ФУНКЦИИ ДЕКАНАТА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ | Открытое и дистанционное образование. 2014. № 1(53).

ФУНКЦИИ ДЕКАНАТА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

Рассмотрена проблема несоответствия потребностей педагогов и студентов в улучшении функционирования самостоятельной формы работы и недостаточной эффективности современной системы управления на факультете. Исследовано взаимодействие деканата с кафедрами и студентами в аспектах созидания, организации, мотивации, стимулирования и контроля. Определены функции деканата в управлении организацией и выполнением самостоятельной учебной деятельности на факультете. Сделаны акценты на специфике функционирования самостоятельной работы в учебных заведениях юридической направленности.

DEAN’S OFFICE FUNCTIONS IN THE SYSTEM OF INDEPENDENT WORK MANAGEMENT OF FUTURE LAWYERS.pdf Самостоятельная учебная деятельность студента со временем становится главной опорой построения процесса обучения в вузе. Причинами этого являются и ее соответствие традиционным и дистанционным формам подготовки специалистов, и возрастание объема учебного материала, который невозможно рассмотреть только на аудиторных занятиях, и склонность современных студентов к работе с компьютером, что переносит акцент их активности именно на самостоятельные способы работы. Не является исключением и ситуация с подготовкой специалистов в области права. Обучение будущих юристов, как и представителей большинства гуманитарных профессий, фундаментально обеспечено педагогическими исследованиями ученых Российской Федерации, Украины, Республики Беларусь в сфере аудиторной и самостоятельной работы студентов [1-3], ориентиров подготовки правоведов [4, 5], что фактически исключает возможность дальнейшей существенной модернизации учебного процесса в этих направлениях. В то же время мы имеем традиционные и неизменные подходы к управлению работой факультетов, что не согласуется с потребностью педагогов и студентов в изменении условий функционирования самостоятельной формы работы в вузе. Данное противоречие определяет проблему нашего исследования и очерчивает перспективу получения нового качественного результата в организации самостоятельной учебной деятельности студентов. Целью этого исследования является установление тех функций, которые должен выполнять деканат во взаимоотношениях с кафедрами и студентами для реализации управления самостоятельной работой будущих юристов. Соответствующие задачи статьи состоят в определении отдельных функций деканата и изучении содержания его деятельности. Рассмотрение данного вопроса предполагает учет некоторых аспектов функционирования системы управления самостоятельной учебной деятельностью студентов в вузах, в частности в тех, где готовят будущих юристов. Во-первых, внутрифакультетская система управления «деканат - кафедра - студент» является частью общей системы управления самостоятельной работой студентов в учебном заведении. Последняя формируется уже иными субъектами управления, в первую очередь представителями ректората. Однако в данном исследовании мы принимаем, что система «деканат - кафедра - студент» функционирует автономно, а это возможно, если ректоратом созданы стабильные условия для ее работы. В такой ситуации деятельность ректората является источником постоянного и предсказуемого влияния внешней среды. Это влияние не привлекает к себе специального внимания само по себе, при этом создает достаточные условия для самостоятельного функционирования стоящих ниже по рангу субъектов управления. Присутствие ректората необходимо как фактор, который регулирует интенсивность работы системы управления внутри факультета. В то же время избыточная и импульсивная активность высшего органа управления в учебном заведении может не только мешать стабильной работе системы «деканат - кафедра - студент», но и разрушить ее. Кроме регулирования интенсивности работы системы управления самостоятельной работой студентов на факультете, ректорат также задает ее направленность, используя стандарты подготовки специалиста. Данный целевой аспект может и должен быть дополнен требованиями к содержанию управления самостоятельной учебной деятельностью будущих юристов его субъектами. Это создаст концепцию дальнейшей работы деканата, кафедр и студентов, которые в дальнейшем могут самостоятельно выполнять собственные функции. Во-вторых, существует разница в функциональных характеристиках деканата разных учебных заведений. Она проявляется при детальном изучении особенностей управления в специализированных юридических учебных заведениях и многопрофильных вузах. В последних деканат является более самостоятельным субъектом управления, выполняя часть тех функций, которые в специализированном вузе принадлежат ректорату. В-третьих, специфика ряда юридических профессий предполагает обучение будущих специалистов в учебных заведениях военного типа, где осуществляется подготовка кадров для правоохранительных органов. Учеба студентов (курсантов) таких вузов неразрывно связана со служебной деятельностью, что не свойственно гражданским учебным заведениям и проявляется главным образом в дефиците внеаудиторного свободного времени курсантов, а значит, и в необходимости развития форм обучения с использованием электронных источников информации, создании определенных технических условий и т.д. Следовательно, субъекты управления самостоятельной работой курсантов (будущих правоохранителей) имеют свои функциональные отличия. Рассмотрим общие функции деканатов высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов, при необходимости акцентируем внимание на их работе с учетом специфики учебного заведения. Как и любые другие субъекты управления, представители деканата осуществляют свою деятельность в аспектах созидания, организации, мотивации, стимулирования и контроля. Исследуем указанные составляющие в отношении самостоятельной работы студентов. Первая группа функций (аспект созидания) имеет отношение к процессам составления учебных программ, проектирования кафедрами самостоятельной учебной деятельности будущих юристов, а также создания инфраструктурных и технических условий выполнения студентами заданий самостоятельной работы. Обозначенное взаимодействие с кафедрами определяет такую функцию деканата как предметно-проектировочную. Ее реализация предполагает следующие действия: 1) распределение между кафедрами факультета целевых составляющих стандарта подготовки юриста (соответствующих факультету профессий и специализаций) для дальнейшего закрепления определенных групп знаний и умений за учебными дисциплинами, составления учебно-методического обеспечения, разработки проектов самостоятельной работы; 2) разработка рекомендаций к объему и содержанию заданий самостоятельной работы отдельных учебных дисциплин, акцентирование внимания преподавателей на некоторых упражнениях как обязательных элементах подготовки юриста, например, направленных на индуктивное и дедуктивное мышление, проведение аналогий и обобщений; 3) совместное с кафедрами составление промежуточных и итоговых контрольных заданий, ориентированных на изучение качества подготовки юристов и эффективности самостоятельной работы. Созидательная работа деканата со своими студентами находит свое отражение в функции обеспечения учебных условий. Ее реализация состоит в создании необходимого аудиторного и лабораторного фонда, в том числе компьютерных классов, оформлении учебных кабинетов, подготовке к использованию необходимого оборудования, например криминалистического, и т.д. В некоторых высших учебных заведениях имеется возможность самостоятельного издания учебной литературы или изготовления учебного оборудования. В таком случае функция обеспечения учебных условий деканата состоит также в своевременном приеме от кафедр необходимых материалов и организации их издания или изготовления с учетом количества студентов факультета. Организаторская деятельность деканата определяет содержание работы не только кафедр и студентов факультета, но и своей собственной. Соответственно в первую очередь необходимо выделить факультетско-самоорганизационную функцию. Ее выполнение предполагает распределение обязанностей между сотрудниками деканата: деканом, его заместителями, методистами, инспекторами, кураторами, а в вузах военного типа - еще и офицерами, работающими с личным составом. На факультете должен составляться семестровый (годовой) план работы деканата по реализации самостоятельной работы. Кроме того, деканатом осуществляется самоанализ собственной работы на основании трудностей, обнаруженных в организации самостоятельной учебной деятельности собственных студентов. Взаимодействие факультета с кафедрой становится возможным благодаря организационно-педагогической функции деканата, в соответствии с которой последним должны выполняться такие действия: 1) информирование кафедр о требованиях к организации самостоятельной работы студентов, в том числе разработке ее отдельных модулей, содержанию, формам и срокам подготовки учебно-методического обеспечения, предоставлению соответствующей отчетности и т.д.; 2) проведение с преподавателями факультета занятий по использованию методик проектирования и организации самостоятельной учебной деятельности студентов; 3) выяснение системных трудностей, существующих у кафедр на разных этапах организации самостоятельной работы студентов, с последующими рекомендациями путей их разрешения; 4) утверждение рабочих программ учебных дисциплин (дополнений к ним), в которых имеется детальное описание совокупности групповых занятий и модулей самостоятельной работы студентов, в том числе целей, содержания и т.д. В процессе непосредственной организации самостоятельной работы будущих юристов деканат выполняет учебно-организационную функцию. Отличительными признаками ее выполнения являются: - информирование студентов об инфраструктурных, технических и иных условиях выполнения самостоятельной работы на факультете; - выяснение причин систематического невыполнения студентами заданий самостоятельной работы по разным учебным дисциплинам, поиск соответствующих управленческих решений; - организация рабочего дня студента с учетом аудиторных занятий и резерва времени на самостоятельную учебную деятельность. Это особенно важно для вузов военного типа, где даже существует практика составления расписания самоподготовки, учитывающего учебную и служебную занятость курсантов; - составление графика работы учебных кабинетов и лабораторий, который должен соответствовать возможностям студентов или курсантов выполнять самостоятельную работу во время, не занятое расписанием занятий; - создание в электронной библиотеке учебного заведения (факультета) банка заданий самостоятельной работы, доступного каждому студенту. Мотивационная деятельность деканата должна быть направлена на создание условий для реализации потребностей кафедр и студентов. В нашем случае - при организации и выполнении самостоятельной работы соответственно. Целесообразной является также некоторая актуализация определенных потребностей, что необходимо в случае, если они не осознаются преподавателями либо будущими юристами. Например, типичный преподаватель юридических дисциплин является юристом и не имеет педагогического образования, поэтому может и не осознавать потребности в изучении даже структуры процесса обучения. Причина этого явления скрывается в примитивном и непрофессиональном восприятии педагогического взаимодействия, сформированном в легкомысленной самоуверенности людей, уже достигших некоторого признания в своей среде, правда, в качестве юристов. Неоднократно приходилось сталкиваться с отношением к процессу обучения как к некоторому конвейеру: один человек передает знания, а другой принимает. В то же время четкое понимание структуры этого процесса позволяет эффективно спланировать изучение темы, распределить учебные действия студента между аудиторной и внеаудиторной работой. Определенное непонимание актуальных потребностей в выполнении самостоятельной работы может присутствовать и у студента. Это явление носит объективный характер, потому что на данном этапе профессионального становления студент не владеет системным пониманием содержания подготовки юриста, что, в свою очередь, определяет несознательное восприятие им необходимости выполнения тех или иных заданий самостоятельной работы. Регуляция деканатом мотивационной составляющей деятельности кафедр выражается в выполнении педагогико-мотивационной функции. Ее реализация предполагает такие действия, как предоставление кафедрам критериев анализа и самоанализа качества проектирования и организации самостоятельной учебной деятельности студентов, мониторинг технических возможностей данной работы в соответствии с пожеланиями кафедр и последующим созданием необходимых условий. А также изучение соответствия содержания учебных заданий требованиям стандарта обучения, а итогового уровня приобретенных знаний и умений - требованиям качества подготовки юриста. Учебно-мотивационная функция деканата определяет такие направления его деятельности: - сообщение студентам их функций и заданий самоуправления учебной деятельностью; - проведение со студентами занятий, направленных на приобретение актуальных учебных умений; - ознакомление студентов с электронным фондом заданий самостоятельной работы; - проведение опросов студентов на предмет текущего состояния выполнения заданий самостоятельной работы. Следующим аспектом управленческой деятельности деканата является стимулирование работы кафедр по проектированию и организации самостоятельной работы, а также ее выполнению будущими специалистами. Соответственными функциями являются педагогико-стимулирующая и учебно-стимулирующая. Первая из указанных функций должна находить свое проявление в начислении педагогам дополнительной учебной нагрузки, предоставлении им возможности демонстрировать свой опыт организации самостоятельной работы на семинарах для преподавателей, издании за счет учебного заведения только тех учебно-методических материалов, которые соответствуют определенным требованиям высшего учебного заведения, и т.д. Определенное стимулирующее влияние на активность и содержательность работы педагогов имеет система планово-отчетной документации. Деканат может составлять графики подготовки самостоятельной работы студентов к семестру. Например, указывать в них такие этапы подготовки, как утверждение учебной и рабочей учебной программ, проектирование самостоятельной работы, издание методических рекомендаций, при этом указывать соответствующие сроки исполнения. Отчетность кафедр предполагает предоставление фактических результатов работы (учебной программы, методических рекомендаций и т.д.), сведений об успешности выполнения студентами заданий самостоятельной работы, эффективности спроектированных модулей самостоятельной работы, общей успеваемости студентов. К отчетности может относиться самоанализ недостатков проектирования и организации самостоятельной работы, предоставление предложений по улучшению технических либо методических условий реализации самостоятельной учебной деятельности на факультете и др. Учебно-стимулирующая функция состоит в постоянном мониторинге выполнения самостоятельной работы студентами факультета, проведении с ними собраний по поводу состояния выполнения заданий по разным учебным предметам, принуждении наиболее неуспевающих студентов к ведению дневников планирования самостоятельной работы (подобных тем, что используются в школах) и т.д. Контролирующая деятельность деканата реализуется в функциях самоконтроля, педагогического контроля и учебного контроля. Самоконтроль деканата обеспечивается само-анализом собственной деятельности относительно содержательного проектирования самостоятельной работы и эффективности управления работой курсантов по следующим критериям: - соответствие учебных программ, которые используются на факультете, стандартам подготовки специалиста; - наличие разработанных проектов самостоятельной работы студентов к каждой учебной дисциплине, преподаваемой на факультете; - наличие методической помощи преподавателям в проектировании и организации самостоятельной работы; - владение ситуацией по состоянию выполнения самостоятельной работы на факультете, изученность причин системного невыполнения заданий, качества работы со студентами, недостаточно занимающимися самостоятельной учебной деятельностью, и с кафедрами, имеющими низкий уровень организации самостоятельной работы; - уровень созданных на факультете условий для реализации самостоятельной учебной деятельности студентов; - утверждение (согласование) дополнительной учебной нагрузки преподавателей за проектирование, методическое обеспечение и организацию самостоятельной учебной деятельности студентов; - наличие электронного фонда заданий и методического обеспечения самостоятельной работы студентов. Реализация деканатом функции педагогического контроля предполагает не только проверку наличия учебных программ, разработок проектов самостоятельной работы, ее методического обеспечения, но и систематический мониторинг выполнения студентами соответствующих заданий. Причины невыполнения могут состоять в ошибках преподавателя при распределении учебных заданий между аудиторной и самостоятельной видами работы студента, в низком качестве методического обеспечения и т.д. Это создаст предпосылки для определенных управленческих решений в отношении кафедр или преподавателей. Функция учебного контроля может реализоваться деканатом в ходе описанного выше мониторинга выполнения студентами самостоятельной работы, когда в результате изучения статистики успеваемости, анкетирования, опросов, выборочной проверки тетрадей самостоятельной работы устанавливаются неуспевающие студенты и причины их низкой успеваемости. Также учебный контроль происходит во время индивидуальных бесед со студентами, совместного проведения с кафедрами и студентами собраний и т.д. Рассмотренные функции деканата как субъекта управления самостоятельной учебной деятельностью студентов юридических специальностей носят системный характер. Невыполнение любой из них приведет к неэффективности управления самостоятельной работой на факультете вообще. Изученные компоненты деятельности деканата позволяют в перспективе смоделировать механизм управления самостоятельной работой и определить должностные обязанности сотрудников деканата.

Ключевые слова

управление самостоятельной работой, деканат, функции, будущие юристы, management, independent students’ work, dean’s office, functions, future lawyers, activity

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кучерявый А.А.Донецкий юридический институт Министерства внутренних дел Украиныankuch@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Жуков А.Е. Организация самостоятельной работы студентов в высшей школе. Дидактические средства, технологии, программы / А.Е. Жуков, А.В. Симоненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 220 с.
Зубра А.С. Культура умственного труда студента : пособие для студентов высших учебных заведений / А.С. Зубра. - Минск: Дикта, 2006. - 228 с.
Кучерявий А.О. Основи самостійної навчальної діяльності : навч. посіб. / А.О. Кучерявий, М.В. Балко. - Донецьк: ДЮІ ЛДУВС, 2010. - 200 с.
Кучерявый А.А. Требования к подготовке специалиста отрасли права: ожидания государства и общества // Security Theory and Practice. - 2011. - №3. - Р. 19-26.
Юридическая педагогика: учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. - 895 с.
Zhukov A.E. Organizacija samostojatel'noj raboty studentov v vysshej shkole. Didakticheskie sredstva, tehnologii, programmy / A.E. Zhukov, A.V. Simonenko. - M.: JuNITI-DANA, 2004. - 220 s.
Zubra A.S. Kul'tura umstvennogo truda studenta : posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij / A.S. Zubra. - Minsk: Dikta, 2006. - 228 s.
Kucherjavij A.O. Osnovi samostіjnoї navchal'noї dіjal'nostі: navch. posіb. / A.O. Kucherjavij, M.V. Balko. - Donec'k: DJuІ LDUVS, 2010. - 200 s.
Kucherjavyj A.A. Trebovanija k podgotovke specialista otrasli prava: ozhidanija gosudarstva i obshhestva // Security Theory and Practice. - 2011. - №3. - R. 19-26.
Juridicheskaja pedagogika: uchebnik / Pod red. V.Ja. Kikotja, A.M. Stoljarenko. - M.: JuNITI-DANA, Zakon i pravo, 2004. - 895 s.
 ФУНКЦИИ ДЕКАНАТА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ | Открытое и дистанционное образование. 2014. № 1(53).

ФУНКЦИИ ДЕКАНАТА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ | Открытое и дистанционное образование. 2014. № 1(53).