ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ВУЗОВСКОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ» | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 4 (44).

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ВУЗОВСКОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ»

Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК) представляют собой абсолютно новый для отечественного образования вид учебных материалов, практически не имеющий аналогов. ИУМК включает комплект материалов, полностью обеспечивающий потребности организации учебного процесса по дисциплине «Технология и методика обучения биологии». Важнейшим электронным ресурсом в структуре ИУМК выступает сетевой информационный учебно-методический комплекс (СУМИК).При создании СУМИК руководствовались принципом системности. СУМИК состоит из блоков: инструктивного, коммуникативного (интерактивного), целевого, формирования знаний, совершенствования знаний, формирования умений, тренажа, контроля, оценки и рефлексии. Каждый блок представлен комплектом электронных дидактических средств - ресурсов.

DEVELOPMENT AND APPLICATION RECORD OF INNOVATIVE LEARNING PACKAGE FOR UNIVERSITY DISCIPLINE «METHODS AND PRACTICES OF TEACHING ON BIOLOGY».pdf Приоритеты развития современной системы образования определяют информационные технологии как средство, способное обеспечить решение актуальных проблем образовательной практики. Одним из важных направлений, связанных с обеспечением качества общего образования, является создание современных учебных материалов, использующих возможности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).Основным информационно-образовательным ресурсом в вузах в настоящее время является УМК , в основе которого заложены инновационные педагогические технологии, позволяющие индивидуализировать процесс обучения, учитывая склонности, интересы и способности обучающихся, а также современные формы и методы обучения, направленные на практическую ориентацию образовательного процесса и обеспечивающие активизацию познавательной деятельности, повышение учебной мотивации и заинтересованности обучающихся. В состав УМК входят учебные пособия , электронные практикумы , контрольно-измерительные материалы, материалы для организации проектной и исследовательской деятельности субъектов образовательного процесса и другие дидактические материалы. Все они объединяются общей концепцией. Разработка и использование современного, нового поколения УМК по методике обучения биологии, базирующегося на комплексном взаимодействии (информационного, системного, синергетического, личностно-деятельностного) концептуальных подходов, направленного на развитие профессионально-методической компетентности и рефлексии в учебной деятельности студентов-биологов, является инновационной технологией в методической подготовке студентов-биологов в педагогическом вузе.Инновационные УМК представляют собой абсолютно новый для отечественного образования вид учебных материалов, практически не имеющий аналогов. В этой связи встает вопрос: какой УМК можно считать инновационным?Инновационные УМК должны, с одной стороны, учитывать особенности преподавателей и студентов современной высшей школы, с другой стороны, работать на развитие российской образовательной системы. Инновационный УМК включает комплект материалов, полностью обеспечивающий потребности организации учебного процесса по выбранной учебной дисциплине.Инновационный УМК - это новый подход к формированию учебных ресурсов и материалов для высшей школы. Его основные качества:•комплексность учебно-методических материалов, направленных на реализацию образовательного стандарта и программы по дисциплине. Все виды учебных и методических материалов находят отражение в комплексе: бумажные издания, электронные приложения мультимедиаобъектов на компакт-дисках, цифровое приложение видеообъектов на CD/DVD носителях; на сайте - сопровождение УМК авторским коллективом с возможностью сетевой методической поддержки; •полнота охвата этими материалами образовательного стандарта по дисциплине и целостность представления. Все дидактические единицы образовательного стандарта и основной образовательной программы имеют обязательное отражение в материалах УМК; •доступность УМК для вузов любой технической комплектации и для работы студента и преподавателя с ним.Осознавая недостатки полиграфических учебных материалов и реальные возможности информационных технологий, необходимо определить место электронных ресурсов в ИУМК, предполагая, что это не просто дополнительный ресурс - один из многих. Информационные образовательные ресурсы должны стать систематизирующим, центральным звеном комплекса. Однако надо признать, что существующие учебники и учебные пособия по методике обучения биологии «не заточены» под то, чтобы использовать все богатство современных информационных образовательных ресурсов. Создание инновационных УМК, позволяет отойти от существующих учебников и программ, даже проблематизировать существующие стандарты - и представить новое видение организации учебного процесса, в котором эти ресурсы будут использованы по существу, в котором изменится сама деятельность студента-биолога и преподавателя.Инновационные комплексы должны быть ориентированы на «открытую архитектуру» вуза, на инновационные формы организации педагогического процесса, современные ИКТ и доступность громадных массивов ресурсов. Данные комплексы должны содержать различные материалы для методической подготовки как бакалавров, так и магистров, для аспирантов и соискателей, для развития профессионально-педагогических компетенций, для дистанционного обучения, в том числе и мобильного обучения. Они также должны предусматривать примерные решения по организации учебного процесса, содержать рекомендуемые траектории изучения материала. Инновационные УМК должны быть ориентированы на изменение существующей образовательной практики, порождать новый характер взаимоотношений между субъектами образовательного процесса. Под ИУМК будем понимать полный набор учебных и методических материалов, необходимых для организации и проведения образовательного процесса в условиях ИКТ-насыщенной среды [3]. Подразумевается, что ИУМК в первую очередь предназначены для модификации традиционной лекционно-семинарской системы в вузе, т. е. для организации инновационных форм обучения.Итак, под инновационным УМК по дисциплине «Технология и методика обучения биологии» понимается полный набор средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса, который за счет активного использования современных педагогических и ИКТ-технологий должен обеспечивать достижение образовательных результатов, необходимых для подготовки педагогов-биологов к жизнедеятельности и выполнению профессиональных функций и компетенций учителя биологии в информационном обществе, включая: - фундаментальность университетского образования; - способность студентов к самообразованию; - коммуникабельность студентов и преподавателей, умение работать в коллективе; - способность студентов самостоятельно мыслить и действовать; - способность решать профессионально-педагогические задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки и общекультурные, профессиональные и ИКТ-компетенции.Предлагаемый в представляемой концепции ИУМК отвечает следующим общим требованиям:- ориентирует на современные цели обучения в вузе и цели биологического образования; - ориентирует на современные деятельностные формы и методы организации процесса обучения в вузе; - соответствует современным научным представлениям в предметной области теории и методики обучения биологии;- соответствует возрастным и психологическим особенностям бакалавров и магистрантов; - обеспечивает оптимизацию объема учебной нагрузки бакалавров и магистрантов; - обеспечивает преемственность содержания образования по методическим дисциплинам в бакалавриате и магистратуре; - обеспечивает межпредметные связи с педагогикой, психологией, биологией, информатикой; - обеспечивает возможность организации учебного процесса по различным траекториям обучения и образовательным программам, в том числе индивидуальным; - обеспечивает простоту использования для преподавателей и студентов;- обеспечивает необходимость использования ИКТ в учебном процессе.В инновационный УМК могут входить (в нецифровой или цифровой форме) учебник, методическое пособие для преподавателя-методиста, цифровые образовательные источники и инструменты, а также интернет-сайт поддержки данного ИУМК. Таким образом, ИУМК включает комплект материалов, полностью обеспечивающий потребности организации образовательного процесса по «Технологии и методике обучения биологии.Сложность освоения методики обучения биологии как педагогической науки состоит в изучении большого количества фактического материала, сложной терминологии. Для улучшения восприятия студентами материала был разработан электронный УМК. Итак, важнейшим компонентом - электронным ресурсом инновационного УМК - выступает сетевой информационный УМК (СУМИК) [1], структура которого представлена на рис. 1.Сетевой информационный учебно-методический комплекс по дисциплине «Технология и методика обучения биологии» предназначен для самостоятельной работы студентов, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, при изучении курсов «Методика обучения биологии» на 3-м и 4-м курсах бакалавриата и «Современные проблемы методики обучения биологии» для слушателей магистратуры «Естественнонаучного направления», профиля «Биология».СУМИК может быть полезен преподавателю при проведении лекционных и практических занятий с использованием мультимедийного оборудования, так как содержит большое количество наглядной информации в виде мультимедийных слайдов, схем, коллажей, помогающих создать зрительный образ понятий, явлений в процессе освоения курса методики обучения биологии.Рис. 1. Структура сетевого электронного информационного учебно-методического комплекса по дисциплине «Технология и методика обучения биологии»При создании СУМИК руководствовались принципом системности. Электронный УМК состоит из блоков: инструктивного, коммуникативного (интерактивного), целевого, формирования знаний, совершенствования знаний, формирования умений, тренажа, контроля, оценки и рефлексии. Каждый блок представлен комплектом электронных дидактических средств - ресурсов.1. Инструктивный блок включает инструкции и методические рекомендации и технические указания, структурно-технологическую карту.2. Коммуникативный блок включает форум, чат и блог.3. Целевой блок содержит программно-методические материалы по дисциплине «Технология и методика обучения биологии».4. Блок формирования знаний включает тексты лекций, мультимедийные лекции, презентации, справочные материалы (глоссарий, библиографические сведения об ученых-методистах, литературу).5. Блок совершенствования знаний содержит коллажи, разработанные по материалам каждой лекции, схемы и таблицы.6. Блок формирования умений включает в себя лабораторный практикум и рабочую тетрадь.7. Блок тренажа состоит из тренировочных тестов и учебно-методических задач.8. Блок контроля - контрольные работы и тесты.9. Блок оценки и рефлексии - портфолио студента и электронный журнал.СУМИК разработан с использованием системы дистанционного обучения Мооdle и размещен на образовательном портале ОмГПУ ().Важным компонентом СУМИК является коммуникативный блок. Основными средствами, позволяющими участникам курса общаться с преподавателем, а также между собой, являются следующие: форум (общий для всех учащихся на главной странице курса, а также различные частные форумы); электронная почта; обмен вложенными файлами с преподавателем (внутри каждого курса); чат; обмен личными сообщениями.Таким образом, система Moodle позволяет реализовать все основные механизмы общения: перцептивный (отвечающий за восприятие друг друга); интерактивный (отвечающий за организацию взаимодействия); коммуникативный (отвечающий за обмен информацией).Процесс обучения с использованием Moodle имеет ряд преимуществ: повышение мотивации; конфиденциальность (у каждого студента индивидуальный логин и пароль); большая степень интерактивности обучения, чем работа в аудитории; отсутствие «ошибкобоязни»; возможность многократных повторений изучаемого материала; модульность; динамичность доступа к информации; доступность; возможность самоконтроля; индивидуализация; обеспечение наглядности и многовариантность представления информации.Рис. 2. Главная страница сетевого УМК «Технология и методика обучения биологии»СУМИК состоит из разделов: программно-методические материалы, лекционный материал, лабораторные занятия, тесты, приложение.В разделе Программно-методические материалы содержится следующая информация:формы текущей и итоговой аттестации ;организация самостоятельной работы студентов ;основные понятия курса ;примерный тематический план лекций ;программа дисциплины «Теория и методика обучения биологии» для студентов специальности «Биология», «Биология и дополнительная специальность» ;рекомендуемая научная и учебно-методическая литература ;требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки учителя биологии ;требования к профессиональной подготовленности специалиста (учителя биологии средней школы) ;вопросы государственного экзамена по дисциплине «Теория и методика обучения биологии» ;вопросы курсового экзамена по дисциплине «Теория и методика обучения биологии» ;Раздел «Материалы к лекциям» включает в себя текстовые материалы лекций (выполненные в виде веб-страниц) и мультимедийные презентации на основе учебного плана курса. Материалы лекций и презентаций можно скопировать и распечатать для подготовки к занятиям. Это, собственно, главная часть информационного материала, предлагаемого для изучения.Презентации лекций в MS Power Point содержат опорный теоретический и иллюстративный материал Раздел «Лабораторный практикум» включает задания и материалы для самостоятельной практической работы студентов по разным частным методикам обучения биологии, а также содержит практические вопросы общей методики обучения биологии. Преподаватель может варьировать порядок проведения занятий.Раздел «Тренировочные тесты» содержит тренировочные тесты по каждой теме дисциплины «Технология и методика обучения биологии» с автоматизированной проверкой.Раздел «Итоговый контроль» содержит промежуточные и итоговые тесты с автоматизированной проверкой. В данном разделе студенты и преподаватели могут выбирать и различные варианты тестирования. Преподаватель может обновлять, корректировать и добавлять вопросы тестов.В разделе «Приложение» содержится: рекомендуемая литература; коллажи к лекциям (рис.3); глоссарий; библиографические справки об ученых-методистах естествознания и биологии; методический практикум; тематика курсовых, выпускных квалификационных работ и образовательных проектов.Рис.3. Коллаж по материалам лекции по методике обучения биологии СУМИК был апробирован в Омском государственном педагогическом университете в процессе методической подготовки студентов по специальности «Биология с дополнительной специальностью Химия» и бакалавров естественнонаучного образования профиля «Биология». Анализ исследования показывает, что информационная культура студента на начальном этапе изучения дисциплины в основном находится на среднем уровне, небольшие группы студентов имеют низкий уровень и высокий уровни информационной культуры. На заключительном этапе изучения дисциплины уменьшилось число студентов с низким уровнем информационной культуры и увеличилось число студентов в группах с высоким уровнем информационной культуры. Студенты овладели сводом правил поведения в информационном обществе, способами общения с системами телекоммуникаций, локальными и глобальными информационными сетями. Умея работать с необходимыми в практической деятельности информационными системами, студент приобрёл не только инновационный инструмент будущей профессиональной деятельности, но и новое видение мира, что позволяет говорить об эффективности внедрения в учебный процесс ИУМК. Для исследования творческого потенциала использовалась анкета, разработанная психологом Е.И. Роговым. Данные позволяют оценить активность студентов в поиске нестандартного решения творческих заданий. Анализ данных показывает, что у большинства студентов на начальном этапе изучения дисциплины «Теория (технология) и методика обучения биологии» выявлен средний уровень творческого потенциала (92% и 91%), высокий уровень творческого потенциала в среднем проявляется лишь у 8,3 % студентов, участвовавших в эксперименте. Внедрение в процесс обучения творческих заданий с использованием СУМИК привело к увеличению числа студентов с высоким уровнем творческого потенциала, что непременно скажется в дальнейшей профессионально-методической деятельности. Будущий специалист сможет решать возложенные на него задачи нестандартным творческим подходом. Так как конструирование ИУМК в нашей работе опирается на синергетический подход, ключевыми понятиями которого являются самоорганизация, самообразование, саморазвитие, мы исследовали один из показателей - способность студентов к саморазвитию, то есть к активной целенаправленной деятельности, связанной с поиском и количественными, качественными изменениями интеллектуальной и духовной сферы, обусловленной влиянием внешних и внутренних управляемых и неуправляемых факторов. Анализ полученных данных показал, что в среднем у студентов на начальном этапе изучения дисциплины «Технология и методика обучения биологии» отсутствует сложившаяся система приобретения новых качеств, прогрессивного преобразования интеллектуальной сферы, ориентация на развитие сильно зависит от внешних условий. Небольшая часть студентов способны активно развиваться, а значит, вводить в будущую педагогическую деятельность инновационные формы, методы и средства обучения биологии. На завершающем этапе изучения дисциплины группа студентов с активным саморазвитием значительно увеличилась - на 13 %. Значит, саморазвитие студента в процессе применения ИУМК, образный мир, живые впечатления от биологических наблюдений, возможности современной информационной техники стали источниками развития воображения, конструктивной мысли, эмоциональной сферы, оригинальных идей и нестандартного мышления, что со временем превратится в строительный материал для будущих уроков, творческих встреч, собеседований, проектов.В качестве критерия эффективности мы взяли коэффициент прочности усвоения учебного материала, который определялся по методике А.А.Кыверялга [3]. Было проведено по три контрольных среза знаний (компьютерного тестирования) в каждом потоке с 2007 по 20010 г. На основании полученных данных мы определяем коэффициент успешности (Y) по методике А.В. Усовой [5]. Согласно данной методике эксперимент считается эффективным, если значение Y(коэффициента успешности) выше единицы. В нашем случае мы получили следующий результат: Y== 1,14. Коэффициент успешности больше единицы, что свидетельствует об успешном усвоении знаний студентами по дисциплине «Технология и методика обучения биологии».Результаты проведенного исследования подтвердили положения выдвинутой гипотезы о том, что реализация ИУМК, важнейшим компонентом которого выступает СУМИК, является одним из важнейших условий успешности овладения профессией учителя биологии и средством обновления методико-биологической подготовки в вузе.

Ключевые слова

технология и методика обучения биологии, инновационный учебно-методический комплекс, сетевой учебно-методический комплекс, системный подход, синергетический подход, инструктивный блок, коммуникативный блок, форум, чат, блог, methods and practices of biology teaching, innovative learning package, network learning package, the communication unit, forum, chat, blog

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Арбузова Елена НиколаевнаОмский государственный педагогический университетдоцент кафедры основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологииarbuzova-elena@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Андреев А.А., Троян Г.М. Основы Интернет-обучения. - М.: Московский междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2003. - 68 с.
Арбузова Е.Н. Методическая система обучения студентов-биологов на основе инновационного учебно-методического комплекса: монография. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2011. - 434 с.
Кыверялг А А. Методы исследования в профессиональной педагогике. - Таллин: Валгус, 1980. - 334 с.
Суматохин С.В. Научно-методические основы школьного учебника биологии: дис. … д-ра пед. наук. - М., 2005. - 350 с.
Усова А.В. О критериях и условиях сформированности познавательных умений учащихся // Советская педагогика. - 1998. - № 12. - С. 45-48.
Христочевский С.А. Перспективные учебно-методические комплексы. - URL: http:// www.edu.of.ru/attach/17/5989.doc
 ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ВУЗОВСКОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ» | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 4 (44).

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ВУЗОВСКОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ» | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 4 (44).