ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ И ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС | Открытое и дистанционное образование. 2014. № 3(55).

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ И ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Рассматривается проблема повышения уровня профессиональной компетентности администрации и педагогов школы в ходе реализации федерального государственного образовательного стандарта. Приводится одна из новых дистанционных форм развития профессиональной компетентности педагогов и администрации школы - телекоммуникационный проект. Представлено содержание двух проектов «Урок в условиях ФГОС» и «Проектируем ООП школы в условиях реализации ФГОС». Применяемые в ходе проектов эффективные способы дистанционного взаимодействия участников способствуют развитию их профессиональной компетентности.

TELECOMMUNICATION PROJECT AS ONE OF THE FORMS OF PROFESSIONAL COMPETENCE IMPROVEMENT OF THE MANAGEMENT AND TEACHERS OF SCHOOL IN REALIZATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS.pdf В рамках методического сопровождения реализации новых стандартов в школьном образовании при поддержке Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры и Омского государственного педагогического университета в 2012/13 учебном году были организованы и проведены два Всероссийских телекоммуникационных обучающих проекта: «Урок в условиях ФГОС» (предназначенный для учителей) и «Разрабатываем ООП школы в условиях реализации ФГОС» (предназначенный для администрации школ). Проекты проходили на портале «Школа» ОмГПУ (http://school.omgpu.ru). Всего в проектах приняло участие более 700 участников: 510 в первом и 230 во втором проекте. Выбор тематики проектов определен актуальной для современной школы проблемой внедрения новых стандартов образования. Для успешного внедрения стандартов в урочной деятельности учителя, деятельности администрации школы необходимо повышать уровень профессиональной компетентности. Формой проведения был выбран телекоммуникационный проект, эта форма впервые нами была апробирована в 2011/12 учебном году на телекоммуникационном проекте «Компетентностно-ориентированный урок». Под телекоммуникационным проектом понимаем совместную учебно-познавательную, творческую деятельность участников, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общие проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Охарактеризуем каждый проект. Целью проекта «Урок в условиях ФГОС» является повышение профессиональной компетентности учителей по реализации требований ФГОС в урочной деятельности. Внедрение ФГОС, основанных на системно-деятельностном, компетентностном подходах, в образовательный процесс предполагает глубокие системные преобразования всего образовательного процесса школы, начиная с целеполагания и заканчивая оцениванием результатов образования. В этой связи становятся актуальными вопросы: Как спроектировать урок с учетом требований ФГОС? Как должна измениться система оценивания учебных достижений учащихся? Как отследить эффективность урока? Проект включает четыре этапа: 1. Теоретические основы инновационных подходов в образовании. 2. Особенности целеполагания урока по ФГОС. 3. Компетентностно-ориентированное задание. 4. Современный урок в условиях ФГОС. Основной задачей теоретического этапа проекта являлась актуализация проблемы реализации системно-деятельностного и компетентностного подходов в образовании. На данном этапе участникам предлагались следующие задания: 1. Изучение теоретических основ реализации компетентностного и системно-деятельностного подходов в обучении. Данное задание предполагало работу в электронных обучающих ресурсах (ЭОР) «Теоретические основы компетентностного подхода» и «Деятельностный подход в образовании». Весь материал был разбит на небольшие порции, после каждой участникам были предложены тестовые задания закрытого типа, по выполнении в автоматическом режиме выставлялась оценка. 2. Просмотр видеолекции о стандартах второго поколения академика РАО, профессора, д.п.н., координатора исследований РАО по разработке и внедрению стандартов второго поколения А.А. Кузнецова и видеолекции А.В. Хуторского «О системно-деятельностном подходе как дидактической основе ФГОС». 3. В целях закрепления и систематизации полученных знаний участникам было предложено выполнить задания для самоконтроля: «Термины и определения», «Сравнительная характеристика традиционного, системно-деятельностного и компетентностного подходов», «Этапы стандартизации образования». В первом задании необходимо было подобрать пары: термин и его определение, для усложнения выполнения этого задания организаторами были добавлены три лишних термина. Участникам в интерактивном режиме необходимо было зафиксировать свой выбор, и в случае правильного ответа между блоками устанавливалась взаимосвязь. Второе интерактивное задание - сравнительная таблица по установлению основных характеристик традиционного, системно-деятельностного и компетентностного подходов по показателям: цели; содержание; формула; оценивание; результат образования. Третье задание было связано с этапами стандартизации образования, для этого участнику предлагалось ознакомиться с основными характеристиками разных этапов стандартизации образования - необходимо было соотнести характеристику и год на временной ленте. 4. Выполнение коллективного рефлексивного задания в сервисе linoit. Участникам было необходимо на online-доске разместить свой стикер, в котором тезисно, кратко и по существу описать одну характеристику урока в соответствии с требованиями ФГОС. При этом прежде чем закреплять свой стикер, необходимо было ознакомиться со стикерами своих коллег, поскольку повторяться было нельзя. На втором этапе проекта участникам необходимо было научиться правильно ставить целеполагание к уроку по трем подходам: системно-деятельностному, компетентностному и по таксономии Б. Блума. Для этого участники изучали теоретический материал по способам целеполагания урока (озвученная презентация). Для закрепления и понимания теоретического материала участникам было предложено заполнить рефлексивную анкету и разработать интеллект-карту «Современные подходы к целеполаганию урока». В рефлексивной карте участникам необходимо было указать, что они знали о целеполагании до проекта, на что новое обратили внимание и готовы использовать в своей практике после изучения материалов проекта. Следующее задание включало в себя разработку интеллект-карты по целеполаганию урока. Участникам на выбор были предложены сервисы: www.mindomo.com; www.mapmyself.com; www.text2mindmap.com; www.mindmeister.com и др., в которых необходимо было наглядно представить данный теоретический материал по целеполаганию урока в условиях ФГОС. После того как участники систематизировали полученные знания, им было предложено разработать целеполагание урока по системно-деятельностному, компетентностному подходам и по таксономии Б. Блума, в случае если участник знает другие способы, указать их. В итоге каждый участник должен был сделать три варианта постановки цели урока. Для этого необходимо было ознакомиться с раздаточным материалом. Каждому участнику необходимо было проанализировать работу одного участника и результат представить в комментарии к работе. Разработанные примеры целеполагания урока участники размещали в специально созданной базе данных по предметам. В результате второго этапа участниками проекта была создана открытая методическая коллекция примеров целеполагания урока в соответствии с требованиями ФГОС. На третьем этапе проекта участникам необходимо было разработать компетентностно-ориентированное задание (КОЗ) по своему предмету. Для организации помощи участникам по разработке КОЗ на сайте проекта был создан консультативный форум «Вопросы по разработке КОЗ». Разработанные КОЗ участники размещали в специально созданной базе данных по предметам. Каждый учитель мог ознакомиться с разработками коллег, прокомментировать их. В результате второго этапа участниками проекта была создана открытая методическая коллекция КОЗ, распределённых по предметам. Знакомство с теоретическими основами компетентностно-ориентированного оценивания было организовано в проекте с помощью теоретического материала «Разработка компетентностно-ориентированых заданий» (озвученная презентация). Участникам предлагалось выбрать один из способов проектирования компетентностно-ориентированных заданий: компетентностно-ориентированное задание «классического типа» (со своими компонентами: стимул, задачная формулировка, источник информации и инструмент оценивания и др.); ситуативная, контекстная или практическая задача. И на основе выбранного способа спроектировать одно задание, соблюдая при этом все правила и структуру задания данного типа. Участнику необходимо было выбрать компетенцию или компетенции, разработать задание, при этом указав аспекты компетенции, на оценивание которых разработано задание. Компетентностно-ориентированные задания, представленные на проект, должны были соответствовать требованиям к структуре и содержанию компетентностно-ориентированного задания. На четвертом этапе телекоммуникационного проекта участники разрабатывали технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС по своему предмету. Для этого участники изучали теоретический материал «Современный урок в соответствии с ФГОС» (озвученная презентация). Для того чтобы облегчить задачу и помочь при написании технологических карт урока, были предложены задания «Соотнесение этапов урока и используемых приемов учителем» и «Соотнесение аспектов формирования ключевых компетенций учащихся». Первое задание заключалось в заполнении пустой колонки используемых приемов на каждом этапе урока в соответствии с достижением целей этапов урока, при этом необходимо было вписать те из них, которые используют на уроках. Второе задание предполагало заполнение концептуальной таблицы, где необходимо было указать компетенции, формы урока, методы, приемы, технологии и оценивание, адекватные указанной компетенции. После того как участники выполнили предложенные задания, была поставлена задача разработать технологическую карту урока по предлагаемому образцу. Критерии оценки технологической карты: - определены (прописаны) формируемые компетенции/я (УУД) на уроке, цели конкретны, диагностичны; - структура урока соответствует типу урока; - учебный материал соответствует формируемым компетенциям (УУД); - эффективно подобраны методы и приемы по достижению поставленных целей на каждом этапе урока; - применение современных образовательных технологий; - учебно-методическая оснащенность учебной деятельности учащихся; - организация самостоятельной работы учащихся; - применение КОЗ. Для помощи участникам был создан специальный консультативный форум «Разработка урока по ФГОС». Для облегчения создания технологической карты были даны шаблон технологической карты, а также примеры заполненной технологической карты и образцы уроков разных типов. Заполненные технологические карты участники размещали в специально созданной базе. По завершении этого задания участникам было предложено провести анализ урока одного участника по «Системному анализу компетентностно-ориентированного урока», состоящий из четырёх блоков: целеполагание, технологизация, познавательная деятельность учащихся и результативность урока (тех компонентов, которые принципиально отличают компетентностно-ориентированный урок от традиционного). Результаты урока необходимо было представить в виде обобщённого, развёрнутого вывода и разместить в комментариях для данной работы в базе данных (коллекция уроков). Целью второго проекта «Разрабатываем ООП школы в условиях реализации ФГОС» является повышение профессиональной компетентности администрации школ по реализации ФГОС нового поколения в образовательном процессе. Актуальность данной темы связана с необходимостью разработки основной образовательной программы каждой школой России в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС нового поколения к проектированию ООП ОУ. ООП разрабатывается каждым образовательным учреждением самостоятельно, исходя из своих социальных, экономических, педагогических условий. Сложность проектирования ООП ОУ объяснятся серьезными изменениями в структуре, в требованиях к результатам освоения и условиям достижения нового качества образования. Школьный ФГОС второго поколения строится на нескольких подходах: системно-деятель-ностном, компетентностно-ориентированном, личностноориентированном и др. Ведущим при разработке основной образовательной программы школы является системно-деятельностный. При проектировании ООП образовательное учреждение само определяет цель, опираясь на примерную ООП А.М. Кондакова в соответствии с программой развития школы; на основе цели определяются задачи и выбираются подходы, как правило, выбирается несколько подходов; одним из таких подходов является компетентностно-ориентированный. В случае указания в ООП компетентностно-ориентированного подхода возникает необходимость в проектировании условий реализации компетентностного подхода в образовательном процессе школы, которые необходимо отразить в целевом разделе ООП ООО. В этой связи становятся актуальными вопросы: Как разработать ООП ОУ в соответствии с ФГОС, учтя при этом специфику школы? Как спроектировать систему оценивания планируемых результатов? Как разработать проекты, систематизирующие работу внедрения ФГОС в школе? Какие формы использовать для повышения профессиональной компетентности педагогов? Как разработать систему менеджмента качества образования в школе? Всероссийский телекоммуникационный проект - конкурс «Разрабатываем ООП школы в условиях реализации ФГОС» - для администрации школ включает пять этапов: 1. Теоретический. 2. Оценивание планируемых результатов освоения ООП. 3. Повышение профессиональной компетентности педагогов. 4. Разработка целевого раздела ООП. 5. Создание системы менеджмента качества в контексте компетентностного подхода в школе. Основной задачей первого этапа проекта является актуализация проблемы системно-деятельностного и компетентностного подходов в образовании. Участники с помощью специального электронного обучающего ресурса были ознакомлены с методологическими положениями системно-деятельностного и компетентностного подходов. Второе задание первого этапа - заполнение электронного глоссария «Основные понятия компетентностного и системно-деятельностного подходов». Выполняя данное задание, участники должны были внести по одному понятию, после чего разгадать интерактивный кроссворд «Основные понятия компетентностного подхода». Следующим заданием была разработка временной ленты, характеризующая основные этапы стандартизации образования в России (уровень школьного образования). Основным заданием этого этапа стала разработка «Дорожной карты» ОУ по формированию необходимой системы условий реализации введения ФГОС. Дорожная карта - это инструмент стратегического планирования в форме сетевого графика, плана мероприятий и т.д. в планировании обеспечения требований ФГОС. Для того чтобы разработать «дорожную карту», участникам необходимо было уточнить основные проблемы, которые имеются в школе, по реализации ФГОС и на основе выявленных проблем спланировать серию мероприятий, осуществление которых поможет школе комфортно перейти на ФГОС. Для выполнения этого задания участники были разделены на группы. Каждая группа создавала свою дорожную карту с учетом проблем, выявленных в ходе обсуждения. На втором этапе участником предлагалось: 1. Изучить материалы ЭОРа «Основные способы оценивания ключевых компетенций учащихся», где были рассмотрены следующие вопросы: компетентностно-ориентированные задания, компетентностно-ориентированные тестовые задания, технология портфолио. Весь материал был разбит на небольшие порции, после каждой участникам предложены компетентностно-ориентированные тестовые задания закрытого и открытого типа, в которых требовалось представить развернутые ответы. Участникам необходимо было привести по одному примеру компетентностно-ориентированных тестовых заданий. 2. Изучить теоретический материал «Создание системы оценивания учебных достижений учащихся школы» (озвученная презентация). 3. Разработать проект системы оценивания планируемых результатов освоения ООП. Для этого необходимо было описать систему оценивания планируемых результатов освоения ООП, результат представить в таблице по шаблону. Для облегчения выполнения задания участникам были даны методические рекомендации по каждому критерию (таблица), дан примерный алгоритм внедрения и создания системы оценивания ключевых компетенций учащихся основной и средней школы, показана стратегия создания системы оценивания ключевых компетенций учащихся и др. 4. Обсудить тему в специальном форуме, высказать свои предложения, мнения, прокомментировать проблемные вопросы. Третий этап предполагал следующую работу: 1. Изучить материалы лекции «Способы повышения профессиональной компетентности педагогов по реализации ФГОС» (озвученная презентация). В ходе лекции были рассмотрены: понятие «профессиональная компетентность», представлен инновационный мониторинг профессиональной компетентности педагогов, системный анализ компетентностно-ориентированного урока, оценка эффективности современных технологий, инновационных проектов администрацией и педагогами школы, портфолио учителя, карты эффективности урока с использованием средств ИКТ, метода проектов, технологии развития критического мышления и др. 2. Обсудить в форуме тему данного этапа. 3. Разработать программу подготовки педагога школы к реализации ФГОС. В программе необходимо было описать мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов, одним из требований было указать хотя бы один из способов повышения профессиональной компетентности педагогов, данных в лекции, и методические мероприятия по его реализации. Четвертый этап - основной этап проекта - предполагал: изучить материалы лекции «Разработка целевого компонента ООП на основе компетентностного подхода», обсудить в форуме тему данного этапа, разработать целевой блок ООП и разместить в общем ресурсе. Участникам был предложен пример макета разработки целевого раздела ООП ООО на основе реализации компетентностного подхода, где прописаны цель, задачи, принципы разработки ООП, планируемые результаты освоения ООП, система оценки достижения планируемых результатов, особенности оценки планируемых результатов на основе реализации компетентностного подхода. Для систематизации работы по созданию целевого раздела был дан алгоритм: - определить цель ООП в соответствии с особенностями и возможностями вашего ОУ, при этом учитывая требования, заложенные во ФГОС; - определить задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь поставленной цели; - определиться с уровнем разработки ООП, который выбирает ваше ОУ: репродуктивный; частично-поисковый или творческий; - определить принципы и подходы формирования ООП; - определиться с понятийным аппаратом и содержанием выбранных принципов и подходов, на которых будет базироваться ваша ООП; - учесть особенности всех подходов при проектировании ООП; - описать систему оценивания с учетом разработанного вами макета «Системы оценивания планируемых результатов»; - разработать план работы по созданию всех разделов, входящих в целевой раздел ООП, с указанием ответственных и сроков выполнения. На пятом этапе предлагалось изучить лекцию «Создание системы менеджмента качества образования на основе реализации компетентностного подхода» и обсудить предложенную тему в форуме. Практическое же задание заключалось в разработке «Положения рабочей программы педагога» в соответствии с ФГОС для администрации школ. Для педагогов было другое задание - разработка рабочей программы по преподаваемому предмету с учетом специфики ООП ОУ. Для этого участникам были предложены образец разработанного положения рабочей программы педагога и презентация, раскрывающая специфику создания рабочей программы педагогов в соответствии с требованиями ФГОС по достижению предметных, метапредметных и личностных результатов. В завершении обоих проектов участникам было предложено участвовать в мониторинге профессиональной компетентности до проекта и после по четырем компетенциям: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, коммуникативной и ИКТ-компетенции. По результатам мониторинга профессиональной компетентности на обоих проектах был сделан вывод: телекоммуникационный проект выступает формой повышения профессиональной компетентности администрации и педагогов ОУ и может стать основой методического сопровождения по реализации требований ФГОС в образовательном процессе.

Ключевые слова

профессиональная компетентность, телекоммуникационный проект, компетентностный подход, компетентностно-ориентированный урок, компетентностно-ориентированное задание, федеральный государственный образовательный стандарт, professional competency, telecommu-nication project, competence approach, competence-oriented lesson, competence-oriented task, federal state educational standards

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Пашкевич А.В.МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №1» пгт. Пойковский Нефтеюганского района Тюменской областиaleksand-pashkevic@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

 ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ И ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС | Открытое и дистанционное образование. 2014. № 3(55).

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ И ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС | Открытое и дистанционное образование. 2014. № 3(55).