Особенности преподавания учебной дисциплины «История науки и техники» с применением дистанционных технологий обучения | Открытое и дистанционное образование. 2014. № 2 (54).

Особенности преподавания учебной дисциплины «История науки и техники» с применением дистанционных технологий обучения

Рассматриваются вопросы преподавания учебной дисциплины «История науки и техники» с использованием дистанционных технологий обучения. Выявляются основные проблемные моменты изучения данной дисциплины, ее место и роль в профессиональном образовании, анализируются мифы из истории научно-технического развития общества, выдвигаются предложения по оптимальному усвоению данного курса студентами.

Particularities of teaching of the discipline«history of science and technology» with the use of distance learning technologies.pdf В современной концепции высшего профессионального образования достаточно большое значение придается вспомогательным учебным дисциплинам. Сейчас специалист в любой сфере деятельности - инженер, управленец, дизайнер - более 50% творческих идей черпает из смежных научных дисциплин, не относящихся прямо к его профессии. В советской индустриальной цивилизации существовал идеал широко эрудированного специалиста-интеллектуала. В основе данного идеала лежала энциклопедическая наука Нового времени. Ученые-энциклопедисты эпохи Просвещения были официально признаны советской идеологией и задали некий стандарт интеллектуального и творческого развития человека. Стереотип узкоспециализированного специалиста не прижился в СССР (знаменитое чеховское «специалист подобен флюсу»), а широта кругозора, смелость и нестандартность научного мышления, активная гражданская позиция составляли специфическую черту лучших советских ученых и изобретателей. Данный идеал широко пропагандировался и смотрел на нас со страниц научно-фантастических романов И. Ефремова, А. Беляева, К. Булычева, А. и Б. Стругацких и многих других писателей. В СССР существовал культ науки и знания: в журналах для школьников «Пионер», «Костер» постоянно проводились научно-познавательные викторины; на телеэкране огромную аудиторию собирала передача «Что? Где? Когда?»; большими тиражами выпускались журналы «Наука и жизнь», «Техника - молодежи» и др. Естественно, что современная концепция образования должна обеспечить историческую преемственность этих лучших традиций Нового времени и индустриальной цивилизации СССР. И дистанционные технологии обучения дают для этого достаточно большие возможности, прежде всего, ввиду скачкообразного возрастания доступности информации. Например, если еще лет 20 назад, чтобы ознакомиться с каким-нибудь редким интересным научным трудом, изданным ограниченным тиражом, нужно было его заказывать в библиотеке через МБА (а это приходилось делать многим при написании дипломов и диссертаций), то сейчас множество эксклюзивных изданий можно найти в сети Интернет. Одной из вспомогательных учебных дисциплин, расширяющих эрудицию и формирующих культуру научного мышления профессионала, является «История науки и техники». В образовательных концепциях индустриальной цивилизации изучению истории научного знания и технических изобретений придавалось большое значение. Ставилась прагматическая задача изучения опыта научных изобретений и открытий, чтобы учитывать ошибки прошлого и сделать научно-техническое творчество более эффективным [1]. А отношение к развитию науки в основном базировалась на ценностях эпохи Просвещения с ее атрибутами: культ научного знания («сциентизм»); противопоставление научного познания всем остальным его видам; рассмотрение истории человечества как торжества прогресса, разума и науки над невежеством и мракобесием. Все это прививало людям ценности научно-технической цивилизации (научно-технический прогресс иногда рассматривался как самоценность и самоцель) и культуру рационального мышления, нацеливало на конструктивное, созидательное отношение к будущему. Кроме того, изучение истории науки и техники имело еще и пропагандистский аспект. В XIX-XX вв. происходило становление национальных государств, а политическая пропаганда и преподавание гуманитарных дисциплин имели одной из важнейших целей формирование национальной идентичности. Поэтому технические изобретения и научные открытия национальных ученых всячески пропагандировались, а если какое-либо изобретение было спорным с точки зрения авторства или появлялось в нескольких странах одновременно (например, радио или двигатель внутреннего сгорания), то провозглашался приоритет в их открытии отечественными учеными. Яркое выражение это нашло, например, в СССР 1940-1960-х гг., когда из пропагандистских соображений пытались доказывать свое первенство во всем [2]. Среди советских интеллектуалов ходила шутка, что рентгеновское излучение было открыто вовсе не немецким ученым в конце XIX в., а намного раньше него Иваном Грозным, который говорил своим боярам, что «я вас насквозь вижу»! В целом, для формирования национального самоуважения и идентичности такой подход к изучению истории науки и техники был полезен, но иногда данная пропаганда явно «жонглировала» историческими фактами. Использование дистанционных технологий в современном преподавании дисциплины «История науки и техники» предполагает проблемно-дискуссионный характер, развивающий мышление студентов. Акцент делается на ознакомление с историческими фактами, их анализ и осмысление, использование междисциплинарных аналогий и связей, самостоятельный поиск решений студентами. Предпочтение отдается самостоятельному поиску необходимой информации, обучению студентов методам работы с информацией, развитию у них профессиональной рефлексии и адаптации к изменяющимся условиям, умению демонстрировать собственное компетентное поведение. У студентов должно вырабатываться умение применять продуктивные активные действия в достижении поставленных целей. Важным аспектом данного курса является то, что история науки знакомит студентов с различными видами научности и рациональности. К примеру, в классической, неклассической и постнеклассической науке достаточно разные типы научной рациональности. Для движения к правовому государству и гражданскому обществу очень важен принцип рациональности, так как гражданская культура человека во многом зависит от того, насколько он может свободно и осознанно совершать выбор и быть ответственным за свои решения (целерациональное поведение, по М. Веберу). Важным условием этого является сохранение и развитие в образовании культуры рационального мышления и поддержание этой культуры в обществе. Изучение истории науки и техники играет особую роль в развитии рационального мышления, поскольку показывает взаимосвязь между конкретно-историческими условиями развития различных обществ и цивилизаций и развитием в них науки, техники и технологий (принцип историзма), а также исследует сам процесс становления науки, научной рациональности и критериев научности знания в их динамике. При использовании дистанционных методов обучения, как показывает опыт автора данной статьи, особое внимание следует уделить рассмотрению мифов и ошибочных стереотипов об определенных аспектах истории научно-технического развития, распространенных в современном обществе в целом и представлениях студентов в частности. Первая группа мифов связана с тем, что в сознании студентов достаточно сильны иррациональные представления об исторической ущербности России, ее неполноценности в сравнении с западными странами, в том числе и по научно-техническому развитию. Ради объективности следует отметить, что Россия на протяжении последних нескольких веков своей истории находилась в положении «догоняющей» страны, и главная цель научно-технического развития была подчинена оборонным задачам - не отстать от Запада в военном плане, чтобы не стать объектом колониальной экспансии. С этой задачей страна в целом справлялась, естественно, в ущерб развитию гражданского сектора экономики и общему уровню жизни населения. Развивать все сектора экономики на уровне мировых стандартов (как, например, США, Великобритания и др.) у страны не было ресурсов (ни в дореволюционный, ни в советский период), что связано с историческими, климатическими, геополитическими факторами и особенностями. Но данная достаточно объективная историческая концепция («догоняющего развития», «мобилизационного типа общества») в массовом сознании часто заменяется иррациональным мифом, когда негативные стороны отечественной истории абсолютизируются и воспринимаются вне исторического контекста. Так, например, когда изучаем со студентами тему индустриализации СССР 1930-х гг., то самые эрудированные часто говорят: вот в Америке в те годы Генри Форд сделал машину доступной каждому американцу, а у нас в этот период частного автотранспорта почти не было, народ жил в коммуналках, существование было полунищенским и т.д. Почему мы так отставали и отстаем? Спрашиваешь студента: а в каком состоянии Россия и США вышли из Первой мировой войны? Россия - потеряв миллионы убитыми, перенеся жесточайший системный кризис, Гражданскую войну и разруху (на 1921 г. промышленное производство по сравнению с 1913 г. сократилось в 7 раз! [3]), и США - не понеся практически никакого урона, а получив огромную прибыль на военных заказах, с новыми производственными площадями, с положением мирового финансового центра и т.д. Студенты начинают задумываться. Затем проводим анализ и других факторов, влияющих на научно-техническое развитие государств. К сожалению, следует констатировать, что мышление современных студентов лишено принципа историзма, т.е. сравнения научно-технического развития применительно к конкретно-историческим условиям. Следует отметить, что начиная с 1990-х гг. происходит поддержание и воспроизводство в массовом сознании негативного образа страны и ее истории. Это обесценивает нравственные и патриотические ценности и лишает мировоззренческих ориентиров. Например, в курсах истории и ряда других гуманитарных дисциплин очень популярной является методологическая установка на противопоставление «советского тоталитаризма» и западного либерализма, в которой учащимся явно навязывается негативная оценка СССР и целого исторического периода нашей Родины. Все это искажает восприятие исторического и научно-технического развития нашего общества, лишает человека чувства патриотизма и национального самоуважения, без которых немыслимо полноценное воспитание личности. Поэтому одной из главных задач преподавания истории науки и техники остается формирование у учащихся мировоззренческой позиции национального самоуважения и признания культурной специфики нашей страны, позитивного отношения к собственному историческому опыту, положительной национальной идентичности. Как отмечал Г.В. Майер, «национальной идеей может стать: образование - наука - патриотизм» [4]. И в истории научно-технического развития есть масса примеров, которые позволяют говорить о совершенно реальных достижениях отечественных ученых и инженеров, превосходстве их моделей над аналогичными у противников. Так, например, в годы Великой Отечественной войны СССР выигрывал у Германии «танковую гонку», т.е. каждое поколение советских танков было лучше, чем аналогичное поколение немецких машин; в «космической гонке» СССР был на равных с США, а часто и опережал их, и множество других примеров. В истории науки и техники есть масса материала для формирования позитивного образа нашей страны. Вторая группа мифов связана с неверными представлениями об отдельных аспектах истории техники, укоренившихся в массовом сознании благодаря образам, представленным в художественных произведениях. Мало кто из широкой публики изучает научную литературу и работы специалистов. Если данный образ искажен, то могут возникать достаточно любопытные исторические мифы и стереотипы, достаточно далекие от действительности. Классический пример - некоторые представления о стрелковом оружии Великой Отечественной войны. В советском кинематографе немецкие солдаты изображались в основном с пистолетом-пулеметом МП-40 (как красиво спел В. Высоцкий, «рукав закатан до локтя и «шмайсер» на груди»). В художественной литературе и публицистике стало распространяться мнение об огневом превосходстве немецкой пехоты с автоматами над советской, вооруженной преимущественно винтовками Мосина. Между тем на начальном этапе войны подавляющее большинство немецкой пехоты было вооружено винтовками «маузер 98» и карабинами «маузер 98к», которые лишь незначительно отличались от отечественной «трехлинейки». Можно привести и другие аналогичные примеры, когда в современном массовом сознании утверждаются не совсем корректные представления и образы, связанные с историей техники. Это негативно влияет на историческую память нации и уровень научно-технической культуры общества. Третья группа мифов связана с неверными представлениями в массовом сознании об особенностях отдельных периодов истории человечества. Так, например, когда заходит речь о первобытном обществе, то процветает заблуждение, что древнейшей профессией женщины была проституция («женщины древнейшей профессии» - такое выражение часто можно встретить в СМИ). Данный миф, во-первых, принижает место и роль женщины в мировой истории и культуре, создает исторически деструктивный и демонизированный образ женщины, а во-вторых, является грубейшим искажением исторической действительности. Объясняешь студентам, что древнейшими занятиями женщин было воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, собирательство и другие, связанные с хозяйственной деятельностью племени. Кроме этих и других мифов, как для студента, так и для преподавателя и научного работника в истории науки и техники есть интереснейшие вопросы для изучения. Так, представляет большой исследовательский интерес проблема расцвета и упадка научных культур. Например, с чем связаны расцвет немецкой науки во 2-й пол. XIX - 1-й пол. XX в. и ее упадок после 1945 г.? Или расцвет советской науки в 1950-1960-е гг. и затем ее постепенный упадок? Только ли с тотальными военными и политическими поражениями этих стран (Германия потерпела такое поражение в 1945 г., СССР - в 1991 г. в «холодной войне»)? Но ведь торможение прогресса науки началось в этих странах задолго до поражений. Еще до начала Второй мировой войны из Германии времен Гитлера выехало несколько десятков знаменитых ученых. Научные работники и исследователи в Третьем рейхе отмечали, что «расовый миф» крайне негативно влияет на научную культуру: воспитанники спецшкол СС сомневались в научных открытиях, совершенных «неарийцами». Или, например, концепция «расовой чистоты» противоречила доказанному биологами утверждению, что дети от смешанных межнациональных браков генетически более здоровы. Можно привести и другие примеры, которые подтверждают, что, даже если бы Третий рейх существовал и дальше, после 1945 г., то развитие науки в нем, скорее всего, замедлилось бы. Что касается советской науки, то ее упадок и падение эффективности начались еще задолго до политического кризиса в СССР. На примере этих двух стран видна одна из основных прикладных проблем истории науки и техники: как возникает и развивается научная культура? Какие факторы способствуют ее расцвету или упадку? Всесторонний, концептуальный анализ данных проблем может способствовать выработке стратегии реформирования науки в любой стране. Говоря о применении дистанционных технологий, следует отметить, что они дают хорошую возможность использования активных и интерактивных методов обучения: составление презентаций; обсуждение с преподавателем различных вопросов истории научного знания и технических изобретений; организация дискуссий в режиме он-лайн и офф-лайн и др. Все это расширяет исторический кругозор и эрудицию студента. Важным достоинством именно дистанционного подхода является обучение студентов навыкам самостоятельной работы с информацией, самостоятельного повышения квалификации и углубления профессиональных знаний, возможность составления индивидуальной программы профессионального самосовершенствования с учетом своих психологических и личностных особенностей. Как отмечают исследователи В.Е. Клочко и Э.В. Галажинский, «личностный аспект подготовки специалиста для инновационного сектора экономики приобретает сегодня особенное значение, поскольку профессиональная деятельность в период «глобальных инноваций» основана на расширении границ осознания человеком своих возможностей, самостоятельной активности в определении альтернативных и эффективных для конкретной ситуации профессиональных сред и способов самореализации, обретения согласия с самим собой в контексте задач общества» [5. С. 151]. В перспективе при изучении истории науки и техники с использованием дистанционных технологий обучения материал и учебные задания следует давать более дифференцированно, в зависимости от уровня начальной подготовки студента и тех целей и задач, которые он ставит для себя в процессе учебы. Исходя из опыта преподавания данной дисциплины, учащихся можно разделить на несколько групп: - Студенты, имеющие достаточно высокий уровень общей эрудиции, знакомые в целом с курсом истории (школьного или вузовского уровня) и некоторыми проблемными моментами истории науки и техники, интересующиеся различными вопросами научно-технического развития и читающие дополнительную литературу по ним. Таких студентов относительно немного, и, исходя из опыта преподавания автора данной работы, можно отметить тревожную тенденцию падения уровня эрудиции и начитанности у обучающихся, особенно заочной формы обучения. Для данных студентов очень интересны проблемный подход к обучению, изучение различных спорных и проблемных аспектов истории научного знания и технических изобретений, концептуальный анализ тенденций и исторических закономерностей научно-технического развития. Например, были ли у СССР возможности провести компьютерную революцию, опираясь на внутренние ресурсы? Анализ данных проблем развивает культуру научного мышления будущего специалиста, формирует навыки нестандартного решения научных и производственно-практических проблем. - Студенты, мало интересующиеся проблематикой истории научно-технического развития, имеющие, как правило, средний уровень знаний по курсу истории. Обучающихся такого типа можно увлечь различными познавательными заданиями, интересными фактами из истории науки и техники, а специфика обучения будет направлена в основном на знакомство с самим материалом курса с использованием презентаций, видеоматериалов, активных и интерактивных форм обучения и других ресурсов, которые могут дать дистанционные технологии образования. - Студенты, имеющие низкую успеваемость и серьезные пробелы в знаниях истории. Значительную часть данной категории учащихся составляют мигранты, выходцы из ближнего зарубежья, обучающиеся, как правило, на контрактной основе. После распада СССР в бывших азиатских республиках стали происходить архаизация всех социальных отношений, вытеснение русского языка из повседневного общения, ухудшение качества образования. Часто студенты-мигранты в первый год обучения в недостаточной степени владеют русским языком, а их общая эрудиция и школьное образование оставляют желать лучшего. Поэтому для них должен быть предусмотрен определенный минимум знаний по предмету, направленный, прежде всего, на их интеграцию в культурно-историческое пространство России, знакомство хотя бы с основными положениями курса истории науки и техники. В заключение следует еще раз подчеркнуть важность знакомства студентов практически всех специальностей с основными тенденциями и закономерностями научно-технического развития России и мира.

Ключевые слова

история науки и техники, дистанционные технологии обучения, history of science and technology, distance learning technology

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Москаленко М.Р.Уральский федеральный университет, г. Екатеринбургmax.rus.76@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Ваганов А. Неразрывность и правопреемство. Кому и зачем нужна сегодня история науки и техники // Независимая газета. - 2012. - 22 февр. - URL: http://www.ng.ru/science/2012-02-22/9_pravopreemstvo.html
Дело техники. История науки ждет своих Шекспиров // Российская газета. - 2012. - № 5715(42). - 08 февр. - URL: http://www.rg.ru/2012/02/28/baturin.html
Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921-1925 гг.). - URL: coolib.net/b/159822/read
Ректор Томского госуниверситета: День России - повод задуматься о будущем. - URL: http://viperson.ru/wind.php?ID=446432&soch=1
Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Инновационный потенциал личности: системно-антропологический контекст // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 325. - Авг. - С. 146-151. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-potentsial-
Vaganov A. Continuity and succession. To whom and why is needed today the history of science and technology / / Nezavisimaya Gazeta. 22.02.2012. URL: http://www.ng.ru/science/2012-02-22/9_pravopreemstvo.html
Technical matter. History of science is waiting for their Shakespeare // Rossiyskaya Gazeta. № 5715 (42) 08.02.2012. URL: http://www.rg.ru/2012/02/28/baturin.html
The transition to the NEP. Restoration of the national economy of the USSR (1921-1925 years). URL: coolib.net/b/159822/read
Rector of Tomsk State University: Russia Day - is reason to think about the future. URL: http://viperson.ru/wind.php?ID=446432&soch=1
Klotchko V.E., Galazhinsky E.V. The innovative potential of the individual: a systematic anthropological context // Bulletin of the Tomsk State University. August 2009. № 325. Pp. 146-151. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-potentsial-li
 Особенности преподавания учебной дисциплины «История науки и техники» с применением дистанционных технологий обучения | Открытое и дистанционное образование. 2014. № 2 (54).

Особенности преподавания учебной дисциплины «История науки и техники» с применением дистанционных технологий обучения | Открытое и дистанционное образование. 2014. № 2 (54).