РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ (ЭУМК) ПО ДИСЦИПЛИНАМ УЧЕБНОГО ПЛАНА В НГТУ | Открытое и дистанционное образование. 2014. № 1(53).

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ (ЭУМК) ПО ДИСЦИПЛИНАМ УЧЕБНОГО ПЛАНА В НГТУ

Рассматриваются основные этапы, дидактические принципы создания электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам учебного плана (ЭУМК), размещенных в образовательной среде (ЭОС) Dispace НГТУ. Рассмотрены основные разделы ЭУМК, а также возможные виды и формы контроля знаний студентов.

DEVELOPMENT OF ELECTRONIC TRAINING COMPLEXES ON DISCIPLINES OF NOVOSIBIRSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY CURRICULUM.pdf До настоящего времени ситуация в вузах РФ была такова, что деятельность преподавателей по созданию обучающих электронных материалов (ЭОР) приветствовалась руководством, но не носила обязательный характер. С принятием в 2013 г. нового Закона «Об образовании РФ» ситуация по созданию ЭОР существенно изменилась, теперь в обязанность вузов вменяется обеспечение доступа к образовательным материалам в электронном виде [1]. В современной литературе вместо понятия «электронные учебные материалы» появляется термин «электронные образовательные ресурсы» (ЭОР), которые, согласно ГОСТу, рассматривают как образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные. В более широком понимании ЭОР - это учебно-методическое обеспечение, решающее одну из основных проблем электронного обучения, а именно организацию самостоятельной мыслительной деятельности учащихся [2]. Наиболее эффективным в дидактическом плане является использование не отдельно взятых электронных учебных материалов, а применение электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК), представляющих собой совокупность учебно-методических материалов по дисциплине (предмету, курсу, модулю). ЭУМК призваны обеспечить организационную и содержательную целостность системы, методов и средств обучения для наиболее полной реализации задач, предусмотренных государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). ЭУМК по дисциплине (курсу) являются основным средством решения задачи оснащения учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, позволяющими улучшить качество подготовки студентов, а также внедрения в учебный процесс cовременных методик электронного обучения. Кроме того, электронные материалы могут быть доступны для преподавателей и сотрудников, студентов и слушателей, в «любом месте», в «любое время» (где есть сеть Internet), так как располагаются в электронной образовательной среде, основная цель которой - обеспечение удаленного доступа к учебным материалам. Верно выбранная организационная модель и программная платформа, реализующая процесс обучения, определяет успешность электронного и дистанционного, в том числе, обучения. В Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) в институте дистанционного обучения (ИДО) успешно реализована DiSpace 2.0 - программная платформа электронной среды обучения НГТУ, обеспечивающая поддержку электронного обучения на уровне планирования и организации учебного процесса, а также преподавания отдельных дисциплин. ЭОС поддерживает гибкую настройку для разных целевых групп в соответствии с концепцией непрерывного образования, обладает простым интерфейсом, ориентированным на пользователя с базовыми навыками владения ИКТ, обеспечивает возможность интеграции с корпоративной системой учебного заведения [3]. Модули электронной среды обучения НГТУ DiSpace 2.0, отвечающие за определенные функции, показаны на рис. 1. Рис. 1. Функциональные модули электронной среды обучения НГТУ DiSpace 2.0 Независимо от вариантов реализации программной ЭОС в вузе (разработки собственных программных решений или использование готовых, типа обучающей среды с открытым кодом доступа Moodle) всегда одной из основных функций ЭОС будет являться создание унифицированных ЭУМК. Разработка ЭУМК должна осуществляться на основе следующих дидактических принципов: - соответствие ГОС ВПО и ФГОС ВПО (структура ЭУМК определяется содержанием рабочих программ дисциплин, для изучения которых он создан); - четкая структуризация (модульность) учебного материала; - последовательность изложения учебного материала; - полнота и доступность информации; - комплексность (теоретические, практические материалы, контрольно-измерительные материалы); - мобильность (возможность дополнения компонентов ЭУМК); - современность и соответствие научным достижениям в соответствующей сфере; - доступность компонентов ЭУМК для студентов и преподавателей (открытый доступ к учебным материалам). Создание ЭУМК Подготовка ЭУМК состоит из следующих основных этапов: определение целевой аудитории; постановка целей и задач курса; подбор и структурирование содержания курса. Определение целевой аудитории Прежде чем приступать к разработке ЭУМК или электронного курса, необходимо определить целевую аудиторию учащихся, для которых этот курс создается. Необходимо отметить, что созданный комплект материалов может использоваться для разных форм обучения (рис. 2), для чего составляется подробное руководство (путеводитель) по учебной дисциплине / курсу. Рис. 2. Области использования ЭУМК. За содержание дисциплины / курса при заочной и заочной форме обучения с дистанционной поддержкой, как и при очной форме обучения, отвечает выпускающая кафедра. Различия по целевому назначению вызваны разными дидактическими задачами, которые решаются при подготовке специалистов различного уровня. Например, курс, который создается для студентов, обучающихся по заочной форме, принципиально отличается от курса, предназначенного для студентов очной формы обучения, и по содержанию, и по организации самостоятельной работы, и по контролю за успеваемостью студентов. Постановка целей и задач курса Сформулированная учебная цель должна содержать в себе: - результат обучения (чему нужно научиться); - условия, при которых данный результат может быть достигнут (что для этого нужно изучить и выполнить); - критерий, отражающий уровень достижения желаемого результата. Учебные цели должны быть реалистичными (в условиях ограниченных сроков), конкретными и измеряемыми (имелась возможность убедиться в достижении каждой цели) [4]. Для каждого конкретного вуза существует совокупность единых требований к отбору содержания ЭУМК, методов и средств обучения, прописанных в нормативной базе образовательного учреждения (ОУ). В НГТУ электронные ресурсы создаются согласно нормативному Положению, утвержденному ректором вуза и определяющему требования к структуре, порядку подготовки и размещения в ЭОС университета электронных учебно-методических комплексов. Обязанности по консультативной помощи и экспертизе ЭУМК возложены на кураторов электронного обучения института дистанционного обучения. После проведения экспертизы (на соответствие электронного ресурса Положению об ЭУМК) утвержденные ЭУМК попадают в электронную библиотечную систему (ЭБС), где получают статус «неофициальные ресурсы». В дальнейшем в соответствии с Положением об электронных учебных изданиях научно-методический центр НГТУ организует экспертизу электронных учебных материалов на присвоение статуса официального электронного учебного издания НГТУ и их регистрацию в НТЦ «Информационный регистр». Экспертиза электронных учебных материалов проводится в соответствии с Положением об электронных учебных изданиях НГТУ и Положением об учебных материалах НГТУ (табл. 1). №п/п вид Ответственный 1 Психолого-педагогические требования к учебным материалам Научно-методический центр 2 Характеристики дизайн-эргономической экспертизы Информационная служба 3 Характеристики издательской экспертизы Издательство 4 Характеристики технической экспертизы Институт дистанционного обучения Табл. 1 Виды экспертизы электронных материалов в НГТУ Подбор и структурирование содержания дисциплины (курса) Структура электронного курса, или ЭУМК, представляет собой совокупность модулей. Модулем предметного обучения принято считать тему (раздел) учебной дисциплины, вписывающуюся в структуру учебного плана. Содержание учебной дисциплины подразделяется в соответствии с логикой изучения на отдельные модули, каждый из которых содержит комплект учебно-методического материала и всю необходимую информацию для направленного изучения модуля. Как правило, модуль состоит из более мелких частей (подразделов), так называемых учебных единиц. Преподаватель-разработчик курса определяет количество, последовательность изучения модулей, а также взаимосвязь модулей между собой. Как правило, вначале указывается количество и состав учебных модулей (тематическое содержание), устанавливаются связи модулей друг с другом и только затем определяются варианты последовательности их изучения. Каждый модуль включает в себя следующие блоки: - информационный блок (теоретические материалы); - блок самостоятельной работы студентов; - блок методического обеспечения (рекомендации по работе с учебными материалами ЭУМК, рекомендации по выполнению и оформлению контрольных работ (КР); - контрольно-измерительный блок (контроль знаний и умений); - список литературы / интернет-ресурсы (литература, необходимая для изучения данного модуля, ссылки на наиболее значимые интернет-источники). Согласно Положению в состав модуля могут включаться дополнительно такие ЭОР, как виртуальные лабораторные стенды, модели и тренажеры; дополнительные информационно-справочные материалы: хрестоматии, кейсы, атласы, словари (глоссарии) терминов и персоналий; нормативные документы (законы, приказы, проекты документов и т.п.), актуальные для содержания программы дисциплины. По желанию преподавателя в ЭУМК могут включаться полнотекстовые версии рабочих программ дисциплин, для изучения которых он разработан, а также правила аттестации студентов на основе балльно-рейтинговой системы. После того как структура курса определена преподавателем-разработчиком, можно приступать к её «наполнению» - разработке конкретных модулей (рис. 3). Тематическое содержание.jpg Рис. 3. Модульное тематическое содержание ЭУМК «Экономика отраслевых рынков» Информационный блок (теоретические материалы) Наполняя информацией модули и учебные единицы курса, автор дает свое понимание изучаемого предмета, расставляет необходимые смысловые акценты, иллюстрации, примеры. Текстовая часть может сопровождаться перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой дополнительной информации. Важно обратить внимание на то, что любой учебный курс системы вузовского образования предназначается для студентов определенных специальностей и, соответственно, ориентироваться необходимо именно на их предметную область, а также учитывать требования ФГОС по данным специальностям с точки зрения информационного наполнения ресурса. Типичная ошибка ряда авторов при разработке электронных курсов - создание их в виде стандартных копий изданных ранее печатных учебных пособий, что опровергает всё сказанное выше относительно структурирования курса, его логического построения и удобства восприятия данного материала студентом. Блок самостоятельной работы студентов Внедрение ФГОС-3 вынуждает большое внимание уделить организации самостоятельной работы студентов (СРС). СРС - способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия преподавателей [5]. В вузе, и в НГТУ в частности, существуют различные виды самостоятельной работы студентов: подготовка к семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, домашних заданий, расчетно-графических работ, семестровых контрольных работ, курсовых работ и проектов, а на заключительном этапе - выполнение выпускной работы бакалавра, магистра, дипломной работы / проекта. Для выполнения самостоятельной работы, как правило, указываются ее виды и учебно-методические рекомендации для её выполнения. Любая СРС контролируется, для этого существуют оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации, итогового контроля (дисциплины), которые входят в блок контроля знаний (контрольно-измерительных материалов). Блок контрольно-измерительных материалов Блок контроля знаний по курсу проектируется таким образом, чтобы каждая учебная единица или модуль были методически завершенными - от первичного восприятия содержания до закрепления и применения усвоенной информации. В системе образования оценка качества освоения основных образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую аттестацию выпускников. Типы, содержание и формы контроля знаний студентов, как для традиционной формы обучения, так и для заочной с применением дистанционных технологий наглядно представлены в табл. 2. типы контроля Содержание формы контроля Входной (вводный) Первоначальный уровень знаний студентов - тестирование; - анкетирование Текущий (рубежный) Освоение учебного материала по модулю, учебной единице - тестирование; - открытые вопросы и задачи; - case-study (кейс, ситуация из практики); - поиск информации в интернете (web-kwest); - в ДО вебинары и др. задания (в виде открытых вопросов или case-study, web-kwest) Итоговый Контроль поставленных задач - тестирование; -решение кейса или разработка его; - контрольная работа; -проекты (групповые, индивидуальные); web-kwest Табл. 2 Виды контролирующих материалов в ЭУМК. Средства контроля знаний реализуются как в каждом обучающем модуле, так и в конце всего курса обучения (итоговый контроль). Самоконтроль знаний. Основная цель самоконтроля - самоутверждение, достижение уверенности студентов, что они усвоили учебный материал. Самоконтроль может осуществляться с помощью пробного тестирования, ответов на вопросы для самоконтроля, обучающих тренажеров и т.д. Пример самоконтроля знаний по пожарной безопасности в авторском курсе «Безопасность жизнедеятельности» с помощью интерактивного стенда ««Классификация помещений по взрывопожарной и пожарной опасности» показан на рис. 4. Рис.4. Интерактивный стенд «Классификация помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности» Пользователь настраивает стенд (правильно выбирает) не менее трех параметров для каждой категории помещения. При правильной настройке стенд меняет цвет, «зеленеет», а неверно настроенные параметры для какой-либо категории пожарной опасности становятся «красного» цвета. Всплывает окно «К сожалению, не все высказывания составлены верно, как только все блоки станут зелёными, можно будет закончить настройку стенда». Обучающийся настраивает стенд еще раз, пока он не становится зеленым во всех категориях. Рекомендации по работе с электронным курсом После определения структуры содержания курса определяется график его изучения (календарный план), в котором прописываются последовательности изучаемого материала: теоретическая часть, практическая, самостоятельные задания, демонстрации и материалы для дополнительного обучения, что позволяет студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины / курса.График составляется на семестр. В нем указывается наименование модуля (тема), рекомендуемая длительность изучения модуля (в неделях), вид учебной и самостоятельной работы при изучении модуля, сроки контрольных мероприятий и рекомендации по использованию материалов ЭУМК. Кроме того, в раздел могут входить методические рекомендации по выполнению лабораторных, практических / семинарских занятий, курсовых работ / проектов, РГР, контрольных работ и др., предусмотренных для освоения курса. Создавая ЭУМК, преподаватель-разработчик выстраивает авторский вариант учебного курса по предмету, чем способствует созданию условий для развития у студентов профессиональных компетенций, медиаграмотности, творческой активности. В дальнейшем автор может перейти к расширению курса, дополняя и корректируя информационный, контрольно-измерительный и другие блоки для каждого модуля. Ориентируясь на группы слабых, средних и сильных учеников, разработчик дифференцирует задания для них, и это первый шаг к индивидуальной образовательной траектории. Пример ЭУМК по безопасности жизнедеятельности, размещенный в ЭОС НГТУ и прошедший регистрацию в регистрацию в НТЦ «Информационный регистр», показан на рис. 5. Рис. 5 Авторский курс «Безопасность жизнедеятельности». Для мотивации педагогического состава НГТУ на разработку и наполнение ЭОС электронными ресурсами показатель «Обеспеченность учебного процесса электронными образовательными ресурсами (ЭОР) электронной библиотечной системы (ЭБС), разработанными преподавателями кафедры» введен в показатели, определяющие рейтинг кафедры и соответственные стимулирующие выплаты [6]. В целом в настоящее время на всех обучающих кафедрах НГТУ разработаны ЭУМК по 1275 дисциплинам учебных планов для студентов всех форм обучения (в свободном доступе для обучающихся на портале НГТУ www. displace.edu.nstu.ru

Ключевые слова

электронная среда обучения (ЭОС), электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), электронные образовательные ресурсы (ЭОР), интерактивный стенд, electronic learning environment (ELE), electronic training-methodical complex (ETMC), electronic educational resources (EER), interactive stand

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Козлова А.В.Новосибирский государственный технический университетtutor@edu.nstu.ru
Леган М.В.Новосибирский государственный технический университетLegan_m@edu.nstu.ru
Всего: 2

Ссылки

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Соловов А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. - Самара: Новая техника, 2006. - 462 с.
Патент 2013613909, МКП. Система дистанционного обучения DiSpace / О.В. Андрюшкова, М.А. Горбунов, Н.Н. Евтушенко и др. / НГТУ. - 2013611801; заяв. 01.03.13; опуб. 18.04.13. Дополнительно: приоритет от 01.03.13, выдавшая страна: РФ.
Колмогорова Е.В. Педагогические основы дистанционного обучения // Веди. - Новосибирск, 2005. - 92 с.
Положение № 543 «Об образовательном учреждении среднего профессионального образования» от 18 июля 2008 г.
Положение «О распределении стимулирующих выплат преподавателям и сотрудникам кафедр по итогам первого полугодия и по итогам года» от 24.04.2013 г.
Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii».
Solovov A.V. Jelektronnoe obuchenie: problematika, didaktika, tehnologija. - Samara: Novaja tehnika, 2006. -
462 s.
Patent 2013613909, MKP. Sistema distancionnogo obuchenija DiSpace / O.V. Andrjushkova, M.A. Gorbunov, N.N. Evtushenko i dr. - NGTU. - 2013611801; zajav. 01.03.13; opub. 18.04.13. Dopolnitel'no: prioritet ot 01.03.13, vydavshaja strana: RF.
Kolmogorova E.V. Pedagogicheskie osnovy distancionnogo obuchenija // Vedi. - Novosibirsk, 2005. - 92 s.
Polozhenie № 543 «Ob obrazovatel'nom uchrezhdenii srednego professional'nogo obrazovanija» ot 18 ijulja 2008 g.
Polozhenie «O raspredelenii stimulirujushhih vyplat prepodavateljam i sotrudnikam kafedr po itogam pervogo polugodija i po itogam goda» ot 24.04.2013 g.
 РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ (ЭУМК) ПО ДИСЦИПЛИНАМ УЧЕБНОГО ПЛАНА В НГТУ | Открытое и дистанционное образование. 2014. № 1(53).

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ (ЭУМК) ПО ДИСЦИПЛИНАМ УЧЕБНОГО ПЛАНА В НГТУ | Открытое и дистанционное образование. 2014. № 1(53).