Обучение студентов дистанционным технологиям с помощью дистанционных технологий | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 4 (44).

Обучение студентов дистанционным технологиям с помощью дистанционных технологий

Представлен опыт использования дистанционных форм обучения в подготовке студентов педагогических вузов. Предложен основной принцип обучения студентов созданию и применению дистанционных технологий в процессе дистанционного обучения. Описана модель обучения с тьютором. Дополнительно рассмотрены направления дистанционного взаимодействия студентов в форме исследовательских проектов и профессиональных олимпиад. Указаны некоторые проблемы дистанционных методов и способы их решения. Выявлены дидактические принципы, влияющие на эффективность on-line видеолекций и видеосеминаров.

TEACHING STUDENTS TO DISTANCE TECHNOLOGIES THROUGH DISTANCE TECHNOLOGIES.pdf Обучение в условиях целенаправленного управления экспертом воздействием окружающей среды на ученика в зависимости от процесса и результата его деятельности называют обучением с учителем. Учитель создает и формирует средства (учебники, задачи и пр.) и методики обучения. Сетевые технологии позволяют организовать новую форму - обучение с учителем на расстоянии, или дистанционное обучение. Несмотря на достаточную историю, в понимании дистанционного обучения и дистанционного образования нет единства, существует множество их интерпретаций. Авторы многих статей и методических материалов, связанных с этой проблематикой, на первое место ставят так называемые дистанционные средства обучения: цифровые образовательные ресурсы, Интернет, электронные мультимедийные средства обучения и др. Также к средствам дистанционного обучения относят традиционные: лекции, учебники, презентации и пр., но созданные на внешних электронных носителях информации.В настоящее время усиливаются попытки создавать автоматизированные средства управления учебной деятельностью с элементами искусственного интеллекта в виде адаптивных обучающих и контролирующих компьютерных средств, имитирующих поведение учителя. В этой области педагогической деятельности достигнуты определенные успехи, однако говорить о решении проблемы искусственного управления обучением преждевременно. Вряд ли в ближайшее время следует ожидать создание образовательных систем без реального учителя в силу отсутствия формализованной теории обучения, базирующейся на приемлемых моделях разума, сознания. Однако использование в учебном процессе цифровых образовательных ресурсов и автоматизированных обучающих систем не является дистанционной формой обучения! Основным характерным признаком, принятым в большинстве определений дистанционного обучения, является пространственная разобщенность обучающего и обучаемого. Именно взаимодействие учителя и ученика на расстоянии следует рассматривать как дистанционную форму обучения. Наибольший образовательный эффект в дистанционном обучении следует ожидать от видеолекций и видеосеминаров, проводимых в on-line режиме с использованием телекоммуникационных средств. Очевидно, что такой формат проведения теоретических занятий является привычным для студентов, несмотря на то, что преподаватель реально отсутствует в аудитории и для общения использует технические средства.В настоящее время дистанционное обучение не является «уделом для избранных», оно активно развивается в России и во всем мире и рассматривается в качестве «эффективной системы обучения, подготовки и непрерывного поддержания высококвалифицированного уровня специалистов любого профиля» [1]. Современная подготовка будущего учителя обязательно предполагает его обучение дистанционным технологиям. Однако подобная подготовка в рамках одного вуза в реальном учебном процессе затруднена, а порой не представляется возможной. Форма дистанционного обучения, основанного на сотрудничестве нескольких учебных заведений, выделяется Е.С. Полат [2] как важнейшая составляющая современного образования. В этой связи особую значимость представляют методические системы коллективного использования методов и средств дистанционного обучения в профессиональной подготовке будущих учителей.Дистанционные средства и технологии обучения целесообразно осваивать по принципу: обучаюсь их создавать и обучаюсь с их помощью. Реализация этого принципа наиболее эффективна в рамках межвузовской кооперации на основе коллективной деятельности в сети. Будущий учитель должен приобрести опыт своего реального обучения с применением дистанционных форм, коллективной работы по созданию сетевых средств обучения и их использования в учебном процессе. Обучаясь дистанционно, участвуя в межвузовской совместной сетевой деятельности, студенты педагогических вузов проходят подготовку к использованию в своей дальнейшей профессиональной деятельности дистанционных форм обучения. Не важно, возник ли дистанционный опыт в процессе изучения методических дисциплин или дисциплин предметных, он включается в опыт будущего учителя на практическом уровне, уровне понимания. Таким образом, возможны различные варианты подготовки студентов к использованию дистанционных технологий обучения: специальное их изучение в рамках спецкурсов, обучение студентов некоторым базовым дисциплинам с применением дистанционных средств и методов [3], органично вплетенных в учебный процесс.Кафедра ИВТ КГПУ им. В.П. Астафьева совместно с кафедрой информатики АГАО им. В.М. Шукшина в течение нескольких лет используют on-line технологии проведения лекций и семинаров для студентов по курсам «Актуальные проблемы преподавания информатики в школе» и «Теоретические основы информатики». Первый курс нацелен на освоение ИКТ и дистанционных форм обучения, второй, базовый, курс полностью соответствует Государственному образовательному стандарту педагогической специальности «Информатика» в области предметной подготовки.В качестве дидактических материалов используются цифровые образовательные ресурсы, электронные лекции, презентации и другие учебно-методические материалы, составляющие УМКД (учебно-методические комплексы дисциплин). Помимо этого, применяются специальные сайты и порталы, предназначенные для сетевой учебной деятельности. Для проведения дистанционных лекций и семинаров в режиме on-line используется программное обеспечение, разработанное в КГПУ (http://fms.kspu.ru/webseminar, разработчик С.В. Гласнер). Контроль выполнения лабораторных работ осуществляется с использованием электронной почты, а текущий и итоговый контроль - с помощью телекоммуникационной тестовой системы «Тестосфера» (http://nik.testosfera.ru, разработчик П.А. Корягин). По каждому курсу назначаются тьюторы, в задачи которых входят:1) организация условий для активного обсуждения вопросов на лекциях, проявления инициативы в решении поставленных задач, стимулирование к продуктивной самостоятельной деятельности, а также отслеживание технических проблем связи;2) консультирование студентов по частным учебным вопросам, которые неизбежно встречаются в ходе выполнения заданий;3) осуществление взаимосвязи между удаленными участниками образовательного процесса. Каждое занятие начинается с пробной связи между тьютором и преподавателем, когда можно обговорить промежуточные результаты деятельности учащихся, обсудить указания к выполнению заданий. Применяется сквозная рейтинговая система оценивания достижений студентов. Особое место при организации дистанционных занятий по спецкурсу «Актуальные проблемы преподавания информатики в школе» отводится «портфолио» студенческих работ как конечного продукта деятельности учащихся. В его состав входят разработки электронных учебников, компьютерных тестов, которые размещаются на учебных порталах, с помощью которых преподаватели обучают и контролируют знания студентов. Осознание значимости своего продукта, выставление его на «весь мир» обеспечивают мотив состязательности и высокой ответственности. Сравнительный анализ успеваемости студентов традиционной и дистанционной форм обучения, итоговые формы контроля показали, что показатель успеваемости у студентов, занимающихся дистанционно, оказался выше, чем у других. Еще одной причиной этого результата, помимо названного выше мотива, является «эффект новизны» обучения: новый преподаватель (пусть дистанционный), новые технологии, несколько видоизмененные роли студента и тьютора. Следует отметить еще один примечательный факт проведенной экспериментальной работы - создание временной образовательной дистанционной среды, объединяющей студентов разных вузов. Эффект «глобальности» обучения, позитивный соревновательный характер результатов деятельности студентов из разных городов позволял поддерживать интерес к изучению материала на протяжении всего периода обучения. Весьма значимо эти факторы проявлялись на дистанционных on-line семинарах по курсу «Теоретические основы информатики», проводимых одновременно для студентов четырех городов (Красноярск, Бийск, Ачинск, Канск). Студенты проявляли высокую активность и работоспособность на протяжении всего занятия, при этом знакомясь между собой сетевыми средствами. Опыт дистанционного преподавания открыл дорогу и другим перспективным направлениям взаимодействия между вузами, в частности дистанционным проектам. Так, силами АГАО им. В.М. Шукшина и КГПУ им. В.П. Астафьева была сформирована студенческая команды для участия во Всероссийской дистанционной профессионально-ориентированной олимпиаде. Одним из факторов успешного выступления студенческой команды в рамках дистанционной олимпиады был приобретенный опыт обучения в дистанционных курсах. Поскольку студенты владели не только теоретическими знаниями, но и на практике смогли ознакомиться с особенностями сетевого взаимодействия, адаптация к дистанционному командному участию в олимпиаде прошла достаточно быстро: студенты могли осуществлять контакты между собой в удобное время, обмениваться идеями.Было проведено анкетирование участников олимпиады [4]. В анкетах предлагались следующие вопросы: в чем особенности дистанционной олимпиады и дистанционной формы общения с участниками, какая помощь требуется от руководителя, насколько объективно оценивается деятельность участников? Обработка результатов анкетирования показывала, что студентам удобно работать в дистанционной среде, они отмечают роль и перспективы дистанционного обучения, замечают за собой стремление к самореализации, к самообразованию. Участники олимпиады отмечают, что благодаря дистанционной форме взаимодействия между собой им было легче преодолевать организационные трудности, коллективно принимать решение, поскольку сетевая форма общения требовала более четкого построения вопросов, глубокого понимания сути проблемы, грамотного диалога. Студентам оказался интересен опыт совместного участия в межвузовских проектах.Помимо позитивных тенденций, в дистанционном образовании еще много нерешенных организационных, технических и методических проблем. В частности, представляемый опыт прошлых лет позволил выделить следующие проблемы дистанционного взаимодействия учителя с учениками:-слабая интерактивная взаимосвязь лектора с аудиторией в силу технических ограничений;-пониженная концентрация внимания учащихся в силу психологических факторов, связанных с отсутствием «живьем» преподавателя в аудитории.В 2010-2011 гг. в экспериментальном режиме учебного процесса физико-математического факультета АГАО им. В.М. Шукшина подобные проблемы решались различными способами:-периодическим присутствием тьюторов на занятиях, их участием в обсуждениях, -применением фасилитационных методов повышения мотивации студентов на консультациях, -активным привлечением преподавателей и студентов других групп, желающих послушать лекции дистанционного преподавателя.Эти меры оказались достаточно эффективными - в этом учебном году удовлетворенность проведенной работой высказали практически все участники эксперимента. Опыт проведения дистанционных лекций остро обозначил еще одну проблему. В современных условиях лекции приобретают другие цели и задачи. Техническая оснащенность лекционных аудиторий презентационным оборудованием и интерактивными досками позволяет реже использовать «меловую» технологию, а порой полностью от нее отказаться. Наличие презентаций и материала лекций в электронном виде, доступных для студентов, делают их пассивными слушателями, не мотивируют записывать конспекты. Да и преподавателям становиться «скучно» проводить традиционно лекции в таких условиях. Следовательно, нужен иной формат лекционных занятий. Следует отказаться от традиционного последовательного изложения материала заданной темы лекции. Представляется целесообразным выстраивать цикл лекций на основе проблемного подхода по концентрическому способу представления материала в три этапа. В первом вводном концентре обозначаются все рассматриваемые проблемы курса и существующие теории и подходы к их разрешению. Второй этап - рабочий концентр - обеспечивает разъяснение соответствующих тем, рассматриваемых последовательно либо нелинейно. На третьем этапе - итоговом концентре - обобщаются и систематизируются все знания курса. Для организации on-line видеолекций дополнительно необходимо учитывать психологические аспекты дистанционных слушателей. Восприятие и понимание дистанционных лекций вызывает у них больше затруднений, чем обычных. Наблюдения, анкетные опросы, диагностики восприятия учебной информации студентами, их успеваемость позволили выделить следующие основные принципы, которыми следует руководствоваться при разработке видеолекций в дистанционном обучении.1. Принцип содержательности. Содержание должно быть насыщенным, но связанным одной темой.2. Принцип минимизации объема сообщения за счет изобразительных свойств языка. Представлять визуальную информацию много, но говорить мало, лишь по существу.3. Принцип образности. Больше и чаще использовать средства визуализации информации и знаний, замещать сложные, абстрактные понятий образными представлениями.Эти принципы были обоснованы за счет накопленного опыта авторов в течение нескольких лет проведения занятий в дистанционном режиме.Анализ результатов дистанционного обучения студентов позволил сделать следующие выводы:-период адаптации студентов к новой форме обучения значительно сокращается, если в аудитории со студентами находится преподаватель-консультант (тьютор);-регулярное проведение лекций, в соответствии с расписанием, вырабатывает у студентов психологическую устойчивость в готовности обучаться, дистанционная форма обучения становится для них привычной;- значительных расхождений в уровне подготовки студентов очной формы (КГПУ) и дистанционной формы обучения (АГАО) не замечено;- дистанционные студенты больше мотивированы на успешное обучение, имеют более высокий уровень самостоятельности учебной деятельности;- высокая активность студентов на on-line лекциях и видеосеминарах обусловлена ответственным и соревновательным интересом студентов.Таким образом, следует заметить, что при отработанных технологиях и в условиях кадровых и материальных ограничений дистанционное обучение с использованием современных технических средств переходит из разряда «возможность» в разряд «необходимость».Что ожидает образование в информационном обществе? Наиболее вероятной для образования будущего является парадигма открытого образования. Отрытое образование за счет новых носителей, технических средств хранения, передачи и обработки любой информации, сетевых информационных ресурсов и интеллектуальных систем обеспечивает всех многообразием возможных образовательных услуг, удовлетворяя претензии и потребности любого человека. Венцом этой парадигмы должна стать реализация мечты «все для одного» в любое время, в любом месте.

Ключевые слова

педагогическое образование, дистанционное образование, дистанционные технологии, pedagogical education, distance education, distance technologies

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 3

Ссылки

Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учеб. пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 336 с.
Дистанционное обучение: учеб. пособие / под ред. Е.С. Полат. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 192 с.
Дудышева Е. В. Междисциплинарное проектирование в предметно-профессиональной подготовке будущих учителей информатики // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - СПб., 2009. - № 105. - С. 154-163.
Макарова О.Н. Подготовка студенческих команд в педагогическом вузе к участию в дистанционных профессионально-ориентированных олимпиадах // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - СПб., 2010. - № 125. - С. 20
 Обучение студентов дистанционным технологиям с помощью дистанционных технологий | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 4 (44).

Обучение студентов дистанционным технологиям с помощью дистанционных технологий | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 4 (44).