СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Раскрывается методика определения содержания и структуры информационно-аналитической компетентности руководителя профессионально-технического учебного заведения. Она основывается на экспертной оценке с применением метода фокальных объектов. Результат исследования использован для разработки программы и учебно-методического пособия.
THE CONTENT OF INFORMATION AND ANALYTICAL COMPETENCE OF THE VOCATIONAL SCHOOL LEADER.pdf Современный руководитель с каждым годом все больше внимания уделяет реализации исследовательской функции в управлении профессионально-техническим учебным заведением, прогнозированию процесса подготовки квалифицированных рабочих, что требует совершенствования умений аналитико-синтетической обработки разных видов информации, применения информационно-коммуникативных технологий, программного обеспечения. Таким образом, актуализируется необходимость развития его информационно-аналитической компетентности как системного многофакторного полифункционального качества, характеризующегося набором информационных и аналитико-синтетических знаний, умений, навыков, способностей, способов мышления и отношения к информационной аналитике, что обеспечивает возможность выявлять и решать проблемы управленческой деятельности в системе профессионально-технического образования. Определение содержания информационно-аналитической компетентности руководителя профессионально-технического учебного заведения сориентировано на целеустремленное совершенствование управленческих знаний в процессе повышения профессиональной квалификации. Ведь чем больше руководитель готов к работе в информационной среде (совокупность условий, в которых происходит его управленческая деятельность), тем успешнее будет его личностный рост как профессионала. Речь идет о росте как о приобретении «опыта, умения, определенных знаний и т.д», достижении «высшей степени развития» личности [1]. Авторская модель информационно-аналитической компетентности руководителя профессионально-технического учебного заведения (ее структура и содержание) [2] разработана на основе анализа научной литературы [3-5] и результатов экспертной оценки, которая осуществлялась с использованием метода фокальных объектов [6]. Его суть заключается в перенесении признаков случайно выбранных объектов на информационно-аналитическую компетентность руководителя профессионально-технического учебного заведения - фокальный объект (тот, который лежит как бы в фокусе перенесения). Возникшие необычные сочетания эксперты развивают путем свободных ассоциаций: исследователем предлагается прототип информационно-аналитической компетентности руководителя профессионально-технического учебного заведения, который подлежит усовершенствованию с целью дальнейшего конструирования ее модели и системы развития; предоставляется перечень случайных объектов (набор компонентов информационно-аналитической компетентности разных специалистов, обоснованный в научных трудах); предлагаются характерные признаки (свойства) компонентов. Работа экспертной группы, в состав которой вошли ученые, методисты областных учебно-методических центров профессионально-технического образования, руководители профессионально-технических учебных заведений, заключается: - в переносе полученных признаков на прототип информационно-аналитической компетентности руководителя профессионально-технического учебного заведения для получения новых сочетаний; - в развитии новых сочетаний признаков путем свободных ассоциаций; - в фиксации всех интересных идей; - в оценке новых вариантов; - в отборе наиболее эффективных компонентов информационно-аналитической компетентности и сочетаний признаков с точки зрения реализации в управленческой деятельности. В результате работы группы экспертов получены списки идей и предложений с новыми модификациями структуры и содержания информационно-аналитической компетентности руководителя профессионально-технического учебного заведения. На основе обобщения комбинаций случайных объектов и их свойств, которые повторяются чаще всего в предложениях экспертов, рабочей группой были выделены 4 варианта информационно-аналитической компетентности руководителей профессионально-технических учебных заведений (ее структуры и содержания). Для оценивания новых идей эксперты воспользовались методом ранжирования. Наиболее эффективные варианты модели информационно-аналитической компетентности руководителя профессионально-технического учебного заведения с точки зрения реализации в практике управления определены по критериям: Подпись: 0 %
Ключевые слова
информационно-аналитическая компетентность,
руководитель,
профессионально-техническое учебное заведение,
экспертная оценка,
information and analytical competence,
vocational school leader,
expert evaluationАвторы
Петренко Л.М. | Институт профессионально-технического образования Национальной академии педагогических наук Украины, г. Киев | | m_petrenko@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Пред. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iph.ras.ru/enc.htm
Петренко Л.М. Керівник професійно-технічного навчального закладу [Электронный ресурс]. - Режим доступу: http://petrenko-work.blogspot.com/
Гайдамак Е.С. Развитие информационно-аналитической компетентности будущего магистра физико-математического образования : дис. … канд. пед. наук. - Омск, 2006. - 214 с.
Назначило Е.В. Развитие информационно-аналитической компетентности преподавателя в процессе непрерывного педагогического образования : дис. … канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2003. - 193 c.
Омельченко В.И. Развитие информационно-аналитической компетентности будущего офицера-инженера в условиях смешанного обучения информатике: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Челябинск, 2011. - 26 c.
Кузьмин А.М. Методы поиска новых идей и решений. Метод фокальных объектов // Методы менеджмента качества. - 2003. - № 7.- С. 18-19.
Novaja filosofskaja jenciklopedija: v 4 t. / In-t filosofii RAN; Nac. obshhestv.-nauch. fond; Pred. nauchno-red. soveta V.S. Stepin. - M.: Mysl', 2000-2001 [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://iph.ras.ru/enc.htm
Petrenko L.M. Kerіvnik profesіjno-tehnіchnogo navchal'nogo zakladu [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupu: http://petrenko-work.blogspot.com/
Gajdamak E.S. Razvitie informacionno-analiticheskoj kompetentnosti budushhego magistra fiziko-matematicheskogo obrazovanija : dis. … kand. ped. nauk. - Omsk, 2006. - 214 s.
Naznachilo E.V. Razvitie informacionno-analiticheskoj kompetentnosti prepodavatelja v processe nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija : dis. … kand. ped. nauk. - Magnitogorsk, 2003. - 193 c.
Omel'chenko V.I. Razvitie informacionno-analiticheskoj kompetentnosti budushhego oficera-inzhenera v uslovijah smeshannogo obuchenija informatike: avtoref. dis. … kand. ped. nauk. - Cheljabinsk, 2011. - 26 c.
Kuz'min A.M. Metody poiska novyh idej i reshenij. Metod fokal'nyh ob#ektov // Metody menedzhmenta kachestva. - 2003. - № 7.- S. 18-19.