ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА развития ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ | Открытое и дистанционное образование. 2012. № 4 (48).

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА развития ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ

Рассматривается проблема повышения уровня профессиональной компетентности учителя в ходе реализации компетентностного подхода в образовательном процессе школы. Представлена одна из новых дистанционных форм развития профессиональной компетентности учителей – телекоммуникационный проект. Телекоммуникационный проект для учителей, магистрантов, студентов педагогических вузов «Компетентностно-ориентированный урок» предполагает разработку компетентностно-ориентированных заданий, уроков и статей по реализации компетентностного подхода в школе. Применяемые в ходе проекта эффективные способы дистанционного взаимодействия участников способствуют развитию их профессиональной компетентности.

Telecommunication project as an effective form of the development of the professional competence of teachers.pdf Развитие профессиональной компетентности учителей является необходимым условием модернизации системы образования. Под профессиональной компетентностью понимаем интегральную характеристику, определяющую способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и профессионально значимых способностей [1]. Компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат. Современные требования к профессиональной компетентности учителя характеризуются готовностью к сотрудничеству и передаче передового педагогического опыта, владением педагогическими и информационными технологиями, способностью к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильностью. В этих условиях становится актуальным поиск путей и новых форм повышения уровня профессиональной компетентности педагогов. Решение данной задачи сегодня уже немыслимо без использования телекоммуникационных технологий. Современный функционал сервисов сети Интернет расширяет возможности учителей в профессиональном развитии, создает условия для доступной и открытой поддержки педагогов непосредственно на рабочем месте. Следует отметить внедряемый сегодня разнообразный комплекс дистанционных форм повышения квалификации учителей: научно-практические интернет-конференции, сетевые семинары, тематические форумы, дистанционная консультативная помощь, дистанционные конкурсы методических разработок, дистанционные курсы повышения квалификации, совместные профессиональные проекты и др. Среди перечисленных форм профессионального развития педагогов наименее реализованными на практике являются организация и проведение телекоммуникационных проектов. Под телекоммуникационным проектом понимают совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность участников, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общие проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности [2]. Разработанные и научно обоснованные дидактические основы телекоммуникационных проектов определяют их педагогическую целесообразность в случаях: – организации наблюдений, требующих сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы; – исследования событий, имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения; – сравнительного изучения эффективности одного и того же или альтернативных способов решения одной проблемы; – совместного творческого создания образовательного продукта. Данные требования положены в основу разработки и проведения телекоммуникационного проекта для учителей «Компетентностно-ориентированный урок». Выбор тематики телекоммуникационного проекта определен актуальной для современной школы проблемой внедрения компетентностного подхода. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций, что отмечено в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия 2020», в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. Так, в стратегии инновационного развития Российской Федерации «Инновационная Россия 2020» напрямую подчеркивается тот факт, что учреждения образования не стали для учащихся «школой инноваций», целенаправленная работа по формированию компетенций только началась. Развитие компетентности учащихся становится одной из основных задач любого образовательного учреждения, между тем анализ литературы показывает, что пока не выработаны единые подходы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе школы. Сложность реализации компетентностного подхода на практике объясняется следующими факторами: – нет единого определения «компетентность», «компетенция», «компетентностный подход»; – нет единого механизма, алгоритма, технологии, не разработаны условия перехода образовательного учреждения на компетентностный подход; – нет системы оценивания ключевых компетенций учащихся и т.д. Поэтому целью телекоммуникационного проекта «Компетентностно-ориентированный урок» стало повышение профессиональной компетентности учителей, студентов, магистрантов педвузов по реализации компетентностного подхода в урочной и внеурочной деятельности. Проект включает четыре этапа: «Теоретические основы компетентностного подхода в обучении»; «Компетентностно-ориентированное задание»; «Компетентностно-ориентированный урок»; «Интернет-конференция «Реализация компетентностного подхода в современной школе». Основной задачей теоретического этапа проекта является актуализация проблемы компетентностного подхода в образовании. На данном этапе участникам предлагаются следующие задания: 1. Изучение теоретических основ компетентностного подхода. Данное задание предполагает работу в электронном обучающем ресурсе (ЭОР), включающем теоретический материал по следующим вопросам: значимость компетентностного подхода и его понятие, сравнение традиционного и компетентностного подходов в образовании, понятия «компетентность» и «компетенция», ключевые компетенции. ЭОР реализует технологию программированного обучения. Весь материал разбит на небольшие порции, после каждой участникам предложены компетентностно-ориентированные тестовые задания закрытого и открытого типов, в которых необходимо представить развернутые ответы. 2. Заполнение электронного глоссария «Основные понятия компетентностного подхода». Выполняя данное задание, участники должны внести до пяти понятий и их определений по теории компетентностного подхода. Совместное создание глоссария завершается работой в on-line-кроссворде. 3. Просмотр видеолекции о стандартах второго поколения академика РАО, профессора, д.п.н., координатора исследований РАО по разработке и внедрению стандартов второго поколения А.А. Кузнецова. С целью обобщения знаний участников по теории компетентностного подхода на первом этапе проекта предлагается следующее задание: групповая работа в сервисе wikiwall.ru с целью создания электронной стенгазеты. Организаторы проекта разбивают участников на группы по 10-12 человек (обязательное условие – в группах работают учителя из разных школ). Каждой группе предложен макет стенгазеты, включающий рубрики для заполнения: «Ключевые характеристики компетентностного подхода»; «Авторские подходы к определению понятий «компетентность», «компетенция»; «Классификации ключевых компетенций». Групповая работа по созданию стенгазеты требует активного обсуждения ее содержания и оформления, которое реализовано с помощью форума. Завершение теоретического этапа предполагает участие в специальном форуме для обсуждения проблем реализации компетентностного подхода в образовательном процессе школы. Наиболее обсуждаемыми вопросами данного форума являются: «Какова роль учителя при компетентностном подходе?», «Готова ли ваша школа к переходу на ФГОС второго поколения?», «Компетентностно-ориентированный урок – что это?», «Каковы проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании?» и др. На втором этапе проекта участникам необходимо разработать компетентностно-ориентированное задание (КОЗ) по своему предмету. Знакомство с теоретическими основами компетентностно-ориентированного оценивания организовано в проекте с помощью вебинара, после чего участникам необходимо выбрать один из видов компетентностью ориентированных заданий (компетентностно-ориентированное задание «классического» типа, ситуативная, контекстная или практическая задача), определить компетенцию (компетенции), при этом указав ее аспекты. Для организации помощи участникам по разработке КОЗ на сайте проекта создаются чат-консультация и консультативный форум «Вопросы по разработке КОЗ». Разработанные КОЗ участники размещают в специально созданной на сайте проекта базе данных по предметам. Каждый учитель может ознакомиться с разработками коллег, прокомментировать их, выбрать лучшее КОЗ и проголосовать за него в специальном электронном ресурсе для голосования. В результате компетентностно-ориентированные задания, представленные на данном этапе, получают «тройное оценивание»: оценка руководителей проекта, комментирование и голосование коллег (участников проекта), самоанализ. На третьем этапе участникам предлагается ознакомиться с теоретическими основами компетентностно-ориентированного урока (КОУ) с помощью ЭОРа «Проектируем компетентностно-ориентированный урок», включающего разделы: «Пути формирования ключевых компетенций учащихся»; «Компетентностная модель выпускника школы»; «Проектирование целей обучения»; «Ключевые компетенции и выбор способов оценивания, форм и методов обучения, педагогических технологий»; «Этап рефлексии». Компетентностно-ориентированный урок – это законченный в логическом и смысловом отношении отрезок учебного процесса, на котором в процессе активной деятельности происходит усвоение учащимися знаний, умений, навыков, компетенций, осуществляется саморазвитие и самореализация учащихся [3]. Далее участникам необходимо придумать синквейн по теме «Аспекты компетентностно-ориентированного урока» и выполнить коллективную работу по созданию интеллект-карт «Характеристика компетентностного урока» в сервисе MindMeister. Интеллект-карты – это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию, представлять ее в графическом виде. Создание интеллект-карт предполагает работу в тех же группах, что и при создании стенгазет. Группа участников проекта самостоятельно планирует структуру и оформление интеллект-карты, основные и дополнительные блоки. Каждый блок может включать текстовый комментарий, картинку, ссылку на дополнительный источник в сети Интернет, прикрепленный файл. На странице интеллект-карты есть групповой чат, в котором участники могут общаться и обсуждать структуру и оформление карты. После успешной работы групп на сайте проекта открывается доступ для просмотра всех интеллект-карт. После того как участники ознакомились с теорией компетентностно-ориентированного урока, применили полученные знания при разработке синквейна и интеллект-карты, предлагается основное задание данного этапа – проектирование компетентностно-ориентированного урока. В поддержку данной работы учителей организаторами проекта разработан системный анализ КОУ, состоящий из четырех блоков: целеполагание, технологизация, познавательная деятельность учащихся и результативность урока (данные компоненты отражают специфику КОУ). Для организации помощи участникам по разработке КОУ на сайте проекта открыт консультативный форум «Разработка компетентностно-ориентированного урока». Разработанные КОУ участники размещают в специально созданной базе данных. Далее предполагается работа в парах по проведению дидактического анализа урока, в результате которого необходимо представить обобщенный, развернутый вывод. На четвертом этапе проекта участникам необходимо написать обобщающую научную статью, выбрав секцию интернет-конференции проекта «Реализация компетентностного подхода в современной школе»: 1. Проблема качества образования при реализации компетентностного подхода в образовательном процессе школы. 2. Проблема оценивания уровня сформированности компетенций учащихся. 3. Применение современных педагогических технологий при реализации компетентностного подхода. 4. Компетентностный подход и ФГОС второго поколения. 5. Внеурочная деятельность и компетентностный подход. 6. Проблема целеполагания в компетентностном подходе. Каждый участник может ознакомиться с разработками коллег, представить развернутый отзыв на одну статью или оставить одно-два комментария на наиболее интересные работы. Данный телекоммуникационный проект был проведен на образовательном портале «Школа» Омского государственного педагогического университета (http://school.omgpu.ru/) с 23.01. по 30.03.2012. В проекте принимали участие педагоги из образовательных учреждений разных уровней: общеобразовательные школы, коррекционные школы, учреждения среднего профессионального образования и студенты 5-го курса факультета информатики ОмГПУ (всего 140 участников). География участников проекта широка: г. Омск и Омская область, г. Судогда, Владимирская область, г. Нефтеюганск, пгт. Пойковский Нефтеюганского района ХМАО–Югра Тюменской области, г. Иркутск, г. Красноярск и Красноярский край, Оренбургская область, г. Самара, г. Пермь. Для оценки эффективности применения телекоммуникационных проектов в процессе профессионального развития учителей нами был проведен мониторинг сформированности профессиональной компетентности учителей, в ходе которого участники могли оценить уровень развития ценностно-смысловой, учебно-познавательной, коммуникативной и ИКТ-компетенций. На каждом из этапов предлагались задания, основанные на включении участников проекта в разные виды деятельности, направленные на развитие выделенных компетенций. Проведенное сравнение результатов мониторинга до и после проекта показал значительную положительную динамику уровня сформированности профессиональной компетентности участников. Это означает, что телекоммуникационный проект «Компетентностно-ориентированный урок» выступает действенной формой повышения профессиональной компетентности педагогов образовательных учреждений. Таким образом, телекоммуникационные проекты как форма развития профессиональной компетентности создают условия для эффективного сотрудничества через дистанционные формы образовательной деятельности, обеспечивающие взаимодействие удаленных друг от друга территориально учителей, в ходе которого решаются профессиональные вопросы, обеспечивается доступ к различным источникам информации и оперативное получение консультационной помощи. Преимущество дистанционных форм работы заключается в том, что все границы стираются: географические, возрастные, психологические. Специалисты разного уровня могут открыто общаться, делиться опытом, обсуждать профессиональные проблемы.

Ключевые слова

профессиональная компетентность учителя, дистанционные формы профессионального развития учителей, телекоммуникационный проект, компетентностный подход, компетентностно-ориентированный урок, компетентностно-ориентированное задание, профессиональная компетентность учителя, дистанционные формы профессионального развития учителей, телекоммуникационный проект, компетентностный подход, компетентностно-ориентированный урок, компетентностно-ориентированное задание, professional competence of teachers, distant forms of professional development of teachers, telecommunication project, competence approach, competence-oriented lesson, competence -oriented task

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Федорова Г.А.Омский государственный педагогический университет
Пашкевич А.В.МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №1» пгт. Пойковский Нефтеюганского района Тюменской области
Всего: 2

Ссылки

Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Изд. центр «Ака
Иванова О.А. Ресурсы развития современного урока в формирующейся новой модели образования / Образование и культура как фактор развития региона: матер. XXIII Всерос. Менделеевских чтений. – Тобольск: ТГПИ имени Д.И. Менделеева, 2008.
 ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА развития ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ | Открытое и дистанционное образование. 2012. № 4 (48).

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА развития ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ | Открытое и дистанционное образование. 2012. № 4 (48).