ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИВУЗОВСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ КУРСОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ | Открытое и дистанционное образование. 2012. № 2 (46).

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИВУЗОВСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ КУРСОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обосновывается необходимость проведения внутривузовской экспертизы электронных учебных курсов для системы дистанционного образования. Авторы показывают на опыте собственной работы, как создаётся механизм подобной экспертизы в их вузе.

THE ORGANIZATION INSIDE OF HIGHER SCHOOL OF EXAMINATION OF ELECTRONIC TRAINING COURSES FOR distance education SYSTEM.pdf Процесс внедрения дистанционных образовательных технологий в вузах России в последние пять-шесть лет происходит нарастающими темпами. Так, на конец 2010 г. 20% отечественных вузов заявляли о наличии у них системы дистанционного образования (ДО) и ещё около 40% - о намерении создать её в ближайшее время. По оценкам Министерства образования и науки РФ, к началу 2012/13 учебного года примерно в 43% учреждений высшего профессионального образования будет функционировать полноценная система ДО и почти столько же (до 40%) будут использовать отдельные её элементы [1]. Даже если этот прогноз излишне оптимистичен, можно констатировать, что дистанционное образование составляет значительный сектор образовательных услуг в Российской Федерации. В этой связи возникает важнейший вопрос о качестве учебно-методических материалов, используемых учебными заведениями при дистанционном обучении и в том числе об эффективных способах педагогической экспертизы этих материалов при их создании и внедрении в учебный процесс. Структурной основой системы ДО является, как правило, электронная база учебно-методических материалов, организованная в виде электронных учебных курсов (ЭУК) по отдельным дисциплинам. Под ЭУК будем понимать совокупность учебно-методических и программно-технических средств обучения, отражающих модель педагогической системы, включающей цели, задачи, содержание, методы и организационные формы обучения, необходимые и достаточные для изучения учебной дисциплины. В более узком смысле ЭУК можно рассматривать как автономную структурную единицу системы ДО, действующей в данном вузе, предназначенную для изучения отдельной дисциплины. Механизм проведения экспертизы ЭУК в разных вузах может существенно различаться. На его формирование влияет несколько причин, таких как общий уровень развития информационных технологий, обеспеченность вуза квалифицированным профессорско-преподавательским составом, роль и место системы ДО в структуре вуза и т.д. Необходимо признать, что точные результаты оценки эффективности любого программного продукта педагогического назначения можно получить только при проведении полноценного педагогического эксперимента высококвалифицированными независимыми специалистами [2. С. 68]. Однако подготовка и проведение педагогических экспериментов по определению эффективности отдельных ЭУК - довольно сложный, трудоемкий и, прежде всего, длительный процесс. Поэтому экономически нецелесообразно проводить полномасштабный педагогический эксперимент с каждым проверяемым курсом на экспериментальных площадках. Кроме того, при создании системы ДО в вузе, особенно на начальной стадии этой работы, количество ЭУК, которые проходят экспертизу, измеряется десятками. При этом, естественно, руководство любого вуза заинтересовано в сокращении сроков подготовительных мероприятий по внедрению системы ДО. В этих условиях встаёт задача выработки оптимального механизма экспертизы, который бы позволял сочетать объективную оценку качества разрабатываемых ЭУК с приемлемыми сроками их введения в учебный процесс. В основе подобной экспертизы обязательно должна лежать чёткая система требований к содержанию, структуре и интерфейсу ЭУК. На наш взгляд, следует разделить все требования, предъявляемые к электронному учебному курсу, на три основные категории. Первую категорию составляют общедидактические требования (научность, наглядность, эргономичность и др.). Вторая категория должна включать требования, вытекающие из Государственных образовательных стандартов по учебным дисциплинам. К третьей категории относятся требования, связанные со спецификой дистанционной формы обучения (наличие обратной связи, использование медиа-файлов, наличие форм поиска информации и т.д.) и, в том числе с особенностями программного обеспечения, применяемого конкретным вузом. Последняя категория требований может быть весьма вариативной, поскольку в значительной степени зависит от образовательной политики данного вуза и от того места, которое отводится в нём дистанционному обучению. Так или иначе структура, содержание и объём этих требований должны быть закреплены в специальном внутривузовском нормативном документе (с учётом возможных дополнений, которые могут возникнуть в результате практической эксплуатации системы ДО). В качестве примера приведём некоторые требования к создаваемым ЭУК, содержащиеся в «Положении об использовании в учебном процессе дистанционных образовательных технологий» Вяземского филиала Московского государственного университета технологий и управления им К.Г. Разумовского: - структура курса должна максимально соответствовать государственному образовательному стандарту по данной дисциплине в части наименования модулей, тем, разделов и отдельных занятий; в основу структурирования дисциплины должна быть положена кредитно-модульная система (1 модуль 36 ч);- каждый модуль должен содержать не менее одного контролирующего задания (теста, контрольной или практической работы и т.д.), за которое выставляются зачётные рейтинговые баллы (репетиционные тесты таковыми не являются);- минимально допустимое количество контролирующих заданий в курсе должно быть , где количество модулей в данном курсе;- обязательным требованием к теоретическому материалу курса является его достаточность для выполнения студентом всех контролирующих заданий: студент должен иметь возможность получить всю необходимую информацию (или прямые работоспособные ссылки на её источники) в рамках курса;- каждый модуль должен содержать не менее трёх лекционных занятий (за исключением дисциплин, по которым не предусмотрены лекции);- не рекомендуется размещать в электронном учебном курсе лекции и другие ресурсы большого объёма (независимо от их формата); оптимальным объёмом для лекции считать 7-12 страниц стандартного машинописного текста;- не рекомендуется перегружать курс материалами, не являющимися необходимыми для изучения данной дисциплины;- краткое описание электронного учебного курса по объёму не должно превышать трёх-четырёх предложений, содержащих общие сведения о данном курсе; - не допускается использование рисунков и другой графики неудовлетворительного качества; - при создании и редактировании текстовых или Web-страниц рекомендуется использовать установки (шрифт, размер, цвет и др.) по умолчанию;- количество рисунков и другой импортированной графики в тексте не должно приводить к чрезмерному увеличению объёма ресурса, в котором они размещены;- не рекомендуется использование материалов, представляющих собой отсканированный текст в формате pdf;- пользовательский профиль преподавателя должен в обязательном порядке содержать фотографию, краткие сведения о преподавателе и электронный почтовый адрес;- не допускается использование ресурсов (или ссылок на них), работа с которыми требует применения дополнительного программного обеспечения, и др.Открытым остаётся вопрос о степени детализации требований к ЭУК и о необходимости их соответствия некоторому утверждённому вузовскому стандарту. Анализируя опыт российских вузов, наиболее активно реализующих дистанционные образовательные технологии (Международный институт менеджмента, Евразийский открытый институт, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Московский государственный институт электроники и математики, Московский государственный индустриальный университет, Российский университет дружбы народов, Современная гуманитарная академия и др.), можно сделать следующий вывод. Подходы к степени унификации ЭУК в различных вузах могут отличаться диаметрально: от наличия жёсткого шаблона (в некоторых случаях определяемого специальными ограничениями используемой программы-оболочки) до полной самостоятельности авторов курсов. В связи с этим следует заметить, что электронный учебный курс является авторским по определению и, соответственно, предполагает достаточно большую свободу преподавателя при его формировании [3]. Однако для пользователя (студента) гораздо удобнее работать с курсами, оформленными единообразно и одинаково структурированными. Поэтому, на наш взгляд, баланс между этими точками зрения можно соблюсти, ограничив обязательные требования к ЭУК, в основном, его структурой и интерфейсом, сделав содержательную часть максимально вариативной.Важным является вопрос о персональной ответственности за качество создаваемых ЭУК и за их сопровождение при дальнейшем использовании в учебном процессе. ЭУК может разрабатываться как самим преподавателем (или коллективом преподавателей), так и при помощи специалистов по информационным технологиям и даже при участии студентов. Однако в любом случае основную роль в оперативной апробации подготавливаемых материалов, их необходимой коррекции и адаптации в соответствии с результатами их применения в учебном процессе играет преподаватель - автор курса. Поэтому будет целесообразным именно на него возлагать основную ответственность за качество курса. С другой стороны, во многих вузах, реализующих дистанционные образовательные технологии, предусмотрена такая штатная единица, как тьютор. Как правило, этот термин означает преподавателя, задействованного исключительно в системе ДО, права и возможности которого в преподавании дисциплины в определённой степени ограничены (по крайней мере, в части редактирования курса), - то, что в традиционной вузовской иерархии можно сравнить с должностью ассистента. Например, в системе MOODLE такой преподаватель называется Non-editing teacher. В тех случаях, когда обучение в данном ЭУК осуществляет тьютор, а не непосредственный его создатель, нередко возникает объективная необходимость внесения в курс изменений и дополнений, но системные права данного тьютора не позволяют ему сделать это. Данная проблема остаётся актуальной и ещё требует своего решения [4].Ниже авторы предлагают ознакомиться с механизмом экспертизы ЭУК, действующим в ВФ МГУТУ на протяжении последних четырёх лет и, в целом, доказавшим свою эффективность. Следует уточнить, что этот механизм в течение указанного периода неоднократно корректировался и совершенствовался. Представление преподавателем электронных учебных курсов для системы ЭУК производится в сроки, указанные в его индивидуальном плане и согласованные с Учебно-методическим центром филиала. При этом заведующие кафедрами филиала осуществляют контроль над своевременностью создания ЭУК по закреплённым за их кафедрами дисциплинам, а также над соответствием их содержания требованиям Государственных образовательных стандартов. Рассмотрение и утверждение представленных преподавателями курсов проводится в рамках заседаний Научно-методического совета. Предварительная экспертиза и оценка степени функциональной готовности представляемого электронного учебного курса, а также его соответствия общим требованиям выполняются заблаговременно персоналом Отдела дистанционного образования филиала. При отсутствии существенных замечаний и соответствии учебно-методических материалов курса Государственному образовательному стандарту по данной дисциплине Научно-методический совет принимает решение рекомендовать представленный курс к использованию в учебном процессе в рамках системы ДО. При наличии несущественных и немногочисленных ошибок и недоработок Научно-методический совет может принять курс условно с указанием преподавателю обязательного срока для их устранения. Контроль над устранением недочётов в курсе возлагается на руководителя отдела ДО.При наличии в электронном учебном курсе существенных ошибок и недочётов Научно-методический совет принимает решение о переносе его сдачи с установлением преподавателю обязательного срока для устранения выявленных замечаний. Повторное представление курса преподавателем выполняется на очередном заседании Научно-методического совета.Окончательное решение об использовании курса в учебном процессе и о порядке материального поощрения автора курса принимается директором филиала на основании материалов, предоставленных Научно-методическим советом.Объективность экспертизы при описанной схеме обеспечивается, прежде всего, её многоступенчатостью и разносторонностью. Её эффективность подтверждается практикой дальнейшего применения утверждённых курсов в учебном процессе. Необходимо добавить, что контроль над качеством учебно-методических материалов курса и его работоспособностью в целом продолжается и после того, как он задействован в учебном процессе и в него записаны студенты. Более того, существуют функциональные и методические ошибки (неточности в идентификации студентов, фактические ошибки в тестах, сбои в работе средств обратной связи и др.), выявить которые возможно только в процессе эксплуатации курса. На этом этапе контроль осуществляют как администраторы системы, так и сами преподаватели (тьюторы). Таким образом, можно утверждать, что экспертиза качества электронных учебных курсов есть перманентный процесс, продолжающийся на протяжении всего «жизненного цикла» каждого курса.

Ключевые слова

экспертиза качества, дистанционное образование, электронный учебный курс, examination of quality, distance education, electronic training course

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 2

Ссылки

Шляхтина С.Н. Перспективы развития дистанционного образования в мире и в России / С..Н. Шляхтина // КомпьютерПресс. - 2010. - №9. - С. 58.
Вострокнутов И.Е. Теория и технология оценки качества программных средств образовательного назначения: дис. … д-ра пед. наук. - М., 2002.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Педагогика, 1995. - 336 с.
Клименко Н.А. Учиться по взрослому / Н.А. Клименко // Профиль. - 2011. М № 20. - С. 8.
 ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИВУЗОВСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ КУРСОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ | Открытое и дистанционное образование. 2012. № 2 (46).

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИВУЗОВСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ КУРСОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ | Открытое и дистанционное образование. 2012. № 2 (46).