ОБОСНОВАНИЕ ДВУЕДИНОГО РЕЗУЛЬТАТА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА ССУЗА | Открытое и дистанционное образование. 2014. № 1(53).

ОБОСНОВАНИЕ ДВУЕДИНОГО РЕЗУЛЬТАТА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА ССУЗА

Рассмотрен результат развития образовательного медиапространства среднего специального учебного заведения. Выделены объективный и субъективный аспекты данного процесса. Предложена подробная характеристика уровней и критериев оценивания двуединого результата.

SUBSTANTIATION OF THE TWOFOLD RESULT OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL MEDIA-SPACE OF HIGHER SCHOOL.pdf Во второй половине XX в. стремительно развивающиеся компьютерные технологии предложили во всех сферах современной жизни новый способ доступа и получения информации, новые виды средств коммуникации - электронную почту, видеоконференции, блоги, интернет-форумы и т.д. Поскольку медиа, а именно так иначе называют средства коммуникации, окружают нас всюду, то образование, которое призвано подготовить обучающегося к жизни в современных технологических, экономических, информационных условиях, не может стоять в стороне от процессов развития медиасредств человеческой деятельности [1]. Для того чтобы субъекты образовательного учреждения имели желание активно использовать их в учебной и внеаудиторной работе, повышать свою медиакомпетентность, возникает необходимость развивать медиапространство данного учреждения, т.е. пространства, насыщенного медиа, медиасредствами и медиатехнологиями, которые со всеми своими ресурсами обладают колоссальными возможностями по использованию в образовательном процессе и должны служить развитию у студентов высокой медиакомпетентности - залога успешной дальнейшей профессиональной деятельности, а следовательно, и их профессиональному совершенствованию в целом [2]. Кроме того, бесспорно, что развитие образовательного медиапространства ссуза сегодня представляет собой необходимый процесс и для развития самого среднего профессионального образования. Образовательное медиапространство не должно развиваться стихийно. Это целенаправленный, управляемый процесс. В ходе работы была предложена модель, представляющая теоретическое видение возможностей осуществления исследуемого процесса в условиях среднего специального учебного заведения, посредством поэтапной реализации целевого, организационно-содержательного, процессуального, оценочно-результативного блоков. Рассмотрим более подробно содержащийся в структуре модели оценочно-результативный блок - это блок, по которому мы можем проверить правильность и эффективность поставленной цели. Он охватывает критерии и уровни развития образовательного медиапространства ссуза, а также ожидаемый результат внедрения и реализации построенной модели. Исследования С.В. Тришиной, И.В. Абакумовой, К.А. Абульхановой-Славской, И.Э. Рахимбаевой, Л.А. Беляевой и др. позволяют придать результату развития образовательного медиапространства ссуза свойство дуализма, т.е. наличие в нем и сочетание субъективного и объективного аспектов. Объективный аспект носит прагматический характер и базируется на основе эффективности модели в целом (развитие самого медиапространства). Уровень этого развития - показатель не только творческого потенциала учебного заведения и его субъектов, но также места и роли данного учреждения в системе образования. Полностью согласимся с В.П. Котенко и А.П. Константиновой в том, что движущей силой процесса развития образовательного медиапространства в значительной степени служат именно медиатехнологии, поскольку благодаря им медиаресурсы и медиасредства начинают играть главенствующую роль в поиске новых форм, методов и средств обучения [3]. В свою же очередь заметим, что активное использование компьютерных технологий определяется не столько материальным благосостоянием колледжа, сколько готовностью его субъектов применять медиа, производить медиаресурсы и т.д. Отсюда вытекает субъективный аспект, который рассматривает изучаемое пространство с позиции соотношения общего и частного (достигнутый студентами уровень медиакомпетентности). Субъектом первого порядка в ссузе является студент, следовательно, его развитие как субъекта деятельности становится целью развития любого образовательного учреждения, в том числе среднего специального. В связи с этим второй важный аспект успешного функционирования образовательного медиапространства и взаимодействия в нем субъектов учебного процесса обусловлен медийной природой компонентов этого пространства. Возникает необходимость развития у студентов медиакомпетентности, понимаемой нами как «совокупность мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов…» [4]. Все вышеизложенное позволяет характеризовать результат развития образовательного медиапространства с объективной и субъективной сторон, что обусловило потребность его рассмотрения как двуединого. Именно поэтому оценочно-результативный блок модели имеет двуединый смысл, т.е., с одной стороны, помогает охарактеризовать уровень развития самого медиапространства среднего специального учебного заведения, с другой - отражает достижение его студентами определенных результатов средствами медиа и медиатехнологий. Для объективного аспекта двуединого результата, представленного нами как уровень развития образовательного медиапространства ссуза в целом, мы выделили низкий, средний и высокий. Базовыми критериями по отношению к развитию самого образовательного медиапространства могут служить исследования и труды А.А. Веряева, И.К. Шалаева, В.А. Ясвина, Е.А. Александровой, И.Е. Иванцовой и соответствие его компонентному составу: субъектно-личностный, информационно-содержательный, медиатехнологический, профессионально-дидактический, организационно-коммуникационный. Изучив критерии и показатели, представленные в трудах В.А. Ясвина, Е.А. Александровой и др., и адаптируя их к предмету данного исследования, мы выделили наиболее значимые для образовательного медиапространства ссуза критерии, среди которых широта, интенсивность, социальная активность и мобильность. Представим их характеристику более подробно. Широта образовательного медиапространства (показатели: широта материальной базы; сетевое взаимодействие преподавателей и студентов) - структурно-содержательная характеристика, показывающая, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данное образовательное медиапространство. Интенсивность образовательного медиапространства (показатели: интенсивность аудиторной учебной нагрузки студентов и внеаудиторной занятости; интенсивное использование интерактивных форм и методов образовательного процесса) - структурно-динамическая характеристика, показывающая степень насыщенности образовательного медиапространства условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления. Социальная активность образовательного медиапространства - содержательная характеристика активности студентов в медиапространстве - отражает экспансию данного образовательного медиапространства в среду обитания. В.А. Ясвин обоснованно указывает на то, что образовательное медиапространство оказывает влияние на саму среду обитания, т.е. демонстрирует высокую степень социальной активности студентов. И основной «продукт» образовательного медиапространства - это социально активные медиакомпетентные люди, стремящиеся творчески изменять среду обитания в соответствии с теми ценностными ориентирами, которые они усвоили в своем образовательном медиапространстве. Показателями к данному критерию выступают: трансляция достижений студентов средствами медиа; социальные инициативы студентов, предложенные с помощью медиа. Мобильность образовательного медиапространства (показатели: мобильность целей использования медиасредств; мобильность субъектов медиапространства в повышении медиакомпетентности) служит показателем его способности к органичным эволюционным изменениям в контексте взаимоотношений со средой обитания [5]. Рассмотрим субъективный аспект результата развития образовательного медиапространства ссуза, позиционируемый нами как достигнутый студентами уровень медиакомпетентности. Описанию компонентного состава данного понятия, а также критериев оценивания уровня развития медиакомпетентности личности посвящены работы А.В. Федорова, А.В. Хуторского, О.А. Имановой, Т.И. Мясниковой, О.П. Кутькиной и др. Опираясь на их исследования, мы выделили три уровня - элементарный, достаточный и оптимальный, а их критерии - мотивационно-целевой, рационально направленный, практико-операционный и креативный. Представим их характеристику более подробно. Мотивационно-целевой критерий отражает потребностно-мотивационную сферу (интересы, цели, мотивы, ценностное отношение и т.д.) эффективного использования субъектами образовательного пространства медиа в своей учебной и профессиональной деятельности. Показателями являются: мотивы контактов с медиа и работы с медиасредствами (тематические, предметные); осознание и понимание целей использования медиасредств в практической деятельности. Рационально направленный критерий необходим для оценивания не столько количества и объема используемых технических и программных медиаресурсов, а более их разумное применение в полном соответствии с решаемыми профессиональными задачами. Рационально направленный критерий включает показатели: пользовательские умения по отношению к медиа; решение задач наиболее рациональным способом (например, обоснованный выбор медиасредств, умение разумно распределять время на различные этапы выполнения заданий с медийными элементами и т.п.). Практико-операционный (деятельностный) критерий содержит как раз те показатели, которые помогают оценить наиболее важные элементы медиакомпетентности - практические умения, действия, совершение операций, рефлексию, опыт деятельности и т.п. Показатели критерия: практическая готовность к работе с медиасредствами; умения использовать медиасредства для совершенствования будущей профессиональной деятельности. Креативный критерий характеризует наличие ярко выраженного творческого начала в различных видах медиадеятельности (исследовательской, проектной и т.д.), связанной с использованием медиатехнологий при создании собственных медиатекстов. Для креативного критерия мы определили такие показатели: готовность и способность вносить элементы оригинальности и новизны в процессе создания медиатекстов; наличие творческого начала в медиадеятельности. В соответствии с выдвинутыми критериями и показателями, обозначенными выше, будем считать, что образовательное медиапространство ссуза имеет низкий уровень развития, если в нем: - учебный процесс проходит в большей степени в необорудованных помещениях или же лишь некоторые из них оборудованы специальным образом, доступ к компьютерным информационным сетям имеется преимущественно у администрации, отсутствует медийная инфраструктура ссуза; - сетевое взаимодействие субъектов медиапространства средствами интернет-технологий не осуществляется; - практика преподавателей основывается на традиционных методах и формах обучения; - образовательный процесс по дисциплинам информационного цикла ведется в рамках требований государственного образовательного стандарта и не превышает образовательного минимума содержания образования; - использование медиасредств не ориентировано на современные социально-экономические условия. Исследования А.В. Федорова, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова, Н.К. Мартиной, О.П. Кутькиной, критерии и показатели, разработанные на основе компонентного состава медиакомпетентности студентов, определили качественную характеристику ее уровней: элементарного, достаточного, оптимального. Низкому уровню развития образовательного медиапространства соответствует элементарный уровень медиакомпетентности студентов. Элементарный уровень будем констатировать, если: - студент обладает узким спектром тематических и предметных мотивов контактов с медиа и целей их использования; - познавательный интерес к работе с медиа-средствами отсутствует либо носит преимущественно развлекательный характер; - выполнение профессиональных задач средствами медиатехнологий не производится либо производится нерационально; - студент готов и умеет совершать только элементарные (простейшие) операции с медиа, в основном некачественное репродуктивное создание готовых медиатекстов; - нет стремления использовать медиасредства в будущей профессиональной деятельности; - студент категорически не способен вносить элементы оригинальности и новизны в процесс создания медиатекстов, в том числе не способен создавать собственные медиапродукты. Средний уровень развития образовательного медиапространства ссуза мы представляем следующим образом: - имеются только необходимые методически и технически оснащенные специализированные помещения, организован частичный доступ преподавателей и студентов к компьютерным информационным сетям, формируется медийная инфраструктура ссуза; - частично осуществляется взаимодействие субъектов медиапространства посредством компьютерных сетевых технологий (сетевое взаимодействие носит эпизодический характер); - образовательный процесс по дисциплинам информационного цикла ведется по усиленной медианаправленной программе, но включенность в медиатворчество отмечена не для всех студентов, а только у некоторых специальностей; - используется ограниченный спектр интерактивных форм и методов (минимум), и они являются не основными в практике преподавателей; - готовятся социально активные люди, умеющие рационально организовывать работу с медиа; - цели использования медиасредств полностью соответствуют государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования независимо от социального заказа современного общества. Данному уровню развития пространства ссуза соответствует достаточный уровень медиакомпетентности студентов. Достаточный уровень медиакомпетентности студентов ссуза определяется, если присутствуют следующие факты: - студент обладает достаточным спектром тематических и предметных мотивов контактов с медиа и целей их использования; - частичная рациональность в работе с медиа (например, выбор медиа четкий, но ход выполнения задания распределен временными границами неверно); - уверенное владение медиасредствами и отличное знание большинства медиатехнологий, в том числе он-лайн и Интернет; - медиатексты студентов содержат большое количество звуковых, видеоэффектов, графики, но установленного образца; - слабо развита творческая медиадеятельность (задачи с таким уклоном решаются безуспешно и тяжело, занимают много времени на выполнение). Высокий уровень развития образователь-ного медиапространства ссуза характеризуется следующими показателями: - имеются все необходимые оборудованные помещения, включая дополнительные образовательные медиаструктуры (например, медиатека, медиацентр и т.п.), организована возможность доступа преподавателей и студентов к компьютерным информационным сетям, развита медийная инфраструктура ссуза (развитые медиатека, банки и базы данных, использование электронных дневников и т.д.); - систематически осуществляется взаимодействие субъектов медиапространства посредством компьютерных сетевых технологий; - образовательный процесс по дисциплинам информационного цикла ведется по усиленной медианаправленной программе, отмечена высокая степень включенности всех студентов в медиатворчество; - использование разнообразного спектра интерактивных форм и методов является основным в практике преподавателей (например, внедрение медиаобразования в учебную и внеаудиторную деятельность студентов); - готовятся социально активные студенты, стремящиеся творчески организовывать активную работу с медиа; - цели использования медиа адекватны требованиям современного информационного общества и имеют инновационную составляющую. Этому уровню развития исследуемого пространства соответствует оптимальный уровень медиакомпетентности студентов. Оптимальный уровень включает наряду с предыдущими показателями умения вносить элементы медиатворчества, поэтому ведущая деятельность субъектов, обладающих оптимальным уровнем медиакомпетентности, творческая. В этом случае студент: - обладает широким комплексом тематических и предметных мотивов контактов с медиа и целей их использования; - умеет и стремится создавать, а затем распространять собственные качественные медиатексты, которые отличаются ярким нестандартным видом, оригинальностью и новизной; - грамотно и обоснованно подходит к выбору медиа для решения задачи и разумно распределяет время на ее выполнение. Переход на более высокий уровень развития образовательного пространства ссуза мы понимаем как его способность к таким качественным изменениям в области медиа, которые позволяют более успешно и эффективно функционировать в современном информационном обществе. Все названные уровни медиакомпетентности студентов связаны между собой и не могут быть обозначены абсолютно, как в точных науках, поэтому могут иметь промежуточные позиции. При этом каждый из последующих уровней включает в себя все предыдущие, а каждый более низкий уровень обеспечивает подготовку к следующему - более высокому и может вносить в него качественные изменения. Бесспорно, такого рода типология достаточно условна, однако дает представление о дифференцированном подходе к развитию медиакомпетентности студентов. Переход на более высокий уровень мы понимаем как способность студента к таким качественным изменениям, которые позволят ему более эффективно и успешно устанавливать и поддерживать контакты с медиа и медиатекстами в изменяющихся ситуациях. В заключение отметим, что такой двуединый результат исследуемого процесса выявляет наиболее обоснованные стороны изучения образовательного медиапространства ссуза. Поэтому в ходе моделирования изучаемого процесса обоснование оценочно-результативного блока осуществлялось на основе учета объективных факторов, определяющих уровень развития медиапространства в целом, и субъективных. В рамках двуединого подхода результат развития образовательного медиапространства ссуза понимается как его изменения, обусловленные развитием медиакомпетентности студентов. Это означает, что работа по определению уровня развития медиапространства ссуза должна производиться двусторонне.

Ключевые слова

образовательное медиапространство, развитие образовательного медиапространство, двуединый результат, медиакомпетентность студентов, объективные и субъективные критерии, educational media space, development of educational media space, two-pronged result, media competence students, objective and subjective criteria

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Белицкая О.В.Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевскогоscopo79@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Региональный центр медиаобразования // Образование Урала [Электронный ресурс]. - URL: http://www.uraledu.ru/node/27905 (дата обращения: 25.11.2013).
Мясникова Т.И. Современные подходы к проблеме медиаобразования // Интеграция науки и образования как условие повышения качества подготовки специалистов: матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2008. - С. 70-76.
Котенко В.П., Константинова А.П. Методологические основы анализа медиатехнологий // Библиосфера. - 2009. - № 2. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-analiza-mediatehnologiy (дата обращения: 01.12.2013).
Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. - М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007.
Ясвин В.А. Школа как развивающая среда. - М.: Институт научной информации и мониторинга РАО, 2010.
Regional'nyj centr mediaobrazovanija // Obrazovanie Urala [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.uraledu.ru/node/27905 (data obrashhenija: 25.11.2013).
Mjasnikova T.I. Sovremennye podhody k probleme mediaobrazovanija // Integracija nauki i obrazovanija kak uslovie povyshenija kachestva podgotovki specialistov: mater. Vseros. nauch.-prakt. konf. - Orenburg: IPK GOU OGU, 2008. - S. 70-76.
Kotenko V.P., Konstantinova A.P. Metodologicheskie osnovy analiza mediatehnologij // Bibliosfera. - 2009. - № 2. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-analiza-mediatehnologiy (data obrashhenija: 01.12.2013).
Fedorov A.V. Razvitie mediakompetentnosti i kriticheskogo myshlenija studentov pedagogicheskogo vuza. - M.: Izd-vo MOO VPP JuNESKO «Informacija dlja vseh», 2007.
Jasvin V.A. Shkola kak razvivajushhaja sreda. - M.: Institut nauchnoj informacii i monitoringa RAO, 2010.
 ОБОСНОВАНИЕ ДВУЕДИНОГО РЕЗУЛЬТАТА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА ССУЗА | Открытое и дистанционное образование. 2014. № 1(53).

ОБОСНОВАНИЕ ДВУЕДИНОГО РЕЗУЛЬТАТА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА ССУЗА | Открытое и дистанционное образование. 2014. № 1(53).