ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, УРОВНИ | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 4 (44).

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, УРОВНИ

Статья посвящена проблеме подготовки учителей иностранных языков к дистанционному обучению. Раскрываются понятия «подготовка» и «готовность» учителей иностранных языков к дистанционному обучению, выделяются компоненты, показатели и уровни готовности учителей иностранных языков к дистанционному обучению.

READINESS OF TEACHERS OF FOREIGN LANGUAGES FOR DISTANCE LEARNING: ESSENCE, STRUCTURE, LEVELS.pdf Основной задачей педагогического вуза в аспекте реализации идей информатизации образования является подготовка будущих учителей к успешной профессиональной деятельности в условиях информационно-образовательной среды в целом и к осуществлению дистанционного обучения в частности.Под подготовкой учителей иностранных языков к дистанционному обучению мы понимаем такую организацию учебно-воспитательного процесса, при котором они получают необходимые знания, умения и навыки работы в условиях информационно-образовательной среды, применения дистанционного обучения для успешного решения поставленных педагогических задач, в частности обучения учащихся и повышения своей квалификации.Готовность к дистанционному обучению мы будем понимать как комплекс свойств, качеств, знаний, навыков, опыта, необходимых и достаточных педагогам для осуществления дистанционного обучения в педагогической деятельности. Анализ исследований таких ученых как С.И. Архангельский, В.А. Сластенин, А.Н. Щербаков и др. позволил нам выделить следующие основные структурные компоненты готовности: мотивационный, когнитивный, ориентировочный, технологический. Мотивационный компонент готовности определяет смысл, цели, мотивы, желание учителя иностранных языков работать в условиях дистанционного обучения.В качестве показателей мотивационной готовности учителей иностранных языков к дистанционному обучению мы выделяем:- интерес к дистанционному обучению как к способу получения образования;- самостоятельность в выборе системы дистанционного обучения;- стремление участвовать в различных дистанционных конкурсах научных работ, выступать на научных конференциях, семинарах дистанционно;- активное, заинтересованное участие в обсуждении результатов осуществления дистанционного обучения в педагогической деятельности;- настойчивость в преодолении затруднений при решении задач дистанционного обучения;- активность в саморазвитии, стремление узнать, освоить больше, чем предлагают учебные программы по дистанционному обучению.При высоком уровне сформированности мотивационной готовности к дистанционному обучению учитель с интересом относится к профессии в целом и к дистанционному обучению в частности, считая это важным для своего будущего; самостоятельно изучает и выбирает системы дистанционного обучения, регулярно участвует в разработке и реализации дистанционных курсов в составе группы или индивидуально; регулярно участвует в дистанционных конкурсах научных работ; выступает с докладами на научных конференциях и семинарах в вузах, поддерживающих дистанционное обучение; проявляет активность в саморазвитии, стремится получить больше, чем дают учебные программы.При среднем уровне сформированности мотивационной готовности к дистанционному обучению учитель иностранных языков заинтересованно и ответственно относится к изучению и выбору дистанционных систем обучения, считая, что это может пригодиться в будущем; не регулярно, но участвует в разработке и реализации дистанционных курсов в составе группы или индивидуально; не проявляет должной настойчивости при возникновении затруднений, связанных с осуществлением дистанционного обучения; может участвовать в дистанционных конкурсах научных работ или же выступать на научных конференциях, семинарах дистанционно, но сильно к этому не стремится; проявляет заинтересованность в саморазвитии, но его активность в этом невысока.При низком уровне сформированности мотивационной готовности к дистанционному обучению учитель иностранных языков ответственно относится к дистанционному обучению, но не уверен, что это важно для его профессионального роста; проявляет некоторый интерес к системам дистанционного обучения, но у него отсутствует активность и настойчивость при решении задач, связанных с осуществлением дистанционного обучения; изредка может участвовать в реализации дистанционных курсов в составе группы, но самостоятельно такие курсы не разрабатывает; не участвует в дистанционных конкурсах научных работ, не стремится дистанционно выступать на научных конференциях, семинарах; активности в саморазвитии не проявляет или она невысока.При несформированной мотивационной готовности к дистанционному обучению учитель иностранных языков не проявляет интереса к системам дистанционного обучения, поскольку не считает это важным для своего профессионального роста; не проявляет интереса к участию в разработке и реализации дистанционных курсов; не активен в профессиональном саморазвитии; не стремится узнать сверх того, что предлагают учебные программы по дистанционному обучению; пассивно относится к профессиональному саморазвитию.Когнитивный компонент готовности - это совокупность знаний и понятий, которые необходимы учителю иностранных языков для осуществления дистанционного обучения. Показателями сформированности когнитивного компонента готовности учителей иностранных языков к дистанционному обучению служат:- понимание роли и значения применения дистанционного обучения в профессиональной деятельности учителя;- знание задач, решению которых должно содействовать дистанционное обучение;- знание видов и основных систем дистанционного обучения;- знание методов, приемов и средств, необходимых для осуществления дистанционного обучения в профессиональной деятельности.При высоком уровне сформированности когнитивного компонента готовности к дистанционному обучению иностранным языкам учитель понимает роль и значение дистанционного обучения; знает, решению каких педагогических задач способствует дистанционное обучение; знает виды и основные системы дистанционного обучения; имеет достаточные знания для осуществления дистанционного обучения в профессиональной деятельности.При среднем уровне сформированности когнитивного компонента готовности к дистанционному обучению учитель иностранных языков понимает роль и значение дистанционного обучения; знает некоторые виды и системы дистанционного обучения; имеет достаточные знания для осуществления дистанционного обучения в профессиональной деятельности.При низком уровне сформированности когнитивного компонента готовности к дистанционному обучению учитель иностранных языков слабо понимает роль и значение дистанционного обучения; знает некоторые задачи, решению которых должно содействовать дистанционное обучение, но не имеет достаточных знаний для осуществления дистанционного обучения в профессиональной деятельности.При несформированности когнитивного компонента готовности к дистанционному обучению учитель иностранных языков не понимает роли и значения дистанционного обучения; не имеет достаточных знаний для осуществления дистанционного обучения в профессиональной деятельности.Ориентировочный компонент готовности - это совокупность умений, обеспечивающих выявление потребности обучающихся в каких-то знаниях, и проектирование процесса обучения. Ориентировочные действия предшествуют осуществлению дистанционного обучения в профессиональной деятельности, определяя его состав, цели, методы и сроки.В качестве показателей ориентировочного компонента готовности мы выделяем:- умение планировать дистанционное обучение, определяя структуру обучения и требования к результатам обучения;- умение выбирать адекватные методы дистанционного обучения;- умение проектировать процесс дистанционного обучения.При высоком уровне сформированности ориентировочного компонента готовности к дистанционному обучению учитель иностранных языков умеет самостоятельно планировать дистанционное обучение, определяя его структуру и требования к результатам обучения; всегда или почти всегда демонстрирует умение выбирать адекватные методы дистанционного обучения; умеет грамотно проектировать процесс дистанционного обучения. При среднем уровне сформированности ориентировочного компонента готовности к дистанционному обучению учитель иностранных языков умеет самостоятельно планировать дистанционное обучение, определяя его структуру и требования к результатам обучения; в большинстве случаев демонстрирует умение выбирать адекватные методы дистанционного обучения; не всегда грамотно проектирует процесс дистанционного обучения.При низком уровне сформированности ориентировочного компонента готовности к дистанционному обучению учитель иностранных языков при планировании дистанционного обучения использует стандартные планы; испытывает затруднения при выборе методов дистанционного обучения; не умеет проектировать процесс дистанционного обучения.При несформированности ориентировочного компонента готовности к дистанционному обучению учитель иностранных языков не умеет планировать дистанционное обучение; не умеет выбирать методы дистанционного обучения; он может иметь какие-то знания об этом, но не может применить их; не умеет проектировать процесс дистанционного обучения.Технологический компонент готовности учителей иностранных языков к дистанционному обучению - это совокупность практических умений, необходимых для осуществления дистанционного обучения в профессиональной деятельности. Умения, входящие в технологический компонент, - это умения применять на практике методы дистанционного обучения.Показателями технологического компонента готовности учителя иностранных языков к дистанционному обучению служат умения применять основные методы: демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ, беседа, упражнение, решение задач, заучивание учебного материала, письменные работы и умение оценивать качество дистанционного обучения.При высоком уровне сформированности технологического компонента готовности к дистанционному обучению учитель иностранных языков умеет применять в соответствии с имеющимися условиями все основные методы, которые требуются для осуществления дистанционного обучения; всегда адекватно оценивает качество дистанционного обучения и выявляет большинство недостатков, если таковые имеются. О среднем уровне сформированности технологического компонента готовности к дистанционному обучению свидетельствует умение учителя иностранных языков применять в соответствии с имеющимися условиями часть основных методов дистанционного обучения; в сложных случаях испытывает затруднения в оценке качества дистанционного обучения и нередко не выявляет часть имеющихся недостатков. Низкий уровень сформированности технологического компонента готовности учителя характеризуется умением применять в соответствии с имеющимися условиями некоторые методы дистанционного обучения; во многих случаях не может адекватно оценить качество дистанционного обучения и не замечает имеющихся недостатков. При несформированном технологическом компоненте готовности к дистанционному обучению учитель иностранных языков не умеет применять методы дистанционного обучения, хотя может знать о них, не имеет понятия о средствах оценивания качества дистанционного обучения.Исходя из вышеизложенного и на основе анализа педагогических исследований (В.П. Беспалько, Т.А. Лавина, Е.Г. Хрисанова) опишем обобщенные характеристики уровней сформированности готовности учителей иностранных языков к дистанционному обучению. Нами были выделены четыре уровня готовности учителей иностранных языков к дистанционному обучению: несформированный, низкий, средний и высокий [1, 2, 3].Несформированная готовность учителей иностранных языков к дистанционному обучению характеризуется слабым интересом и отсутствием мотивации к осуществлению дистанционного обучения в педагогической деятельности; несформированностью специальных теоретических знаний по истории возникновения и развития дистанционного обучения иностранным языкам и представлений о возможностях дистанционного обучения; недостаточным видением места и роли дистанционного обучения в формировании коммуникативных навыков иноязычной речи учащихся. У учителей отсутствуют специальные умения и навыки дистанционного обучения иностранным языкам, умения и навыки разрабатывать учебный материал, конструировать урок иностранного языка в специальных системах дистанционного обучения. Низкий уровень готовности учителей иностранных языков к дистанционному обучению проявляется в наличии выраженной потребности в осуществлении дистанционного обучения и положительного отношения к процессу обучения и воспитания учащихся путем дистанционного обучения. Учителя в основном имеют разрозненные знания по истории возникновения и развития дистанционного обучения. Они имеют некоторое представление о возможностях дистанционного обучения иностранным языкам. Несмотря на то, что у них сформированы некоторые специальные умения и навыки дистанционного обучения иностранным языкам, они испытывают трудности при анализе содержания урока и его конструировании в специальных системах дистанционного обучения. Учителя иностранных языков, имеющие средний уровень готовности, обладают четко выраженной склонностью к дистанционному обучению иностранным языкам. Они владеют определенными знаниями по истории возникновения и развития дистанционного обучения и его применению в учебно-воспитательном процессе, имеют представление о возможностях дистанционного обучения учащихся иностранным языкам и осознают роль и место дистанционного обучения в формировании навыков иноязычной речи учащихся, но при этом у них отсутствует опыт практического осуществления дистанционного обучения. Высокий уровень готовности учителей иностранных языков к дистанционному обучению характеризуется устойчивой потребностью и хорошо выраженной положительной мотивацией к осуществлению дистанционного обучения учащихся иностранным языкам. Учителя самостоятельно осуществляют дистанционное обучение в своей педагогической деятельности, имеют специальные знания по истории возникновения и развития дистанционного обучения. Кроме того, у них сформированы знания о возможностях дистанционного обучения иностранным языкам; они осознают роль и место дистанционного обучения в формировании иноязычных коммуникативных навыков учащихся. Учителя используют полученные умения и навыки на уроках иностранного языка и во внеурочное время. Процесс формирования у учителей иностранных языков готовности к дистанционному обучению предполагает качественный переход от низкого уровня к более высокому.Проанализировав Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки специалиста - будущего учителя иностранных языков, и практику профессиональной подготовки учителей иностранных языков, мы пришли к выводу, что дистанционное обучение в Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева практически не изучается, информационно-образовательная среда педагогического вуза слабо развита, несмотря на то, что потребность современного образования в дистанционном обучении большая.Опрос учителей иностранных языков городских и сельских школ Чувашской республики (на базе Чувашского республиканского института образования, участвовали 53 учителя иностранных языков), направленный на выявление уровня их готовности к дистанционному обучению, позволил нам прийти к следующим выводам.1. Большинство из опрошенных нами учителей иностранных языков (76 %) практически не имеют навыков работы на компьютере и в Интернет, из них 34 % вообще не владеют компьютером, но хотели бы научиться, и 42 % умеют пользоваться только текстовым редактором. Лишь 24 % учителей умеют работать на компьютере и в Интернет.2. На вопрос анкеты «Что Вы понимаете под дистанционным обучением?» приведем наиболее типичные ответы учителей: «обучение посредством Интернета…», «обучение при помощи компьютера», «обучение на дому через Интернет» и др. Приведенные ответы говорят о поверхностном представлении учителей о дистанционном обучении (88 %). Другие ответы: «возможность и умение обучаться в любое удобное для меня время», «работа в Интернете» и др. говорят о том, что учителя иностранных языков не только не знакомы с дистанционным обучением, но и не имеют понятия о таком виде обучения (12 %).3. Основными причинами отказа от дистанционного обучения учителя называют такие причины как: отсутствие навыков работы на компьютере (9 %), отсутствие реального общения с преподавателем и коллегами (37 %), отсутствие постоянного доступа к Интернет или вообще Интернет (в частности в сельских школах) (27 %), новизна такого вида обучения и необходимость самообразования в этой области (9 %), другие причины (18 %).4. В ходе опроса учителей иностранных языков было выявлено, что, в первую очередь, они хотели бы использовать дистанционное обучение для повышения квалификации (67 %), во вторую очередь, для обучения детей (25 %). 5. На вопрос анкеты «Считаете ли Вы, что к дистанционному обучению должны готовить в вузе» 82 % учителей ответили положительно и 18 % - отрицательно. Таким образом, полученные данные свидетельствует о том, что необходимо в вузовскую подготовку студентов факультета иностранных языков включить новую дисциплину, направленную на непосредственную подготовку студентов к дистанционному обучению.

Ключевые слова

дистанционное обучение, подготовка учителей иностранных языков к дистанционному обучению, информатизация образования, distance learning, training teachers of foreign languages for distance learning, the informatisation of education

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Андреева Татьяна ЮрьевнаЧувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г.Чебоксарыаспирант кафедры педагогики и яковлевоведенияtu4ik1985@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D1%82%D0%B5%D1%
Лавина Т.А. Совершенствование системы непрерывной подготовки учителей в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук / Т.А. Лавина. - Москва, 2006. - 310 с.
Хрисанова Е.Г. К вопросу о совершенствовании профессиональной подготовки будущих учителей / Е.Г. Хрисанова // Проблемы совершенствования педагогического процесса в образовательных учреждениях: сб. науч. тр. - М.; Чебоксары: АПСН, 2002. - С. 60-69.
 ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, УРОВНИ | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 4 (44).

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, УРОВНИ | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 4 (44).