Впервые в отечественной педагогике дается обоснование и раскрывается содержание термина «викигогика» как совокупности педагогических и образовательных инноваций, базирующихся на информационно-коммуникационных технологиях, в основе которых лежит вики-сотрудничество. Ставится проблема формирования педагогической системы вуза, открытой массовому образовательному сотрудничеству.
VIKIGOGIKA or pedagogy of mass COLLABORATION (new models in education).pdf Процессы информатизации приводят к глубоким изменениям и инновациям в базовых экономических, правовых и даже политических моделях функционирования современного общества. Примером того являются экономические модели, называемые сетевыми [1], или «викиномикой» [2], кризис старых нормативных и гуманитарных моделей работы с информацией, связанный с необходимостью выработки новых понятий авторского права и интеллектуальной собственности, новое понимание безопасности, в том числе на глобальном уровне (информационная безопасность, телекоммуникационные войны) и т.п. Эти изменения происходят благодаря новым коммуникативным и информационным возможностям человека и общества, имеющим технологический генезис, но глубокие гуманитарные последствия, поскольку они формируют новые модели взаимодействия и сотрудничества между людьми. Технология wiki, как и Википедия (наиболее известный продукт, полученный с ее использованием), стали символом новых возможностей и моделей сотрудничества, символом Web 2.0 - нового поколения сервисов и технологий Интернет. Дон Тапскотт [2] считает wiki-технологию (технологически определяемую как Web-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом) метафорой новой эры сотрудничества и участия. Новые экономические модели, рождающиеся в вики-сотрудничестве, он называет викиномикой. Это, пишет он, - больше чем просто открытый исходный код, социальная сеть, краудсорсинг, смартмобы, сетевой интеллект или другие понятия, лишь отчасти связанные с предметом обсуждения. Речь идет о глубоких изменениях в структуре и образе действий компании и экономики в целом, основанных на таких новых принципах конкуренции, как открытость, соседство, совместное использование и действия на глобальном уровне.В таблице представлено обобщение процессов формирования новой реальности, включающей физический и виртуальный мир («в нашем обществе формируют реальность и физический и виртуальный миры» - М. Кастельс [1]). Движущей силой этих процессов является экономика: потоки информации, коммуникаций, деятельности пропорциональны градиентам стоимости соответствующих сущностей, перемещающихся из физического мира в виртуальный. В процессе этого переноса рождаются новые ценности, модели деятельности и феномены, не имеющие прямых аналогов в физическом мире. Некоторые из них представлены в третьей колонке таблицы. В последней колонке представлены предельные результаты явлений переноса, которые, на наш взгляд, должны определять будущее состояние равновесия между физическим и виртуальными пространствами в новой реальности. Таблица. Экономические движители и качественные последствия количественных изменений в СетиЯвления переноса между физическим и виртуальным пространствамиЭкономический движительНовые феномены, не имеющие прямых аналогов в «физическом мире»Окончательный результат («постинформационное» общество)Перенос информацииРезкое уменьшение стоимости цифровой информации (градиент стоимости между аналоговой и цифровой формами)ВикипедияГлобальная информативность - получение любой информации, в любое время, в любом виде-формате (текст, аудио, видео), в идеале, всю, наработанную человечествомПеренос процессов передачи информации (коммуникаций)Градиент стоимости цифровых и аналоговых коммуникацийСоциальные сетиГлобальная коммуникативность - связь с любым человеком, в любом формате (текст, аудио, видео), в любое времяПеренос производственных и непроизводственных процессов-действийГрадиент стоимости действий в физическом и виртуальном мирах (например, стоимости переговоров)Обратное действие закона Коуза, многочисленные феномены викиномики [2]Глобальная документированность процессов, глобальный контроль и управлениеВ этих условиях, когда меняется все, изменяются, казалось бы, незыблемые экономические модели [2], система образования выглядит изрядно обветшавшей, нерациональной, консервативной. При этом, несмотря на отечественные особенности, кризис образования имеет глобальный характер. Помимо глубоких изменений в информационной сфере, это связано также [3]:♣с изменением роли науки (перестает быть системообразующим фактором современного общества);♣с переходом «от знания к информации»;♣со становлением нового типа интеллектуальной организованности (проектно-инновационный тип);♣с изменением мотивационных механизмов деятельности, быстрой сменой потребностей и, соответственно, форм организации труда и принципов управления персоналом.Без решений проблем системы образования будет тормозиться развитие информационного общества, современной экономики. При этом решение проблем заключается в широком и глубоком внедрении в образование не только самих информационных технологий, но технологических, организационных и бизнес-моделей, рожденных информационным обществом. «Поскольку информационное общество основывается на умственном труде, работа все теснее переплетается с учебой, которая превращается в пожизненное занятие. Именно поэтому система просвещения, интегрированная с информационной магистралью, близка к тому, чтобы уже в ближайшем будущем стать основой образовательной системы» [4].Мы предлагаем название «викигогика» для обозначения нового состояния и возможностей системы образования в современном информационном мире по аналогии с термином, введенным Тапскоттом для экономики. Наиболее близкие педагогике существующие ныне «вики-термины» - это википедия, вики-учебник, вики-инкубатор, викиномика, викиверситет. Однако понятия «викигогика» на сегодня не зафиксировано (см. результаты запроса в поисковых системах Яндекс, Google). Под рабочим термином «викигогика» мы будем понимать совокупность педагогических и образовательных инноваций, базирующихся на информационно-коммуникационных технологиях, в основе которых лежит вики-сотрудничество. Вики-сотрудничество мы определяем как: −массовое сотрудничество (mass collaboration);−сотрудничество на равных (peer collaboration);−непрерывное сотрудничество (continuous collaboration).Последнее свойство, не отмеченное Тапскоттом, нам представляется не менее важным, чем первые. Здесь непрерывность понимается не только и не столько в смысле продолжающегося, «неоднократного» сотрудничества, но как близкая к абсолюту документированность взаимодействия, позволяющая вернуться на любой его этап, отследить историю сотрудничества, обеспечивающая его прозрачность и доступность каждому участнику. Эти три категории не просто свойства wiki-сотрудничества, а триединая и взаимосвязанная сущность нового феномена, не имеющего пока адекватного выражения.Феномены викигогикиФеноменами массового образовательного сотрудничества в современной образовательной среде являются: − виртуальная мобильность преподавателей и студентов на основе распространения открытых образовательных ресурсов, дистанционных образовательных технологий, средств дистанционного обучения, педагогического фриланса; − сетевые сообщества преподавателей, студентов, выпускников вузов, сетевые организационные структуры образовательных учреждений, в частности ассоциация «Сибирский открытый университет», Объединение высших учебных заведений при Общероссийском совете муниципальной службы и др.;− новые формы учебной деятельности, отличающиеся от привычных схем учитель-ученик, учитель-класс (например, веб-портфолио, учебный блог, торрент-обучение и др.)Новые формы обучения рождаются:− в телекоммуникационных проектах, выполняемых учащимися в совместной работе с преподавателем, в том числе в технологии wiki;− при привлечении учащихся к разработке и модернизации средств обучения, используемых преподавателем. Например, преподаватель предоставляет студентам доступ к редактированию и модернизации элементов учебно-методического комплекса дисциплины (аналог краудсорсинга); − в учебной фолксономии, в том числе на основе Википедии; − в дистанционном обучении. Некоторые новые формы учебной деятельности, основанные на принципах Web 2.0 и моделях сотрудничества, активно внедряются в современных информационных системах для дистанционного образования (СДО). Например, в СДО Moodle такие виды занятий поддерживают элементы курса «Глоссарий», «Wiki», «База данных», «Семинар». Викигогика не тождественна использованию средств и технологий Web 2.0 в педагогике, поскольку определяется через организационные модели сотрудничества, а не через инструменты сотрудничества. Однако эти организационные модели могут быть реализованы только на основе современных Интернет-технологий, поэтому без Web 2.0 викигогика практически не реализуема. Важнейшим феноменом Викигогики являются открытые образовательные ресурсы - open educational resource (OER), примерами которых являются Программа Открытого Образования Массачусетский Технологический Университет [MIT OpenCourseWare], ресурсы Интернет-университета информационных технологий () и многие другие. В современном образовательном процессе, по крайней мере в России, практически не используется такой мощный инструмент вики-сотрудничества, как социальные сети. Между тем, социальные сети типа Facebook, Одноклассники, ВКонтакте можно рассматривать как просьюмерские сообщества. Просьюмер (англ. prosumer, от professional либо producer + consumer, т. е. «профессиональный покупатель, потребитель» либо «производитель-потребитель») - экономический термин, имеющий несколько конфликтующих значений. Один из них - это покупатель (тип покупателя), который в числе прочих таких же влияет на политику компаний-производителей относительно выпуска их продукции, компетентный пользователь. Слово введено Элвином Тоффлером [5], у которого оно образовано от «producer + consumer» и употребляется в контексте прогноза появления экономики, в которой исторически сложившийся разрыв между производителем и потребителем будет стираться. Можно рассматривать просьюмерские сообщества, как сообщества, объединенные потреблением, но действующие самостоятельно (оторвавшиеся от фирмы-компании - производителя или изначально самостоятельные). При этом сети «Одноклассники» и, особенно, «ВКонтакте» можно рассматривать как просьюмерские сообщества относительно «Alma mater» как «компании-производителя». Их участники ведут себя очень часто как участники типичных просьюмерских сообществ: «взлом» и продажа курсовых и дипломных работ, аренда суперкомпактной гарнитуры для сдачи экзаменов и т.п. Однако «негативное» поведение участников просьюмерского сообщества может быть изменено на полезное для компании. Тапскотт [2] приводит множество примеров использования и сотрудничества компаний с просьюмерскими сообществами. Между тем российские университеты очень слабо используют этот ресурс. Лишь в последнее время можно привести примеры таргетинга образовательных предложений в социальных сетях. Принципы викигогики и проблемы высшего профессионального образованияВажнейшие проблемы и противоречия современного российского высшего профессионального образования, которые могут быть решены при внедрении организационных и информационных технологий, базирующихся на принципах вики-сотрудничества, - это:− замкнутость образовательных программ (каждое образовательное учреждение стремится «закрыть» все дисциплины учебного плана бакалавриата, специалитета и даже магистратуры только «своими» преподавателями и своими УМК) при наличии эффективных технологических и экономических моделей открытого типа;−все большая дифференциация вузов по качеству даваемых знаний, провинциализм и деградация преподавательского состава при наличии глобального информационного пространства и глобального предложения информации и услуг в сфере образования;−неготовность педагогической системы вуза реагировать на вызовы времени, новые тенденции современного информационного общества внедрением новых организационных принципов;−потеря преподавателем позиции начальника-наставника, замена на позицию примитивного продавца-поставщика услуг: неумение работать в условиях рынка и информационной избыточности;−потеря мотивации к обучению у значительной части студенчества;−недостаток взаимодействия, ощущаемый учащимися в современных моделях дистанционного обучения. Общество настоятельно диктует необходимость смены существующей образовательной парадигмы на новую парадигму массового образовательного сотрудничества. Бизнес-модели современного информационного общества требуют от системы образования формирования студента нового типа по его отношению к учебе как труду. При этом он одновременно является потребителем образовательных услуг, производителем (собственного человеческого ресурсного потенциала) и предпринимателем (капитализирующим накапливаемые способности и компетенции). Этот тип студента и специалиста формируется в процессе массового сотрудничества в современной информационно-образовательной среде. Важнейшей задачей образовательного учреждения является создание образовательного пространства сотрудничества для успешного образовательного движения личности в течение всей ее жизни. На уровне вуза необходимо ставить задачу формирования педагогической системы, открытой массовому образовательному сотрудничеству (на региональном, национальном, глобальном уровнях). Педагогическая система образовательного учреждения (организационная, технологическая, кадровая) должна строиться с учетом 4 принципов вики-сотрудничества [2]:♣открытость, ♣peer production или производство на равных, ♣предоставление доступа, ♣глобальный характер деятельности.Для этого вузу следует использовать и развивать:♣организационные модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений;♣открытые организационные структуры регионального и межрегионального уровня на основе взаимодействия органов управления образования различных уровней (например, система ресурсных центров сферы образования региона); ♣сотрудничество и организация использования в исследовательской и практической деятельности студентов и преподавателей феноменов Викиномики (например, идеагоры);♣сетевые профессиональные научные и педагогические сообщества (например, виртуальные методические объединения учителей);♣использование социальных сетей как просьюмерских сообществ.
Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / пер. с англ. А. Матвеева; под.ред. В. Харитонова. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 328 с.
Тапскотт Д., Вильямс Э. Викиномика: Как все меняет массовое сотрудничество. - М.: BestBusinessBoоks, 2009. - 344 с.
Новиков А.М. Постиндустриальное образование. - М.: Эгвес, 2008.
Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество. - М.: Рефл-бук, 2002. - 408 с.
Тоффлер Э. Третья волна / пер. с англ. К. Ю. Бурмистрова, Л. М. Бурмистровой, К. Л. Татариновой и др. - М.: АСТ, 2010. - 795 с.