ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ПО РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ В КУРСЕ РИТОРИКИ (НА ПРИМЕРЕ ФОНДА ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ ИМ. Б.Н. ЕЛЬЦИНА) | Открытое и дистанционное образование. 2014. № 3(55).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ПО РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ В КУРСЕ РИТОРИКИ (НА ПРИМЕРЕ ФОНДА ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ ИМ. Б.Н. ЕЛЬЦИНА)

Статья посвящена практике использования цифровых библиотечных ресурсов на занятиях по педагогической риторике. Автор рассматривает источники, входящие в фонд Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина, как средство развития профессиональной компетенции будущих учителей. Предлагаются различные типы заданий и варианты их выполнения, построенные на основе использования цифровых изданий книг XVIII-XIX вв. Обозначается их роль в системе работы по совершенствованию коммуникативной компетенции педагогов.

APPLICATION OF E-RESOURCES AT SEMINARS ON RHETORIC (ON THE EXAMPLE OF DATABASES IN PRESIDENTIAL LIBRARY NAMED AFTER BORIS YELTSIN).pdf Информационные ресурсы современных библиотек стремительно изменили свое качество и наполнение в последние годы. Одним из направлений развития библиотечных фондов стало создание коллекций изданий, доступных дистанционно в цифровом формате. Ярким примером такого развития служит библиотечная практика Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина. В настоящее время удаленный доступ к ресурсам Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина возможен в различных регионах и городах России. Библиотека активно сотрудничает с ведущими российскими университетами, на базе которых открыты центры дистанционного доступа. Сотрудничество перспективно и во многом полезно как для библиотечного дела, так и для системы высшего образования в целом. Цифровые библиотечные ресурсы значительно обновляют содержание вузовского обучения. Каким образом происходит этот процесс? Как они применяются в системе высшей школы? Постараемся ответить на эти вопросы на примере практики применения цифровых материалов в курсе риторики в педагогическом вузе. В современном педагогическом образовании риторика как учебный предмет реализует компетентностный подход к подготовке специалистов. Основная цель педагогической риторики - формирование коммуникативной компетентности учителя на основе овладения законами эффективного профессионального общения. Почему при изучении риторики цифровые библиотечные источники играют важную роль? Дело в том, что большинство текстов, в которых содержатся сведения из учения о речи, труднодоступны. В.И. Аннушкин справедливо отмечает, что знание из классических национальных руководств к риторике особенно ценно. Однако большинство текстов учебников либо никогда не публиковалось (таковы рукописные риторики XVII-XVIII вв.), либо стало библиографической редкостью (таковы, за исключением руководств М.В. Ломоносова, все учебники XVIII-XX вв.) [1. С. 8]. Не столь многочисленны и исследования, содержащие историко-лингвистический комментарий сочинений по риторике. К ним относятся работы В.И. Аннушкина, В.П. Вомперского, Л.К. Граудиной, Г.И. Миськевич, Е.А. Кузьминовой, Л.Е. Туминой, К.М. Ушаковой. Поэтому актуальной потребностью в обучении педагогов любого профиля является чтение оригинальных текстов. В библиотечных фондах источники по риторике относятся к междисциплинарным по содержанию ресурсам. Сориентироваться в них студентам достаточно сложно. По понятным культурно-историческим причинам учение о речи тесно связано с развитием отечественной истории, древнерусской литературы, языкознания и других областей гуманитарного знания о культуре. Какие ресурсы, необходимые в обучении педагогической риторике, содержит Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина? В первую очередь, это различные руководства, которые можно назвать классическими. Среди них есть достаточно сложные для восприятия и объемные по содержанию тексты грамматик русского языка. Исторически грамматика выступала основой словесных наук, поэтому значимость подобных трудов для теории речи не ослабевает с течением времени. Современному студенту доступны в цифровом формате некогда очень популярные книги М.Г. Смотрицкого «Грамматика» (1648) [2], М.В. Ломоносова «Российская грамматика» (1757) [3], Н.Г. Курганова «Российская универсальная грамматика» (1769) [4], несколько работ о грамматике русского языка Н.И. Греча (1840, 1842) [5]. В круг классических трудов о речи входят, безусловно, и «Руководство к изучению русской словесности» П.Е. Георгиевского (1835) [6], «Правила высшего красноречия» М.М. Сперанского (1844) [7], «Исследование о реторике» К.П. Зеленецкого (1846) [8]. Эти сочинения первой половины XIX в. - периода расцвета словесности - так же, как и грамматики XVII-XVIII вв., доступны в электронно-цифровом формате в собраниях библиотеки. Во-вторых, не менее значимый корпус текстов, необходимых в курсе педагогической риторики, составляют образцы речей видных отечественных деятелей. Фонд Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина содержит образцы политического, миссионерского, судебного и военного красноречия. К ним относятся устные публичные выступления П.А. Столыпина, А.Ф. Кони, В.И. Герье, С.М. Соловьева и других исторических личностей, известных своим вкладом в русскую культуру. Образцы публичных речей содержатся в оцифрованных архивных источниках: «Брошюра с речами П.А. Столыпина» [9], «Положение о Высших женских курсах в Москве и речи, произнесенные при открытии Курсов» [10], «Речь А.Ф. Кони, произнесенная им на открытии «Пушкинского дома» в Ленинграде» [11]. Как и классические труды по риторике, источники такого жанра реализуют историко-культурный компонент подготовки педагогов и решают основные задачи высшего образования. И последний тип необходимых в курсе риторики материалов составляет литература о персоналиях, которые внесли вклад в развитие русской словесности. В историческом срезе к ним относятся воспоминания, письма, жизнеописания, составленные соратниками и единомышленниками. В современном научно-публицистическом дискурсе - это научные монографии и видеолекторий фонда Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина, в который входят лекции директора Ломоносовского института Т.С. Буториной, акад. РАН Н.Н. Казанского, проф. СПбГУ Д.И. Раскина и других современных ученых. Материалы позволяют воссоздать контекст эпохи и реализовывать воспитательные задачи в учебном процессе. Таким образом, цифровые ресурсы Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина отвечают предметным целям курса педагогической риторики. Они достаточно разнообразны и в целом представляют не только научно-исследовательский интерес, но и способны решать задачи учебно-воспитательного характера в подготовке специалистов. Однако ввести в обучение знание оригинальных текстов прошлых столетий - непростая задача. Слишком большой культурно-исторический пласт отделяет письменные памятники от современности. Как методически целесообразно организовать знакомство молодого поколения с такими источниками? Безусловно, в воспитательных целях необходимо организовать посещение студентами университетской или областной библиотеки, имеющей электронный читальный зал с доступом к ресурсам Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина. В качестве задания на семестр преподаватель риторики может предложить для изучения сочинения следующих авторов: • Герасим Влах. Краткое изложение значения риторики [рукопись первой половины XVIII в. на греческом языке]. Ознакомительный просмотр источника. • Смотрицкий М.Г. Грамматика [Из «Предисловия о пользе грамматики и философского учения» Максима Грека]. - М., 1648. - С. 1-5. • Ломоносов М.В. Российская грамматика [Из «Посвящения великому князю Павлу Петровичу»]. - СПб., 1757. - С. 1-10. • Курганов Н.Г. Российская универсальная грамматика [Из разделов «Сборъ разныхъ рускихъ пословицъ»; «Разговоръ о различiи изрэченiя и писанiя»; «Руской словотолкъ»]. - СПб., 1769. - С. 109-124; 236-243; 381-416. • Георгиевский П.Е. Руководство к изучению русской словесности [Из раздела «Словесностъ»]. - СПб., 1835. - С. 23-30. • Магницкий М.Л. Краткое руководство к деловой и государственной словесности» [Из раздела «Введеніе»]. - СПб., 1835. - С. 9-21. • Греч Н.И. Чтения о русском языке [Из раздела «Первое чтеніe»]. - СПб., 1840. - Ч. 1. - С. 54-60. • Сперанский М.М. Правила высшего красноречия [Из разделов «О краснорэчіи вообще», «О страстномъ въ словэ»; «Заключеніе», «О расположеніи слова»]. - СПб., 1844. - С. 5-13; 23-25; 42-44; 148-158. • Зеленецкий К.П. Исследование о реторике [Из разделов «Части науки о Словњ и между ними Реторика»; «Предметъ и система Общей Реторики»; «О преподаваніи Реторики въ среднихъ училищахъ»]. - Одесса, 1846. - С. 53-57; 78-81; 128-137. В списке литературы обязательно необходимо указывать те фрагменты источников, на которые следует обратить особое внимание. Студентам можно предложить выписать из указанных разделов книг десять цитат о языке, речи, красноречии и риторике. Желательно, чтобы после семинара «Риторика как наука: история становления, категории и законы» и работы с библиотечными ресурсами у них остались следующие записи, имеющие непосредственное отношение к содержанию дисциплины: • «Риторикіи же глаголанїа, доброту процвэтше, лжи ўклонишасZ» (М. Смотрицкий) [2. С. 5]; • «[Карл V нашел бы в русском языке] великолэпїе Ишпанскаго, живость Францусскаго, крэпость Нэмецкаго, нэжность Италїянскаго сверьхъ того богатство и сильную въ изображенїяхъ краткость Греческаго и Латинскаго языка» (М.В. Ломоносов) [3. С. 6-7]; • «В. Какимъ способомъ можно красиво и разумно говорить? О. Помощiю риторики и вiтiйства тоесть науки показующей общiя правила ораторiи (велеречiя) и поезiи (стиходэйства) и потому ораторъ или риторъ называется сладкорэчивой, однако словомъ Риторъ разумэется писатель правил риторическихъ» (Н.Г. Курганов) [4. С. 239]; • «Языкъ, даръ слова, или способность выражать звуками голоса движенія и дэйствія душевныя, чувствованія и мысли, и сообщаться умомъ с подобными намъ существами есть предметъ достойный вниманія, изученія и изслэдованія всякаго образованного, мыслэщаго человэка; родной языкъ драгоцэненъ, важенъ и любезенъ всякому сыну отечества» (Н.И. Греч) [5. С. 57]; • «Риторика предлагаетъ правила выражать изустно, или на письмэ, мысли, сообразно съ предложенною цэлію» (П.Е. Георгиевский) [6. С. 24]; • «(…) Краснорэчіе есть даръ потрясать души, переливать въ нихъ свои страсти и сообщать имъ образъ своихъ понятій» (М.М. Сперанский) [7. С. 7]; • «Реторика имэетъ предметомъ своимъ рЭчь въ ея грамматическомъ постороеніи изъ предложениій, в логическомъ расположеніи ея частей, словомъ въ ея образоваіи и составэ, и наконецъ въ ея особыхъ чисто-реторическихъ условіяхъ свойствахъ» (К. П. Зеленецкий) [8. С. 55]; • «Рэчь есть не что иное, какъ высшая литературная форма языка, а потому, в теоріи Слова, съ рэчи, съ Реторики начинается ученіе собственно о языкэ, рассматриваемомъ в его цэлости т.е. ученіе о его происхожденіи, законахъ развитія, сродствэ его, раздроблэніи на наречія и проч.» (К.П. Зеленецкий) [8. С. 128]. Из опыта преподавания мы можем сказать, что выписанные из оцифрованных библиотечных источников цитаты - ценный фактический материал. Цитаты концентрируют в себе предметное содержание тематики курса, являются средством выразительности в речи студентов, служат доказательством тезиса, примером. Материалы конспектов могут быть использованы при изучении вопросов о развитии риторики в России, о речевом этикете, риторическом идеале и речевой культуре общества. Однако для точности интерпретаций преподавателю обязательно необходимо сопровождать текстологическую практику обучаемых историко-лингвистическими комментариями: прояснять значение отдельных слов, выражений, ключевых определений, в особенности в текстах XVII-XVIII вв. С целью освоения предметного тезауруса дисциплины возможно использование заданий, предполагающих изучение терминологии учения о речи в историческом аспекте. Полезным является обращение к труду Н.Г. Курганова «Российская универсальная грамматика, или Всеобщее писмословие» (1769) [4]. В разделе книги «Руской словотолкъ» содержится достаточно большой набор толкований основных понятий словесных наук. Приведем в качестве примера некоторые из них: аллегорїя - притча, инорэчїе; аргументъ - доводъ, доказанїе; витїйство - словословїе, рэчистость; дискурсъ - разговоръ, рэчь; диспозицїя - расположенїе, устроенїе, учреждение, установленїе, распорядокъ; диспутъ - споръ, прэнїе; композицїя - составъ, смэсь; коммуникацїя - совокупленїе, сообщеніе; ораторъ - вЭтїя, витїя; ораторїя - велерэчїе, витїйство, словесность; орацїя - слово, рэчь похвальная; риторика - рэчебникъ; риторъ - ораторъ, вэтїя, рэчеточецъ, родеязыкъ; тезисъ - тема, задача, урокъ; текстъ - началословїе [4. С. 381-416]. Знакомство студентов с этимологией ключевых понятий риторики обеспечивает знание современного предметного тезауруса. Кроме того, такая учебная деятельность способствует развитию информационной культуры будущих учителей. Известно, что зачастую в обучении студенты используют сетевые словари и справочники из Интернета, которые не всегда соответствуют критерию научной достоверности. Задания, предполагающие применение цифровых библиотечных ресурсов, во многом позволяют менять ситуацию в сторону повышения качества знаний. Общекультурную компетенцию педагогов формируют задания, построенные на основе использования прецедентных текстов культуры. В книге Н. Г. Курганова «Российская универсальная грамматика, или Всеобщее писмословие» (1769) [4] представлено уникальное собрание русских пословиц и поговорок. Сомнений нет, что они прекрасно иллюстрируют русский национальный речевой этикет: «Вежливость лучше прибытка», «Доброе молчанье лучше худаго ворчанья», «Красна речь слушаньемъ», «Красно поле пшеницею а бесэда смиренiемъ», «Ласковое слово пуще дубины», «Мало говоря больше услышишь», «Слово не воробей а выпустишь не схватишь», «Слово не стрэла а къ серцу льнетъ», «У кого во ртэ желчь, у того все горько», «Что напишешь перомъ то невысэчешь и топоромъ», «Языкъ голову кормитъ онъ же и добэды доводитъ» и др. [4. С. 109-124]. Конспектирование раздела «Сборъ разныхъ рускихъ пословицъ» из книги Н.Г. Курганова может быть использовано в учебном процессе как вид самостоятельной работы студентов. Материалы конспектов необходимо включать в индивидуальное портфолио обучаемых для участия в зачете или коллоквиуме. Коммуникативную компетенцию достаточно хорошо совершенствуют задания в форме устного комментария текстов первой половины XIX в. (трудов П.Е. Георгиевского, К.П. Зеленецкого, М.М. Сперанского). Они написаны более ясным и доступным стилем. Однако следует заметить, что при использовании таких источников в курсе риторики преподавателю необходимо менять характер заданий: ставить перед студентами коммуникативную задачу - выписать самые интересные высказывания о красноречии и объяснить их смысл, комментируя содержание цитат на семинаре. Как правило, студенты с интересом воспринимают содержание визуализированных в цифровом формате книг XIX в. Они выписывают цитаты, имеющие непосредственное отношение к вопросам теории речи. Комментарий фрагментов текстов на занятиях по риторике позволяет выявлять и области речевых затруднений в речи студентов. Это особо ценно для решения задач по формированию коммуникативной компетенции будущих учителей. Опираясь на практику обучения, мы можем сказать, что к ним относятся область учебно-научного стиля и норм литературного языка, область гармоничной работы механизмов речи и область дискурсивно-смысловой интерпретации текста. На семинарах при выполнении заданий устная речь студентов характеризуется неточным употреблением вводных слов и соответствующих учебно-научному стилю лексем, неуместным подбором синонимов, различными речевыми ошибками, сигнализирующими о ценностных изменениях языкового сознания поколения («комфортные условия речи», «эффективный оратор», «реально интересное высказывание» и др.). Кроме того, в устных высказываниях обучаемых проявляются избыточные хезитации, нечеткое ситуативное произнесение цитат, невладение приемами слушания. Выполнение заданий в форме комментария свидетельствует о существовании редукции смысловой интерпретации текстов прошлых столетий, которая обусловлена недостаточным объемом знаний культурно-исторического характера у будущих учителей. Как нам кажется, преподавателю риторики необходимо учитывать названные проблемные зоны речевой коммуникации и использовать задания на основе цифровых изданий Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина не только для получения предметных знаний, но и для целенаправленного формирования коммуникативной компетенции педагогов. Заключая сказанное, подчеркнем, что использование цифровых библиотечных ресурсов в содержании гуманитарных дисциплин помогает решать как учебные, так и воспитательные задачи образования, позволяет формировать основные профессиональные компетенции педагогов. Очевидно, что грамотное применение цифровых учебных материалов из фондов современных библиотек способствует воспитанию поколения, знающего ценность русского языка и русской культуры.

Ключевые слова

цифровые библиотечные ресурсы, цифровые средства обучения, Президентская библиотека, учение о речи, педагогическая риторика, коммуникативная компетенция учителя, устная речь, digital library e-resources, digital educational means, Presidential Library, theory of speech, pedagogical rhetoric, teacher’s communicative competence, oral speech

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Горбунова М.В.Московский педагогический государственный университетmashagorbunova@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Аннушкин В.И. История русской риторики. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 416 с.
Смотрицкий М.Г. Грамматика. - М.: Печ. Двор, 1648. -
с. [Электронный ресурс] / Доступ из локальной сети Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина.
Ломоносов М.В. Российская грамматика. - СПб.: Тип. при Акад. Имп. наук, 1757. - 210 с. [Электронный ресурс] / Доступ из локальной сети Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина.
Курганов Н.Г. Российская универсальная грамматика, или Всеобщее писмословие, предполагающее легчайший способ основательного учения русскому языку с семью присовокуплениями разных учебных и полезнозабавных вещей. - СПб., 1769. - 424 с. [Электронный ресурс]
Греч Н.И. Чтения о русском языке. - Ч. 1-2. - СПб.: Тип. Н. Греча, 1840. - 404 с. [Электронный ресурс] / Доступ из локальной сети Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина.
Георгиевский П.Е. Руководство к изучению русской словесности, содержащее языкоучение, общую риторику и теорию слога прозаических и стихотворных сочинений. - СПб.: Тип. при Акад. Имп. наук, 1835. - 180 с. [Электронный ресурс] / Доступ из локальной сети Пре
Сперанский М.М. Правила высшего красноречия. - СПб.: Тип. Второго отд. собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1844. - 216 с. [Электронный ресурс] / Доступ из локальной сети Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина.
Зеленецкий К.П. Исследование о реторике в ее наукообразном содержании и в отношениях, какие имеет она к общей теории слова и к логике. - Одесса: Город. тип., 1846. - 137 с. [Электронный ресурс] / Доступ из локальной сети Президентской библиотеки им. Б.Н.
Брошюра с речами П.А. Столыпина в Гос. Думе в 1907 г. [Дело]: РГИА. Ф. 1662. Оп. 1. № 89. Л. 8 [Электронный ресурс] / Доступ из локальной сети Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина.
Положение о Высших женских курсах в Москве и речи, произнесенные при открытии курсов 1 ноября 1872 года профессорами Московского университета св. А.М. Иванцовым-Платоновым, С.М. Соловьевым и В.И. Герье. - М.: Универ. тип., 1872. - 32 с. [Электронный ресур
Речь А.Ф. Кони, произнесенная им на открытии «Пушкинского дома» в Ленинграде. Рукопись Пономаревой Е.В. [Дело]: Государственный архив РФ. Ф. 564. Оп. 1. № 154. Л. 1 [Электронный ресурс] / Доступ из локальной сети Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина.
Annushkin V.I. Istoriya russkoy ritoriki. Moscow: Flinta: Nauka, 2002. 416 p.
Smotritskiy M.G. Grammatika. Moscow: Pechatnyy dvor, 1648. 378 p. [e-document] / Databases of The Presidential Library named after Boris Yeltsin.
Lomonosov M.V. Rossiyskaya grammatika. St. Petersburg: Tipografiya Akademii Imperatorskikh nauk. 1757. 210 p. [e-document] / Databases of The Presidential Library named after Boris Yeltsin.
Kurganov N.G. Rossiyskaya universal’naya grammatika, ili Vseobshchee pismoslovie, predpolagayushchee legchayshiy sposob osnovatel’nogo ucheniya russkomu yazyku s sem’yu prisovokupleniyami raznykh uchebnykh i poleznozabavnykh veshchey. St. Petersburg, 1769
Grech N.I. Chteniya o russkom yazyke. St. Petersburg: Tipografiya Grecha, 1840. 404 p. [e-document] / Databases of The Presidential Library named after Boris Yeltsin.
Georgievskiy P.E. Rukovodstvo k izucheniyu russkoy slovesnosti, soderzhashchee yazykouchenie, obshchuyu ritoriku i teoriyu sloga prozaicheskikh i stikhotvornykh sochineniy. St. Petersburg: Tipografiya Akademii Imperatorskikh nauk. 1835. 180 p. [e-document
Speranskiy M.M. Pravila vysshego krasnorechiya. St. Petersburg: Tipografiya Vtorogo otdleniya sobstvennoy Ego Imperatorskogo Velichestva Kantselyarii. 1844. 216 p. [e-document] / Databases of The Presidential Library named after Boris Yeltsin.
Zelenetskiy K.P. Issledovanie o retorike v ee naukoobraznom soderzhanii i v otnosheniyakh, kakie imeet ona k obshchey teorii slova i k logike. Odessa: Gorodskaya tipografiya. 1846. 137 p. [e-document] / Databases of The Presidential Library named after Bo
Broshyura s rechami P.A. Stolypina v Gos. Dume v 1907 godu [Delo]: RGIA. F. 1662. Op. 1. № 89. L. 8. [e-document] / Databases of The Presidential Library named after Boris Yeltsin.
Polozhenie o Vysshikh zhenskikh kursakh v Moskve i rechi, proiznesennye pri otkrytii Kursov 1 noyabrya 1872 goda professorami Moskovskogo universiteta sv. A. M. Ivantsovym-Platonovym, S. M. Solov’evym i V. I. Ger’e. M.: Universitetskaya tipografiya. 1872.
Rech’ А.F. Koni, proiznesennaya im na otkrytii «Pushkinskogo doma» v Leningrade. Rukopis’ Ponomarevoy E. V. [Delo]: GARF. F. 564. Op. 1. № 154. L. 1. [e-document] / Databases of The Presidential Library named after Boris Yeltsin.
 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ПО РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ В КУРСЕ РИТОРИКИ (НА ПРИМЕРЕ ФОНДА ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ ИМ. Б.Н. ЕЛЬЦИНА) | Открытое и дистанционное образование. 2014. № 3(55).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ПО РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ В КУРСЕ РИТОРИКИ (НА ПРИМЕРЕ ФОНДА ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ ИМ. Б.Н. ЕЛЬЦИНА) | Открытое и дистанционное образование. 2014. № 3(55).