Организационно-педагогические условия реализации сетевой профильной подготовки старшеклассников малого города
Описаны необходимые организационно-педагогические условия реализации профильной подготовки учащихся старших классов малого города на базе Центра информационных технологий, даны рекомендации по введению новых должностных функций педагогических кадров.
Organizational-pedagogical conditions of realization of network profile preparation of senior pupils of small city.pdf Принятая Министерством образования РФ в 2002 г. Концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации на практике, в частности, рассматривает сетевое взаимодействие образовательных учреждений как одно из наиболее перспективных направлений организации профильного обучения. Создание образовательной сети, кооперация (объединения образовательных ресурсов) различных образовательных учреждений малого города позволит старшеклассникам одной школы при необходимости воспользоваться образовательными услугами других школ или учреждений дополнительного, довузовского образования, что обеспечит более полную реализацию их интересов и познавательных потребностей. «Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные» [3. с. 3]. В силу объективных причин: отсутствие научного педагогического коллектива, профессионально занимающегося исследованием в данной области; ограниченное число специалистов-практиков, способных модернизировать профильное обучение в целом, недофинансирование системы образования малого города и др., учреждения и педагоги системы дополнительного образования могут стать важным компонентом образовательных сетей, реализующим профильное обучение. Говоря о наполнении содержания профильного обучения, ограничимся набором элективных курсов, «поддерживающих» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне, а также обеспечивающих внутрипрофильную специализацию. Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20 [3]. Предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп [5]: · Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы курса углубляются более или менее равномерно. · Элективные спецкурсы с углубленным изучением отдельных разделов основного курса, входящих в обязательную программу данного предмета. · Элективные спецкурсы с углубленным изучением отдельных разделов основного курса, не входящих в обязательную программу данного предмета. Примерами элективных курсов математического профиля могут служить: «Комбинаторика», «Элементы теории вероятностей», «Элементы математической логики», «Элементы теории множеств»; социально-гуманитарного профиля: «Математическая статистика», «Информационный бизнес», «Основы менеджмента» и др.; естественно-научного профиля: «Химические технологии», «Экология» и др. · Прикладные элективные курсы, цель которых – знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству. Для гуманитарного профиля это мастер-классы по созданию текстов, видеосюжетов, фоторабот в различных стилях и жанрах; для математического – «Элементы финансовой математики» и др. · Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы. Примерами таких курсов могут быть: «Как делаются открытия», «Физико-техническое моделирование», «Учимся проектировать на компьютере», «Компьютерное моделирование», «Компьютерная графика», «Дифференциальные уравнения как математические модели реальных процессов», «Математические модели и методы в естествознании и технике» и др. · Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.). · Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента. · Межпредметные элективные курсы, цель которых – интеграция знаний учащихся о природе и обществе. · Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план. Например, «Введение в современные социальные проблемы», «Психология человека и человеческого общества», «Эффективное поведение в конфликте», «География человеческих перспектив», «Intercultural Issues (пособие по межкультурной коммуникации)», «Искусство анализа художественного текста», «Информационная культура и сетевой этикет школьника», «Основы журналистского мастерства», «Основы дизайна» и др. Разнообразие и широкий спектр выбора программ элективных курсов позволят существенно расширить кругозор старшеклассников, повысить качество и эффективность общего образования, помогут в профессиональном самоопределении. Организация изучения элективных курсов на практике может быть эффективна в случае организации в школе отдельных профильных классов, объединяющих школьников по групповым интересам (познавательные потребности в области определенного набора учебных предметов). Вместе с тем цели профильного обучения направлены на реализацию индивидуальных интересов и образовательных потребностей каждого школьника и предоставление возможностей выстраивания им собственной, индивидуальной образовательной траектории, индивидуального учебного плана. Реализация таких возможностей в рамках традиционно понимаемых сетевых форм организации обучения значительно затруднена из-за ряда факторов (нестыковка расписаний занятий, непостоянный состав учебных групп, нерешенные вопросы учета трудозатрат и оплаты труда преподавателей и т.д.). Все это существенно актуализирует использование дистанционного образования, под которым будем понимать практику, связывающую педагога, школьника, а также источники, расположенные в различных географических регионах, посредством специальной технологии, позволяющей осуществлять взаимодействие. Взаимодействие обеспечивается разными способами, такими как обмен печатными материалами через почту и телефакс, аудиоконференция, компьютерная конференция, видеоконференция. Дистанционное обучение является перспективным способом получения образования для учащихся общеобразовательных школ, руководство которых в силу объективных причин не может предоставить широкий спектр образовательных программ в условиях вариативности профильного обучения. Дистанционные образовательные технологии целесообразно использовать в качестве средства реализации профильного обучения, как имеющего огромный организационный (обучение в удобное время) и дидактический потенциал (гипертекстовая организация сетевых учебных курсов позволяет компактно представить большой объем учебной информации, четко ее структурировав; использование мультимедиаобъектов позволяет задействовать различные типы восприятия информации). Основной целью данной модели является обеспечение школьникам возможности изучения выбранных ими элективных курсов на профильном уровне с использованием сервисов, ресурсов и технологий Интернета, что позволит реализовать профильную дифференциацию, направленную на усвоение образовательных программ в определенной сфере с учетом способностей и познавательных потребностей обучаемых. При разработке комплектов учебных материалов по каждому элективному курсу могут использоваться как собственные муниципальные цифровые образовательные ресурсы, так и цифровые образовательные ресурсы и учебные материалы, подготовленные в рамках реализации федеральных целевых программ. В условиях малого города опорным учреждением по организации элективного обучения может служить Центр информатизации образования (ЦИТ) как структурное подразделение методической службы города [4]. ЦИТ способен эффективно решать задачи, связанные с разработкой и реализацией программ элективных курсов, вносить необходимые изменения в содержание, методы и организационные формы с учетом инновационных процессов в образовании, предоставляющие возможность учащимся работать в индивидуальном темпе. Дистанционные образовательные технологии предоставляют широкие возможности для повышения качества образовательных услуг: мгновенная обратная связь; оперативное оценивание; он- и офф-лайн-сопровождение учебного процесса со стороны сетевых учителей; организация рефлексии учебной деятельности; наблюдение за ходом учебного процесса и его корректировки. С ЦИТ взаимодействуют или входят в его состав сетевые педагоги, педагоги-кураторы, психолог. В обязанности сетевого педагога входит [2]: · использование специальных методических средств, отвечающих требованиям обеспечения качественного обучения в условиях общения обучаемых и педагога на расстоянии с использованием электронных образовательных ресурсов и сервисов; · создание условий для творческой работы обучающихся, использование индивидуального подхода к обучению школьников в условиях сетевого обучения, создание условий для осуществления самостоятельной учебной деятельности обучаемых; · применение всего спектра возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе реализации разнообразных видов учебной деятельности; · осуществление текущего и итогового измерения результативности дистанционного обучения; · участие в отборе учебного материала, создании методических разработок и цифровых образовательных ресурсов; · консультация учащихся и педагогов-кураторов по возникающим вопросам; · ведение установленной документации в бумажном и электронном виде. Для непосредственной организации и проведения обучения с группами школьников из числа школьных педагогов или сотрудников методических центров выделяются педагоги-кураторы, оказывающие организационную и педагогическую поддержку сетевым педагогам и школьникам в ходе сетевого обучения на профильном уровне. Педагог-куратор обеспечивает оптимальную работу учащихся по изучению элективных курсов с использованием интернет-технологий в рамках организации учебного взаимодействия учащихся с сетевыми преподавателями (оказывает помощь в организации учебной работы, доступе школьников к сети Интернет). Для достижения целей обучения педагог-куратор [2]: · формирует коллектив школьников, организует групповую работу учащихся, принимает меры по сохранению контингента; · организует обеспечение школьников необходимыми образовательными ресурсами; · оказывает организационное содействие обучаемым в выполнении практических и лабораторных работ, способствует повышению мотивации к изучению элективов на профильном уровне; · контролирует полноту и своевременность общения каждого обучаемого с сетевыми педагогами, выявляет причины низкой успеваемости, организует их устранение; · обеспечивает равномерное распределение учебной нагрузки для обучающихся и оптимальный режим занятий в ходе профильного обучения, вносит оперативные изменения в расписание сетевых учебных занятий; · общается с родителями школьников; · формирует у обучаемых общие умения по использованию средств информатизации и интернет-технологий для взаимодействия с сетевыми преподавателями, администраторами курсов, другими кураторами, с материалами специализированных интернет-сайтов; · прививает обучаемым навыки этичного сетевого общения и поведения, поясняет школьникам роль и место информационных технологий в современном мире, возможности информационных технологий в обучении и самообучении; · осуществляет изучение личности каждого обучающегося, его склонностей, интересов; сообщает необходимые сведения сетевому педагогу; · дает предложения сетевым педагогам и разработчикам по изменению (коррекции) учебных планов, программ и цифровых образовательных ресурсов; · консультирует учащихся и сетевых педагогов по возникающим вопросам; · в соответствии с указаниями ведет установленную документацию в бумажном и электронном виде. В штат Центра должен входить психолог, который занимается сопровождением интеллектуального и личностного развития учащихся и способствует реализации центральной задачи по сохранению психологического здоровья школьников [1]. Реализация индивидуально-ориентированного подхода создает условия для обеспечения психологического комфорта в процессе обучения, что способствует повышению уровня мотивации учения и эффективности учебной деятельности учащихся. Психологическое сопровождение в данном случае призвано, во-первых, помочь учащимся определиться в выборе образовательного маршрута, во-вторых, способствовать плодотворной реализации выбранного маршрута в период профильного обучения. В модели психологического сопровождения выделяют предпрофильный этап, целями которого являются: · диагностика, способствующая активизации мыслительной деятельности учащихся в русле выбора предстоящего профиля обучения, информирование родителей и учащихся о результатах диагностики; · психологическое консультирование в форме групповой и индивидуальной работы с целью оказания помощи учащимся и их родителям принять решение о выборе профиля обучения. Успешность учебного процесса с использованием сетевого взаимодействия образовательных учреждений в условиях профильного обучения зависит от того, насколько успешно решены определенные организационно-педагогические задачи: методические, организационные, технико- технологические, образовательные. К методическим задачам относятся: · освоение педагогами информационно-образовательного пространства, способов и приемов поиска и использования в учебном процессе цифровых образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий; · освоение педагогами практики составления и использования в классно-урочной системе различных дидактических моделей, основанных на использовании цифровых образовательных ресурсов; · освоение педагогами новых форм организации учебного процесса; · внедрение в практику педагогов-предметников новых форм педагогической и учебной деятельности, направленных на формирование комплекса общеучебных навыков и компетенций, необходимых для успешного функционирования в современном информационном обществе; · введение в педагогическую практику критериальной системы оценивания учебных достижений учащихся с целью унификации подходов к оцениванию в образовательных учреждениях сети; · освоение педагогами методов комплексного оценивания учащихся, учитывающего результаты учебной деятельности в очном и дистанционном режимах обучения; · использование в учебном процессе процедуры модерации результатов учебной деятельности учащихся как основного механизма объективизации оценивания; · разработка психологическими службами образовательных учреждений методов максимально эффективного функционирования учащихся и педагогов в рамках образовательного пространства, основанного на использовании дистанционных образовательных технологий. В организационный блок задач входит: · организация работы по выявлению контингента школьников, мотивированных к профильному обучению с использованием дистанционных технологий; · организация работы по формированию групп школьников, изучающих конкретные элективные курсы; · формирование из числа сотрудников коллектива педагогов-кураторов, обеспечив им возможность подготовки и осуществления своей деятельности в рамках установленных требований; · обеспечение школьников и педагогов-кураторов помещениями и необходимыми условиями для реализации дистанционного взаимодействия школьников с сетевыми педагогами, самообучения школьников, возможного эпизодического очного обучения и общения; · подготовка графика работы школьников и педагогов-кураторов, учитывающего особенности работы сетевых педагогов и не ущемляющего возможностей педагогов-кураторов и школьников по их деятельности в рамках параллельно проводимого в школе традиционного основного обучения; · обеспечение школьников и педагогов-кураторов необходимыми средствами обучения, включая компьютерную технику и доступ к сети Интернет; · информирование родителей о процессе обучения; · формирование коллектива сетевых педагогов и кураторов профильной подготовки. Технико-технологический блок, являющийся важным элементом информационно-образовательной среды города, включает компьютерную базу школ, Центр информационных технологий, программное обеспечение, городскую телекоммуникационную структуру. Объединение сети образовательных учреждений на основе телекоммуникаций позволяет реализовывать принцип непрерывности и открытости образования, обеспечивает доступ к распределенному информационно-образовательному ресурсу, что особенно актуально для школ малого города. Образовательный блок представлен образовательными программами, которые строятся на принципах: диагностики, научности, модульности, объективности, технологизации, преемственности, достоверности, интерактивности, соблюдения авторского права. Разработанные программы элективных курсов включают инвариант и вариативную часть и ориентированы на конкретную целевую аудиторию, учитывающую психофизиологические возрастные особенности школьников. При переходе на сетевое взаимодействие в образовательных учреждениях необходимо проведение подготовительной работы по обновлению содержания образования и его обеспечения (стандарты, учебные планы, примерные программы, учебники и методические пособия, переподготовка кадров и проч.), а также реализации предстоящего выбора учащимися профилей обучения (анкетирование, беседы с родителями и др.). Параллельно осуществляется разработка процедуры приема выпускников предпрофильных классов в профильные школы (классы, группы). Органам управления образованием различных уровней целесообразно разработать предложения по сетевому взаимодействию образовательных учреждений, обеспечивающему наиболее сбалансированный спектр возможностей получения старшеклассниками полного среднего образования на профильном уровне. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе или иное должностное лицо организует изучение запросов учащихся на этапе формирования учебного плана, проводит анализ ресурсов, необходимых для полноценной реализации выбора учащихся, осуществляет сбор и анализ индивидуальных учебных планов, ведет контроль качества преподавания и др. Таким образом, в процессе подготовки к реализации профильного школьного обучения (в рамках изучения элективных курсов) должны учитываться функции каждого участника образовательного процесса. Реализации предшествует большая подготовительная работа по выполнению методических, организационных, технико-технологических и образовательных задач и условий организации взаимодействия при использовании информационного ресурса локальных и глобальной сетей.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 831
Ключевые слова
профильное обучение, дистанционное образование, профильные курсы по выбору (элективные), психолого-педагогическое сопровождение, сетевой педагог, педагог-куратор, малый город, profile training, distance education, profile elective course, psychological and pedagogical support, network teacher, the teacher-curator, townletАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Маркова Л.А. | Мурманский государственный технический университет, филиал в г. Мончегорске | ||
Суслов А.А. | Мурманский государственный технический университет, филиал в г. Мончегорске |
Ссылки
Андреев Г.Ю., Обухова С.Е., Цветкова Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в инновационном образовательном учреждении // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика: рег. сборник науч
Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Кулагин В.П. // Вестник МГПУ. Сер. Информатика и информатизация образования. Москва; Самара: МГПУ, 2006. – № 1. (6). – С. 55–61.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Министерство образования Российской Федерации, Российская академия образования. – М., 2002.
Маркова Л.А. Роль деятельности городского Центра информационных технологий в развитии информационной компетентности педагогов // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в современном мире: проблемы и перспективы». – Волгоград
Орлов В.А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения // Интернет-журнал «Эйдос». – 2003. – 16 апр. [Электронный ресурс]. – http://www.eidos.ru/journal /2003/0416.htm

Организационно-педагогические условия реализации сетевой профильной подготовки старшеклассников малого города | Открытое и дистанционное образование. 2012. № 4 (48).
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 3520