О НОВОМ ЭЛЕКТРОННОМ ИНТЕРАКТИВНОМ УЧЕБНИКЕ «СЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ» | Открытое и дистанционное образование. 2012. № 1 (45).

О НОВОМ ЭЛЕКТРОННОМ ИНТЕРАКТИВНОМ УЧЕБНИКЕ «СЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ»

Рассказывается о новом УМК «Сетевые сервисы», включающем в себя интерактивный электронный учебник, учебное пособие к нему, методические рекомендации и контрольно-измерительные материалы. Рассматриваемый интерактивный электронный учебник призван помочь освоиться школьнику в сетевом информационном пространстве.

NEW ELECTRONIC interactive GUIDE «NETWORKSERVICES».pdf Сетевые сервисы появляются, развиваются, совершенствуются и… исчезают. НОУ «Открытый молодёжный университет» (г. Томск) разработал и выпустил новый учебно-методический комплект «Сетевые сервисы» (рис. 1).Рис. 1. Презентация, созданная в сетевом сервисе prezi.comЦель УМК «Сетевые сервисы» - помочь «обосноваться» в сетевом информационном пространстве как учащемуся, так и родителю или учителю и начать полноценно это пространство использовать. УМК включает в себя интерактивный электронный учебник (ИЭУ), учебное пособие к нему, методические рекомендации и контрольно-измерительные материалы. ИЭУ состоит из трёх разделов - «Упражнения», «Справочник», «Задачник» (рис. 2).Рис. 2. Интерактивный электронный учебник «Сетевые сервисы»Именно в принципах построения интерактивного электронного учебника заложена технология процесса обучения [1]. К таким принципам относятся: •структурирование содержания учебной информации, предъявляемой ученику. Разделы «Упражнения» и «Справочник» предоставляют учащемуся ту информацию, которая позволит ему выполнить задание, успешно пройти промежуточное и итоговое тестирование, получить новую учебную информацию, а в случае неправильного решения или ответа вернуться к предыдущему шагу «Упражнения» или обратиться к «Справочнику»;•управление и организация учебно-познавательной деятельности учащихся. Алгоритм выполнения заданий прописан в упражнениях интерактивного электронного учебника, что помогает учащемуся быстро ориентироваться в выполнении подобных или близких по уровню, не исключая и задания повышенной сложности;•использование возможностей индивидуальных самоуправляемых процессов усвоения и овладение информацией учеником. Поскольку индивидуальное освоение и овладение ключевыми способами деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, каждый учащийся имеет возможность работать с ИЭУ в присущем только ему и обусловленном его способностями темпе. Именно такая технология призвана перенести акцент с работы учащегося под непосредственным руководством учителя на самостоятельную работу как в классе, так и дома. При этом использование интерактивного электронного учебника придаёт новый статус самостоятельной работе учащихся: обучение становится индивидуальным, самостоятельным и самоуправляемым, однако по сути остаётся контролируемым и управляемым; •организация эффективного контроля за усвоением информации. В ходе обучения учащимся до начала выполнения урока ИЭУ предлагаются непродолжительные, рассчитанные на 5-10 мин работы для проверки уровня освоения изученных способов действий или повторения актуального для новой темы материала. Кроме того, проводятся интерактивные тестовые испытания для определения глубины знаний. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающимся корректировать собственную деятельность.К тому же систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.Структура интерактивного электронного учебника подразумевает, что прямая помощь учителя в освоении предмета уменьшается, а значимость учащегося в процессе обучения, наоборот, увеличивается. Каждый учащийся имеет ИЭУ «под рукой» как в школе, так и дома, что способствует индивидуальной самостоятельной работе вне ограниченных рамок школьных часов. Главное достоинство ИЭУ состоит в том, что темпы по освоению содержания, методы работы с учебником, индивидуальная траектория обучения, особенно, вне школы, определяются самим учащимся, а учитель является наблюдателем и помощником на пути учащегося к знаниям. При этом ни в коей мере не принижается его роль, скорее, учитель выступает старшим и более опытным наставником, внося необходимые корректировки в трактовки понятий и деятельность обучающегося. Кроме того, у учителя высвобождается время для индивидуальной работы со «слабыми» учениками, поскольку ИЭУ, в некотором роде, исполняет роль преподавателя.Использование в ИЭУ диалогового «общения» с компьютером, автоматическая проверка правильности рассуждений учащегося, ответов на тесты, обращение к программному обеспечению компьютера как к средству достижения поставленной цели делает данную технологию обучения компьютерной технологией. Компьютер как средство реализации электронного учебника используется на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, повторении, тестировании, и у учащегося формируется индивидуальное информационное пространство для обучения, в котором он «и царь, и герой», пространство для создания собственных программных продуктов в различных информационных средах, что, несомненно, приводит к усилению положительной Я-концепции.Электронный интерактивный учебник содержит следующие элементы:•Единого сквозного героя кота Афоню, известного школьникам по курсу «Волшебный компьютер» (рис. 3).Рис. 3. Герой интерактивного электронного учебника•Систему перекрестных заданий, связанных с работой приложений, созданных разными компаниями или пользователями (приложения Google и Opera Unite) (рис. 4).Рис. 4. Приложения Magnetic Fridge Poetry Лаборатории Google и Fridge Opera Unite•Интерактивные тестирующие и эмулирующие элементы, реализованные с помощью flash-технологий (рис. 5).Рис. 5. Кроссворд•Разноуровневые учебные задания, способствующие созданию индивидуальной траектории обучения (создать блог либо сайт) (рис. 6).Рис. 6. Блог в сообществе My Opera и сайт в Сайтах GoogleУникальность разработанного ИЭУ определяется тем, что практически все занятия проводятся с привлечением двух разных сетевых технологий - облачных технологий Google и технологии Opera Unite. Кроме того, в рамках этого курса изучаются общие понятия и принципы работы в сетевом информационном пространстве, рассматривается используемое программное обеспечение - браузеры, поисковые системы, особенности работы с ними, прикладное программное обеспечение, различные полезные веб-сервисы. Работа с сервисами начинается с создания учащимися личного сетевого пространства. Так, для того чтобы использовать технологию Opera Unite, необходимо завести аккаунт в сообществе My Opera и использовать браузер Opera (рис. 7).Рис. 7. Аккаунт в My OperaНемного об Opera Unite. Компания Opera представила новую технологию Unite, которая способна превратить любой компьютер в сервер (рис. 8).Рис. 8. Личное сетевое пространство в Opera Unite«Сервис Unite позволяет безопасно и эффективно обмениваться данными, хранящимися на вашем компьютере, с любым другим устройством, в котором есть веб-браузер. При этом когда Вы захотите поделиться Вашими файлами с друзьями, родственниками или использовать их самостоятельно при помощи сервиса Unite, Вам не нужно будет загружать файлы на какой-либо файловый хостинг - Вы просто используете данный сервис, для того чтобы определить, какие именно файлы и каким именно пользователям будут доступны, после этого Вы создаете ссылку, которую затем отправляете тому человеку, которому хотите предоставить доступ к файлам.С помощью сервиса Opera Unite Вы можете получить доступ к файлам на Вашем компьютере независимо от того, где Вы находитесь и какое устройство используете, самое главное, чтобы это устройство имело доступ в сеть.«Данная технология является поистине революционной… Теперь у пользователей появился наиболее удобный и эффективный способ обмена информацией. Мы полагаем, что сервис Opera Unite, одна из наших самых передовых разработок, которая навсегда изменит привычное представление о сети» - заявил генеральный директор Opera Software Йон фон Течнер (Jon von Tetzchner)» [2].Поскольку приложения Opera Unite постоянно разрабатываются и дорабатываются, курса для школьников по использованию таких сервисов не существует. Сетевое пространство Google и его сервисы предоставляется при наличии аккаунта Google (рис. 9)Рис. 9. Аккаунт GoogleРабота с сервисами Google доставляет истинное удовольствие пользователю. Тем более, что облачные технологии Google не стоят на месте, а постоянно развиваются: это и совместная работа с документами, и создание своего сайта, блога, веб-альбома, календаря событий, собственных карт, и Облако Google для MS Office, и новые, постоянно обновляющиеся расширения для браузера Google Chrome и пр. На занятиях происходит своеобразное погружение учащегося в технологию работы с тем или иным сервисом. Однако траектория обучения может быть разной: •сначала можно изучить сервисы Google, затем Opera Unite, или наоборот, а уж потом разные прочие сервисы; •а можно сравнивать и пытаться работать во всех сервисах и со всеми приложениями сразу и стать IT-Цезарями.Другими словами, сопоставление, работа и сравнение двух разных технологий - Google и Opera - позволяет реализовать компетентностный подход в обучении. Такой подход, при котором учащемуся нужно быстро «адаптироваться: уметь использовать новые технологии, каналы информации и телекоммуникации, показать гибкость перед лицом быстрых изменений, показать стойкость перед трудностями, уметь находить новые решения» [3]. В ИЭУ рассматриваются следующие темы:1.Виды компьютерных сетей. Интернет.2.Информационно-коммуникационные услуги.3.Браузеры. Google Chrome и Opera.4.Поисковые системы. Оптимизация поиска в Интернет. Сохранение закладок и выделенных фрагментов веб-страниц. Evernote.com, memori.ru, BobrDobr.ru.5.Информационно-коммуникационные технологии: сервисы Web 2.0. Создание аккаунта в Google и личного сетевого пространства в Opera Unite.com (аккаунт My Opera).6.Электронная почта, чат и видеочат в Google.7.Чат и пейджер в Opera Unite.8.Сайты Google.9.Блог в My Opera. 10.Планирование в Google (календарь) и планирование в Opera Unite (Meet).11.Совместная работа с документами в Google.12.Предоставление доступа к информации, хранящейся на компьютере, с помощью Opera Unite.13.Создание альбомов с помощью Picasa в Google. Веб-альбомы. 14.Слайд-шоу и Photo Sharing в Opera Unite.15.Организация демонстрации экрана, вебинаров, онлайн-конференций и удалённого доступа с помощью Mikogo.16.Сетевые презентации.17.Создание пространства с помощью приложения Google Shared Spaces Лаборатории Google.18.Полезные возможности Opera Unite, Google, других сервисов.Кроме того, УМК «Сетевые технологии» можно использовать как дополнительный (возможно, дистанционный) курс при изучении информатики по образовательным программам «Школьный университет». По результатам обучения учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и способами деятельности:•уметь работать в глобальной компьютерной сети Интернет (просматривать Web-сайты, искать требуемую информацию, применять язык запросов поисковых систем, использовать разные сетевые технологии для общения в мире Сети);•уметь работать с основными сервисами по созданию личного сетевого пространства;•уметь работать с основными сервисами по созданию блогов, сайтов;•быть способными предоставить другим пользователям сети свои информационные ресурсы;•быть способными создавать и совместно работать в Сети с документами;•быть способными общаться в Сети с использованием разных сетевых сервисов. По результатам обучения учащиеся должны предоставить в качестве зачётной (проектной) работы следующие продукты:•созданное личное сетевое пространство (по выбору в Opera или Google) с выбранными компонентами сетевого пространства (личным или образовательным сайтом (блогом) или другими).Для обеспечения мотивации обучения школьников УМК «Сетевые сервисы» имеет практико-ориентированный характер, что способствует развитию внутренних качеств личности, влияющих на определение и самоопределение учащегося не только в сетевом пространстве, но и в дальнейшем жизнеустройстве.

Ключевые слова

сетевые сервисы, технология Opera Unite, облачная технология Google, интерактивный электронный учебник, индивидуальная образовательная траектория, network services, technology, Opera Unite, cloud technology Google, an interactive electronic textbook, individual educational trajectory

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Воронкова Инна АнатольевнаРесурсно-методический центр ТОИПКРОстарший научный сотрудникanni5002@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.
Opera Unite launched. URL: http://www.webuser.co.uk (дата обращения: 17.06.2009).
Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»: Док. DECS / SC / Sec. (96) 43. - Берн, 1996.
 О НОВОМ ЭЛЕКТРОННОМ ИНТЕРАКТИВНОМ УЧЕБНИКЕ «СЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ» | Открытое и дистанционное образование. 2012. № 1 (45).

О НОВОМ ЭЛЕКТРОННОМ ИНТЕРАКТИВНОМ УЧЕБНИКЕ «СЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ» | Открытое и дистанционное образование. 2012. № 1 (45).