию, сотрудничать в решении общих проблем, публиковать свои идеи или комментарии, участвовать в решении задач и их обсуждении, участвовать в создании общих проектов. Студенты при таком взаимодействии выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее опыта преподавателя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает студентов к самостоятельному поиску.В связи с этим средства интерактивного взаимодействия открывают широкие перспективы для совершенствования процесса формирования опыта творческой деятельности, а именно: −создание доброжелательной творческой виртуальной атмосферы, направленной на достижение студентами новых образовательных результатов;−представление студентами своих образовательных продуктов в дистанционном информационном пространстве среди удаленных друг от друга физических пользователей;−проведение целенаправленной дискуссии среди субъектов образовательного процесса, разработав структуру их дистанционного взаимодействия и задав определенный алгоритм их коммуникативной деятельности;−обучение учащихся правильно задавать содержательные вопросы по темам, предложенным преподавателем и студентами, давать на них краткий и полный ответ;−проведение среди участников дистанционного взаимодействия обучающей рефлексии по осознанию ими своих достижений в создании собственного творческого продукта, выявлению проблем и нахождению способов их решений.Значимой составляющей потенциала дистанционного образования является интерактивное взаимодействие преподавателя и студента на основе сотворчества. Сотворчество - это совместная (коллективная в условиях групповых форм работы) творческая деятельность, направленная на решение практических и теоретических задач и предполагающая взаимообусловленность развития субъектов взаимодействия в целостном образовательном процессе [5]. Сотворчество по своей сути - это коммуникативный процесс, который осуществляется с целью развития совместного творчества. Нам видится необходимым определение признаков сотворчества, которые направлены на формирование опыта творческой деятельности студента. 1.Наличие совместной деятельности: пространственное и временное соприсутствие участников; наличие единой цели; наличие управления; разделение процесса совместной деятельности между участниками; возникновение межличностных отношений. 2.Креативная направленность совместной деятельности: творческая атмосфера; решение неизвестной (частично известной) задачи; «субъективность» творчества - новизна для субъектов совместной деятельности. 3.Взаимообусловленность развития субъектов (например, преподаватель, студент, студенческая группа): изменение способностей (например, коммуникативных, мыслительных, рефлексивных); изменение потребностей (например, самореализации и принадлежности к группе); изменение норм культуры и норм ее освоения [5.С. 291].Следует отметить, что организованное таким образом взаимодействие отличает установка на творческий, рефлексивно-преобразующий, интегративный характер результата, обусловленный тем, что дистанционное образование относится к системе открытого типа, а значит, постоянно взаимодействующим и обменивающимся ресурсами, резервами. Открытость актуализирует задачу подготовки будущего специалиста, способного к ответственному осуществлению творческих преобразований не только на индивидуальном уровне, но и на уровне вуза, работы, общества, города.Теоретический анализ и анализ опыта позволяют утверждать, что возможности дистанционного образования являются постоянно развивающимися; обеспечивают формирование опыта творческой деятельности студента при свободе выбора организационных форм, методов, средств обучения, содержания; возможности выбора индивидуально-личностной образовательной траектории.Таким образом, дистанционное образование является одним из факторов формирования опыта творческой деятельности студента и закономерно выступает средством приведения внутренних сил педагогического процесса в движение, поскольку характеризуется ресурсами (содержательный, информационный, организационный) и рядом возможностей для формирования опыта творческой деятельности студента:−усиление активной роли студента в собственном образовании (актуальность, открытость, вариативность содержания, разнообразие методических обучающих средств, использование технологий, направленных на формирование опыта творческой деятельности студента);−повышение эвристической составляющей учебного процесса за счет применения интерактивных форм занятий, мультимедийных обучающих программ, использование информационно-образовательных ресурсов Интернет;−творческое самовыражение студента средствами опосредованного взаимодействия субъектов дистанционного образования на основе сотворчества, демонстрация продуктов своей деятельности в сети Интернет для всех желающих, обсуждение их с преподавателями, сверстниками.

Ключевые слова

дистанционное образование, опыт творческой деятельности студента, активные формы и методы обучения, distance education, experience of the student's creative work, active forms and methods of teaching

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Тлегенова Танзиля ЕрсаиновнаОренбургский государственный университет, г. Оренбургассистент кафедры информатики факультета информационных технологийtlegenova_te@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Заседание Совета по развитию информационного общества в России от 08.07.2010. Сайт Президента России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.kremlin.ru/news/8295 (дата обращения: 06.09.2011).
Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-joe.ru/sod/97/1_97/st064.html (дата обращения: 09.10.2011).
Голованова Ю.В. Обоснование необходимости разработки новых интерактивных инновационных средств подготовки мобильных специалистов в вузе // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2010. - № 6. -
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
Нилова С.В. Сотворчество как форма образовательной компьютерно-опосредованной коммуникации в университете // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - 2005. - Т. 8, № 2. - С. 289-297.
 Дистанционное образование как фактор формирования опыта творческой деятельности студента | Открытое и дистанционное образование. 2012. № 1 (45).

Дистанционное образование как фактор формирования опыта творческой деятельности студента | Открытое и дистанционное образование. 2012. № 1 (45).