Рассматривается модель организации информационно-образовательной среды, построенной на основе сетевых дневников и предназначенной для обучения информатике студентов вуза. Предложенная образовательная среда предназначена для смешанного обучения и включает в себя организационный блог, на котором размещаются задания, и личные блоги студентов, где эти задания выполняются. Описаны необходимость и положительные стороны подобной образовательной среды, а также опыт внедрения указанной модели в учебный процесс.
ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT BASED ON THE USE OF BLOGS FOR TEACHING COMPUTER SCIENCE STUDENTS UNIVERSITY.pdf Современные тенденции развития общества таковы, что глобальная сеть Интернет начинает играть в нем все большую и большую роль. Если десять-пятнадцать лет назад Интернет в основном выступал в пассивной роли хранилища большого объема информации, то сейчас на первый план выходит такая его функция, как организация глобальной коммуникационной системы. Среди людей складываются отношения, основой которых становится всемирная паутина, создаются сообщества, оказывающие влияние на повседневную жизнь. С появлением второго поколения технологий Интернет, так называемых Веб 2.0, изменились принципы организации глобальной сети, определяющим фактором стали социальные коммуникации. В отличие от Интернета первого поколения, платформа Веб 2.0 выступает посредником между пользователями в процессе их социального взаимодействия. Известно, что общественные потребности оказывают непосредственное влияние на сферу образования, поэтому стоит предположить, что образовательные процессы должны трансформироваться в соответствии с тенденциями общественного развития, то есть видоизменяться, задействуя ресурсы и возможности, предоставляемые глобальной сетью Интернет. Сервисы Веб 2.0 в качестве посредников коммуникационных взаимодействий как никакие другие подходят для организации учебного процесса. Не случайно многие работы современных исследователей посвящены внедрению технологий второго поколения сети Интернет в преподавание различных предметов как на уровне школы, так и в высших учебных заведениях.Из всех предметов, изучаемых студентами в вузе, курс общей информатики, учитывая его специфическое содержание и ориентированность на использование информационных технологий, одним из первых может быть перестроен для преподавания с применением технологий сети Интернет. Речь может идти как о полностью основанном на сервисах Веб 2.0 дистанционном курсе, так и о частичном использовании данных технологий, то есть о так называемом смешанном обучении. В настоящий момент второй вариант выглядит предпочтительным, если принять во внимание затруднения, связанные с доступом в Интернет и неготовность многих студентов очной формы обучения самостоятельно организовывать учебную деятельность. Поэтому разрабатываемая организация учебного процесса будет касаться лишь практических занятий, а лекции и, в случае необходимости, консультации будут проводиться как обычно, в аудиторных условиях.Между тем современное общество предъявляет к выпускникам вузов требования, которые невозможно игнорировать: специалист должен грамотно владеть разнообразными информационными технологиями и технологиями сети Интернет, уметь применять указанные технологии в своей работе, а также демонстрировать навыки самообразования и саморазвития. Эти требования определяют необходимость перестройки курса информатики с тем, чтобы не только научить студентов работать в нескольких отдельно взятых программах, но и помочь им овладеть навыками самостоятельной работы, поиском средств для выполнения поставленной задачи, применением коммуникационных технологий Интернета для образовательной и исследовательской деятельности.С учетом все возрастающей популярности технологий Веб 2.0, а также их коммуникативных возможностей, уместно построить процесс преподавания информатики на применении одного из социальных сервисов, составляющих эту современную сетевую информационную среду. К таким средствам относятся закладки, мультимедиа ресурсы, сетевые дневники (блоги), геосервисы, карты знаний, поисковые системы и вики. [1]. После анализа возможностей данных социальных сервисов был сделан вывод о целесообразности внедрения в учебный процесс преподавания информатики сетевых дневников, иначе называемых блогами.Указанный выбор был основан не только на возможностях сетевых дневников, но и на изучении ранее проведенных исследований. Так, Д.А. Иванченко отмечает следующие достоинства блог-технологий: простота использования и доступность, эффективность организации информационного пространства, интерактивность и мультимедийность, надежность и безопасность [2]. Т.Ю. Павельева указывает на публичность информации в блоге, ее линейное построение, автономность в управлении блогом, возможность модерации [3]. В диссертационном исследовании А.В. Филатовой составлена классификация блогов по различным критериям [4], что помогает определить требуемый для организации учебного процесса тип блога. К вышеизложенному хотелось бы добавить такие достоинства блога, как возможность создания веб-страниц с минимальными знаниями языка разметки, что позволяет отказаться от изучения громоздких программ-редакторов HTML в курсе информатики. Еще одной положительной стороной является использование мобильного офисного пакета Google-документы, позволяющего создавать презентации и формы, а затем размещать их в сообщениях блога (это относится только к блогам, размещаемым на blogspot.com).По определению Википедии, блог представляет собой веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Наибольший интерес вызывает возможность публикации комментариев под любым сообщением блога, что приводит к организации обратной связи между автором и его читателями. По сути, блог обладает всеми возможностями дневника, размещенного в сети и доступного определенной аудитории. Отсюда и второе название - сетевой дневник. Согласно [5] одна из самых важных функций любого дневника (в том числе и сетевого) - саморазвитие, предполагающее возможность лучше понять происходящее, «пропустить» его через себя.Таким образом, внедрение блогов в учебный процесс по информатике не только поможет студентам овладеть навыками работы с современным средством социальной коммуникации и пакетом мобильных офисных программ, но и предоставит им возможность более эффективного усвоения материала курса, сформирует умение самостоятельной познавательной деятельности, предложит пути для саморазвития.Для построения подобного курса разработана модель организации информационно-образовательной среды. Главным элементом такой среды служит организационный блог, создаваемый преподавателем для каждой группы. В этом блоге размещаются учебные модули, включающие в себя: цели и задачи модуля, краткий теоретический материал и ссылки на дополнительные ресурсы в сети Интернет, задания для выполнения с указанием графика их выполнения и количества баллов, начисляемых за выполнение каждого задания.Доступ к организационному блогу получают наряду с преподавателем все студенты учебной группы. Каждому участнику разрешено публиковать и комментировать сообщения, выражать свою точку зрения, задавать вопросы, просить помощи, помогать коллегам по обучению или подбадривать их. Преподаватель, помимо публикации учебных материалов, выполняет функцию глобального модератора организационного блога, то есть следит за корректностью публикуемых сообщений.Еще одна функция организационного блога - служить своеобразной информационной доской, на которой публикуются важные объявления, касающиеся проведения занятий, как очных, так и дистанционных, и дополнительных консультаций, выполнения заданий, привлечения внимания студентов к наиболее трудным разделам изучаемого модуля.Кроме того, в организационном блоге проводится обсуждение по различным вопросам. Сюда относятся дискуссии по темам, предназначенным для изучения, которые обязательны для всех студентов и создаются преподавателем, а также обсуждения, инициированные студентами, касающиеся различных вопросов, связанных с изучением информатики.Рис. 1. Схематичное представление организационного блогаВторостепенными элементами построенной образовательной среды являются личные блоги студентов. Каждый студент создает собственный сетевой дневник, который будет служить его «рабочей тетрадью» при выполнении заданий курса. Доступ к публикации сообщений и модерации личного блога имеет только сам учащийся. Студент вправе выбрать собственное оформление блога и сочетание элементов, отображающихся в нем, создать удобное для себя поле деятельности. Таким образом, каждый блог представляет собой персонализированное образовательное пространство.В личном блоге студент может размещать информацию лично о себе и о своих увлечениях, а также мультимедийные и графические объекты, опросы и презентации, предусмотренные и не предусмотренные учебными заданиями курса информатики. Стоит отметить, что выполнение учебных заданий по курсу информатики так или иначе включает в себя публикацию в сообщениях блога различных объектов, начиная от изображений и заканчивая видеофрагментами, размещенными на видеосервисе YouTube. Следовательно, овладев этими навыками, студенты получат возможность создавать современные мультимедийные сайты для различных целей.В дополнение к этому личный блог можно рассматривать как пространство для создания электронного портфолио студента по итогам семестра или всего курса. Для этого студенту достаточно разместить на отдельной странице коллекцию ссылок на требуемые публикации своего блога.Рис. 2. Схематичное представление личного блога студентаПреподаватель имеет возможность комментировать сообщения в личных блогах студентов, сообщая им о недочетах в выполнении заданий, поощряя, стимулируя и побуждая к активной познавательной деятельности. Следовательно, обратная связь между студентом и преподавателем в ходе учебного процесса осуществляется на двух уровнях. Первый уровень - публикации студентов или их комментарии на сообщения преподавателя, размещенные на организационном блоге. Второй уровень - комментарии преподавателя, оценивающего или корректирующего выполненную работу учащегося, размещенные на личном блоге студента. Важно отметить, что, помимо связи преподавателя и студента, возникают также и связи между обучаемыми. Студенты могут комментировать сообщения друг друга в организационном или личном блогах, отстаивать собственное мнение в дискуссиях или помогать друг другу справиться с затруднениями при выполнении учебных заданий.Организованные таким образом блоги составляют образовательное сообщество, то есть образование индивидов, имеющих общие учебные цели. В центре сообщества располагается организационный блог, включающий ссылки на все личные блоги студентов одной группы. Взаимодействие такого сообщества способствует повышению эффективности учебного процесса и приобретению необходимых навыков работы с современными технологиями сети Интернет и улучшению межличностной коммуникации.Реализацию подобной технологии обучения следует начинать с определения того, на каком уровне находятся у студентов навыки работы с сетевыми технологиями. Для формирования необходимых знаний в области блог-технологий может потребоваться вводная лекция или практическое занятие. На примере организационного блога преподаватель вправе продемонстрировать, как создается и заполняется блог. Далее студенты создают личные блоги, а также становятся постоянными читателями организационного блога. Преподаватель, в свою очередь, заносит личные блоги студентов в свой список чтения, чтобы иметь возможность своевременно отслеживать выполнение заданий. Затем преподаватель публикует в организационном блоге каждой группы: правила поведения студентов на блогах; график выполнения заданий по теме или модулю; таблицу баллов, полученных каждым студентом за то или иное задание; порядок применения дисциплинарных взысканий (за списывание, несвоевременную сдачу выполненного задания и пр.). По каждому из вышеупомянутых вопросов возможна дискуссия со студентами, и, при необходимости, дополнение и корректировка.Решив вопросы с организацией обучения, преподаватель начинает публиковать в организационном блоге задания, которые в оговоренный срок должны быть выполнены студентами и представлены на их личных блогах. Виды заданий, выполняемых в блогах, разнообразны, но всегда требуют применения навыков работы с сетевыми технологиями.Подобная модель организации образовательной среды была применена во время экспериментального обучения информатике двух групп геологического факультета Пермского государственного университета во втором семестре 2010-2011 гг. Тематикой изучения послужил раздел «Локальные и глобальные сети». В ходе экспериментального обучения студентами было создано 22 личных блога на сетевом хостере «Blogger» (www.blogger.com). Отношение студентов к подобному обучению в целом было положительным, но следует отметить, что у некоторых возникали проблемы, связанные в первую очередь с выходом в Интернет для выполнения домашних заданий. Разрешением подобных проблем явилось предоставление таким студентам дополнительного времени в компьютерном классе.Анализ опроса, проведенного после окончания работы с блогами, позволил сделать следующие выводы:1) большинство студентов (до 85%) не умеют создавать и вести блоги, и, как следствие, испытывают большой интерес к обучению с помощью блог-технологий, который проецируется на подаваемый с помощью блога материал;2) примерно 80% студентов отметили, что стали знать намного больше о применении сетевых технологий, а также лучше поняли изученный с помощью блогов раздел информатики. Оставшаяся часть опрошенных констатировала незначительное улучшение собственных знаний.Наблюдения, проводимые во время занятий при экспериментальном обучении, показали, что студенты, систематически выполнявшие задания по разработанному графику, очень высоко оценили работу в блогах. В свою очередь, студенты, недобросовестно относившиеся к занятиям и не выполнявшие домашних заданий, испытывали перегрузки в связи с нараставшим объемом материала и тяготели к списыванию. Следовательно, важнейшей задачей является грамотное распределение времени и составление графика выполнения заданий. Стоит также отметить, что для преподавателя проверка заданий, выполненных в блогах, может явиться трудоемким процессом: в зависимости от количества блогов на нее требуется от 30 минут до 2 часов в день.Экспериментальное обучение на основе модели организации информационно-образовательной среды, построенной на основе сетевых дневников, будет продолжаться в Пермском государственном университете в течение 2011/12 учебного года. Планируется увеличить количество студентов, вовлеченных в экспериментальное обучение, и распространить его на весь курс «Информатика».Итак, следуя необходимости внесения изменений в учебный процесс современной высшей школы, в настоящей статье предложена модель информационно-образовательной среды, опирающейся на внедрение сетевых дневников в обучение информатике. На основании анализа возможностей блогов было выдвинуто предположение о том, что учебный процесс, организованный подобным образом, приведет не только к решению основных педагогических задач, но и повысит уровень мотивации студентов к изучению информатики и улучшит качество знаний. Реализация модели информационно-образовательной среды на практике позволила прийти к выводу, что применение сетевых дневников в обучении намного повысило мотивацию студентов, а также обеспечило формирование у них устойчивых навыков работы с современными сетевыми технологиями. Также большинством студентов было отмечено повышение качества полученных знаний, в первую очередь по заданиям, имеющим практическую направленность. Однако, учитывая краткосрочность проведенного экспериментального обучения, нельзя сделать однозначный вывод о влиянии блог-технологий на повышение качества знаний. В дальнейшем планируется расширить временные рамки проведения эксперимента для более подробного исследования этого аспекта.
Ильченко О.А. Условия персонифицированного обучения в информационной среде // Высшее образование в России. - 2008. - №12. - С. 116-121.
Иванченко Д.А. Перспективы применения блог-технологий в Интернет-обучении // Информатика и образование. - 2007. - №2. - С. 120-122.
Павельева Т.Ю. Методика развития умений письменной речи студентов средствами учебного интернет-блога: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Тамбов, 2010. - 21 с.
Филатова А.В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий: автореф. дис. … канд. пед. наук. - М., 2009. - 24 с.
Носкова Л.Г. Дневник как средство формирования языковой личности // Педагогика. - 2010. - №2. - С. 37-43.