Новый образ системы повышения квалификации с участием сетевых сообществ | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 1 (41) .

Новый образ системы повышения квалификации с участием сетевых сообществ

Рассматриваются результаты развития сетевых сообществ в образовании, их основные цели и новые функции, которые сообщества берут на себя. Одна из целей - повышение квалификации учителей общеобразовательных учреждений. Детально раскрываются модели участия сетевых сообществ в повышении квалификации и интеграции с институтами повышения квалификации.

A new way of training system under social networking.pdf В настоящее время в результате развития информационно-коммуникационных технологий на Интернет-пространстве Российской Федерации активно формируются сетевые Интернет-сообщества. Сообщества сегодня накапливают потенциал, который позволяет рассматривать их как важный элемент педагогического сообщества. Идет активный поиск путей использования возможностей сообществ в повышении квалификации учителей и преподавателей [1]. Данная статья представляет один из вариантов организации взаимодействия сетевых сообществ и институтов повышения квалификации.Развитие сетевых сообществ в сфере образования Сетевые сообщества - это новая форма организации профессиональной деятельности учителей и преподавателей [2]. Не у всех сообществ достаточно четкие цели. Есть такие, которые сформировались в результате неосознанного влечения и стремления освоить новые технологии и возможности. Но большинство имеют четко определенные цели и направлены на развитие различных структурных элементов системы образования. В настоящее время на сайтах сети Интернет представлено большое количество сетевых сообществ [3]. Сообщества созданы для каждого учебного предмета в школе. Таких предметных сообществ поисковик находит более 50. Например: Сетевое сообщество учителей химии, Сетевое сообщество учителей химии и биологии, Сетевое сообщество учителей экономической культуры, Сетевое сообщество учителей музыки и МХК, Сетевое сообщество учителей биологии, Сетевое сообщество учителей эстетического цикла и др. По основным дисциплинам сформировалось по несколько сообществ, например: Сетевое сообщество учителей математики, Сетевое математическое сообщество (СМС) Тольятти, Сетевое сообщество «Мир математики», Сетевое сообщество учителей математики «Эрудит» и др. В начальной школе сформированы Сетевое сообщество учителей начальной школы, Сообщество «Начальные классы», Сообщество «Метод проектов в начальной школе», Самарское сообщество СамО «Учитель» в начальной школе, Красноярское сетевое сообщество учителей начальных классов и т.д.Большое количество сетевых сообществ создано на базе отдельных образовательных учреждений и организаций. Например, существуют такие сообщества, как Сетевое сообщество «Школа № 74», «Технологический колледж № 24 легкой промышленности», Сообщество «Московское медицинское училище», и даже сообщества отдельных классов образовательных учреждений (Сетевое сообщество учеников 10-х классов «МОУ СОШ №2» с. Александровского СК).Кроме того, некоторые российские регионы активно формируют свои региональные сообщества и внутри регионов формируются свои региональные сообщества учителей по предметам. Так, например, большое число сообществ сложилось в Красноярском крае. Там существуют такие сообщества, как Сетевое сообщество преподавателей математики, Сетевое сообщество учителей химии «Aurum», Сообщество «Словесник Красноярья» и др. В Интернете легко можно найти сайты всех этих сетевых сообществ и многих других, которые действуют в сфере образования.Могут ли сетевые сообщества заниматься повышением квалификации?Для получения ответа на этот вопрос рассмотрим, какие цели ставят различные сетевые сообщества. Это позволит нам сказать, смогут ли в принципе сообщества заниматься повышением квалификации или такая деятельность лежит вне зоны их возможностей и направленности. При рассмотрении сетевых сообществ можно выделить несколько основных целей, для достижения которых они формируются. Первой и наиболее часто встречающейся целью выступает содействие в повышении профессиональной компетенции. Например, Сетевое сообщество школ и педагогов стремится к повышению профессиональной компетенции учителей. К этому же стремится и Сетевое сообщество учителей математики «Эрудит», Сетевое сообщество учителей информатики, Сетевое сообщество учителей математики и другие.Второй целью и направлением деятельности сообществ выступает освоение учителями технологий сетевого взаимодействия и работы с электронными образовательными ресурсами. Такие цели провозгласили: Сетевое сообщество методистов (цель - сформировать представление о сетевом сообществе (методистов) в условиях информационного общества), Сообщество учителей русского языка и литературы Александровского района (цель - создать коллекцию мультимедийных презентаций к внеклассным мероприятиям), Сообщество музыкальных педагогов» (цель - наладить сетевое взаимодействие и обмен опытом учителей музыки, педагогов дополнительного образования, создать методическую копилку цифровых образовательных ресурсов по предмету) и др.Третьей целью, которую выдвигают многие сообщества, является накопление опыта различных педагогов. Например, Сообщество учителей-словесников планирует собирать информацию и формировать банк данных об учителях-словесниках и об их опыте работы. Кроме этих трех основных целей сетевых сообществ, иногда встречаются цели узкой направленности. Таких сообществ достаточно много, и цели у них приблизительно следующие:•·разработка личного имиджевого проекта социального педагога (Сообщество социальных педагогов);•оказание консультативной помощи родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования детей (Сообщество педагогов дополнительного образования);•решение проблем дополнительного образования и классного руководства в современной школе (Сообщество классных руководителей);•решение заданий ЕГЭ по истории с помощью «Школьного клуба» (Сетевое сообщество КМ-школы учителей истории).Итак, просмотрев основные цели деятельности различных сетевых сообществ, можно отметить, что участие в повышении квалификации выступает одной из ведущих целей сообществ.Как сетевые сообщества могут включиться в действующую систему повышения квалификацииСетевые сообщества работают в Интернете, и наиболее удобная форма проведения повышения квалификации для них - проведение дистанционного обучения. Поэтому рассмотрим, как сетевые сообщества могут участвовать в дистанционном повышении квалификации.По мере развития сетевых сообществ все активнее будут развиваться две организационные формы участия сетевого сообщества в повышении квалификации:1) самостоятельное проведение повышения квалификации сетевым сообществом;2) совместное проведение повышения квалификации Институтом повышения квалификации и Сетевым сообществом.Первая форма повышения квалификации проводится сетевым сообществом самостоятельно и по своей инициативе. По мере роста своего потенциала отдельные сетевые сообщества начинают организовывать повышение квалификации самостоятельно. Вначале появляются отдельные курсы повышения квалификации для некоторых категорий преподавателей, а затем число таких курсов постепенно растет, и при сообществе появляется специальное подразделение, которое занимается курсами повышения квалификации.Вторая форма проведения повышения квалификации с участием сетевого сообщества - более простое в организационном плане мероприятие. Интеграция ИПК и сообщества может проходить на любом этапе. Например, на первом этапе, когда у сообщества накапливается сильный кадровый потенциал, возможно включение преподавателей в работу ИПК на формализованной основе. При росте сообщества оно может взять на себя некоторые функции ИПК, но об этом ниже.Модели интеграции ИПК и сетевых сообществ для совместного проведения повышения квалификацииИнституты повышения квалификации действуют в рамках созданной всероссийской системы повышения квалификации. И поэтому заменить институты не так просто. В ранее разработанной и нормативно проработанной системе места для сетевых сообществ просто нет [4]. Поэтому вопрос об участии сообществ в системе повышения квалификации не решается сам собой или только по желанию или возможностям какого-то активного сетевого сообщества. Посмотрим, что же можно сделать и как включаются сообщества в действующую систему повышения квалификации.Можно выделить три модели повышения квалификации. Названия моделей условны и выбраны с одной целью - наиболее полно отразить содержание модели. Рассмотрим эти модели.1.Модель «Институтская» - это классическая модель, по которой проводят обучение только институты повышения квалификации.2.Модель «Совместное обучение», объединяющая усилия ИПК с другими ИПК или сообществами.3.Модель «Интеграция с сетевым сообществом», представляющая глубокую степень интеграции ИПК и сетевого сообщества.Все эти модели могут использоваться в системе повышения квалификации для учителей, преподавателей и административных сотрудников вузов, техникумов, училищ, общеобразовательных учреждений. Нас интересуют последние две модели. Именно в них проводится интеграция ИПК и сетевых сообществ. Но вначале рассмотрим первую (классическую) модель. Модель «Институтская». На данной модели построены технология Интернет-обучения и технология интегрального Интернет-TV-обучения. Это «классическая» модель дистанционного образования с использованием Интернета. По уже сложившейся практике институты повышения квалификации в системе общего образования, факультеты повышения квалификации в вузах предлагают типовые курсы разного объёма по своим программам. Темы отдельных занятий обычно исходят из логики предмета.Ключевое звено такой схемы - индивидуальная образовательная программа. Особенность индивидуальной образовательной программы заключается в том, что обучающийся одновременно выбирает себе модули, по которым хочет пройти обучение, и, объединив их в единую программу, заключает договор с образовательным учреждением на обучение. При этом варианте повышение квалификации педагога проводится по индивидуальной программе в одном образовательном учреждении (вузе, ИПК и др.). Индивидуальная программа или выбирается обучаемым, или набирается из тех модулей, которые представлены образовательным учреждением и на которые объявлен набор слушателей. В Институте повышения квалификации (вузе) сконцентрированы все ресурсы для организации и проведения повышения квалификации (преподаватели, учебный материал, программы обучения, преподаватели, финансы). Слушатели приходят туда и все получают в одном месте. Наглядная схема модели представлена на рис. 1.Рис. 1. Схема модели «Институтская» в Институте повышения квалификации (ИПК)Теперь рассмотрим модели, которые для нас более интересны.Модель «Совместное обучение». Этот вариант представляет собой более сложный вариант организации системы повышения квалификации. Основой также является индивидуальная образовательная программа педагога. Однако в этом случае педагог набирает модули не в одном ИПК, а одновременно в двух-трех ИПК. В роли этих дополнительных ИПК могут выступать и другие организации - вузы, оформленные сетевые сообщества и другие учреждения и организации. В этом случае если модули представлены разными учреждениями, то и обучение будет проводиться этими разными учреждениями. Преподаватели (консультанты) также представлены разными учреждениями и организациями. Этот вариант позволяет в большей степени удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, однако он сложен организационно. Обучающийся обязан заключить договор с каждым институтом (учреждением, организацией), модули которого включены в индивидуальную образовательную программу. С институтом (институт-провайдер), который организует обучение или представляет более 50% учебных часов модульной программы, заключается договор на следующее:1. Институт проводит обучение по указанным модулям.2. Институт засчитывает модули, по которым обучающийся проходит обучение в других вузах (название и тематический план модулей других вузов прикладываются к договору).3. Институт обязуется выдать удостоверение об окончании обучения после успешного завершения обучения и предоставления обучающимся сертификатов других вузов об успешном окончании обучения там. С другими учреждениями заключается договор о том, что:1) учреждение проведет обучение по выбранным обучающимся модулям;2) после успешного окончания обучения учреждение выдает сертификат об окончании обучения по каждому или по всем модулям.Рис. 2. Схема расширенного варианта модели «Совместное обучение»Расширенный вариант учитывает имеющийся в Российской Федерации опыт организации сетевого взаимодействия, накопленный вузами и ИПК в ходе реализации образовательных программ повышения квалификации (рис. 2). Кроме того, учитывается имеющийся опыт реализации совместных образовательных программ повышения квалификации вузов-участников ассоциации образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет».Модель «Интеграция с сетевым сообществом». Данная модель появилась несколько лет назад, однако до сих пор не описана и детально не проанализирована. Дело в том, что начиная с 2005 г. в Интернете появились новые технологии взаимосвязи и вслед за этим начали формироваться сетевые сообщества. Сетевые сообщества формировались по интересам и по профессиям, например Сообщество учителей математики в общеобразовательных учреждениях и т.д. Формирование сообществ учителей и преподавателей было поддержано на федеральном уровне рядом проектов в программе «Информатизация системы образования».В рамках новой модели сетевое взаимодействие организовано на основе новейших информационно-коммуникационных технологий. К его преимуществам можно отнести: высокую скорость поиска и передачи информации; расширение информационного поля; визуализацию процесса участия; облегчение доступа к структурированной информации.Модель использует сетевые распределенные структуры повышения квалификации преподавателей и научных сотрудников вузов по внедрению результатов инновационных образовательных программ и применению новых образовательных технологий. Модель содержит основные элементы единой образовательной среды и включает в себя:•инфраструктуру ресурсных центров и учреждений образования;•систему информационного обеспечения сетевых сообществ; •систему доступа к образовательным программам и ресурсам;•систему сопровождения и управления учебным процессом; •систему мониторинга качества повышения квалификации;•набор программ повышения квалификации по приоритетным направлениям развития системы ВПО, внедрению результатов инновационных образовательных программ и применению новых образовательных технологий;•материально-техническое, технологическое и кадровое обеспечение. Если в модели «Институтская» основу организации и проведения дистанционного обучения составляет одна организация, а именно региональный Институт повышения квалификации (самостоятельный или в составе регионального вуза), то в модели «Сетевое сообщество» таких ключевых организаций становится две: Институт повышения квалификации и сетевое сообщество. Учебный материал и финансы по-прежнему сконцентрированы в региональном ИПК, а преподаватели, информация о проводимых курсах и учебный материал концентрируются в сетевых сообществах. Приблизительная схема взаимодействия представлена на рис. 3.Рис. 3. Схема модели «Интеграция с сетевым сообществом»ВыводыРазвитие Интернет-технологий сформировало основу для активного развития сетевых сообществ. Сообщества развиваются, и сегодня они набрали серьезный потенциал, который позволяет рассматривать их как важный элемент системы образования и включать в цепочку действующей системы повышения квалификации. Ввиду того, что в сетевом сообществе проходят постоянные обсуждения используемых методик, приемов, учебников и т.д. и идет формирование объективной групповой оценки эффективности работы по тем или иным методикам, качества написанных учебников и учебных пособий, то развитие педагогической мысли и формирование общественного мнения идет в сетевых сообществах. Сетевое сообщество становится основной, одной из важнейших движущих сил развития педагогической науки и практики. Сообщество ближе к реалиям учебного процесса и ближе к потребностям конкретного учителя, и его члены лучше знают, чему необходимо учить преподавателя сегодня. Таким образом, для более эффективного проведения повышения квалификации необходимо соединение потенциалов сетевых сообществ и институтов повышения квалификации. Основными организационными моделями взаимодействия выступают модели «Совместное обучение» и «Интеграция с сетевым сообществом».В этих моделях сетевые сообщества интегрируются с институтами повышения квалификации. При этом сообщества забирают на себя ряд функций. Они могут выполнять такие функции, как разработка учебных программ, разработка учебных материалов и модулей, отбор и привлечение «своих» лекторов для ведения занятий, проведение необходимого информационного и рекламного обеспечения организации курсов.

Ключевые слова

сетевое сообщество, повышение квалификации, модель повышения квалификации, дистанционное образование, online community, professional development, model of training, distance education

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Смирнов Сергей АлександровичФедеральный институт развития образованияЗаведующий отделом анализа, систематизации и хранения продуктов научно-проектной деятельностиsas@firo.ru
Всего: 1

Ссылки

Патаракин Е.Д. Сетевые сообщества и обучение. - М.: ПЕР СЭ, 2006. 112 с.
Владимирова Л.П. Сетевые профессиональные сообщества учителей. <http://www.distant.ioso.ru/for teacher/25-11-04/sps.htm>.
X Всероссийский августовский интернет-педсовет // Дни сетевых сообществ-2009. - http://pedsovet.org/content/event/6855/.
Смирнов С.А. О развитии нормативного обеспечения дистанционного образования // Дистанционные образовательные технологии. Проблемы, опыт, перспективы развития: сб. ст. / Под ред. Ф.Ф. Харисова. - М.: ФИРО, 2008. - С. 17-32.
 Новый образ системы повышения квалификации с участием сетевых сообществ | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 1 (41) .

Новый образ системы повышения квалификации с участием сетевых сообществ | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 1 (41) .