Рассматривается проблема организации подготовки студентов сервисных специальностей в области информационных и коммуникационных технологий. Представлены педагогические условия, реализация которых позволит наиболее эффективно подготовить студентов сервисных специальностей к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Pedagogical conditions of students' training of service majors to use IT- technologies in the professional activity.pdf Интенсивное внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в сферу сервиса улучшает качество предоставления услуг, создаёт значительные конкурентные преимущества сервисной фирме, заключающиеся в улучшении качества и скорости обслуживания, предложении большего выбора услуг потребителям. Для успешного выполнения задач будущей профессиональной деятельности студентам сервисных специальностей необходимо быть компетентными в области ИКТ, поэтому перед вузами в качестве одной из основных выступает задача формирования у студентов необходимых для этого знаний, умений и навыков, а также мотивации и потребностей к использованию ИКТ. В ходе анализа сложившейся практики подготовки студентов, будущих специалистов сферы сервиса в области ИКТ, нами было выдвинуто предположение о том, что подготовка студентов сервисных специальностей к использованию ИКТ для решения профессиональных задач будет наиболее эффективной при соблюдении следующих педагогических условий:−создание модульной структуры содержания подготовки в области ИКТ с учетом специфики будущей профессиональной деятельности специалистов сферы сервиса с применением рейтинговой системы оценки знаний студентов;−осуществление подготовки студентов сервисных специальностей в условиях информационно-коммуникационной среды вуза; −использование ИКТ для преподавания всех циклов дисциплин подготовки специалистов сферы сервиса, для чего будет осуществлена внутривузовская подготовка преподавателей непрофильных дисциплин к использованию ИКТ для организации процесса обучения.Рассмотрим вышеперечисленные педагогические условия более подробно. Первое педагогическое условие - создание модульной структуры содержания подготовки в области ИКТ с учетом специфики будущей профессиональной деятельности специалистов сферы сервиса с применением рейтинговой системы оценки знаний студентов.Использование модульной структуры содержания подготовки (П.А. Юцявичене, Т.Н. Шаламова и др.) в области ИКТ осуществлялось при построении учебного курса «Использование ИКТ в сервисной деятельности». Целесообразность данного подхода объясняется в том числе возможностью реализовать дифференцированный подход к подготовке студентов разных сервисных специальностей, имеющих разный исходный уровень профессиональной подготовки к использованию средств. Элементом модульного обучения может выступать рейтинговая система оценки знаний. Рейтинговая система оценки деятельности студентов представляет собой систему «пошагового контроля и выражаемой в баллах оценки успешности усвоения студентами различных блоков учебного материала» [1. С. 131]. Таким образом, работа каждого из студентов оценивается условными баллами по результатам изучения каждого модуля.Приведем пример модульного содержания программы курса «Использование средств ИКТ в сервисной деятельности», который необходимо включить в подготовку студентов сервисных специальностей. Содержание курса отражает основные направления будущей профессиональной деятельности специалиста сферы сервиса в условиях информатизации общества.Модуль 1. Теоретические основы использования ИКТ специалистами сервиса в профессиональной деятельности в современных условиях информатизации общества.Данный блок раскрывает вопросы, отражающие общее представление о состоянии, проблемах, перспективах информатизации общества как глобального процесса в стране и за рубежом; социально-экономические, научно-технические предпосылки информатизации общества; влияние процесса информатизации на сферу сервиса; общие представления о понятии «информация» как одного из основных понятий объективной реальности, понимании роли и места информации в жизни человека и общества; общие представления о средствах ИКТ: определение, возможности, основные направления использования в сервисной деятельности.Модуль 2. Практическая реализация возможностей ИКТ специалистами сервиса в профессиональной деятельности в современных условиях информатизации общества.Целью данного блока является изучение возможностей планирования, проектирования, разработки и эксплуатации информационных систем в различных сферах сервисной деятельности с учетом требований современного информационного общества массовой глобальной коммуникации.Модуль 3. Автоматизация информационного обеспечения и организационного управления профессиональной деятельности специалистов сервиса на базе ИКТ.В данном блоке раскрываются следующие вопросы: использование ИКТ в процессах автоматизации офисной деятельности, делопроизводства, реализация финансовых и экономических расчетов в сфере сервиса; изменение деятельности работников сферы сервиса в условиях применения ИКТ в контексте автоматизации офисной деятельности; применение автоматизированных рабочих мест.Модуль 4. Информационное взаимодействие в условиях функционирования локальных и глобальной компьютерных сетей, потенциал распределенного информационного ресурса. В данном направлении отражаются следующие вопросы: характерные особенности информационного взаимодействия в условиях функционирования локальных и глобальной компьютерных сетей, реализации потенциала распределенного информационного ресурса; основные направления реализации возможностей использования компьютерных сетей (локальных, глобальной) в сервисной деятельности; виды информационного взаимодействия при работе в компьютерных сетях; возможности организации поиска информации в компьютерных сетях для использования в сфере сервиса; использование специализированных инструментальных программных средств и систем для разработки сайтов предприятий сферы сервиса.Модуль 5. Возможные негативные последствия использования ИКТ в деятельности специалистов сферы сервиса и меры по их предотвращению. Данное направление раскрывает вопросы, отражающие условия безопасного и эффективного применения средств вычислительной техники, средств информатизации и коммуникации (в том числе организационные, психологические, управленческие, санитарно-гигиенические и прочие условия применения в профессиональной деятельности информационных технологий), возможные последствия использования ИКТ и меры по их предотвращению.Модуль 6. Информационная безопасность в профессиональной деятельности специалиста сферы сервиса.Данное направление раскрывает вопросы, отражающие общие подходы к защите прав интеллектуальной собственности в сфере сервиса, представленной в электронном виде, основные определения (интеллектуальная собственность, предшествующая интеллектуальная собственность, создаваемая интеллектуальная собственность, патент, конфиденциальная информация и др.); основные нормативно-правовые акты, регламентирующие защиту авторских прав на интеллектуальную собственность, представленную в электронном виде; аспекты соблюдения соответствующих правовых и этических норм передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной, профессиональной и личной переписке; этические нормы поведения людей в информационной среде.Проведение занятий по представленному курсу осуществляется с учетом специфики будущей профессиональной деятельности и предполагает использование технологии контекстного обучения (А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя и др.). В качестве специфических форм и методов обучения выступают: проблемные лекции, семинары-дискуссии, деловые игры и т.д.Второе педагогическое условие - осуществление подготовки студентов сервисных специальностей в условиях информационно-коммуникационной среды вуза.Одной из характерных особенностей учебного процесса в настоящее время является информатизация образования, которая основана на внедрении ИКТ во все сферы деятельности учебного заведения и ориентирована на оптимальное управление ходом учебного процесса во всех его проявлениях: аудиторная и самостоятельная работа студентов, курсовое и дипломное проектирование, научно-исследовательская работа, учебно-методическое обеспечение дисциплин, составление расписания занятий, осуществление сбора и анализа информации об успеваемости студентов. Вопросы формирования информационно-образовательной среды отражены в работах А.Л. Денисовой, Т.А. Лавиной, И.Г. Захаровой, В.А. Касторнова, Ю.А. Прозорова, И.В. Роберт, Н.Е. Астафьевой, М.С. Чвановой и др. Вслед за И.В. Роберт, под понятием «информационно-коммуникационная среда вуза» будем понимать совокупность условий, при которых осуществляется: активное информационное взаимодействие преподавателей, студентов и информационных ресурсов, в том числе созданных на базе ИКТ, ориентированных на оперирование этими ресурсами и осуществление исследовательской, экспериментальной, поисковой и другой деятельности студентов, преподавателей и др., а также функционирование управленческих организационно-методических структур вуза [4].Основываясь на исследованиях ряда ученых (В.П. Зинченко, И.А. Зимняя, И.Г. Захарова, Т.А. Лавина), перечислим основные педагогико-технологические требования к информационно-коммуникационной среде вуза: открытость (подразумевает открытый доступ к информационному образовательному ресурсу на основе идентификации пользователей); интегративность и структурированная избыточность (подразумевает возможность оптимального подбора образовательных ресурсов на основе использования иерархических баз данных, между объектами которых установлены определенные связи); интерактивность информационного взаимодействия (предполагает осуществление поиска, отбора, передачи информации, информационного взаимодействия в условиях интерактивного диалога); единство способов осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия (предполагает однозначность процесса навигации; единство способов доступа к информационным ресурсам среды).Информационно-коммуникационная среда ЧГПУ им. И.Я. Яковлева представлена специализированным системно-объединяющим пространством с размещением в нем компьютерной техники, объединенной в локальную сеть с выделенным сервером. Через локальную сеть осуществляется постоянное подключение к высокоскоростному каналу Интернет. Сегодня ЧГПУ им. И. Я. Яковлева предоставляет студентам и преподавателям возможность применять в процессе обучения: глобальную сеть Internet для получения необходимой информации; электронную почту для осуществления обмена информацией как с внешними абонентами, так и внутри сети; удаленный доступ к библиотечным каталогам и файлам электронных библиотек, а также к базам данных при проведении научных исследований и подготовке учебных работ; получение электронных периодических публикаций по выбранной тематике; контрольное и самостоятельное тестирование; проведение различных расчетов при помощи пакетов прикладных программ.Осуществление учебной деятельности в условиях информационно-коммуникационной среды позволяет повысить эффективность учебного процесса, уровень подготовки студентов сервисных специальностей в области ИКТ, помогает систематизировать знания, в значительной мере индивидуализировать обучение, оно дает толчок к развитию навыков самообучения, овладения высокими технологиями и современным инструментарием, повышает грамотность при поиске необходимой информации и работе с ней, что также является необходимым условием для дальнейшего профессионального развития будущего специалиста сферы сервиса. Третье педагогическое условие - использование ИКТ для преподавания всех циклов дисциплин подготовки специалистов сферы сервиса, для чего будет осуществлена внутривузовская подготовка преподавателей непрофильных дисциплин к использованию ИКТ для организации процесса обучения.Осуществление данного условия предполагает формирование у преподавателей непрофильных дисциплин знаний, умений и навыков использования ИКТ для организации процесса обучения студентов сервисных специальностей.Основываясь на работах Т.А. Лавиной, М.Ю. Софоновой, под внутривузовской подготовкой преподавателей в области ИКТ будем понимать организованный и инициированный администрацией вуза процесс, который осуществляется в условиях информационно-коммуникационной среды вуза и направлен на стимулирование повышения профессионального уровня преподавателей вуза соответствующего уровня и профиля в области реализации основных направлений информатизации образования в целях оптимального использования современных ИКТ для организации процесса обучения [2]. Подготовка преподавателей в области ИКТ позволит готовить студентов, будущих специалистов сферы сервиса, к осуществлению дальнейшей профессиональной деятельности в динамично развивающейся информационно-коммуникационной среде с разнообразием электронных источников информации и возможностей ИКТ.Путем анкетирования преподавателей ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, ведущих занятия у студентов сервисной специальности «домоведение», было установлено, что 20% педагогов не умели работать на персональном компьютере. 48% имели лишь самые элементарные знания и умения пользователей ПК. Только 32% преподавателей при работе с ПК использовали базовое программное обеспечение (MS Excel, MS Word, MS Power Point), могли найти нужную информацию в глобальной сети Internet, а также использовали на занятиях возможности ИКТ.На наш взгляд, подготовка преподавателей по курсу «Использование ИКТ в учебном процессе вуза» в рамках повышения квалификации преподавательского состава в области ИКТ позволит устранить возникшее противоречие между необходимостью организации учебного процесса и решения профессиональных задач с использованием средств и методов ИКТ, адекватной современному уровню образования, и ее отсутствием в настоящее время. Целью данной дисциплины является подготовка преподавателей непрофильных дисциплин к использованию ИКТ для организации процесса обучения в условиях функционирования информационно-коммуникационной среды вуза. Особенностью организации занятий является проведение обучения в условиях конкретной информационно-коммуникационной среды вуза, в которой преподаватель в дальнейшем и будет осуществлять подготовку студентов. В содержание кура «Использование ИКТ в учебном процессе вуза» входят следующие блоки: теоретические основы информатизации образования, психолого-педагогические основы информатизации образования, разработка и проектирование электронных средств образовательного назначения, информационное взаимодействие в условиях функционирования локальных и глобальной компьютерных сетей, потенциал распределенного информационного ресурса, информационно-коммуникационная среда вуза, автоматизация информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления вузом на базе ИКТ, организация тестирования студентов в условиях информационно-коммуникационной среды вуза, информационная деятельность преподавателя, информационное взаимодействие между преподавателями, информационное взаимодействие между преподавателем и студентами, основы организации дистанционного обучения, педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного применения вычислительной техники, средств информатизации и коммуникации, возможные негативные последствия использования ИКТ и меры по их предотвращению, информационная безопасность в сфере информатизации образования.Таким образом, реализация комплекса педагогических условий, включающего в себя создание модульной структуры содержания подготовки в области ИКТ с учетом специфики будущей профессиональной деятельности специалистов сферы сервиса с применением рейтинговой системы оценки знаний студентов; осуществление подготовки студентов сервисных специальностей в условиях информационно-коммуникационной среды вуза; использование ИКТ для преподавания всех циклов дисциплин подготовки специалистов сферы сервиса, для чего будет осуществлена внутривузовская подготовка преподавателей непрофильных дисциплин к использованию ИКТ для организации процесса обучения, способствует более эффективной подготовке студентов сервисных специальностей к использованию ИКТ в будущей профессиональной деятельности.
Захарова И.Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: дис. … д-ра пед. наук / И.Г. Захарова. - Тюмень, 2000. - 399 с.
Лавина Т.А. Внутришкольная подготовка учителей в области информатизации образования / Т.А. Лавина // Информатика и образование. - 2005. - № 5. - С. 104-106.
Попков В.А. Дидактика высшей школы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Попков, А.В. Коржуев. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 136 с.
Роберт И.В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / И.В. Роберт, Т.А. Лавина. - М.: ИИО РАО, 2009. - 88 с.