Статья посвящена проблемам создания эффективной информационно-образовательной среды. Образовательное сообщество, принимая непосредственное участие в создании информационно-образовательной среды, опирается на идеи философии конструктивизма. В данной статье рассматривается педагогический потенциал вики как одного из самых эффективных инструментов при создании образовательным сообществом конструктивистской информационно-образовательной среды.
WIKI AS A TOOL FOR BUILDING CONSTRUCTIVIST INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT.pdf Современное общество все более приобретает черты информационного, где производство информационных продуктов и оказание информационных услуг преобладают над всеми видами социально-экономической активности людей. Процесс обучения в информационном обществе происходит в информационно-образовательной среде, роль которой значительно повышается по сравнению с индустриальным обществом. В связи с этим весьма актуальны вопросы, связанные с построением информационно-образовательной среды. Технологии Web 2.0 все более активно используются субъектами образовательного процесса, как преподавателями, так и студентами. Как показывают исследования за рубежом, вики относятся к числу наиболее популярных [4. Р. 221]. В России роль вики как инструмента создания эффективной информационно-образовательной среды еще недостаточно хорошо изучена.Структуру, границы и содержательное наполнение информационно-образовательной среды задают субъекты образовательного процесса. Информационно-образовательную среду можно определить как системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с человеком как субъектом образования. Она возникает как результат взаимодействия субъектов образовательного процесса и информационно-образовательного пространства, которое представляет собой неразрывное единство информации, средств ее хранения и производства, методов и технологий работы, обеспечивающих получение информации субъектами в целях образования [1. С. 31]. Субъекты образовательного процесса, находясь в постоянном взаимодействии, составляют образовательное сообщество. Появление электронных (виртуальных, сетевых) сообществ было предсказано еще до создания World Wide Web в 1995 г. Сегодня в сети Интернет существуют десятки тысяч сообществ. Несмотря на то, что термин сообщество (community) становится все более популярным, важно отметить, что пока не удается дать исчерпывающее определение этому термину [3]. Для образовательных Интернет-сообществ характерно желание членов делиться ресурсами, принимать в сообщество и поддерживать новичков, регулярно общаться, совместно решать проблемы и пользоваться плодами успешного труда [6]. В начале XXI в. произошло смещение акцентов в понимании механизмов познавательного процесса. В теории и практике образования XXI в. получил определение как «век индивидуума», которое в значительной мере базировалось на теории развития Ж. Пиаже. Учащийся представлялся «одиноким искателем знаний». Растущее влияние теории социального конструктивизма Л.С. Выготского (1978) способствовало пониманию значения вклада других людей в формирование знаний отдельных индивидуумов. Иначе говоря, от «века индивидуума» мы перешли к «эре сообщества» [5]. Как и прочие инновации, конструктивизм применительно к созданию информационно-образовательной среды имеет ряд недостатков. В данный момент он представляет собой более философию, чем методику или технологию обучения. Инструментарий (методы, формы, средства обучения) разработаны еще недостаточно хорошо, что вызывает определенные трудности в практической реализации. Однако несмотря на имеющиеся недостатки, конструктивизм находит все больше сторонников среди педагогов как средней, так и высшей школы. Различные формы сотрудничества в процессе «выстраивания» учащимся новых знаний становятся все более актуальными. Потребности общества определяют направления развития информационно-коммуникационных технологий. Еще в 2000 г. профессор Гарвардской школы бизнеса Дэвид Рид (David Reed) сформулировал новую экономическую закономерность, описывающую изменение структуры коммуникации в обществе [7]. Он выделил три этапа в развитии информационных технологий: «широковещательный» (broadcast), «транзакционный» и «групповой» (group forming). В настоящее время мы переживаем третий этап. Доминирующим средством связи становится Интернет, который постоянно изменяется, ориентируясь на нужды пользователей сети. «Web 2.0» до сих пор не является узаконенным термином, но используется повсеместно для определения сегодняшнего состояния Интернета. Основное отличие его от более ранних «версий» Интернета - расширение возможностей сотрудничества, кооперации, взаимодействия в сети. Учебный процесс в условиях современной информационно-образовательной среды способствует тому, что студенты привыкают думать самостоятельно, учиться в сотрудничестве с другими членами сообщества. Это те качества, которые требуются для овладения знаниями в наше время. Возросший интерес к сотрудничеству в учебном процессе стимулирует поиск новых форм взаимодействия внутри образовательного сообщества и оценки результативности совместной работы [9. Р. 5]. Этим отчасти можно объяснить феномен популярности социальных сетей, возможности которых все чаще используются преподавателями и студентами западных образовательных учреждений. Однако применение новых технологий само по себе не обеспечивает качественное образование. Недостаточно просто создать сайт, взять подходящее программное обеспечение и информировать студентов о том, что они могут этим пользоваться. Факт открытия сайта не означает, что преподаватель создал учебную среду, в которой гарантировано приобретение знаний в сотрудничестве. Студенты могут и не воспользоваться теми возможностями, которые им предоставляются [3]. Успех внедрения технологий сотрудничества в сети Интернет с образовательными целями зависит от многих факторов, таких как личностные характеристики студентов и преподавателей, уровень развития коммуникативной компетентности студентов, технические условия (наличие компьютеров с выходом в Интернет, стабильность связи и т.д.), степень проработанности заданий. Уровень сложности первых шагов студентов на пути овладения знаниями с применением технологий сотрудничества в сети Интернет (прежде всего с технической точки зрения) не должен быть чрезмерным. Для этого как нельзя лучше подходят вики-сайты.Ви́ки - (wiki) это веб-сайт, структуру и содержание которого пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Впервые термин «вики» для описания веб-сайта был использован в 1995 г. Уордом Каннингемом, разработчиком первой вики-системы WikiWikiWeb. Вики-сайты являются одной из отличительных особенностей современной глобальной сети. Web 2.0 - это сеть, где можно «не только читать, но и писать», в отличие от Web 1.0 [8. Р. 135]. Вики могут стать эффективным инструментом при создании конструктивистской информационно-образовательной среды, так как сама природа вики предполагает сотрудничество. Не случайно компании, предоставляющие возможности хостинга (размещения информации на сервере, постоянно находящемся в сети Интернет) с использованием технологии вики, ориентируются на схемы работы социальных сетей. Члены сообщества, созданного вокруг вики-сайта, фактически становятся пользователями социальной сети (Wetpaint, Wikispaces и т.д.).Сотрудничество в образовательном интернет-сообществе имеет несколько составляющих в зависимости от того, кто или что вступает во взаимодействие. Кертис и Лоусон (Curtis and Lawson, 2001) выделяли четыре типа взаимодействия: 1) учащихся с учащимися, 2) учащихся с преподавателем, 3) с ресурсами, 4) с интерфейсом сайта. Они полагали, что для успешного сотрудничества в условиях глобальной сети необходимо, чтобы все четыре типа взаимодействия были эффективны. Их характеристики применительно к вики-сайтам могут быть представлены следующим образом:1.Взаимодействие студентов со студентами. Для него характерны: коллективная выработка решения проблемы, достижение общей цели, создание артефактов, доступных всем участникам сотрудничества; использование умений и навыков внутри небольших групп, командная работа; взаимозависимость членов группы; распределение работы так, чтобы все члены группы вносили свой вклад в общее дело; взаимный мониторинг активности членов группы с целью повышения ее эффективности; взаимопомощь в достижении общей цели; конструктивная обратная связь в форме совета или подбадривающего замечания; планирование и инициирование дальнейшего сотрудничества; приобретение знаний, умений, выработка позиции, отношения к различным аспектам; критическое мышление; обмен источниками знаний, информацией и идеями; обмен, сравнение и понимание различных точек зрения по той или иной проблеме и выработка новых; совместные размышления о ходе выполнения работы; взаимное обучение; обсуждение в случае появления у студентов вопросов друг к другу, объяснение и уточнение информации; желание выслушивать идеи, предложения и точки зрения партнеров по совместной работе; наличие социальных элементов во взаимодействии студентов в сети, что служит хорошим дополнением к общению при личной встрече; комментирование информационно-образовательной среды, ее особенностей во время общения в сети; автономное обучение; четкая самоидентификация по отношению к другим членам группы и чувство сообщества; сравнение внутри группы проделанной работы и достигнутых успехов.2.Взаимодействие студентов и преподавателя, а именно: взаимодействие студентов и преподавателя, консультирование студентов преподавателем; незамедлительная реакция преподавателя на действия студентов в форме руководства и, в случае необходимости, совета; помощь преподавателя студентам в учебном процессе; интеллектуальная и эмоциональная поддержка студентов со стороны преподавателя; деление преподавателем больших этапов работы на более мелкие с целью правильного выполнения и облегчения работы; достижение преподавателем «хрупкого равновесия», давая студентам, с одной стороны, свободу, с другой - направляя их; обучение студентов преподавателем использованию учебных стратегий как часть учебного процесса.3.Взаимодействие студентов с ресурсами, что предполагает: обеспечение текстовыми материалами, необходимыми для осуществления проекта (постановка цели, определение задач, деление на группы, определение сроков и порядка выполнения этапов, критерии оценки итогового результата и т.д.); наличие опоры, помогающей выполнению задания (объяснений, вопросов и предложений, гиперссылок на внешние ресурсы в сети Интернет).4.Взаимодействие студентов с интерфейсом. Основные характеристики: отсутствие технических проблем со средой сетевого взаимодействия, дружественный интерфейс; свобода контролирования доступа к информации и содержанию; свобода в принятии решения об упорядочивании содержания; включение подсказки (чтобы не дать студентам «заблудиться») [10. Р. 646-648].При наличии проблемно-ориентированного подхода к обучению вики может стать действенным инструментом создания удобной информационно-образовательной среды. Академическая студенческая группа может быть разделена на несколько подгрупп. Каждая подгруппа получает свое задание, связанное с изучением какого-либо вопроса, поиском путей решения проблемы. Студенты могут следить за ходом выполнения заданий не только в своей группе, но и в группах других участников проекта, обмениваться впечатлениями, давать оценку. Итоговые материалы проекта становятся достоянием всех членов учебного сообщества, имеющих доступ к вики-сайту.Вики-сайты обладают рядом бесспорных преимуществ:1.Легкость в использовании. Пользователям не требуется никаких специальных технических знаний. Интерфейс прост и понятен каждому.2.Гибкость. Доступ к информации и ресурсам сайта возможен в любое время и с любого компьютера. Ими смогут пользоваться последующие поколения студентов, что сократит им время поиска необходимой информации.3.Низкая стоимость. Вики-сайт может быть практически бесплатным. Оплачивается только доступ к сети Интернет. За отдельную плату можно получить дополнительные возможности (например, избавиться от рекламы).Педагогический потенциал вики еще недостаточно изучен. Вики-сайты позволяют учащимся экспериментировать с тем, «как получать новые знания», а не «воспроизводить знания» [8. Р. 136]. Кроме того, асинхронный вид связи, используемый в вики, дает студентам больше времени на обдумывание ответа, чем во время аудиторного занятия. Они получают возможность более глубоко изучить вопрос [2. Р. 43].На основе опыта, полученного автором в течение трех лет при создании вики-сайтов на платформах Wetpaint и Wikispaces совместно со студентами факультета иностранных языков Московского государственного областного педагогического института, можно сделать вывод о тех задачах, при решении которых вики-сайты могут быть использованы наиболее эффективно. 1.Хранение разного рода цифровой информации (доклады, эссе, инструкции для выполнения различных заданий и т.д.). Вики может представляться как архив образовательного сообщества, которым смогут пользоваться разные поколения студентов.2.Обмен информацией. Открытость, публичность студенческих работ стимулирует обмен информацией, идеями, ресурсами.3.Мониторинг прогресса отдельных студентов и студенческих групп. Отслеживая ход выполнения задания, преподаватель может более объективно оценить работу студентов.4.Повышение ответственности студентов. Свобода создавать, изменять, удалять способствует формированию у студентов чувства ответственности.5.Социальное взаимодействие и кооперация. Благодаря своей природе, вики-сайты «антиавторитарны» [8. Р. 149]. Они создаются благодаря совместным усилиям членов сообщества, которые имеют большие возможности для инициативы и творчества. Вики-сайты образовательной направленности позволяют коллективно «выстраивать» знания. Полученный результат становится общим достоянием и значительно превышает индивидуальные вклады членов образовательного сообщества. Таким образом, вики становится действительно эффективным средством создания конструктивистской информационно-образовательной среды и заслуживает дальнейшего изучения.
Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с.
Arnold N., Ducate L. Future foreign language teachers' social and cognitive collaboration in an online environment // Language Learning & Technology. - 2006. - Vol. 10, № 1. - Р. 42-66.
Brook C., Oliver R. Online learning communities: Investigating a design framework. Australian Journal of Educational Technology. - 2003. - № 19(2). - Р. 139-160. URL: http://www.ascilite.org.au/ajet/ajet19/brook.html (дата обращения: 18.10.2011).
Guo Z., Stevens K.J. Factors influencing perceived usefulness of wikis for group collaborative learning by first year students // Australasian Journal of Educational Technology. - 2011. - № 27(2). Р. 221-242. - URL: http://www.ascilite.org.au/ajet/ajet27/
Kilpatrick Sue, Barrett Margaret and Jones Tammy. Defining learning communities // In: Peter L. Jeffery, Proceedings of the Joint New Zealand Association for Research in Education (NZARE) & Australian Association for Research in Education (AARE) Internati
Moore A.B., Brooks R. Learning communities and community development: Describing the process // Learning Communities: International Journal of Adult and Vocational Learning. 2000. - Issue. - №. 1. - Р. 1-15. - URL: http://www.crlra.utas.edu.au/Pages/files
Reed D. The Law of the Pack // Harvard Business Review. - 2000. - February.
Ruth A., Houghton L. The wiki way of learning // Australasian Journal of Educational Technology. - 2009. - 25(2). - Р. 135-152. - URL: http://www.ascilite.org.au/ajet/ajet25/ruth.html (дата обращения: 18.10.2011).
The Horizon Report. 2007 Edition. The New Media Consortium and The EDUCAUSE Learning Initiative. An EDUCAUSE Program. - URL: http://www.nmc.org/pdf/2007_Horizon_Report.pdf (дата обращения: 18.10.2011).
Vida Zorko. Factors affecting the way students collaborate in a wiki for English language learning // Australasian Journal of Educational Technology. - 2009. - 25(5). - Р. 645-665. URL: http://www.ascilite.org.au/ajet/ajet25/zorko.pdf (дата обращения: 18.