УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ПРИМЕР РЕАЛИЗАЦИИОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА | Открытое и дистанционное образование. 2012. № 1 (45).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ПРИМЕР РЕАЛИЗАЦИИОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Вводится понятие образовательного контента и предлагается в качестве его реализации использовать учебно-методические комплексы (УМК), приведены отличительные особенности УМК по сравнению с бумажными учебниками, сформулирован список базовых и дополнительных элементов УМК. Приведены примеры практической реализации УМК в РГУ им. С.А. Есенина.

TEACHING-METHODICAL COMPLEX AS AN EXAMPLE OF REALIZATION OF THE EDUCATIONAL CONTENT OF COMMON INFORMATION EDUCATIONAL SPACE.pdf Одной из важнейших задач, которая должна быть решена в ходе информатизации образования, является построение единого информационного образовательного пространства (ЕИОП), т.е. пространства, построенного с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающего в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактики [1]. Это позволит перейти на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех структурных подразделениях образовательного учреждения; повысить качество обучения и эффективность управления. Содержательным компонентом ЕИОП является образовательный контент, под которым понимается педагогически целесообразно структурируемая система электронных образовательных ресурсов, предназначенная для оказания помощи в изучении и систематизации теоретических знаний, формирования практических навыков работы как в предметной области, так и в системе дистанционного образования или в традиционной образовательной системе с использованием информационных технологий. Президент Европейской ассоциации университетов дистанционного обучения (ЕАУДО) Й. Банг (Дания) в своем докладе отметил, что «необходимо создать открытое образовательное пространство для безграничного обмена образовательным контентом и учебными мероприятиями» [2]. В настоящее время решением данной задачи занимаются ведущие отечественные и зарубежные образовательные учреждения. Так, на базе интернет-центра Государственного НИИ информационных образовательных технологий (Госинформобр) реализован пилотный комплекс технологических решений с набором сетевых сервисов и контентного хранения образовательных ресурсов; в центре дистанционного обучения ЦМО МГУ используется виртуальная языковая среда обучения - структурированное информационно-коммуникационное сетевое окружение как постоянно контактирующих (в очном обучении), так и разделенных пространством и во времени (в дистанционном обучении) субъектов лингводидактического процесса; Украинская академия печати разрабатывает программную среду КОНАС, позволяющую структурировать образовательный контент, защищать его и документировать результаты работы студентов; ЕАУДО реализует стратегию под названием eBologna («Электронная Болонья»), глобальной целью которой является создание в Европе электронной среды для реализации Болонского процесса. Одним из примеров реализации образовательного контента являются учебно-методические комплексы (УМК) [3]. Особенности УМК по сравнению с привычным бумажным учебником известны [4] и включают в себя следующие возможности: 1. Адаптация и оптимизация пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучаемого.2. Построение простого и удобного механизма навигации.3. Развитый поисковый механизм.4. Встроенный автоматизированный контроль усвоения знаний.5. Адаптация изучаемого материала к уровню знаний студента.6. Интерактивное взаимодействие между студентами и элементами комплекса.7. Включение специальных фрагментов, моделирующих течение изучаемых процессов.8. Включение аудиофайлов и видеофрагментов.9. Полномасштабное мультимедийное оформление. Исследования отечественных и зарубежных УМК позволили сформировать список базовых и дополнительный элементов [5].Базовый состав учебно-методического комплекса включает в себя: 1. Программу учебной дисциплины.2. Лекционный блок (аудио, видео, мультимедиа-лекции, опорные конспекты). 3. Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины.4. Контрольный блок (тесты для самоконтроля, темы семинаров, практические задания, проекты, кейсы, экзаменационные вопросы).5. Список дополнительных источников информации (как на бумажных носителях, так и в сети Интернет).6. Академический календарь (расписание).7. Глоссарий и список сокращений и аббревиатур. 8. Итоговый контроль (описание итогового контрольного мероприятия и требований к слушателю).В качестве дополнительного состава учебно-методического комплекса предлагаются своеобразные дидактические аксессуары, улучшающие качество и презентабельность УМК:1. Коллекция работ студентов (проекты, рефераты, и т.д.). 2. Часто задаваемые вопросы с ответами (англ. F.A.Q. - Frequently Asked Question(s)). 3. Пакет анкет (для знакомства с потенциальными учащимися и начального уровня знаний по предмету (теме), итоговая анкета для оценки курса и преподавателя).4. Практикум с примерами решений (англ. tutorials, HOWTO - наборы инструкций для выполнения конкретных задач).5. Трудоемкость изучения (разделов, тем).Для подтверждения разумности такой структуры имеет смысл привести зарубежные требования к структуре УМК в соответствии с рекомендациями British open university, Training foundation, Institute of IT training, University of Phenix, приведенные на сайте www.mesi.ru:1. Описание дисциплины (общие сведения по дисциплине).2. Метаданные (набор ключевых слов и информация о дисциплине и авторе).3. Календарный план (последовательность изучения дисциплины).4. Хрестоматия (текст обязательных и дополнительных материалов для чтения по каждой теме дисциплины).5. Дополнительные источники (список обязательных и дополнительных материалов для чтения и ссылок на источники, материалов для чтения по каждой теме дисциплины).6. Презентации (обзорная по дисциплине, подробная по каждой теме дисциплины).7. Тесты (для самопроверки по каждой теме, экзаменационные и итоговые).8. Вопросы для дискуссий (список вопросов для обсуждения в форумах и чатах по каждой теме дисциплины).9. Задания (практические задания для самостоятельного или группового выполнения, например лабораторные, контрольные или курсовые работы, практикумы, доклады, рефераты, эссе, отчеты, расчеты, задачи и т.п.).10. Итоговый контроль (описание итогового контрольного мероприятия и требований к слушателю);11. Словарь (глоссарий);12. Список программного обеспечения (описание программного обеспечения, используемого в учебных целях по дисциплине).13. Клипарт (набор иллюстраций, графиков, схем, фотографий или список требований к ним).14. Мультимедиа (набор видео- и аудиоматериалов, анимированных электронных тренажеров и симуляций или список требований к ним).В рамках Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина активно внедряются в учебный процесс УМК по различным дисциплинам. Так, на базе кафедры информатики РГУ разработан и используется УМК по дисциплине «Основы искусственного интеллекта» (УМК ОИИ) (рис. 1). УМК ОИИ предназначен для использования как при очной, так и заочной форме обучения по специальностям 030100 «Информатика - иностранный язык», 032100 «Математика - информатика», 032200 «Физика - информатика», 030100 «Информатика (заочная форма)». Комплекс используется на практических занятиях и при подготовке к сдаче экзамена и зачета по данному курсу. Рис. 1. Главная страница УМК ОИИУчебно-методический комплекс «Основы искусственного интеллекта» разработан при помощи языка HTML и может применяться как в виде сетевой версии в рамках локальной сети, так и на автономных ПК с использованием УМК, записанного на компакт-диске. Рассмотрим содержание основных разделов данного УМК.Раздел «Рабочая программа» содержит цели и содержание дисциплины, тематическое планирование курса для всех изучающих его специальностей, рекомендации по подготовке, выполнению и оформлению практических занятий, перечень необходимых знаний, умений и навыков, критерии оценки и др.Раздел «Лекции» представляет собой электронную версию учебного пособия Б.В. Кострова, В.Н. Ручкина, В.А. Фулина «Основы искусственного интеллекта». Данный раздел охватывает все основные темы курса: «Основные направления развития искусственного интеллекта», «Модели представления знаний», «Основные элементы языка TurboProlog», «Основы программирования в Visual Prolog», «Экспертные системы» и «Нейронные сети». Наряду с теоретической частью раздел «Лекции» содержит примеры решений типовых задач, задачи для самостоятельного решения с указаниями, а также краткое руководство и примеры использования программных пакетов Turbo Prolog, Visual Prolog и BrainMaker.В разделе «Лабораторные работы» находятся описания семи лабораторных работ, которые могут выполняться с помощью свободно распространяемых программ, таких как Turbo Prolog или с использованием условно-бесплатной программы Visual Prolog. Каждая работа сопровождается индивидуальными заданиями и списком теоретических вопросов. При этом имеется возможность запуска некоторых программных продуктов (Turbo Prolog, BrainMaker) непосредственно из самого УМК.Рис. 2. Раздел тестированияДля подготовки к сдаче экзамена или зачета по ОИИ представляется целесообразным использовать раздел «Тестирование» (рис. 2), содержащий 4 теста, каждый из которых состоит из 52 вопросов. Успешное прохождение одного или двух вариантов теста придает студентам уверенность и позволяет им реально оценить свои знания перед итоговым контролем. УМК содержит полный список экзаменационных билетов и список дополнительной литературы для подготовки. Подборка ссылок на интернет-ресурсы, позволяет студентам самостоятельно получить дополнительную и актуальную информацию, связанную с проблемами искусственного интеллекта.Для Института непрерывного образования при РГУ автором был разработан и внедрен УМК «Профессиональная работа в системе Adobe Photoshop» (рис. 3). Данный комплекс построен на платформе LMS Moodle, которая обладает широчайшим набором возможностей для полноценной реализации процесса обучения в дистанционной среде [2].Рис. 3. Главная страница УМК «Профессиональная работа в системе Adobe Photoshop»Данный комплекс расположен на сервере Центра дистанционного обучения РГУ () и доступен как для зарегистрированных пользователей, так и в режиме демонстрации для гостей.Комплекс содержит базовый состав элементов, описанный выше (программа курса, лекции, практические работы, набор тестов, глоссарий и др.). Каждое занятие содержит опорный конспект в виде знаниево-деятельностной гиперструктуры, интегрирующий знания, полученные в предыдущих разделах курса, структурирующий учебную информацию, позволяет учащемуся увидеть множество содержательно связанных между собой разделов как целое, выявлять и анализировать внутренние связи между разделами. Использование таких гиперструктур особенно важно в связи с ростом объема цифровых ресурсов и потребности в них со стороны профильного обучения.Разработанный УМК позволяет организовать веб-конференции с использованием open source сервиса Openmeetings. Материалы для лекционных и практических занятий содержат интерактивные элементы и набор изображений для самостоятельного выполнения. К каждому занятию приводится список интернет-ресурсов, которые содержат дополнительную информацию, что позволяет расширить кругозор слушателей по данному вопросу. Наличие календаря наступающих событий дает возможность правильно организовать время для изучения рассматриваемых тем, а автоматическая рассылка информационных сообщений и рецензий на выполненные работы повышает уровень взаимодействия между студентами и преподавателем.В процессе использования данных УМК было отмечено заметное повышение уровня усвоения материала среди студентов, так как он позволял студентам не только ликвидировать пробелы в знаниях, но и углублять их по тем областям курса, которые вызвали наибольший интерес. Помимо этого, возможность получать доступ ко всей информации по изучаемому курсу при помощи университетской сети с любого компьютера и в любое время позволяет студентам независимо от места проживания и состояния здоровья приобрести одинаково полный объем знаний. Таким образом, в условиях модернизации образования на основе активного развития информационно-насыщенной среды образовательного учреждения, политики формирования единого информационного образовательного пространства и учебной активности студентов в нем, реализация образовательного контента ЕИОП в виде УМК позволяет оказать помощь в изучении и систематизации теоретических знаний, формирования практических навыков работы, увеличить уровень усвоения материала. Использование УМК в учебном процессе позволяет оснастить новыми информационными массивами поисковую и исследовательскую работу учащихся, включая сбор, анализ и обработку отобранной или самостоятельно подготовленной слушателями информации. Простота и доступность LMS Moodle позволяет достаточно просто разработать авторский УМК любому непрограммирующему пользователю.

Ключевые слова

информатизация, единое информационное образовательное пространство, контент, образовательный контент, учебно-методический комплекс, informatization, the common information educational space, content, educational content, teaching-methodical complex

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Фулин Владимир АндреевичГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»старший преподаватель кафедры информатики и вычислительной техникиvld_f@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Основы открытого образования. - Т.1 / отв. ред. В.И. Солдаткин. - М.: НИИЦ РАО, 2002.
Банг Й. «Электронный» Болонский процесс - создание европейского образовательного пространства. Шаг к обществу, основанному на знаниях // Информационное общество. - 2005. - Вып. 2.
Фулин В.А. Эволюция основных тенденций развития единого информационно-образовательного пространства // Открытое и дистанционное образование. - Томск, 2010. - № 4 (40).
Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2004.
Андреев А.А. Учебно-методический комплекс для e-Learning: проблемы структуры и проектирования // Интернет-поддержка педагогов: справ.-информ. портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://museum.seun.ru/NFPK/ipp/seminar/3-1_sbornik/Andreev_1.doc., с
 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ПРИМЕР РЕАЛИЗАЦИИОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА | Открытое и дистанционное образование. 2012. № 1 (45).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ПРИМЕР РЕАЛИЗАЦИИОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА | Открытое и дистанционное образование. 2012. № 1 (45).