Представлен опыт создания довузовского направление образовательной деятельности Центра дистанционного обучения Красноярского государственного медицинского университета им. Проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого. Данное направление включает в себя: подготовительные дистанционные курсы по профильным для медицинского вуза дисциплинам: биологии и химии, справочные информационные ресурсы.
APPLICATION OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGY FOR PREPARATION FOR ENTRANCE TO MEDICAL UNIVERSITY.pdf В последнее время в обществе растут потребности в информатизации. Человек использует любую возможность рационально использовать время, а Интернет значительно расширяет возможности получения оперативной информации. Поэтому информационные технологии всё чаще становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Приоритетный национальный проект в сфере образования предусматривает внедрение подобных технологий повсеместно, начиная со средних школ, заканчивая высшими учебными заведениями и учреждениями дополнительного образования. Одним из таких направлений, где широко используются информационные технологии, является дистанционное обучение [1. С. 366-368].С позиции буквального понимания смысла словосочетания «дистанционное обучение» оно может быть рассмотрено как «обучение на расстоянии» (Д.Шел). Согласно Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России [2], под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии.Современные компьютерные технологии способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Развитие Интернет и снижение цен на информационные услуги создают условия, когда дистанционное обучение становится не только доступной, но и весьма привлекательной формой обучения [3, с.10]. Эксперименты подтвердили, что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания, при дистанционном обучении (ДО) зачастую намного лучше, чем при обычных формах. Новые электронные технологии, такие как интерактивные диски CD-ROM, электронные доски объявлений, мультимедийный гипертекст, доступные через глобальную сеть Интернет, позволяют не только активно вовлекать обучающихся в учебный процесс, но и управлять им. Интерактивные возможности программ и систем доставки информации в состоянии наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения. Медицина относится к той сфере деятельности, где невозможно получить базовое профессиональное образование заочно, что ограничивает возможность использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ) при подготовке медицинских специалистов. В связи с этим дистанционное обучение может быть в полной мере востребовано на довузовском этапе - для успешной подготовки абитуриентов и учащихся старших классов к поступлению в медицинский вуз. На данном этапе дистанционное обучение выполняет две функции:•во-первых, предоставляет возможность тем, кто территориально отдален от учебного заведения, сделать процесс обучения доступнее.•во-вторых, позволяет повысить удовлетворенность возрастающих потребностей тех старшеклассников, которые в связи с негибкостью и жесткой привязанностью процесса обучения к конкретному времени, испытывают трудности в получении образовательных услуг.Объединив усилия преподавателей и сотрудников Центра дистанционного обучения (ЦДО) КрасГМУ, были разработаны курсы дистанционного обучения «Биология» и «Химия» для довузовского этапа образования. Составленные учебные программы и учебные планы курсов дают старшеклассникам уникальную возможность повысить свои знания по профильным предметам. Курсы разработаны в соответствии с программой по биологии и химии для абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения. Данные разработки включают методический материал, в том числе по темам, вызывающим трудности у школьников на выпускных экзаменах.Для содействия лучшему усвоению учебного материала и предоставления необходимой организационной и методической помощи за каждым курсом закреплен преподаватель-куратор. Взаимодействие куратора с обучающимися осуществляется посредством сети Интернет в следующих формах:•индивидуальная переписка с обучающимися по электронной почте;•распространение информационных материалов и переписка со всей виртуальной учебной группой одновременно при помощи списка рассылки;•консультативная помощь при решении проблемных вопросов в рамках учебного плана;•проведение контрольных мероприятий (тестовый контроль, выполнение заданий, решение ситуационных задач).Необходимым условием эффективной самостоятельной учебной работы обучающихся при дистанционном обучении есть наличие качественного дидактического обеспечения, под которым понимается комплекс разнообразных видов содержательной учебной информации, разработанный с учетом требований психологии, педагогики, валеологии, информатики и других наук. Указанное дидактическое обеспечение выполняет в учебном процессе такие функции, как организационная, учебная, контролирующая, корректировочная, коммуникативная, рефлексивная, прогнозная и т.п. [4].Помимо образовательной, в рамках дистанционного обучения осуществляется и статистическая функция, что позволяет корректировать графики изучения обучающимися отдельных тем и/или разделов дисциплины и проведения консультаций, а также адаптироваться куратору к индивидуальным психофизиологическим особенностям обучающегося.Итак, если говорить о необходимости подготовительных курсов для успешного поступления в вуз, то статистика показывает, что число обучающихся в 2009/10 уч. году возросло вдвое по сравнению с предыдущим учебным годом (рис.1). Рис. 1. Число обучающихся на дистанционных курсах «Биология» и «Химия» в 2008/09 и 2009/10 уч. гг.Причем процент обучающихся, которые выбирают подготовительные курсы сразу по двум профильным дисциплинам «Биология» и «Химия», тоже увеличилось на 12% (рис.2).Рис. 2. Соотношение востребованности курсов в 2008/09 и 2009/10 уч. гг.Кроме того, сохраняется положительная тенденция: второй год подряд более половины из числа окончивших дистанционные курсы в ЦДО поступает в КрасГМУ. Здесь стоит отметить, что мы не ставили задачи отследить, куда поступают остальные - в другие медицинские вузы либо вообще выбирают другой профессиональный путь.После прохождения дистанционных подготовительных курсов обучающимся предлагается заполнить анкету по качеству курса, доступности изложения методического материала, результативности, а также оценить работу преподавателей-кураторов и сотрудников ЦДО. Анализ полученных анкетных данных свидетельствует о положительной оценке обучающимися дистанционной технологии. Вместе с тем выявлены и некоторые проблемы и ограничения, которые связаны в основном с техническими возможностями каналов связи и недостатком навыков при работе с компьютером. В разделе «Книга отзывов» каждый абитуриент из числа прошедших обучение в ЦДО может оставить свои комментарии.Большое распространение в последнее время получила система тестового контроля для оценки качества знаний [5. С. 68-73]. Широкая доступность Интернет позволяет проводить on-line тестирование будущих студентов. Специально для этого сотрудниками ЦДО был разработан программный продукт, позволяющий вносить, обрабатывать тестовые задания, анализировать ответы и выдавать результат всем желающим, кто прошел тестирование. На сайте КрасГМУ у абитуриентов есть возможность пройти тестирование по профильным предметам - биологии и химии, определить степень готовности к сдаче экзаменов по этим дисциплинам и решить вопрос о необходимости дополнительной подготовки. Данные тесты представлены в открытом доступе на сайте КрасГМУ (www.krasgmu.ru), что позволяет всем, кто заинтересован в получении профессии врача, провизора, клинического психолога, менеджера в системе здравоохранения, определиться с уровнем своей готовности.По статистическим данным, за период с 17.12.2010 г. по 28.03.2011 г. тестирование по профильным предметам прошли 1 652 человека (по биологии - 1217, химии - 435). Результаты тестирования оценивались по 100-балльной шкале (меньше 50% - «неудовлетворительно»; 50-70% - «удовлетворительно»; 70-90% - «хорошо»; больше 90% - «отлично»).При анализе полученных результатов можно увидеть, что по биологии положительную оценку (т.е. более 50% правильных ответов) получили 802 человек из 1217, что составляет 66% (рис.3).Рис. 3. Результаты тестирования по биологии и химииВ свою очередь, по химии положительную оценку получили 110 человек из 435, что составляет 25% (рис. 3). Очевидно, что такой большой процент неудовлетворительных оценок показывает, что потребность в подготовительных курсах по профильным предметам, необходимым для поступления в медицинский вуз, достаточно велика.Кроме того, на сайте КрасГМУ своевременно появляются данные обо всех новшествах в университете. Например, на главной странице сайта размещена информация для абитуриентов о возможности пройти профориентационное тестирование. Разработанная система профориентационного тестирования апробирована и может быть рекомендована для внедрения в систему профориентационных мероприятий с целью диагностики профессиональных ориентаций и профессиональных установок, а также построения прогноза успешности абитуриента в выборе дальнейшего профессионального пути.Профессиональные ориентации выпускников школ определяют сферу их будущих профессиональных интересов и способствуют сохранению психологического благополучия в ситуации выбора высшего учебного заведения, что проявляется в ответственном и основательном принятии решения о выборе профессионального пути, обнаружении возможностей для достижения успеха в выбранной профессии, снижает риск переживания боязни неудачи.Сегодня, когда существует возможность получения оперативной информации и своевременного реагирования на нее благодаря сети Интернет, дистанционная модель обучения должна внедряться в регионы, предоставляя равные возможности школьникам вне зависимости от места их проживания для поступления в вузы. Классические ступени образования, такие как дошкольное и школьное, не предлагают альтернативу занятиям с педагогом, и как следствие возникают сложности адаптации к современным методам обучения, рассчитанным на самостоятельное овладение учебным материалом [5. С. 73].Необходимость внедрения ДО обусловлена не только стремлением повышения уровня подготовки абитуриентов к поступлению в КрасГМУ, но и реалиями демографической ситуации в Российской Федерации, усилением конкурентной борьбы вузов за выпускников школ, число которых в последние годы значительно снизилось.Дистанционные подготовительные курсы осуществляют индивидуальную подготовку абитуриентов и школьников старших классов из г. Красноярска и учащихся, проживающих в территориально отдаленных от краевого центра городах и районах, к поступлению и успешному обучению в медицинском вузе.
Глухих В.Р., Левкин Г.Г. Аспекты применения инновационных технологий при обучении студентов Омского государственного аграрного университета/ Аграрная наука - сельскому хозяйству: сборник статей: в 3 кн. // II Международная научно-практическая конференция.
Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России (утверждена постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31 мая 1995 г. № 6).
Весна Г.Ш., Жмакина С.П., Зобкало О.М. Актуальные вопросы дистанционного обучения // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2010. - № 3. - С. 10-13.
Скибицкий Э.Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения // Интернет-журнал «Открытое образование». - 2000. - № 1 // <http://www.e-joe.ru/>
Прокопенко Ю.А., Бакшеева Л.М. Потребности студентов в дистанционной модели образования // СОЦИС. - 2007. - № 3. - С. 68-73