Представлен сайт «Повышение квалификации научно-педагогических кадров», разработанный на основе идей компетентностного и личностно-развивающего подходов. Описана структура сайта и содержание основных разделов. Показаны возможности использования сайта для взаимодействия педагогов при организации профессионального сообщества, консультирования по решению проблем в профессиональной деятельности, участия в обсуждениях форума.
WEB-SITE «FACULTY QUALIFICATION IMPROVEMENT» AS A FORM OF TEACHERS' INTERACTION.pdf Процесс профессионального становления преподавателя высшей школы в качестве одного из своих условий включает регулярное обновление совокупности профессионально-личностных компетенций, постоянную трансформацию социально значимых и профессионально важных качеств в соответствии с изменяющимися требованиями социального заказа. При этом внедрение информационных технологий и компьютерной техники в различные сферы человеческой жизнедеятельности не только изменило содержание и характер профессиональной деятельности и обновило профессиональные функции современного педагога. Произошедшие изменения привели к тому, что наличие компьютерных знаний, умений и навыков, обладание чувством ответственности за использование компьютерных технологий при решении профессиональных и личностных задач, наличие творческого подхода в компьютерной деятельности педагога воспринимаются как должное, определяя не достаточное, но необходимое условие профессионального педагогического мастерства как высшего уровня его профессионального становления.Необходимо также отметить, что эффективность профессионального становления педагога в целом и соответствие его компьютерной подготовки предъявляемым требованиям в частности напрямую зависят от непрерывности указанных процессов. С одной стороны, осознание значимости педагогической профессии существенно повлияло на высокую степень разработанности структуры и качество функционирования системы непрерывного педагогического образования. С другой стороны, до сих пор ведутся дискуссии о необходимости непрерывной подготовки высококвалифицированных специалистов образовательной сферы, умеющих жить и продуктивно работать в постоянно меняющихся условиях, состоянии неопределенности, неустойчивости, конструктивно использовать неопределенность и нестабильность для построения целостной картины мира. Повышение информационной культуры научно-педагогических кадров предполагает не просто владение умениями и навыками работы с все возрастающими по объему и усложняющимися по содержанию информационными потоками, а развитие способности с их помощью «добывать» это новое знание, самостоятельно выстраивая целостный познавательный процесс в окружающей информационной среде. Чем больше готов специалист к самоуправлению познавательным процессом в изменяющейся информационной среде, тем успешнее личностный рост профессионала, его социальная востребованность, тем больше его вклад в расширение социокультурного пространства, тем выше его социальная значимость [1, 2].Берлинская декларация об открытом доступе к научному и гуманитарному знанию от 22 октября 2003 г. (http://oa.mpg.de) определяет современный Интернет как новую функциональную среду для распространения знания и свободного общения, для обмена социально значимой информацией. Интернет становится ресурсом и социальной информационной средой, в рамках которой решаются новые педагогические задачи и реализуются новые формы учебной деятельности, которые невозможно предоставить и осуществить вне сети. Новая открытая система образования строится в новой информационной среде, на принципах и технологиях открытого доступа к образовательным ресурсам. Интернет предоставляет в распоряжение пользователей огромное количество открытых информационных ресурсов и социальные сетевые сервисы, поддерживающие их индивидуальное и групповое использование. В связи с этим несомненный интерес вызывает создание виртуальной организации повышения квалификации, способной объединить существующие ресурсы, реализовать индивидуальный подход к каждому преподавателю.Преподаватель вуза обладает достаточным уровнем самосознания, собственным опытом, пониманием цели обучения и путей реализации полученных знаний, умений и навыков, личностных качеств и ценностных ориентаций, наконец, достаточно высоким уровнем ответственности для того, чтобы активно участвовать в диагностике своих образовательных потребностей, в планировании результатов обучения, реализации, оценивании и коррекции учебного процесса повышения квалификации [3].Большое преимущество преподавательской, как и любой другой взрослой аудитории, состоит в том, что она может быть достаточно высоко мотивирована на обучение, осознавая причины его необходимости, сферы возможного приложения полученных знаний, и готова точно сформулировать запрос к человеку, представляющему новую информацию. В связи с этим необходимо направить усилия и сделать акцент на повышении квалификации преподавателей высшей школы, которая осуществлялась бы не только во время посещения курсов повышения квалификации, а постоянно, включая самообразование, дистанционное образование, различные формы консультирования.Для эффективного решения проблем взаимодействия педагогов в рамках реализации проекта по ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.» создан сайт «Повышение квалификации научно-педагогических кадров (НПК)» (http://npktambov.ru). Целями создания сайта являются:•расширение доступа к профессиональной информации НПК;•получение информации о курсах повышения квалификации;•повышение квалификации в дистанционной форме;•поиск коллег для совместных проектов.Основная задача предлагаемого сайта - представление в сети Интернет информации о повышении квалификации НПК в Тамбовском регионе и организация дистанционного повышения квалификации НПК. Начальная структура сайта содержит основные разделы указанные на рис.1.Рис. 1. Основные разделы сайтаВ разделе «Нормативные документы» приводятся законодательные и нормативные акты, касающиеся повышения квалификации НПК: законы «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Об образовании», приказы Минобрнауки РФ «Об утверждении требования к содержанию дополнительного профессионального образования преподавателей». «О контрольных цифрах приема слушателей в системе повышения квалификации в 2011 г.» и др.Раздел «Программы повышения квалификации» содержит программы курсов повышения квалификации, разделенные по трем категориям: внутривузовские, региональные и федеральные. Приводятся аннотации программ, для зарегистрированных пользователей предусмотрена возможность скачать интересующую программу.Внутривузовские программы («Профессионально-личностные компетенции преподавателя», «Интеллектуальная собственность в инновационной деятельности вуза») разработаны для преподавателей различных дисциплин, ориентированных на совершенствование образовательного процесса в вузе с учетом интеграции ведущих идей компетентностного и личностно-развивающего подходов. Основная задача обучающихся - научиться выстраивать основные образовательные программы по своим предметам с учетом формирования необходимых компетенций, определенных в ФГОС ВПО третьего поколения. Региональные программы («Педагогика и психология высшей школы в контексте компетентностного подхода», «Компетентностный подход в деятельности преподавателя медицинского колледжа») целесообразно использовать при повышении квалификации слушателей, не имеющих специального педагогического образования, но ориентированных на работу в вузах и ссузах г. Тамбова и Тамбовской области. Эти программы можно также использовать при профессионально-педагогической подготовке аспирантов.Заметную помощь в организации процесса повышения квалификации может оказать дистанционное обучение. Потенциал дистанционного образования в области переподготовки и повышения квалификации преподавателей достаточно велик. В настоящее время существует несколько систем для организации процесса дистанционного обучения и подготовки электронных учебных курсов. Среди наиболее распространенных можно выделить систему дистанционного обучения MOODLE, которая позволяет:- обеспечить эффективное хранение, обработку и доступ к учебной, методической и другой информации, необходимой для организации образовательного процесса; - обеспечить возможность управления учебным процессом на всех его стадиях;- обеспечить интерактивное взаимодействие пользователей с системой и друг с другом. На сайте с помощью этой системы организованы дистанционные курсы повышения квалификации.Раздел «Рекомендуемые интернет-ресурсы» предлагает ссылки на федеральные и региональные ресурсы, которые содержат материалы образовательного характера.В разделе «Методические материалы» сайта «Повышение квалификации научно-педагогических кадров» размещены результаты исследования образовательных потребностей потенциальных слушателей курсов повышения квалификации: учителей школ и преподавателей вузов. Показано мнение респондентов о современной системе высшего (педагогического) образования; обоснован уровень потребностей респондентов в курсах повышения квалификации; выявлены основные направления, в рамках которых респонденты испытывают потребность повышения квалификации; определены основные компетенции, которые респонденты хотели бы повысить в рамках курсов повышения квалификации; выявлено мнение респондентов относительно эффективности последних курсов повышения квалификации, которые проходили информанты.В разделе «Полезная информация» размещена БД «Аннотированный каталог статей по повышению квалификации научно-педагогических кадров». Для составления каталога были изучены следующие журналы: «Высшее образование в России», «Высшее образование сегодня», «Образование и общество», «Среднее специальное образование», «Вестник Тамбовского университета», «Вестник Герценовского университета», «Новые технологии», «Сибирский педагогический журнал» и др. В результате изучения были отобраны статьи, посвященные проблемам повышения квалификации научно-педагогических кадров.В электронном каталоге проведены систематизация статей по году выпуска, поиск и выборка статей по ключевым словам, авторам и названиям. Организован быстрый и удобный поиск информации. Результаты поиска выдаются в виде HTML-страницы, содержащей список найденных библиографических ссылок, оформленный в соответствии с ГОСТом. Каждая библиографическая ссылка является гиперссылкой на HTML-страницу, оформленную в виде библиографической карточки. Данная карточка содержит библиографическое описание и аннотацию статьи.На настоящий момент каталог включает 300 статей с аннотациями, опубликованных в 2000-2011 гг. в различных журналах. На рис. 2 представлена главная форма электронного каталога.Рис. 2. Главная форма электронного каталогаПреимуществом использования электронного каталога является оперативность внесения изменений и дополнений, удобная система поиска информации. Из каталога, если это необходимо, можно распечатать любую информацию. Участие в организованном на сайте форуме позволит преподавателям обсуждать насущные проблемы их деятельности, например: «Преподаватель и студент: проблемы взаимодействия», «Преподаватель в изменяющейся информационной среде». В качестве дополнительной возможности для повышения квалификации преподавателей в соответствии с тенденциями, характеризующими современное образование (к числу которых относится его открытость, поддерживаемая инициативностью самих субъектов образования), можно считать создание специального консультационного сегмента в информационной среде, создаваемой для дистанционной сетевой поддержки повышения квалификации педагогов [4].В разделе «Консультирование» можно получить консультации опытных педагогов по решению возникших проблем в профессиональной деятельности. Предложены основные темы для консультирования и представлены консультанты по этим вопросам:1. Образовательная политика в современных условиях.2. Модели университета и их изменения.3. Зарубежные и отечественные образовательные ресурсы.4. Рационализация научно-образовательной деятельности преподавателя вуза. 5. Индивидуальный стиль деятельности преподавателя вуза.6. Проблемные аспекты педагогической деятельности преподавателя.7. Профессионально-творческое саморазвитие преподавателя и студента.8. Квалиметрия в психолого-педагогических исследованиях.9. Личностно-профессиональное становление педагога-хореографа.10. Научная деятельность преподавателей и студентов в вузах культуры и искусств.11. Права субъектов образовательного процесса.12. Правовое регулирование образовательной деятельности.13. Электронные образовательные ресурсы.14. Системы дистанционного образования. Особая роль у раздела «Отзывы слушателей», где любой желающий сможет поместить оценку курсов повышения квалификации, а также предлагаемому ресурсу оставить свои пожелания. В разделе «Портфолио слушателей» размещаются лучшие выпускные работы преподавателей, прошедших курсы повышения квалификации.Одной из наиболее динамично развивающихся областей информатизации общества сегодня являются социальные сетевые сервисы, потенциал которых огромен и уже широко используется в образовании. Преподаватели сегодня могут использовать уникальные характеристики социальных сервисов при помощи открытых электронных ресурсов, создания собственного сетевого учебного контента, участия в деятельности профессиональных сетевых сообществ и т.д.Сетевое взаимодействие в среде повышения квалификации подразумевает:−ресурсное взаимодействие;−открытость формирования программ повышения квалификации;−вовлеченность преподавателей в разработку и принятие стратегических решений;−возможность получения методической и организационной поддержки.Отметим, что профессионально-личностные сообщества формируются без указаний сверху, а существующий центр может лишь задать направления развития сетевого сообщества и обеспечить благоприятные условия для его формирования и сопровождения. Организация на сайте «Повышение квалификации научно-педагогических кадров» профессионального сообщества поможет педагогам находить единомышленников, расширить возможности общения с ними, несмотря на их местонахождение, совместно решать различные задачи. Коммуникативная активность участников сообщества, эффективность общения во многом зависят от координаторов сообщества, от их умения предлагать возможные варианты для решения спорных вопросов, направлять диалог.Сообщество может выполнять такие функции, как разработка учебных программ, учебных материалов и модулей, отбор и привлечение лекторов для ведения занятий, проведение необходимого информационного и рекламного обеспечения организации курсов [5]. На сайте организована система поиска по ключевым словам, приводится статистика посещений, возможна регистрация пользователей, предоставляющая им расширенные возможности использования сайта. Создание качественного ресурса возможно лишь при условии интеграции с партнерами, поэтому сайт будет иметь корпоративный характер и реализовать принцип Web-интеграции.Предлагаемый сайт может быть использован преподавателями вузов, учителями школ в различных целях (от повышения квалификации до общения с другими преподавателя и получения консультаций по различным вопросам).
Копытова Наталья Евгеньевна | Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина | доцент кафедры информатики и информационных технологий | nkopytova@mail.ru |
Копытова Н.Е. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов в условиях информационной среды // Гаудеамус: психолого-педагогический журнал. - 2011. - № 1(17). - С. 79-83.
Голушко Т.К., Макарова Л.Н. Компьютерная подготовка в профессиональном становлении педагога // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2009. - Вып. 10. - С. 269-273.
Шаршов И.А., Макарова Л.Н. Сущность и структура компетентностно-развивающей модели повышения квалификации научно-педагогических кадров // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2011. - Вып. 1. - С. 105-110.
Горбунова Л.Н., Семибратов А.М. «Виртуальное консультирование» как инновационный образовательный ресурс в повышении квалификации педагогов // Педагогическая информатика. - 2005. - №3. - С. 61-69.
Смирнов С.А. Новый образ системы повышения квалификации с участием сетевых сообществ // Открытое и дистанционное образование. - 2011. - № 1. - С. 10-16.