| Открытое и дистанционное образование. 2011. № 1 (41) .

Использование в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий позволяет обеспечить информационно-образовательную среду опережающего обучения на всех уровнях образовательной системы. Одновременно это вызывает необходимость постоянного обновления педагогического профессионализма преподавателя: реализации его управленческого потенциала, формирования ключевых компетенций в проектировании результата обучения.

?.pdf Качество подготовки специалистов в условиях экономического и социального роста должно соответствовать запросам студента, родителей, преподавателей и тех, кто не участвует в образовательном процессе, но по значимым причинам заинтересован в его качестве (государство, общество, работодатели). В настоящее время участие государства в контроле качества в сфере высшего профессионального образования носит устойчивый характер, подтверждение этому мы находим ежедневно не только в средствах массовой информации, но и (директивах) правительства и Министерства образования и науки, в частности, в приоритетном национальном проекте «Образование». В материалах Министерства образования и науки Российской Федерации Государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 гг.» (на основе результатов и достижений Приоритетного национального проекта «Образование» на заседании Совета при Президенте Российской Федерации 13 сентября 2007 г.) определены подходы к формированию современной модели образования, отвечающей задачам Концепции досрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. [1. С. 32-33]. В данном документе в главе «Облик современной модели образования к 2020 году» показаны ключевые общесистемные изменения на всех уровнях образования. В процессе самообразования гражданам будет обеспечен доступ к цифровым образовательным ресурсам на основе российских разработок и локализации лучших мировых образовательных ресурсов. Содержание и методы обучения будут модернизированы на основе эффективного использования возможностей современных информационно-коммуникационных технологий. Это позволит резко увеличить возможность выбора образовательных ресурсов, способных обеспечить полную вариативность и индивидуальность образовательных траекторий на всех уровнях высшего профессионального образования. Одновременно это приведет к необходимости смены образовательных технологий и роли преподавателя, расширению его профессиональной деятельности, готовности выступать тьютором, управленцем, консультантом, фасилитатором, косвенно направлять и объективно оценивать самостоятельную деятельность студентов. Исходя из материалов VII съезда ВПС, к 2015 г. планируется все образовательные учреждения обеспечить компьютерным, сетевым, мультимедийным оборудованием, программным обеспечением, необходимым для эффективного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе [1. С. 33-35]. При этом в образовательных учреждениях должны создаваться организационно-педагогические условия для внедрения и постоянного обновления ИКТ и обеспечивающей их использование инфраструктуры, информационно-образовательной среды. Под информационно-образовательной средой мы понимаем искусственно создаваемое социокультурное окружение студента, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать продуктивную деятельность учащегося. Следует отметить, понятие «информационно-образовательная среда» отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих формирование человека. В данном случае предполагается присутствие обучающегося в информационно-образовательной среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом (в нашем случае с обучающимся). Нами выделены три компонента информационно-образовательной среды: социальный (социальное окружение), пространственно-предметный (пространственно-предметное окружение) и психодидактический.Из опыта известно, что использование в образовательном процессе ИКТ позволяет обеспечить реальную вариативность образования на всех уровнях образовательной системы. Одновременно это вызывает необходимость постоянного обновления педагогического профессионализма преподавателя: реализацию его управленческого потенциала, формирование ключевых компетенций в проектировании результата обучения. Нельзя не согласиться с мнением тех ученых, которые считают, что система высшего образования больше не может и не должна рассматриваться только как «производство» [2. С. 47] специалистов, с большей или меньшей точностью способных исполнить определенную профессиональную роль согласно заученному сценарию. Она выступает как институт, в котором члены общества интериоризуют не только знание, но и ценности, что чрезвычайно важно в условиях стремительных социально-экономических перемен. Рассматривая вопросы качества общего образования, С.Е. Шишов отмечает, что: «…работники наиболее успешных компаний должны отличаться таким качеством образования, которое позволяет им формировать за покупателей их будущие потребности и быть готовыми квалифицированно удовлетворять эти потребности» [2. С. 87]. Из этого высказывания можно сделать важный вывод: опережающая подготовка кадров способствует саморазвитию личности, которая, в свою очередь, будет опережать потребности производства. Следовательно, общая цель опережения - повышение эффективности и качества образовательного процесса в результате предварительного «взвешивания» намечаемых и примечаемых решений. В рамках опережающего образования чрезвычайно важны прогнозные выводы, подкрепленные конкретными данными, с целью обоснования необходимости преобразования обучения и воспитания молодежи, принятия конкретных решений по дальнейшему совершенствованию образования, определения необходимых социальных ориентиров и контуров возможных изменений. Сегодня, как показывает анализ литературы, образовательная система находится в постоянном изменении, что означает, во-первых, изменение содержания учебного процесса; во-вторых, выявление новых форм и типов обучения; в-третьих, изменения в организации системы образования и динамических связей ее элементов между собой и с другими социальными подсистемами; в-четвертых, формирование новых ценностей и целей, что невозможно без понимания и усвоения основных ценностей как обществом в целом, так и большинством его членов.Таким образом, знакомство наряду с прочим со спецификой нормативного прогнозирования не может не привлечь внимание студенчества к тем современным социальным императивам, и тем самым нормам и нормативам, которые определяют представления ученых о высшем профессиональном образовании будущего. Опережающее образование и информационно-коммуникативные технологии в нем помогут решить ряд проблем, связанных с перспективами развития высшей школы. По мнению П.Н. Новикова, «опережающее образование это системообразующее существенное свойство профессионального образования, проявляющееся во взаимодействии содержания, процесса и результата передачи культурного наследия, знаний, направленных на развитие у человека потенциальных природных способностей к активному, деятельностному гуманистически ориентированному мышлению и поведению, формирование у него преобразующего интеллекта, реализующегося в такой же активной, преобразующей, деятельностной практике» [3].Почему именно такой, а не другой следует видеть высшую школу начала третьего тысячелетия? Следует признать, что не все новые представления об опережающем образовании в достаточной мере обоснованы. Но в том и заключается сущность опережающего образования, чтобы предвидеть ростки действительно научных направлений. По мнению И.М. Молчана, студенты должны знать не только утвердившиеся положения, но и направления будущих исследований, а также невостребованные или недостаточно разработанные идеи прошлого. Автор прав, что история науки сегодня - важнейший источник знаний не только о прошлом, но и о будущем. Резюмируя приведенное высказывание, И.М. Молчан утверждает: «Направление сознания в будущее есть задача истинной школы» [4].Анализ отечественной и зарубежной литературы, изучение имеющегося в этом направлении опыта показали, что наиболее перспективными средствами и способами обучения студентов, подготовки и переподготовки конкурентоспособных специалистов являются информационно-коммуникационные технологии. В настоящее время компьютерные технологии уже нашли широкое применение в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в сфере организации высшего профессионального образования. Система образования высшей школы в нашей стране уже вступила в период фундаментальных перемен, характеризующихся новыми концептуальными подходами к разработке и использованию компьютерных технологий, которые изложены в работах Н.П. Брусенцова, А.М. Довгяло, Ю.И. Лобанова, В.А. Новикова, Б.А. Платонова, Е.С. Полат, А.Я. Савельева, В.А. Трайнева, И.В. Трайнева, А.Н. Филиппова, А.А. Кузнецова и др.Появилось множество исследований по дистанционному обучению студентов на основе информационно-коммуникационных технологий и методов использования информационных технологий в вузе (Е.В. Бережнова, А.Г. Бермус, Н.М. Борытко, Т.Г. Браже, С.Г. Воровщиков, В.П. Демкин, М.Г. Дзугоева, С.А. Жданов, О.Б. Зайцева, Т.В. Ильякова, Г.В. Майер, И.М. Осмоловская, Е.Е. Полянская, С.П. Плеханов, В.Г. Рыдак, А.Д. Солдатенков, Н.Ю. Таирова, Ю.Г. Татур, О.В. Юдина). Высшее образование на данном этапе ориентирует вузы на преимущества и возможности, предоставляемые информационными технологиями, и называет пути обеспечения качества и строгие нормы каждодневной практики, текущих и итоговых результатов высшего профессионального образования: участие в деятельности соответствующих информационных сетей, в передаче технологии, в создании потенциала, в разработке учебных материалов и обмене опытом, в применении этих технологий в области преподавания, в обеспечении всеобщей доступности знаний; создание информационно-образовательной среды, где содержание и методы обучения ориентированы на освоение методологии творческой созидательной деятельности, формирование инновационной способности студента - способности создавать то, о чем может не знать даже преподаватель, как практики «опережающего» характера; проектирование индивидуально-образовательного маршрута студента; адаптация образовательных технологий опережающего обучения к национальным и местным потребностям и создание технических, образовательных, институционных систем для обеспечения их устойчивого использования.Необходимо уточнить понятие «опережающее обучение», которое мы сводим к следующему определению: опережающее обучение - это система подготовки кадров, обеспечивающая зону ближайшего развития специалиста, прогнозирующая потребности теории и практики в подготовке кадров, реализуемая в деятельности преподавателя на повышенном уровне сложности.В подготовке кадров назрела острая необходимость разработать систему опережающего образования, которая продиктована тремя основными факторами:1) динамичность социального и экономического развития общества требует проектирования адекватных образовательных моделей подготовки специалистов, способных удовлетворять потребности общества;2) смена образовательных парадигм, происходящая в настоящий период модернизации образования, должна быть обеспечена соответствующими технологиями подготовки кадров, отвечающими требованиям современного общества;3) взаимодействие субъекта образования с различными информационными средами не персонализировано: не всегда учтены возможности и требования пользователя, еще реже сама информационная система выступает развивающим фактором для будущего специалиста.Современному информационному обществу, с одной стороны, нужны специалисты, владеющие новейшими достижениями в конкретной профессиональной деятельности, современными методами непрерывного обучения; с другой стороны, нужны педагоги, готовые применять информационные технологии в процессе обучения в вузе, способные создавать программы и разрабатывать модели индивидуально-образовательного маршрута студента. Современное высшее образование показывает необходимость повысить качество профессиональной подготовки студентов гуманитарных вузов в области теоретических основ современных информационных технологий и практических навыков их реализации. Включение новой учебной дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) не существенно меняют общие подходы к подготовке конкурентоспособных специалистов. Анализ опыта различных стран в преподавании информатики позволяет утверждать, что эту дисциплину следует рассматривать не только как важное средство информационной поддержки учебного процесса, как эффективный педагогический инструмент, но и как необходимый компонент информатизации образования. Под информатизацией образования нами, вслед за Г.В. Абрамян, А.Е. Марон, понимается процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества содержания образования, проведение исследований и разработок, их внедрение, сопровождение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности [5].В последнее время появились работы, связанные с моделированием содержания профессиональной подготовки военных специалистов (Л.Ю. Монахова). Так, например, автором выделены следующие шесть социальных функций высшего образования в условиях его модернизации: глобализация знаний; опережающее образование; трансляция опыта и культуры; переход от репродуктивной к креативной парадигме; преодоление узкопрофессиональной концепции развития человеческих ресурсов; адаптивное образование [8].Основной целью применения информационных технологий в профессиональном образовании являются широкая рационализация интеллектуальной деятельности, радикальное повышение эффективности качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества. Средством достижения целей и решения задач информатизации сферы образования является системная интеграция ИКТ в различных предметных областях образования.Информатизация включает информатизацию процесса обучения и воспитания, информатизацию научных исследований, управление системой образования как объектом информатизации, создание современной информационно-образовательной среды, построение организационной инфраструктуры обеспечения процесса информатизации образования, оснащение системы образования техническими средствами информатизации, информационную интеграцию системы образования в мировую образовательную систему.Подводя итоги, можно заключить, что на данном этапе высшее образование ориентирует вузы на преимущества опережающего обучения, выстраиваемого как система на основе информационно-коммуникационных технологий. Под информационно- образовательной средой опережающего обучения мы понимаем искусственно создаваемую социокультурную среду профессиональной подготовки студентов, реализуемой в деятельности преподавателя на повышенном уровне сложности, включающую в себя различные виды средств и содержание образования, обеспечивающую зону ближайшего развития специалиста, способного к продуктивной деятельности прогнозирования теории и практики динамично изменяющегося современного производства.

Ключевые слова

информационно-образовательная среда, опережающее образование, информационно-коммуникационные технологии, прогнозирование, информатизация образования, информационные средства, Informational and educational environment, advancing teaching, information communicational technologies, forecasting, information of education, informational means

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Rabadanova R.S.Moskow State University of Technologies and Management
Всего: 1

Ссылки

Материалы Четвертого съезда Всероссийского педагогического собрания (31 октября 2008 г. г. Москва). - М., 2008. - С. 32-33.
Шишов С.Е. Концептуальные проблемы мониторинга качества общего образования. - М.: Из-во НЦСиМО, 2008.
Новиков П.Н. Теоретические основы опережающего профессионального образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук / П.Н. Новиков. - Екатеринбург, 1997. - 46 с.
Молчан И.М. Космизация курса общей биологии в системе опережающего образования и научные прогнозы живой этики // Педагогический вестник. - М., 1998. - Вып. 2. - С. 51-52.
Абрамян Г.В. Стратегия и технология развития систем опережающего образования в современных условиях / Г.В. Абрамян, А.Е. Марон // Содержание и технологии образования взрослых: проблема опережающего обучения. - СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2007. - С. 12-13.
Монахова Л.Ю. Моделирование содержания профессиональной подготовки военных специалистов в информационной среде // Содержание и технологии образования взрослых: проблема опережающего обучения. - СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2007. - С. 58-59.
  | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 1 (41) .

| Открытое и дистанционное образование. 2011. № 1 (41) .