Раскрыты некоторые теоретические и практические моменты проектирования системы дистанционного образования, которые успешно внедрены и используются в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского уже три года. Показано, что в условиях становления информационного общества характерно развитие парадигмы открытого образования с новыми дидактическими моделями.
DESIGN AND IMPLEMENTATION OF INTERACTIVE LEARNING IN UNIVERSITY.pdf В современных условиях развития педагогической науки выделены приоритетные направления, позволяющие развивать российскую систему образования в условиях становления информационного общества, в основе которых находятся информационные технологии, телекоммуникации и технологии дистанционного образования. Для этой новой образовательной ситуации характерно становление парадигмы открытого образования, развиваются новые системы образования, в основе которых лежат идеи интеграции традиционного и инновационного образования. Смена парадигмы современного профессионального образования - от знаниевой к ценностно-ориентированной - требует пересмотра стереотипов, философских основ образования, определения реального поля актуальных проблем, ориентирующих ученых и практиков на информатизацию образовательного пространства, которая позволит не только разрабатывать новые концепции образования, но и внедрять их в практику применительно к конкретному вузу [2].Сегодня новая компьютерная парадигма Интернета будет определять одинаковые для всех стратегий развития образования в едином и нераздробленном пространстве информации. В этой связи на конгрессе ЮНЕСКО в 1996 г. в качестве одной из важнейших целей был определен переход «от компьютерной грамотности к информационной культуре» преподавателей и студентов. В будущей системе образования, когда образовательное пространство и информационное пространство будут составлять единое целое, обучаемые смогут находиться на любом расстоянии от центра обучения. В настоящее время телевидение, компьютеры, Интернет, электронная почта и др. обеспечивают не только образование в рамках одной страны, но и в интернационально открытом образовательном пространстве [1]. Развивающиеся новые парадигмы образования человека (информационно-педагогическая,опережающая,личностно-ориентированная, глобальная, глобально-региональные (локальные) системы образования и. т.д.) предъявляют новые требования к характеру и содержанию педагогического процесса в вузе, к профессиональным знаниям и умениям преподавателей, к уровню их педагогической культуры. Это предполагает внесение изменений в содержание, методы, средства и формы обучения студентов в вузе.Сегодня в образовательном пространстве России достаточно успешно внедряется система дистанционного образования. Рост числа вузов, использующих дистанционное образование, является важной тенденцией развития высшего образования России. Развитие дистанционного образования выявило тенденцию интернационализации, создания интернациональных образовательных структур различного назначения. Образование становится инструментом взаимопроникновения не только знаний и технологий, но и капитала, инструментом борьбы за рынок, решения геополитических задач. При этом дистанционные методы обучения, основанные на современных технологических достижениях, обладая высокой степенью географического охвата, будут играть основную роль.Принятая «Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России» определяет дистанционное образование (ДО) как комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений. Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированных на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.Исследовав теоретические разработки и опыт внедрения зарубежных и отечественных систем ДО (СДО MOODLE, СДО Sakai, опыт лаборатории дистанционного обучения НИИ ОСО РАО), учитывая информационно-технологические возможности НИУ СГУ им. Н.Г. Чернышевского, мы разработали авторскую систему дистанционного образования [3]. Проектирование данной системы опиралось на следующие принципы:〉Основой системы является социально-образовательная сеть для работы с учебно-методическими материалами, общения между преподавателями и студентами, подсчета рейтинга для студентов, формирования отчетов по всем действиям студента и преподавателя на образовательном портале.〉Обучение реализуется как в рамках групповой модели, так и в индивидуальном порядке на базе установленных СГУ классов дистанционного доступа в Саратовской и Волгоградской областях (13 классов).〉Вместе с on-line реализована технология off-line обучения.〉Обучение осуществляется: 〉для разных категорий населения (в том числе с ограниченными физическими возможностями);〉всех уровней образования.〉Разработана собственная система видеоконференций: 〉использует университетский сервер; 〉одновременное общение до 11 участников; 〉количество подключающихся не ограничено; 〉«виртуальная доска» для загрузки и показа презентаций, flash-роликов, текстов. 〉Автоматизация учебного процесса: 〉отправка и получение контрольных работ через личную страницу СДО; 〉формирование экзаменационной / зачетной ведомости; 〉уведомление о выставлении отметок и проверке контрольных работ. 〉Прикладные программы СДО могут функционировать как в комплексе, так и независимо друг от друга в виде отдельного приложения. 〉Работоспособность системы во всех известных обозревателях сети Интернет. Вместе с тем мы основной акцент сделали на инновационный, универсальный характер нашей системы ДО. Разработанная и внедренная в 2008 г. в СГУ система ДО включала в себя следующие компоненты [4]:•Социально-образовательная сеть «Ipsilon-web» - предоставляет возможность работы с учебными дисциплинами, организует работу преподавателей и студентов и включает множество подсистем (систему работы с курсами и тестами, систему обмена сообщениями между преподавателями и студентами, образовательные форумы, систему подсчета рейтинга для студентов, система уведомлений и событий для преподавателя, систему отчетов по всем действиям студента и преподавателя на портале и др.) - вход на образовательный портал СДО СГУ.•Информационная система «Ipsilon-umk» - электронная библиотека учебно-методических комплексов, объединяющая не только управление курсами системы ДО, но и работу с учебными планами, а также менеджер заданий для группы библиотекарей, занимающихся системой.•Система создания и редактирования учебно-методических комплексов «Ipsilon-editor», способная также конвертировать курсы из популярных форматов.•Система работы с учебными курсами без доступа к сети Интернет «Ipsilon-reader». «Ipsilon-Reader» является основой в рамках реализации проектов разработки электронных мультимедийных материалов для подготовки к ЕГЭ, предназначенных для школьников, и специалистов различных отраслей знаний, которые интересуются историей и культурой российских немцев.•Система видеоконференций «Ipsilon-video», интегрированная в образовательный портал. Минимальные затраты на оборудование со стороны участника: компьютер (ноутбук), сеть Интернет, браузер (поддержка технологии AdobeFlash - бесплатная), гарнитура с микрофоном:•Различные режимы проведения видеоконференции: «совещание» (два одновременных участника конференции), «обсуждение» (до 11 одновременных участников конференции). •Наличие белой виртуальной доски с возможностью рисования, набора текста и загрузки изображений в известных форматах. •Возможность загрузки и показа презентаций, flash-роликов посредством белой виртуальной доски. •Обмен текстовыми сообщениями до-, во время и после видеоконференции. •Неограниченное количество участников и одновременных трансляций (комнат вещания). •Расширенные настройки качества транслируемого изображения для адаптации под любые интернет-каналы. Возможность проведения видеоконференций с качеством 480p. (640х480). •Возможность внедрения (встраивания) в любое Web-приложение. •Простой, высоколинейный механизм обновлений и перехода на новую версию сервера и приложения (клиента). •Гибкие настройки интерфейса приложения (клиента) и адаптация под конкретные требования. •Система создания ведомостей и отчетов «Ipsilon-dean». Cейчас в Системе «Ipsilon 2.0»:〉более 1200 студентов заочной формы, обучающихся в СДО; 〉в среднем 2 000 посетителей на образовательном портале ежедневно; 〉15 специальностей и направлений подготовки; 〉в СДО работают более 10 факультетов / институтов университета; 〉разработано более 650 электронных учебно-методических материалов; 〉в СДО работают более 190 аспирантов, доцентов и профессоров университета; возможность обучения из любой точки земного шара.Процесс реализации и опыт функционирования авторской системы ДО показал, что студенты проявляют большой познавательный интерес и творческую самостоятельную активность. Дидактические возможности позволяют обучающимся выбирать индивидуальную траекторию познавательной деятельности, дифференцированное решение учебных задач. Модульно-рейтинговая форма учебной деятельности позволяет систематизировать процесс обучения, индивидуализировать пошаговое выполнение учебных программ, а также носит исследовательский характер. Особенности авторской системы ДО позволяют оперативно решать педагогические проблемы (обновления учебных планов и программ, особенности учебного процесса, учет и контроль результатов обучения), затрагивающие фундаментальные основы обучения (цель, содержание, методы, формы, деятельность педагога и обучающихся). Таким образом, мы можем утверждать, что реализуются такие важнейшие дидактически принципы, как систематичность и последовательность, доступность, активность и сознательность [5].
Малыгин Андрей Витальевич | Саратовский государственный университет | заместитель начальника вычислительного центра | anmalygin@gmail.com |
Андреев А. А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях: дис. … д-ра пед. наук. - М., 1999. - 280 с.
Полат Е. С., Петров А.Е. Дистанционное обучение: каким ему быть // Педагогика. - 1999. - № 7. - С. 29-34.
Малыгин А.В. Развитие дистанционных технологий в образовании: проектирование социально-образовательных сетей // Инновационные методы и технологии в условиях новой образовательной парадигмы: Сб. науч.тр. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. - C. 156-159.
Малыгин А.В. Особенности разработки и внедрения системы дистанционного обучения в Саратовском государственном университете // Труды XVI Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2009». - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. - С. 218-220.
Иванова Н.А., Иванов В.А., Путятинский С.Е. Внедрение технологий дистанционного обучения в Саратовском государственном университете // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании и науке». - М.: МФА, 20