ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ | Открытое и дистанционное образование. 2012. № 1 (45).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Рассматриваются необходимые педагогические условия для подготовки будущих учителей изобразительного искусства к использованию информационных и коммуникационных технологий. Приводятся подробное описание условий, реализация которых позволит более результативно подготовить будущих учителей изобразительного искусства к использованию информационных и коммуникационных технологий.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PREPARATION OF THE FUTURE TEACHERS OF FINE ARTS TO USEINFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES.pdf Новые условия современного общества, обусловленные все более активным использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в различных видах деятельности человека, меняют требования к подготовке специалистов, к результатам образования, в том числе высшего педагогического. Следовательно, необходимо подготовить будущих учителей к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационно-коммуникационной среде (в соответствии с терминологией, введенной И.В. Роберт [6. С. 26], под информационно-коммуникационной средой будем понимать совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом, а также информационное взаимодействие с другими пользователями с помощью интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью), эффективному использованию ее возможностей и защите от негативных воздействий; обеспечить формирование у людей новых знаний и умений, способов деятельности, которые им требуются в настоящее время и будут жизненно необходимы в будущем.Таким образом, одной из основных задач высшего педагогического профессионального образования является подготовка студентов любых специальностей и направлений к использованию ИКТ в будущей деятельности. Разработанные нами педагогические условия подготовки студентов художественно-графического профиля помогут осуществить эту задачу.Основную роль и значение в процессе обучения студентов художественно-графического профиля в области ИКТ отводим формированию в педвузе необходимых педагогических условий, способствующих:−повышению качества обучения на основе использования в учебном процессе ИКТ; −применению активных методов обучения, повышению творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности; −интеграции различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);−мотивации студентов на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности.Проанализировав состояние существующей подготовки студентов, будущих учителей изобразительного искусства (ИЗО) в области ИКТ, мы предположили, что подготовка студентов художественно-графического профиля в рамках высшего профессионального образования к использованию ИКТ будет наиболее эффективной при соблюдении следующих условий:•разработка содержания подготовки, отражающего как инвариантную (пользовательский аспект, общие вопросы использование ИКТ в образовании), так и вариативную составляющие подготовки (реализацию возможностей ИКТ в предметной области ИЗО);•осуществление межпредметных связей информатики и ИКТ с дисциплинами общепрофессионального блока и специальными дисциплинами, способствующих целостному восприятию системы знаний, умений и навыков в области использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе;•использование в процессе обучения студентов в области ИКТ технологии контекстного обучения.Рассмотрим вышеперечисленные педагогические условия более подробно.Первое педагогическое условие - разработка содержания подготовки, отражающего как инвариантную (пользовательский аспект, общие вопросы использования ИКТ в образовании) так и вариативную составляющие подготовки (реализацию возможностей ИКТ в предметной области ИЗО).Основываясь на исследованиях Т.А. Лавиной, в которых убедительно показано, что непрерывная подготовка учителей любых специальностей в области использования ИКТ имеет инвариантную и вариативную составляющие [5]. Инвариантной (относительно преподаваемой учителем-предметником дисциплины) является подготовка, направленная на изучение общих подходов к совершенствованию учебно-воспитательного процесса на базе реализации возможностей ИКТ, а также пользовательский аспект применения ИКТ. Вариативная подготовка включает вопросы методики преподавания учебной дисциплины (профильного для учителя-предметника) с помощью средств ИКТ и вопросы использования средств ИКТ в профильной предметной области. Мы согласны с мнением Водопьянова М.Ю., который дал описание основных требований, предъявляемых к осуществлению профессионально-педагогической деятельности будущего учителя в аспекте использования ИКТ: «мотивированность в использовании различных дидактических материалов; четкое определение роли, места, назначения и времени использования компьютерных средств обучения; ведущая роль педагога на занятии; тесная взаимосвязь конкретного класса компьютерных средств обучения с другими видами технических средств; введение в технологию обучения только таких компонентов, которые гарантируют качество обучения; соответствие методики компьютерного обучения общей стратегии проведения учебного занятия; учет того, что введение компьютерных средств обучения требует пересмотра всех компонентов системы и изменения общей методики обучения; обеспечение высокой степени индивидуализации обучения; обеспечение устойчивой обратной связи в обучении» [2].Инвариантная подготовка учителя ИЗО в аспекте формирования пользовательских умений и навыков затрагивает вопросы владения аппаратными и программными средствами на уровне пользователя. Пользовательские умения и навыки в вузе целенаправленно формируются в ходе изучения дисциплины «Информатика» («Математика, информатика»). И хотя эту дисциплину изучают все школьники, результаты тестирования студентов - будущих учителей ИЗО до начала изучения дисциплины «Информатика» и дисциплины «Использование современных ИКТ в учебном процессе» (высокий уровень - 11%, средний - 24%, низкий - 65%) показывают, что существующий после школы уровень пользовательских умений и навыков является недостаточно высоким. При формировании пользовательских умений и навыков изучается стандартное программное обеспечение на основе профессиональноориентированных задач.На этапе обучения в вузе студенту необходимо сформировать общие подходы к применению ИКТ в учебно-воспитательном процессе школы. Этому способствует изучение дисциплины «Использование современных ИКТ в учебном процессе», в ходе которого формируются навыки использования цифровых образовательных ресурсов и экспертной оценки их качества; реализации потенциала распределенного информационного ресурса в образовании; использования ИКТ для автоматизации информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением; осуществления психолого-педагогической диагностики и тестирования, оценки знаний и умений учащихся с использованием ИКТ и др. Также требуется подготовить студентов художественно-графического профиля к разработке и реализации различных методик применения ИКТ на уроках ИЗО. Необходимо отметить, что учитель любой специальности должен иметь глубокие знания по тому предмету, который преподает в школе.Вариативная подготовка включает изучение особенностей профессиональной деятельности учителя ИЗО в аспекте внедрения ИКТ в предметную область «Изобразительное искусство». Особую роль в вариативной подготовке занимают навыки работы с современными компьютерными программами обработки графики, такими как Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, CorelDraw, Macromedia Flash и др. Кроме того, в рамках вариативной подготовки будущих учителей ИЗО необходимо освоение специального аппаратного обеспечения - графического планшета (дигитайзера), специальной мыши (перо), плоттера и др.Изучение ИКТ проводится на протяжении всего обучения в вузе. Опыт работы показывает, что задания для студентов художественно-графического профиля должны быть составлены таким образом, чтобы продемонстрировать как можно больше возможностей программы для использования ее в будущей профессиональной деятельности. Второе педагогическое условие - осуществление межпредметных связей информатики и ИКТ с дисциплинами общепрофессионального блока и специальными дисциплинами, способствующих целостному восприятию системы знаний, умений и навыков в области использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.Преподавание курса ИКТ должно осуществляться в тесной межпредметной связи с такими предметами, как психология и педагогика. Изучение дисциплины «Компьютерная графика» должно опираться на знания, полученные при изучении таких предметов, как «Основы черчения и начертательной геометрии», «Перспектива», «Рисунок», «Композиция». Использование межпредметных связей должно обеспечить преемственность изучения материала, исключить дублирование и позволить преподавателю рационально распределять время.Ведущее значение межпредметных связей при использовании ИКТ в учебном процессе состоит в том, что они дают возможность увязать в единую систему все знания, получаемые по различным учебным дисциплинам, а также получать новые знания на основе этих связей. Дают возможность подготовить высококвалифицированных специалистов не только в предметной области, но и в области применения ИКТ в учебном процессе.Сильной мотивационной основой для студентов художественно-графического профиля является работа над заданиями по актуальной теме с прикладной и межпредметной направленностью. Работа над такими заданиями позволяет предложить интересный вид учебной деятельности, познакомить с современными идеями и имитировать в учебном процессе деятельность, которая осуществляется в реальной профессиональной жизни. Например, для выполнения проекта «Ваза с фруктами на столе» по дисциплине «Компьютерная графика» была поставлена задача: создать целостность композиции из предоставленных объектов, разработать конструкцию, выполнить необходимые графические операции и применить к макету объем, освещение, падающую тень. Для этого необходимы: творческие способности студентов; графические умения и навыки (дисциплина «Компьютерная графика»); прочные знания о построении чертежей и разверток поверхностей геометрических тел (дисциплина «Начертательная геометрия и черчение»); умения применить способы построения перспективных изображений (дисциплина «Перспектива»), правильно сделать освещение и направить падающую тень (дисциплина «Рисунок»), а также выполнить целостность композиции (дисциплина «Композиция»). Таким образом, реализация межпредметных связей дисциплин «Информатика», «Компьютерная графика», «Начертательная геометрия и черчение», «Перспектива», «Рисунок», «Композиция» и др. способствует систематизации, а также глубине и прочности знаний, при этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на занятиях по разным дисциплинам. Третье педагогическое условие - использование в процессе обучения студентов в области ИКТ-технологии контекстного обучения.Одним из эффективных средств развития высшего профессионального образования будущих специалистов являются технологии контекстного обучения, психолого-педагогические основы которых развивают деятельностный подход к обучению и разработаны российским психологом А.А. Вербицким и его последователями: Н.А. Бакшаевой, Н.В. Борисовой, В.Н. Кругликовым, В.Ф. Тенищевой и др.Контекстным А.А. Вербицкий называет такое обучение, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных знаний как знаковых систем наложено на канву этой деятельности [1. С. 56].«Суть психолого-педагогической теории контекстного обучения состоит в создании дидактических и психологических условий, при которых происходит процесс трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. С помощью форм и методов активного обучения контекстного типа моделируются предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности, обеспечивается развитие творческой активности, профессиональной и социальной компетентности выпускника» [Там же. С. 182]. Содержание контекстного обучения реализуется от учебной деятельности (лекции, семинары, лабораторные работы) к квазипрофессиональной (деловая игра, погружение студента в контекст будущей профессии), а затем к учебно-профессиональной (научно-исследовательская работа студента, педагогические практики, дипломные проекты) и, наконец, к профессиональной деятельности выпускника.Усваиваемые теоретические знания выступают предметом изучения, а также средством решения моделируемых или реальных практических задач. Условия контекстного обучения позволяют сформировать у студентов адекватное представление о многообразии и проблемности профессионально-предметных и социальных связей в ситуациях будущей работы, обеспечить в процессе разрешения этих ситуаций получение студентами соответствующего эмоционально-ценностного опыта. В контекстном обучении создаются условия для порождения и развития познавательной и профессиональной мотивации, учебная деятельность приобретает для студентов личностный смысл, поскольку в ней просматриваются черты будущей профессиональной деятельности.Проведение занятий со студентами художественно-графического профиля должно осуществляться с учетом специфики будущей профессиональной деятельности, а это предполагает использование технологии контекстного обучения (А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя и др.), которое основано на деятельностном подходе к усвоению социального опыта (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.). Так, например, контекстное обучение студентов по дисциплине «Использование современных ИКТ в учебном процессе» предлагает выполнить проект по теме, моделирующий профессиональную деятельность учителя ИЗО (объяснение нового материала по той или иной теме предметной области «Изобразительное искусство», ведение классного журнала, создание сайта класса, промежуточный и итоговый контроль знаний и др.). Данный вид деятельности начинается с выбора темы проекта и заканчивается представлением результатов исследования в виде докладов, презентаций, веб-сайтов и т.п. Темы проектов студенты выбирают из предложенного списка (или предлагают свой вариант) в зависимости от их заинтересованности в какой-то области знаний. Перед выполнением задачи преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, разъясняет цель задания, его содержание, устанавливает сроки выполнения, ориентировочный объем работы, определяет основные требования к результатам. Для осуществления проекта студент должен выполнить несколько этапов: 1) поиск и анализ информации по поставленной задаче, выбор метода ее решения (здесь используются книги, статьи, учебники по выбранной теме в бумажном и электронном вариантах, также используются возможности Интернет для поиска информации); 2) обработка информации с использованием ИКТ (программное обеспечение: Microsoft Excel, Microsoft Access, Adobe Photoshop и др.; аппаратное обеспечение: сканер, принтер и т.п.); 3) оформление результатов исследований и решения в виде презентации, статьи или веб-сайта (Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher, блокнот, Internet Explorer); 4) этап защиты проекта. Студенты готовят устное сообщение, представляют подборку материалов по выполненной работе, а потом защищают свой проект в виде электронных документов (презентация, веб-сайт) и распечатывают отчет.Следовательно, рассматриваемое нами контекстное обучение позволяет приблизить учебный процесс в системе высшего педагогического образования к будущей профессиональной деятельности. Контекстный подход к обучению вооружает студентов не просто суммой знаний, но и умениями по их использованию в разнообразных условиях практической деятельности, а также опытом профессиональной деятельности, умением творить, знать, где взять и как использовать ту или иную информацию.Таким образом, реализация комплекса выделенных нами педагогических условий включает в себя: разработку содержания, отражающего как инвариантную (пользовательский аспект, общие вопросы использование ИКТ в образовании), так и вариативную составляющие подготовки (реализацию возможностей ИКТ в предметной области ИЗО); осуществление межпредметных связей, способствующих целостному восприятию системы знаний, формированию профессионального уровня специалиста за счет комбинирования знаний, полученных в других областях обучения; контекстное обучение, способствующее наиболее эффективной подготовке студентов художественно-графического профиля к использованию ИКТ в будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова

педагогические условия, подготовка, информационные и коммуникационные технологии, pedagogical conditions, training, information and communication technologies

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Герасимова Алина ГермановнаЧувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева,г. Чебоксарыаспирант кафедры информационных технологийg.alina2012@ya.ru
Всего: 1

Ссылки

Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие / А.А. Вербицкий. - М., 1991. - 207 c.
Водопьянов М.Ю. Дидактическое обеспечение информационных технологий обучения в профессиональном образовании : дис. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 2005. - 167 с.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. - М., 2005.
Коханик Н.А. Контекстный подход к обучению как средство развития профессиональных качеств будущих художников-педагогов / Н.А. Коханик // Образование и общество. - 2010. - №5. - С. 32-36.
Лавина Т.А. Совершенствование системы непрерывной подготовки учителей в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности : дис. … д-ра пед. наук. - М., 2006. - 293 с.
Роберт И.В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / И.В. Роберт, Т.А. Лавина. - М.: ИИО РАО, 2009. - 88 с.
 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ | Открытое и дистанционное образование. 2012. № 1 (45).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ | Открытое и дистанционное образование. 2012. № 1 (45).