КОЛЛАБОРАЦИЯ В ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ «НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, БИЗНЕС И ПРОИЗВОДСТВО» | Открытое и дистанционное образование. 2014. № 2 (54).

КОЛЛАБОРАЦИЯ В ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ «НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, БИЗНЕС И ПРОИЗВОДСТВО»

Актуальность данной работы заключается в том, что научно-технический прогресс, играющий решающую роль в экономическом состоянии любой страны, невозможен без высококвалифицированных инженерно-технических кадров, подготовка которых связана с совершенствованием образовательных технологий, коллаборацией в науке, образовании, бизнесе и производстве. В представленной работе рассмотрены вопросы, связанные с интеграцией науки, образования и производства с помощью информационного электронного издания. Представлен молодежный электронный научно-технический журнал «Research, Science and Technologies (RST)» в качестве электронного издания научно-технического профиля на английском языке. Отмечено, что журнал является основой для совместных исследований, а также интегрирующим звеном между наукой, образованием и производством.

Collaboration in «Science, Education, Business and Industry» Integrated System.pdf 1. Введение В современном мире уровень развития науки и технологий является залогом успешного процветания как экономики отдельного региона, государства, так и стабильности экономики мира в целом. Научно-технический прогресс играет решающую роль в экономическом состоянии, образовании, производстве и других ключевых сферах человеческой жизнедеятельности. В связи с быстрым темпом научно-технического прогресса, и, как следствие, сменой технологий, основной потенциал развитых стран составляют интеллектуальные технологии, образование и высококвалифицированные инженерно-технические кадры. Внедрение инновационных технологий в сферу экономики, производства, бизнеса и культуры приводит к необходимости совершенствования методики подготовки инженеров, непрерывному пополнению знаний и умений специалистов, а также дополнительной подготовки к будущей профессии студентов технического профиля [1]. Переход на инновационный путь развития предполагает всестороннюю подготовку научно-технических и инженерных кадров, способных к коллективной работе, созданию, реализации и управлению проектами, которая возможна в условиях интеграции науки, образования и производства и системной подготовки будущих специалистов, предполагающей формирование у них соответствующего уровня необходимых умений: • комплексного анализа и работы с информацией; • реализации творческих способностей в области науки и изобретений; • формирования нравственных ценностей в системе природа-общество, системного способа мышления; • аналитического мышления, основанного на фундаментальных научных понятиях, интеграции, дифференциации, синергетике; • развития способностей к адаптации, обучению, коллективной работе, ответственности за принятие решений; • прогнозирования, предвидения последствий; • постоянного пополнения знаний и их практического применения; • формирования субъект-субъектных взаимоотношений в коммуникационных процессах и процессах управления. Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что современному специалисту технического профиля в условиях международного сотрудничества необходимо хорошее владение межпрофессиональными знаниями, иноязычной компетенцией в различных областях профессиональной деятельности. Он должен быть способен сознательно подвергать осмыслению разнообразные научно-технические и социально-экономические явления как регионального и государственного масштаба, так и международного уровня. У него должны быть развиты умения соотносить политические, культурные и социальные явления с существующей экономической ситуацией, умения трансформировать отдельные субъективные представления в речевые, категориальные и коммуникативные формы, а также умения находить нестандартные решения различного рода профессиональных задач. И конечно, очевидно, что данная системная подготовка может быть осуществлена только в условиях успешной междисциплинарной интеграции, которая заключается в целостности приобретаемых знаний, в установлении глубоких причинно-следственных связей между осваиваемыми результатами познавательной деятельности [2]. 2. Анализ подходов к интеграции в научной литературе и анализ групп существующих научно-технических электронных журналов В современной научной литературе накоплена обширная база знаний, являющаяся концептуальной основой интеграции науки, образования, бизнеса и производства: в основе работ Г.М. Романцева, Е.В. Ткаченко, И.П. Смирнова, В.А. Полякова и др. лежит концепция взаимодействия и тесного сотрудничества образования, науки, бизнеса и производственной среды с системой профессионального образования, выражаемая в динамике развития экономических систем [3]. В работах М.И. Махмутова и Л.А. Артемьевой интеграция рассматривается как синтез формирующейся у учащихся системы знаний и целостного мировоззрения, объединенных познавательной потребностью и мотивами к обучению и труду [4]. Основные направления интеграции общего и профессионального образования выделены в работах М.Н. Берулавы [5]. Работы В.Н. Садовского (основание общей теории систем) и П.И. Пидкасистого (педагогическая система рассматривается автором как предмет педагогики), В.С. Безрукова (целостность факторов в достижении поставленных целей и развития человека), в которых учебный процесс рассматривается как система, а также работы Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридмана, Л.Н. Ланда, в которых учебный процесс представляется в виде управляемой информационной системы с выявленной основной задачей ее программирования, послужили основой данной статьи [6-9]. В частности, важным фактором развития мировой научно-педагогической деятельности является внедрение информационных и коммуникационных технологий в образовательную систему. Коммуникационные процессы информационного общества трансформируются, являясь следствием информатизации общественных отношений, развития информационной виртуальной реальности. Новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) влияют на все сферы общественной жизни социума и имеют свое отражение в процессе становления нового феномена общественного бытия - виртуальной реальности в Internet. С развитием информационных и компьютерных технологий становление географически распределенных систем принимает глобальный характер, так как, социальные сети, масс-медиа, интернет-игры, интернет-торговля, производство и экономика являются неотъемлемой инфраструктурой общества и основаны на широких возможностях интернет-технологии. В этой связи качество подготовки инженера будет зависеть от уровня фундаментальной и общеинженерной подготовки, от уровня подготовки в области информационных технологий, а также от уровня экономической, языковой и гуманитарной составляющих [10]. Однако ограниченное количество часов, к примеру, отводимое на изучение иностранных языков, не позволяет будущему специалисту овладевать языковой компетенцией на должном уровне. Следовательно, разработка и создание электронного научно-технического журнала на русском и английских языках, направленного на интеграцию науки, образования и производства, является актуальной задачей субъектов данной интеграции. Таким образом, важным является анализ существующих научно-технических электронных журналов, представленный в таблице. Согласно таблице можно сделать вывод о том, что электронный журнал представляет собой электронное научное, научно-техническое, молодежное научное или научно-популярное издание со следующими характеристиками для каждой из групп: 1) Научные журналы (журнал состоит из научных статей авторов). Как правило, это рецензируемые научные журналы. 2) Научно-технические журналы (журнал представляет как информацию о новых технологиях и открытиях в отрасли, так и научные статьи авторов). 3) Популярные научные издания (журнал погружает читателя в мир научных исследований и технологий будущего). 4) Молодежные научные издания (журнал ориентирован на молодых ученых, студентов и школьников, увлеченных научной работой). Данные группы журналов освещают актуальные технические вопросы, включают дополнительные рубрики (такие, как ответы экспертов на вопросы читателей), публикуют статьи студентов, аспирантов, специалистов и ученых различных областей научного знания, однако высокий уровень научно-технического прогресса и быстрое развитие информационных технологий позволяют включить дополнительные важные функции, расширяющие интерактивность научного издания, позволяя получать обратную связь и доступ к информационным ресурсам, статьям и литературе, обмениваться мнениями с экспертами и взаимодействовать с другими пользователями, читателями электронного научного журнала. Таким образом, необходимым является создание платформы для коллаборации и научных исследований, объединяющей школьников, студентов, аспирантов, преподавателей, специалистов и ученых и способствующей формированию языковой компетенции (что актуально для расширения международных коммуникаций и взаимодействия с зарубежными образовательными и научными учреждениями), профессиональных, корпоративных и управленческих компетенций, позволяющей использовать научную литературу, статьи, накопленный опыт и взаимодействовать как с другими пользователями, так и с экспертами в процессе развития идеи или научной мысли. Следует отметить, что электронный научно-технический журнал дает возможность не только расширить доступ к научно-технической информации, но и сформировать виртуальный базис как основу интегративных процессов и преемственности в исследованиях. 3. Преимущества электронного научно-технического журнала Цель журнала состоит в объединении усилий ученых, преподавателей профессиональных, высших учебных заведений, аспирантов, студентов, педагогов, специалистов различных областей промышленности и производства для создания единого базиса и информационного пространства в сфере научной коммуникации. Основные преимущества электронного научно-технического журнала «Research Science and Technologies (RST Journal)» представлены на рис. 1. В качестве основных задач электронного научно-технического журнала «Research Science and Technologies (RST Journal)» можно выделить следующие (рис. 2): • освещение актуальных и междисциплинарных направлений в современных областях науки и техники, естественных и гуманитарных науках; • повышение квалификации специалистов, преподавателей, аспирантов и студентов; • способствование расширению профессионального диалога между студентами, аспирантами, учеными, специалистами; • освещение основных вопросов в области информационных технологий, искусственного интеллекта и виртуальной реальности; • способствование интеграции науки, образования и производства и объединение усилий перспективных специалистов и ученых в совместной работе над проектами в научно-технической и гуманитарной областях; • способствование расширению международных связей, сотрудничеству между организациями, профессиональными и образовательными учреждениями; • обеспечение оперативного доступа к публикациям и статьям; • способствование созданию информационной и интерактивной среды, являющейся основой взаимодействия между специалистами, учеными, аспирантами, студентами и научными сообществами; • способствование стимулированию научной активности молодежи в области науки; • рассмотрение широкого круга задач, стоящих перед нефтегазовым комплексом России, поиск эффективных решений с позиций практической значимости и наработки теоретического базиса реализации этих решений [11]. 4. Модель коллаборации в интегрированной системе При изучении проблемы интеграции профессионального и общего образования применительно к подготовке будущих специалистов мы пришли к выводу, что подобная интеграция осуществляется через установление взаимосвязей между учеными, преподавателями, специалистами, аспирантами и студентами в условиях междисциплинарной интеграции [12]. Основой решения поставленных задач выступают межпредметные связи, в качестве основного инструмента интеграции которых в процессе формирования у будущих специалистов целостного представления о специфике содержания и структуре будущей деятельности может выступать электронный научно-технический журнал «Research Science and Technologies (RST)». Рассмотрим общую модель коллаборации в интегрированной системе, включающей образование, науку, бизнес и производство как элементы взаимодействующей системы (рис. 3). Данная модель представляет собой систему передачи знания от этапа зарождения идеи до этапа ее реализации и отработки (ведения проекта). Весь цикл охвачен важным состоянием системы, а именно обратной связью, которая осуществляется на основе платформы научно-технического журнала «Research Science and Technologies (RST Journal)». Образование представляет собой сеть вузов (основной и вузы-партнеры, базовые школы и профильные средние специальные учебные учреждения); науку - научные учреждения, научно-исследовательские и проектные институты (НИПИ); производство - компании, предприятия и заводы-партнеры; бизнес - малые компании, ориентированные на применение инновационных технологий в выпуске продукции или предоставляемых услуг, в основном высокотехнологичный сектор. Взаимосвязь всех элементов интегрированной системы предполагает проведение семинаров, конференций (на базе вуза и на базе предприятий), встреч с руководителями производства и бизнеса, обмен опытом, выделение студенческих и научных грантов за инновационные разработки, участие в международных лекциях «Distinguished Lecturers» (программа Международного общества инженеров-нефтяников (SPE) с привлечением международных компаний и заслуженных лекторов со всего мира), помощь в патентовании идей и новых технологий и доведение патентов до реализации и промышленных образцов. Функционирование данного цикла по передаче знаний и инноваций позволяет повысить уровень научно-технического развития, образовательных процессов и конкурентоспособности региона в целом. Тематика, направление докладов и статей RST Journal включает в себя три основных раздела - технические, гуманитарные и технические науки (рис. 4). В настоящее время проект практически подготовлен к работе, принимаются статьи для формирования первых выпусков журнала, организуются семинары и конференции, а также практические курсы, направленные на развитие иноязычной компетенции у будущих авторов и читателей. В дальнейшей работе важным является запуск информационного портала с возможностью реализации всех вышеозначенных функций журнала и интегрирующей функции всей системы взаимодействующих элементов. Таким образом, RST Journal является информационной площадкой для научного сотрудничества специалистов, ученых, преподавателей, аспирантов и студентов российских и зарубежных вузов, запуска новых проектов в сфере подготовки молодых кадров, публикации ценных работ, издания материалов в виде электронного сборника статей и его печатной версии, создания базы для научных дискуссий как по предложенной теме, так и по темам, опубликованным другими участниками, обсуждения актуальных вопросов науки, образования и отрасли, проведения конференций, симпозиумов и конгрессов, оn-line-мероприятий. Основные выводы Детальное рассмотрение вопросов, связанных с подобной интеграцией, позволило выяснить, что качество подготовки специалистов, образования и научно-исследовательской деятельности зависит от уровня внедрения новых информационных технологий, возможностей виртуальной компьютерной коммуникации на основе Internet-технологий. Однако наибольшую значимость журнал приобретает в связи с тем, что главной его целью является привлечение науки, промышленности и производства в сферу высшего образования. С этой целью создана рубрика, направленная на интеграцию и совместные исследования между студентами АГНИ и других вузов, учеными, преподавателями, специалистами ОАО «Татнефть» и других предприятий. Следует отметить, что особый интерес могут вызвать как профессионально-ориентированные статьи, так и статьи общей и научно-популярной направленности [2]. Необходимость создания электронного корпоративного журнала вызвана также тем обстоятельством, что современное предприятие нуждается в аккумуляции коллективного знания, интеграции специалистов различных областей для решения стратегических задач производства, а также в поиске талантливой молодежи на этапе обучения в вузе и их подготовки для дальнейшего трудоустройства. Совместная работа промышленно-произ-водственного персонала, студентов и других специалистов поможет подготавливать квалифицированные кадры для Республики Татарстан, позволяя знакомить студентов с производственными задачами, оборудованием непосредственно в процессе учебы в вузе для их решения совместными усилиями. Для того чтобы журнал был интересен широкому кругу читателей, в нем будут публиковаться материалы, которые будут охватывать широкую сферу прогресса в различных областях.

Ключевые слова

интеграция, молодежный, электронный, научно-технический, журнал, Research, Science and Technologies (RST), integration, youth, electronic, scientific and technical journal, «Research, Science and Technologies (RST), information technologies in education

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сагдатуллин А.М.Альметьевский государственный нефтяной институт, г. Альметьевsaturn-s5@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Рулиене Л.Н., Баглаев И.И., Павлов А.И., Матонин В.В. Региональный информационно-образовательный портал как форма интеграции интернет-ресурсов // Открытое и дистанционное образование. - 2009. - № 3. - С. 51-56.
Сайфуллин Р.С., Шайдуллина А.Р., Сагдатуллин (Зиатдинов) А.М. Электронный научно-технический журнал как механизм интеграции науки образования и производства // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2013. - Т. 16, № 16. - С. 275-278.
Смирнов И.П., Поляков В.А., Ткаченко Е.В. Новые принципы организации начального профессионального образования. - М.: ООО «Аспект», 2004. - 32 с.
Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М., 1975. - 254 с.
Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. - М.: Совершенство, 1998. - 192 с.
Садовский В.Н. Основание общей теории систем. - М.: Наука, 1974. - 276 с.
Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - С. 3-16.
Фридман Л.М., Маху В.И. Проблемная организация учебного процесса. - М.: НИИ общей и пед. психологии, 1990. - 60 с.
Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. - М., 1966.
Афоничкин А.И., Драгунова И.В. Образовательный интернет-портал как инструмент интеграции образования в регионе // Открытое и дистанционное образование. - 2002. - № 4. - С. 134-136.
Shaydullina А.R., Sagdatullin (Ziatdinov) A.M. Information technologies as the basis for the integration of Science, Education and Industry // Ученые записки государственного нефтяного института. - Т. XI: сб. ст.: в 2 ч. - Альметьевск: Изд-во Альмет. гос.
Сагдатуллин (Зиатдинов) А.М., Шайдуллина А.Р. Преимущества информационных технологии в интеграционных процессах производства, науки и образования // Материалы науч. сессии ученых Альметьевского государственного нефтяного института. - 2013. - Т. 1, № 2. -
Ruliene L.N., Baghlan I.I., Pavlov A.I., Matonin V.V. Regional web portal as a form of integration of Internet resources // Open and Distance Education. 2009. Number 3. pp. 51-56.
Saifullin R.S., Shaydullina A.R. Sagdatullin A.M. Electronic Science and Technology magazine as a mechanism for the integration of science education and industry // Herald Kasan tehnol. Univ. 2013. T. 16. Number 16. Pp. 275-278.
Smirnov I.P., Polyakov V.A. Tkachenko E.V. New principles of initial vocational education. - Moscow: OOO “Aspect”, 2004. 32.
Mahmutov M.I. Problem-based learning. The main problems in the theory. - M., 1975. - 254.
Berulava M.N. Integration of educational content. - M.: Excellence, 1998. - 192.
Sadovsky V.N. Base of the general systems theory. - Moscow: Nauka, 1974. - 276.
Talyzina F. Method of training programs. - Moscow, University Press, 1980, pp. 3-16.
Friedman L.M., Mach V.I. Problem organization of the educational process. M.: Institute of General and Pedagogical Psychology, 1990. 60.
Landa L.N. Algorithmic learning. M. 1966.
Afonichkin A.I., Dragunov I.V. Educational web portal as a tool of integration of education in the region // Open and Distance Education. 2002. Number 4. Pp. 134-136.
Shaydullina A. R., Sagdatullin A.M. Information technologies as the basis for the integration of Science, Education and Industry // Proceedings of the State Oil Institute. Volume XI. Almetyevsk. Univ Almetyevsk State Oil Institute. 2013. Part 2. Pp. 172-1
Sagdatullin A.M. Shaydullina A.R. The Benefits of Information Technology in the integration processes of production, science and education // Scientific Session of Almetyevsk State Oil Institute Scientists. 2013. T. 1. № 2. Pp. 98-101.
 КОЛЛАБОРАЦИЯ В ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ «НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, БИЗНЕС И ПРОИЗВОДСТВО» | Открытое и дистанционное образование. 2014. № 2 (54).

КОЛЛАБОРАЦИЯ В ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ «НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, БИЗНЕС И ПРОИЗВОДСТВО» | Открытое и дистанционное образование. 2014. № 2 (54).