О структуре и содержании квалификационной характеристики преподавателя дистанционного обучения | Открытое и дистанционное образование. 2012. № 2 (46).

О структуре и содержании квалификационной характеристики преподавателя дистанционного обучения

В российской педагогике сегодня отсутствует профессионально-должностной статус (квалификационная характеристика) преподавателя дистанционного обучения (ДО): должностные обязанности, требования к знаниям и требования к квалификации. Появление такого регламента поможет разработать единые требования для подготовки и переподготовки преподавателя ДО, нормативы по учету и контролю его педагогической деятельности, экономическую систему оплаты труда преподавателя ДО, адекватную его истинным трудозатратам.

ABOUT STRUCTURE AND THE MAINTENANCE OF THE QUALIFYING CHARACTERISTIC OF THE TEACHER OF distance learning.pdf Сегодня все больше актуализируется проблема качественной подготовки педагогических кадров для работы в условиях ДО, от успешности решения которой во многом зависит не только результат обучения студентов (учеников, слушателей), но и достижение необходимого уровня личностного развития самого преподавателя. Современный преподаватель должен быть компетентным как в области реализации основных направлений информатизации образования, так и прикладных аспектов применения средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в своей профессиональной деятельности.ДО в настоящее время является одной из самых востребованных услуг в системе образования, поэтому с каждым годом возрастает потребность в квалифицированных специалистах в области ДО: разработчики дистанционных курсов, педагоги ДО, организаторы учебного процесса ДО. В системе СПО и ВПО нет учебных заведений, где бы готовились преподаватели ДО, поэтому образовательное учреждение (ОУ) для обеспечения использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ) при реализации образовательных программ организует повышение квалификации (ПК) руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала (в том числе работающих в филиалах). Сегодня существует ряд курсов ПК подготовки специалистов по ДО, предлагаемых различными организациями (ФИРО, МИОО, МГППУ, ИИТО ЮНЕСКО, ЦДО «Эйдос», ЦДО ЮУрГУ, НГТУ, МГОУ, ИДПО МЭСИ, ИМП РУДН и др.), реализуемых в очной, дистанционной и очно-дистанционной форме. Существующие программы курсов ПК наряду с несомненным позитивным опытом, традициями и имеющимся значительным педагогическим потенциалом обладают рядом недостатков:- не отвечают современным тенденциям развития образования; - содержат ориентиры на разные концепции ДО; - излишне теоретизированы; - сложно реализуемы на практике в силу ограниченного набора предлагаемых методик ДО;- минимальное изучение практической стороны вопроса (приобретение навыков работы в сети Интернет, применение педагогических технологий ДО на практике и др.);- имеют формальный подход (навязывание коммерческих систем ДО);- часто ориентированы на самообразование. Все это приводит к низкому уровню подготовки преподавателей ДО. Развитие ДО в ОУ возможно при наличии квалифицированных преподавателей ДО, проблема качественной подготовки которых сегодня стоит на первом месте среди проблем внедрения ДО в учебный процесс. Для этого необходимы четкие требования к преподавателю ДО - квалификационная характеристика, которая является одним из инструментов системы качества образования. Квалификационные требования к преподавателям ДО могли бы послужить ориентирами для всех институтов, занимающихся подготовкой преподавателей ДО.Утвержденный в августе 2010 г. приказом Минздравсоцразвития РФ новый раздел Единого квалификационного справочника (ЕКС) должностей руководителей, специалистов и служащих «Квалификационные характеристики должностей работников образования» не содержат квалификационных требований к преподавателям ДО. Такое положение создает сложности с пониманием «должностных обязанностей» преподавателей ДО, предъявляемых требований к знаниям, к квалификации, что существенным образом затрудняет развитие ДО в ОУ России, сказывается на рейтинге России в международных исследованиях качества образования (PISA и др.). Необходимо формирование условий для совершенствования профессионально-должностного статуса преподавателя ДО в российской педагогике.Актуальность данного исследования вызвана широкомасштабным внедрением в учебный процесс вузов и учреждений СПО, НПО, общего образования ДОТ и отсутствием условий для качественной подготовки преподавателей ДО и последующей организации их профессиональной деятельности. Цель исследования состояла в разработке квалификационной характеристики преподавателя ДО на компетентностной основе. Задачи исследования, помимо проведения анализа дидактических и организационных особенностей современной системы ДО и проблем подготовки преподавателей ДО в отечественной и зарубежной педагогической практике, заключались ещё в формировании и структурировании перечня компетенций преподавателя ДО при разработке и реализации дистанционного курса и в разработке квалификационной характеристики должности «преподаватель ДО».Квалификационная характеристика - это официальный и достаточно стабильный документ наряду с образовательным стандартом и учебным планом. Квалификационная характеристика преподавателя ДО создавалась для описания целей подготовки квалифицированных кадров и служит для оценки степени мастерства специалистов и назначения им заработной платы. Действующие в настоящее время квалификационные характеристики по должностям работников ОУ имеют типовую структуру, не отличающуюся от общеотраслевых тарифно-квалификационных характеристик по должностям служащих, и состоят из разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать», «Требования к квалификации по разрядам оплаты труда» [1]. Разработка квалификационных требований преподавателя ДО осуществлялась с учетом Государственных образовательных стандартов профессионального образования по педагогическим специальностям, поскольку образовательный стандарт - это отражение в свернутом виде социального заказа в системе профессионального образования в отношении минимальных требований к профессиональному образованию обучаемых.Анализ существующих подходов к формулированию квалификационных требований к специалистам определил структуру квалификационной характеристики, принципы формирования квалификационных требований, очередность действий по формированию круга основных должностных обязанностей и основные составляющие квалификационных требований. При разработке квалификационных требований преподавателя ДО соблюдались принципы максимальной точности, значимости функций, минимальной достаточности, соответствия значимости функций затратам, соответствия одновременного проектирования [2]. Анализ специфики работы преподавателя ДО позволил разделить все компетенции, которыми должен обладать преподаватель ДО в дополнение к тем, которыми уже обладает очный педагог, на три группы:- компетенции в области педагогики: знание педагогических технологий ДО (методик и соответствующих им технологий), дидактических свойств сети Интернет; - компетенции в области психологии: знание психологических особенностей общения в виртуальной среде, особенностей возрастных изменений восприятия виртуального общения, принципах ДО обучаемых разных возрастов;- компетенции в области информационных технологий (ИТ): свободное владение средствами ИКТ сети Интернет, стремление к изучению новых средств, сервисов сети, овладение постоянно совершенствующимся инструментарием [3].Компетентностью для преподавателя ДО является качество педагогической работы, обеспечивающее адекватное и эффективное решение задач по обучению и воспитанию учащихся в условиях ДО, а также готовность нести ответственность за свои действия. Деятельность преподавателя ДО организационно можно разделить на 2 этапа:I. Разработка дистанционного курса.II. Реализация дистанционного курса.В некоторых случаях разработкой дистанционного курса занимаются авторы-разработчики. Но как при очном обучении преподаватель должен знать, как методически разрабатывать курс, так и при ДО он должен иметь полное представление о разработке дистанционного курса. Даже в случае если он не разрабатывает учебный курс сам, он должен понимать методику разработки, чтобы квалифицированно доработать предложенный ему дистанционный курс, адаптировать под разный уровень обучающихся. Для разработки дистанционного курса преподавателю необходимо сформировать информационно-педагогические компетенции, которые заключаются в следующем:−компетенции методического проектирования собственно профессионального продукта (дистанционный урок, курс, электронный учебник и др.), способность разрабатывать стратегию своего дальнейшего профессионального развития в области ДО; −компетенции разработки, создания, внедрения и применения учебно-методического комплекса в образовательном дистанционном процессе, проектирование систем и средств сопровождения методической работы в учебном заведении; −компетенции владения совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством при организации ДО, работой в команде; −компетенции владения приемами создания различных видов педагогического контроля (проекты, рефераты, отчёты, веб-квесты, тесты и т.д.), проектирования системы оценки качества контрольных материалов, умения выбора программного обеспечения и технологий проведения контроля и др. Для реализации дистанционного курса преподавателю необходимо сформировать коммуникативные и коммуникационные компетенции, а также компетенции личностного самосовершенствования: −компетенции в сфере владения педагогическими технологиями ДО на практике (проведение виртуальных дискуссий, вебинаров, ролевых и деловых игр, круглых столов, проектной деятельности, ситуационного анализа и т.д.);−компетенции в сфере образовательно-организационной деятельности, в том числе умение анализировать учебную ситуацию, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений преподавателей ДО и обучающихся, оценивать собственные профессиональные возможности, навыки самоорганизации; −компетенции в сфере самостоятельной, познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации (овладение техническими средствами обучения, программным обеспечением, ориентирование в системах ДО) [3].Сформулированные компетенции преподавателя ДО являются основой для формулирования квалификационных требований. Предлагаем использовать следующую структуру квалификационных требований к преподавателям ДО: - цель педагогической деятельности; - сфера профессиональной деятельности; - объекты профессиональной деятельности; - виды деятельности; - уровни деятельности;- проблемы, которые решает преподаватель ДО;- квалификационно-должностные уровни; - основные задачи педагогической деятельности.Определим цель педагогической деятельности преподавателя ДО как создание оптимальных условий для развития у учащихся информационной, деловой и социальной компетентностей как основных, определяющих конкурентоспособность профессионала на рынке труда и успешную самореализацию современного человека в различных областях деятельности.Сферу профессиональной деятельности преподавателя ДО сформулируем как профессиональное обучение с использованием ДОТ в ОУ. Объектами профессиональной деятельности преподавателя ДО, понашему мнению, являются следующие: - содержание образования курсов ДО;- педагогические технологии ДО;- задачи, содержание, методы, средства, формы организации ДО и процесс профессионального обучения, руководства учебной и производственной практикой; задачи, методы, средства и процесс воспитания обучающихся при подготовке, переподготовке и ПК по профессиям рабочих (служащих) при ДО;- формы организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (учреждениями, организациями), родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам профессионального обучения в условиях ДО, организации учебной и производственной практики, воспитания обучающихся;- документационное обеспечение образовательного процесса с использованием ДОТ. Сформулируем те виды деятельности, к которым должен быть готов преподаватель ДО в условиях своей профессиональной деятельности:- профессионально-педагогическая - педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности с использованием ДОТ;научно-исследовательская - проведение исследований по теме реализации учебного процесса ДО;- организационно-управленческая - организация учебно-производственного процесса и ведение обучения дистанционно; - профессиональная (по базовой специальности) - подготовка содержания курса (дисциплины) для дистанционного преподавания;- методическая - методическое обеспечение учебно-производственного процесса и педагогического сопровождения группы обучающихся профессиям рабочих (служащих) с использованием ДОТ;- общественная - участие в конференциях, семинарах по тематике ДО, выступления и публикация статей, изданий;- коммерческая - проведение консультаций, курсов ДО на внебюджетной основе при условии разрешения на коммерческую деятельность.В рамках каждого вида деятельности преподавателя ДО выделим уровни деятельности:- репродуктивный (узнавание, воспроизведение, репродуктивное применение);- продуктивный (синтез, оценка, моделирование). Сформулируем основные проблемы, которые решает преподаватель ДО в рамках своей профессиональной деятельности: - использование ДОТ в учебном процессе;- содержание обучения;- методическое обеспечение процесса ДО;- социально-психологическое регулирование деятельности обучаемых в условиях ДО;- выбор форм, методов при использовании ДОТ;- выбор и реализация системы контроля при использовании ДОТ;- воспитание и формирование личности обучаемых в условиях ДО;- создание и обновление материально-технической базы для использования ДОТ;- участие в научно-исследовательских работах;- проблемы ПК;- коммерческая деятельность (маркетинг, менеджмент, реклама образовательных услуг);- профессиональное общение со студентами, коллегами, администрацией, представителями других организаций.Исходя из видов деятельности преподавателей, участвующих в процессе ДО, уровней деятельности и проблем, решаемых ими, можно выделить следующие квалификационно-должностные уровни преподавателя ДО: 1. Автор-редактор курса занимается разработкой курсов ДО, электронных учебников, консультирует педагогов, которые будут проводить дистанционные курсы. 2. Преподаватель-тьютор (репетитор, помощник) организовывает взаимодействие удалённого преподавателя с группой студентов в форме ДО, находясь с учащимися. 3. Преподаватель-консультант ведёт занятия в региональном учебном центре, имея сертификат от базового учебного заведения, консультирует обучающихся по программам, методикам и технологиям, заданным базовым учебным заведением, в рамках дисциплин и сроков, определяемых его сертификатом. 4. Преподаватель ДО - это «виртуальный» преподаватель, работающий со студентами через сеть Интернет. Современный преподаватель ДО должен владеть различными моделями ДО, педагогическими технологиями ДО и средствами ИКТ в условиях ДО, а также знать психологические азы организации процесса ДО и работы с удалённым студентом (учеником, слушателем). Преподаватель, виртуозно владеющий всем необходимым инструментарием и методикой ДО, способен с одинаковой эффективностью преподавать свой курс очно, дистанционно и очно-дистанционно. Это позволяет расширить круг обучающихся, выбрав для них наиболее оптимальный режим работы (по времени, условиям, использованию ИКТ), сочетать научную и педагогическую деятельность.Сформулируем задачи педагогической деятельности преподавателя ДО:- создание условий для освоения учащимся нового информационного образовательного пространства; - обеспечение методического сопровождения учащихся в освоении ими учебных материалов, представленных в виде сетевых учебных курсов; - формирование у учащихся критического и творческого мышления, а также общеучебных навыков и способов учебной деятельности, необходимых для эффективного функционирования в информационном пространстве; - развитие у учащихся устойчивой мотивации познавательной деятельности;- формирование у них потребности самообразования и развитие навыков использования современных ИТ для оптимизации процесса обучения. На основе анализа дидактических и организационных особенностей современной системы ДО и проблем подготовки преподавателей ДО в отечественной и зарубежной педагогической практике сформированы концептуальные подходы к разработке компетенций и квалификационной характеристики преподавателя ДО, суть которых в практической ориентированности на виды деятельности, уровни, цели и задачи преподавателя ДО. Путём исследования организации профессиональной деятельности преподавателя ДО сформулированы компетенции преподавателя ДО. На основе компетенций преподавателя ДО разработана квалификационная характеристика преподавателя ДО - его должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации, которые у преподавателя ДО такие же, как и у преподавателя очного обучения, но дополнены спецификой ДОВ основу формулирования квалификационных требований к преподавателям ДО положено рассмотрение таких групп компетенций преподавателя ДО, как:- основные составляющие компетентности работников образования: профессиональная, информационная, коммуникативная, правовая;- компетенции в области педагогики, психологии, ИТ;- информационно-педагогические (для разработки дистанционного курса), коммуникативные, коммуникационные компетенции и компетенции личностного самосовершенствования (для реализации дистанционного курса).Появление должности преподавателя ДО в учебных заведениях позволит решить ряд проблем: −ввести нормативы для преподавателей ДО по учету и контролю их педагогической деятельности;−узаконить деятельность тех педагогов, кто до сих пор занимался ДО, но числился очным преподавателем и получал оклад за очные часы (что по трудозатратам совершенно несопоставимо);−ввести новую экономическую систему оплаты труда преподавателя ДО, адекватную его истинным трудозатратам [4].Этот вопрос особенно актуален в преддверии массового ПК, ожидаемого в ближайшее время (Перечень поручений Президента России Дмитрия Медведева по итогам заседания комиссии при президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 31 августа 2011 г. об организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей и руководителей общеобразовательных учреждений «в соответствии с современными требованиями» с 1 февраля 2012) [5]. В экспериментальном исследовании Проекта квалификационных требований к преподавателям ДО (далее - Проекта) приняли участие 300 преподавателей ДО (41% - работники вузов; 38% - работники учреждений СПО; 20% - работники школ, 1% - работники дополнительного образования) из 42 ОУ. Было обработано 300 анкет.Экспериментальная проверка актуальности, достоверности содержания Проекта была осуществлена в ходе проведения педагогического эксперимента, цель которого состояла в изучении мнения работников образования (преподавателей ДО) о содержании Проекта. Задачи эксперимента включали:1) определение степени сформированности (или уже имеющихся) компетенций в области ДО у участников эксперимента на основе анкетирования (самоанализа); 2) определение актуальности квалификационных требований к преподавателям ДО, их соответствие педагогической практике, нормативно-правовой базе ДО и современным тенденциям использования; 3) подтверждение достоверности содержания и точности формулировок Проекта;4) определение основных направлений в совершенствовании Проекта.Наиболее объективные результаты апробации Проекта были получены при использовании следующих форм:- выступления с докладами на научно-практических и методических конференциях, семинарах и круглых столах с последующим обсуждением;- обсуждение Проекта на площадках педагогических форумов в сети Интернет;- апробация Проекта в ходе работы с экспериментальными площадками ФИРО;- проведение дистанционных курсов ПК по теме «Подготовка преподавателя ДО».В соответствии с общепринятой логикой психолого-педагогических исследований к оценке Проекта привлекались как начинающие, так и опытные специалисты в области ДО, что позволило дать максимально объективную оценку разработанному Проекту. Участниками эксперимента были преподаватели ДО, представляющие разные педагогические сообщества:1) участники научно-практических и методических конференций, экспертных семинаров и круглых столов;2) участники обсуждения Проекта на площадках педагогических форумов в сети Интернет;3) сотрудники ОУ экспериментальных площадок ФИРО;4) слушатели дистанционных курсов ПК по теме «Подготовка преподавателя ДО».Для решения первой задачи эксперимента (определение степени сформированности (или уже имеющихся) компетенций в области ДО у участников эксперимента на основе анкетирования (самоанализа)) в группе №4 определялась степень сформированности компетенций в области ДО по итогам формирования компетенций после обучения на курсе; в группах № 1 - 3 - наличие уже имеющихся компетенций в области ДО. Определение степени сформированности (или уже имеющихся) компетенций в области ДО у участников эксперимента проводилось по результатам самооценки групп компетенций: 1) информационно-педагогические компетенции;2) коммуникативные и коммуникационные компетенции, а также компетенции личностного самосовершенствования.Для проведения эксперимента были разработаны формы анкеты для преподавателей ДО и сводной таблицы для обработки результатов исследований. В ходе оценки результатов эксперимента использовались количественные методы. По итогам исследования было выявлено, что слушатели дистанционного курса (группа №4) и сотрудники ОУ экспериментальных площадок ФИРО (группа №3) по результатам обучения имеют показатели уровня сформированности (или уже имеющихся) компетенций на 31,7% выше, чем остальные участники эксперимента. Следовательно, становится очевидным факт, что именно участники групп № 3 и 4 дадут наиболее достоверные оценки квалификационной характеристике преподавателя ДО, поэтому их мнение об оценке Проекта при рассмотрении итогов анкетирования было изучено более подробно. Остальные задачи эксперимента были решены путём оценивания участниками эксперимента Проекта по следующим критериям:1) актуальность квалификационных требований (соответствие педагогической практике, нормативно-правовой базе ДО и современным тенденциям использования);2) достоверность содержания квалификационных требований; 3) точность формулировок квалификационных требований.По итогам анкетирования 4 групп преподавателей ДО выявлено, что положения Проекта показали актуальность требований (в среднем 85% опрошенных), достоверность содержания (76%) и точность формулировок (78%), соответствующих педагогической практике, нормативно-правовой базе ДО и современным тенденциям использования.По результатам изучения анкет были уточнены, расширены и доработаны формулировки квалификационных требований в части достоверности содержания по результатам расширенного опроса преподавателей ДО разных уровней образования согласно современным тенденциям использования, а также выявлены проблемные области в описании квалификационных требований. В результате исследования была разработана и экспериментально подтверждена квалификационная характеристика преподавателя ДО, которая учитывает педагогическую работу в виртуальной среде для обеспечения адекватного и эффективного решения учебных задач, состоит из квалификационных требований, должностных обязанностей, требований к знаниям и квалификации преподавателя ДО и на сегодня отсутствует в ЕКС. Разработана и экспериментально подтверждена структура компетенций и квалификационной характеристики преподавателя ДО, а также возможность внедрения квалификационных требований преподавателей ДО в педагогическую практику на основе широкого использования современных педагогических и ИТ с учётом специфики ДО.Полученные в данном исследовании результаты могут быть использованы при дополнении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» при внесении в него новой должности «преподаватель ДО». Содержащиеся в работе научные материалы о методических подходах для формирования компетенций преподавателя ДО и разработке проекта квалификационной характеристики преподавателя ДО могут быть применимы в системе ПК. Полученные результаты исследования способствуют расширению научных представлений о развитии качественного ДО, что поможет отечественным исследователям развивать концепцию подготовки высококвалифицированных педагогических кадров в области ДО.

Ключевые слова

дистанционное обучение, преподаватель дистанционного обучения, компетенции преподавателя дистанционного обучения, квалификационная характеристика, должностные обязанности, требования к знаниям, требования к квалификации, distance learning, the teacher of distance learning, the competence of the teacher of distance learning, the qualifying characteristic, functions, requirements to knowledge, requirements to qualification

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Никуличева Наталия ВикторовнаЦентр развития профессионального и личностного потенциала научно-педагогических кадров Федерального института развития образованиязав.кафедрой дистанционного обучения: nikulicheva@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [Э
Омельченко И.Б. Актуализация Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих [Электронный ресурс]. - URL: <http://www.niitruda.ru/analytics/publications/post_219.html> (дата обращения: 23.01.2012)
Никуличева Н.В. Разработка квалификационной характеристики преподавателя дистанционного обучения // Межвузовский сборник научных трудов «Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ - 2011)». - М., 2011. - C. 278-285.
Никуличева Н.В. Квалификационная характеристика преподавателя дистанционного обучения: предложения по структуре и содержанию // Сборник трудов (Часть IV) XXI Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» («ИТО-2011») 1-3 ноя
РИА Новости. Медведев подписал поручения, касающиеся системы образования. [Электронный ресурс]. - URL: <http://ria.ru/edu_news/20110919/439801298.html> (дата обращения: 23.01.2012).
 О структуре и содержании квалификационной характеристики преподавателя дистанционного обучения | Открытое и дистанционное образование. 2012. № 2 (46).

О структуре и содержании квалификационной характеристики преподавателя дистанционного обучения | Открытое и дистанционное образование. 2012. № 2 (46).