БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В условиях реформирования системы высшего образования изменяются подходы к оценке знаний и учету успеваемости студентов. В статье предложена балльно-рейтинговая система (БРС) оценки достижений студента, складывающаяся из отдельных оценок по видам его деятельности, включая учебную, научную (научно-исследовательскую), культурно-творческую, спортивную, общественную. Она включает расчет текущего итогового рейтинга студентов по окончании каждого семестра и расчет накопительного рейтинга за все время обучения. В соответствии с разработанной БРС в Кемеровском государственном университете реализована и внедрена информационная система «Рейтинг студента».
POINT RATING EVALUATION SYSTEM OF STUDENTS’ ACTIVITY AS A BASIS FOR IMPROVING OF EDUCATIONAL PROCESS.pdf В традиционной форме обучения студентов образовательного учреждения контроль получения и усвоения знаний недостаточно эффективен, критерии оценки труда учащихся размыты. Выставляемые оценки не охватывают все области деятельности студентов. В то же время федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения требуют: «…разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников». Введение балльно-рейтинговой системы (БРС) позволяет оценить совокупные академические успехи студента, дать более глубокий анализ результатов освоения образовательной программы, оценить те области деятельности студента, которые не может охватить академическая оценка, и стимулирует студента к выполнению видов деятельности, определяемых ФГОС. Кроме того, рейтингование достижений приводит к активизации различных форм соревнования между студентами и студенческими группами [1, 2]. Внедрение рейтинговой системы, в первую очередь, направлено на достижение таких результатов, как усиление мотивации студентов к освоению образовательных программ; активизация самостоятельной работы студентов и повышение доли самостоятельной работы студентов; повышение объективности оценки знаний и качества освоения образовательных программ; создание условий для состязательности обучения; создание информационного банка данных, отражающего в динамике успеваемость каждого студента; повышение уровня организации всех процессов подготовки обучающихся в образовательном учреждении [3, 4]. В рамках оценки освоения образовательной программы балльно-рейтинговый подход дает возможность учета и сопоставления результатов для всех аспектов подготовки: практические занятия, лабораторные работы, зачеты, экзамены, участие в конференциях, научные работы, работа на лекциях, участие в творческой жизни образовательного учреждения и т.д. В Кемеровском государственном университете начиная с 2003 г. действует система рейтинговой оценки результатов деятельности преподавательского состава. Эта оценка показала себя достаточно гибкой и адекватной с точки зрения учета вклада всех составляющих деятельности научно-педагогических работников университета. Задача создания подобной системы оценки деятельности студентов, магистрантов и аспирантов с учетом уже накопленного опыта представляется весьма актуальной. На данный момент во многих вузах используются рейтинговые системы оценки деятельности студентов [5]. Однако дать ответ на вопрос, существует ли такая универсальная система, что подойдет для внедрения в большинстве образовательных учреждений, до сих пор невозможно. Специфика образовательных учреждений требует создания собственной системы или модификации существующей [6]. При внедрении БРС необходимо составить четкий перечень требований к такой системе. Результаты анализа федеральных и отраслевых нормативно-правовых актов, касающихся оценивания деятельности студентов, позволили разработать критерии оценки моделей БРС: 1. Наличие рейтинговой оценки учебно-научной деятельности: научные публикации; участие в конференциях; достижения в научной работе; текущая и рубежная аттестации; использование оценочных средств освоения дисциплины; активность на занятиях; самостоятельная работа; итоговая аттестация. 2. Наличие рейтинговой оценки внеучебной деятельности: участие в работе спортивных секций; получение спортивного разряда; участие в соревнованиях; участие в творческих конкурсах; публичные выступления; участие в работе творческих коллективов. 3. Наличие итоговой оценки, позволяющей составить интегральный рейтинг обучающихся не только в рамках укрупненной группы специальностей, но и в рамках всего учебного учреждения. В соответствии с разработанными критериями проведен анализ рейтинговых систем, используемых в следующих вузах: - Уральском институте экономики (УИЭ) [7]; - Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) [8]; - Рязанском государственном университете (РГУ) [9]; - Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий (СПбГУ ИТМО); - Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете [10]; - Саратовском государственном социально-экономическом университете (СГСЭУ); - Тверском государственном техническом университете (ТГТУ). Результаты анализа показали, что нельзя выделить какую-то систему, полностью удовлетворяющую требованиям [1]: в вузах не существует единого подхода к оценке деятельности студентов, к тому же большинство из них не использует интегральную оценку за весь период обучения. Таким образом, цель работы - создание собственной комплексной системы, предназначенной для учета достижений студентов по учебной и внеучебной деятельности с использованием балльно-рейтингового метода оценивания. На основе подходов системного анализа и с учетом специфики КемГУ были выдвинуты следующие требования к рейтинговой системе: - формирование преподавателем балльной системы оценки по дисциплине (БСОД); - формирование текущего балла студента по дисциплине методом суммирования его баллов по оцениваемым видам учебной деятельности; - учет особенности вычисления учебного рейтинга для дисциплин с итоговой отчетностью типа «зачет + экзамен»; - учет «пороговых» значений для текущего и/или рубежного контроля, установленных преподавателем; - расчет рейтинга студента за семестр, за год, общего рейтинга за весь период обучения; - расчет накопительного рейтинга студентов; - адаптивность рейтинговой системы к различным формам обучения (очная, очно-заочная, заочная); - адаптивность системы к изменению регламента проведения рейтинговой оценки; - приведение индивидуальной балльной системы оценки по дисциплине каждого преподавателя, а также оценки по всем видам деятельности к 100-балльной шкале. Соответствующие требования к реализации БРС на основе информационной системы: - интеграция с системами, входящими в состав Интегрированной аналитической информационной системы КемГУ (ИАИС) [2]; - интеграция с ИС «Единая система защиты», предусматривающая единую для всех систем ИАИС авторизацию пользователей по логину и паролю, а также определение их прав; - автоматический выбор нормирующих коэффициентов для расчета учебного рейтинга студента по дисциплине (определяющих процент значимости текущей и рубежной оценки) в зависимости от полученного типа отчетности (зачет или экзамен) и уровня образования (бакалавриат, специалитет, магистратура); - занесение баллов студентам по дисциплине по оцениваемым видам учебной деятельности; - занесение рубежных баллов студентам по дисциплине; - автоматический расчет учебного рейтинга студентов по каждой дисциплине; - получение экзаменационной / зачетной ведомости в электронном виде; - передача учебного рейтинга по дисциплине в ИС «Деканат»; - занесение данных о внеучебном рейтинге студентов; - доступность результатов оценки - рейтинг студента должен быть известен студенту и преподавателям. Разработанная модель БРС оценки достижений студента опирается на следующие основные понятия: Аттестация - контроль знаний студентов (текущий, промежуточный и итоговый). Балльно-рейтинговая система оценки достижений - комплекс мероприятий, обеспечивающих проверку качества учебной и научной работы студентов при освоении ими основных образовательных программ, гармоничного развития творческих и спортивных способностей. Зачетная единица (ЗЕ) - единица трудоёмкости учебного труда студента, включая все виды учебной работы. В КемГУ в качестве зачетной единицы принимается 36 академических часов трудозатрат студента на освоение дисциплины (модуля). ЗЕ выделяются для всех теоретических и практических компонентов программы (дисциплины, модули, практики, курсовые работы и др.). Защита выпускной квалификационной работы - обязательное аттестационное испытание итоговой государственной аттестации. Выпускные квалификационные работы выполняются в форме бакалаврской работы (бакалавриат), или дипломного проекта (специалитет), или магистерской диссертации (магистратура). Итоговая оценка (рейтинг) - интегральная оценка результатов учебной и внеучебной деятельности студента, выраженная в баллах. Итоговый контроль (итоговая аттеста-ция) - комплексная оценка уровня подготовки выпускника и соответствия его подготовки требованиям ФГОС. Итоговая аттестация выпускника является обязательной и осуществляется после освоения основной образовательной программы (включает защиту выпускной квалификационной работы и/или государственный экзамен). Модуль - это часть образовательной программы, учебного курса, дисциплины, формирующая одну или несколько определенных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых на выходе. Основная образовательная программа (ООП) высшего профессионального образования - программа подготовки бакалавров, специалистов и магистров, реализуемая в вузе по направлениям подготовки и специальностям ВПО. ООП разрабатывается на основании соответствующего ФГОС и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин (модулей), программы учебных и производственных практик. Рабочая программа дисциплины (модуля) (РПД, РПМ) - нормативный документ, определяющий объем, содержание, порядок изучения и преподавания учебной дисциплины (модуля), а также способы контроля результатов ее усвоения, соответствующий требованиям ФГОС ВПО направлений подготовки и учитывающий специфику подготовки студентов по избранному направлению. Рейтинг (рейтинговая оценка) - оценка результатов какого-то вида деятельности (достижений) студента, выраженная в баллах. Рубежная оценка (рейтинг) - оценка, характеризующая общий уровень подготовки студента по данной дисциплине (модулю) учебного плана (оценки курсовых, экзаменов и зачеты). Рубежный контроль (промежуточная аттестация) - проводится в конце семестра и служит оценкой качества усвоения как отдельной дисциплины (модуля), так и ее раздела (разделов). Текущая оценка (рейтинг) - оценка, характеризующая текущий уровень подготовки студента по данной дисциплине (модулю) учебного плана (оценка за лабораторные, практические работы, коллоквиум, промежуточную аттестацию и т.п.), выставляемая в баллах. Текущий контроль (текущая аттеста-ция) - контроль усвоения студентами учебного материала дисциплины (модуля), проводимый в течение семестра. Комплексная рейтинговая оценка достижений студента складывается из отдельных оценок по видам его деятельности. Видами деятельности студента являются: учебная, научная (научно-исследовательская), культурно-творческая, спортивная, общественная. Текущий итоговый рейтинг студента рассчитывается по окончании каждого семестра по следующей формуле: R T = w1T Rуч + w2T Rни + w3T(Rсп+Rтв+Roб), (1) где R T - текущий суммарный рейтинг студента; Rуч- текущий учебный рейтинг студента по дисциплинам; Rни- рейтинг за научно-исследовательскую деятельность; Rсп- рейтинг за спортивные достижения; Rтв - рейтинг за творческие достижения; Roб - рейтинг за общественные достижения; wiT- весовые коэффициенты видов деятельности (i = 1, 2, 3). Накопительный итоговый рейтинг студента рассчитывается по формуле R = w1R + w2R T, (2) где R - накопительный рейтинг; R T - текущий суммарный рейтинг студента; w1 и w2 - весовые коэффициенты. Весовые коэффициенты выбирались двумя способами. Основная идея первого заключалась в том, что акцент ставился на возможность «улучшения» накопительного рейтинга студентом в текущем семестре (w1 < w2). Данная идея не нашла практического применения при обсуждении в профессиональном сообществе преподавателей. Во втором случае значения коэффициентов брались одинаковыми (w1 = w2 = 1), что приводит к простому суммированию накопительного рейтинга с текущим значением. Данный вариант нашел отражение в нормативных документах. Контроль успешности освоения студентами дисциплин (модулей) в БРС предусматривает: - промежуточную аттестацию по дисциплинам (модулям) в соответствии с графиком учебного процесса; - рейтинговую оценку освоения дисциплин (модулей); - расчет и публикацию рейтингов: промежуточного рейтинга, рейтинга за семестр (с учетом пересдач), рейтинга за год, общего рейтинга за весь период обучения; - поощрение студентов, имеющих наивысший рейтинг на курсе, потоке, на факультете, в университете (согласно действующим положениям о поощрении студентов). Текущий, рубежный и промежуточный контроль освоения студентом каждой дисциплины (модуля) осуществляется в рамках накопительной БРС. Количество набираемых баллов за определенные темы и виды работ зависит от особенностей структуры дисциплины (модуля), от количества запланированных на нее аудиторных часов и часов на самостоятельную работу, от содержательной значимости отдельных тем и отдельных видов работ для освоения дисциплины и формирования определенных компетенций. Шкала оценок по отдельным модулям, блокам, разделам и т.д. каждой учебной дисциплины разрабатывается преподавателем (преподавателями), ведущим данную дисциплину, утверждается на заседании соответствующей кафедры и сообщается студентам в начале каждого семестра. Максимальная сумма баллов по каждой курсовой работе (проекту) устанавливается в 100 баллов и по усмотрению кафедры распределяется по видам работы (например, расчетная часть - 40 баллов, построение модели - 30 баллов, защита - 30 баллов и т.д.). Оценка выставляется преподавателем - руководителем курсовой работы (проекта). Максимальная сумма баллов по практике (производственной, учебной) устанавливается в 100 баллов, из которой 80 баллов отводятся на контрольные мероприятия (текущий и рубежный контроль), выполняемые в ходе практики, а 20 баллов - на промежуточный контроль, который сводится к оценке качества отчетной документации студента и/или защиты студентом результатов практической работы. Итоговая аттестация (сдача государственного экзамена, защита выпускных квалификационных работ и проектов), предусмотренная учебным планом по направлению (специальности), осуществляется в установленном порядке и оценивается по 100-балльной шкале. В качестве примера можно рассмотреть систему оценки деятельности студентов направления «Прикладная математика и информатика» (010400.62) для дисциплины «Основы информатики». Текущая деятельность в семестре оценивается в 108 баллов: лабораторная работа - 10 баллов (5 лабораторных работ); коллоквиум - 20 баллов; посещение лекции - 1 балл (18 лекций); контрольная работа - 5 баллов (4 работы). Рубежный контроль - тестирование, максимально возможная оценка составляет 100 баллов. Итого за дисциплину - 208 баллов. Пороговое значение для текущей деятельности составляет 43 балла, пороговое значение для рубежного контроля - 40 баллов. Пороговые значения выбирались исходя из тех соображений, что студент за каждый вид деятельности должен набрать не менее 40 % (т.е. не менее оценки «удовлетворительно»). Семестровая оценка успеваемости студента Riуч по каждой дисциплине (модулю) рассчитывается по формуле aтек aитог Riуч = Riтек + Riитог, (3) bmax bmax где Riтек - текущая оценка по дисциплине; Riитог - итоговая оценка по дисциплине; bmax - максимальная возможная текущая оценка; bmax - максимальная возможная итоговая оценка; aтек, aитог - коэффициенты согласно табл. 1. Таблица 1 Коэффициенты для расчета учебного рейтинга Экзамен Зачет aтек aитог aтек aитог 60 40 80 20 Оценка успеваемости по дисциплине пересчитывается по 100-балльной шкале независимо от шкалы, определенной преподавателем по дисциплине. Преподаватель имеет право установить пороговые (минимальные) значения для Riтек и/или Riитог. Если студент не набрал пороговых значений, то за текущую и/или итоговую оценку по дисциплине устанавливается 0 баллов соответственно. Если дисциплина изучается несколько семестров и в каждом семестре имеется аттестационное испытание, то число зачетных единиц и рейтинг определяются по каждому семестру в отдельности. Рейтинг студента по всей дисциплине (модулю) определяется по формуле (4) где n - число семестров, в которых изучалась дисциплина, Rуч- итоговый рейтинг по всей дисциплине, mi - трудоемкость дисциплины в зачетных единицах в i-м семестре, Riдис - рейтинг по дисциплине в i-м семестре. Соотношение между оценками в баллах и их числовыми и буквенными эквивалентами устанавливается согласно табл. 2. Зачет по дисциплине выставляется, если студент набрал не менее 60 баллов. Учебный рейтинг за семестр рассчитывается по формуле (5) где mi - количество зачетных единиц, определенное для дисциплины в учебном плане. Рейтинг за внеучебную деятельность рассчитывается по следующей формуле: (6) где Rk = (Rни, Rтв, Rсп, Rоб) - значение соответствующего рейтинга; Rkmax = (Rниmax, Rтвmax, Rспmax, Rобmax) - максимальное значение суммарных показателей соответствующего рейтинга по всем студентам укрупненной группы специальностей; Bi - значение i-го критерия; ni- количество достижений, соответствующих i-му критерию; n - количество критериев, использованных для оценки достижений студента. В соответствии с представленной моделью разработано «Положение о балльно-рейтинговой системе оценки деятельности студентов КемГУ» [11]. На основе этой нормативной базы простроен комплекс моделей информационной системы (ИС) «Рейтинг студента», включающий информационную модель, модель системного окружения, архитектурную модель системы, диаграммы в нотации UML, ER-диаграмму в нотации Баркера. Программные средства реализации: - СУБД ORACLE - предназначена для хранения данных и выполнения пакетов, написанных на языке PL/SQL. - Процедурный язык PL/SQL - используется в качестве языка написания сервисных и вспомогательных процедур и функций. - Сервер приложений Apache Tomcat 5.4.4 - предназначен для реализации технологии Java Servlets. Также выполняет функции web-сервера. - Фреймворк KemSUWEB - разработан в Центре новых информационных технологий (ЦНИТе) КемГУ, располагается на сервере приложений и обеспечивает единую среду для создания приложений, основанных на трехуровневой архитектуре в среде Internet за счет адаптеров, которые удовлетворяют различные потребности разработчика: в операциях с Oracle, в защите информации, в управлении ходом приложения. Система внедрена в эксплуатацию в Кемеровском государственном университете с 1 сентября 2012 г. За время апробирования системы были собраны статистические данные, анализ которых позволил сформулировать предварительные выводы: 1. Существенная часть преподавателей активно включилась в данный процесс. Большинство из них «выбрали» 60-балльную систему для оценки текущей работы и 100-балльную для оценки итогового контроля. Во многом это связано с активным использованием компьютерного тестирования в качестве рубежного контроля. 2. «Качество» выбора индивидуальной системы при этом не у всех преподавателей одинаково. Некоторые «включили» БРС при выставлении оценок по дисциплине лишь на последнем этапе (занести оценку в ведомость на основе проставленных баллов). Подогнать систему под выставленные оценки получилось не у каждого. 3. Результаты опроса студентов показали, что они положительно восприняли БРС. Среди основных преимуществ они указали «прозрачность системы оценки» и осознание важности регулярной работы в течение семестра. Кроме этого, студенты отмечают возможность «планирования» необходимого количества баллов, гарантирующих «минимальную нужную» оценку. А там, если повезет, можно ее и улучшить! 4. Администрация университета, помимо остальных положительных моментов, отметила также возможность ранжирования обучающихся по их совокупному рейтингу для поощрения студентов, имеющих наибольшие достижения как в учебной, так и в научной деятельности. За время внедрения был выявлен ряд сложностей. В первую очередь это консерватизм и отсутствие заинтересованности во внедрении БРС ряда преподавателей из-за боязни «дополнительной работы». Заключение Предложена БРС оценки достижений студента, отвечающая выдвинутым требованиям. Система реализована и внедрена в Кемеровском государственном университете [12]. Первые результаты внедрения показали усиление мотивации студентов к освоению образовательных программ; повышение объективности оценки знаний; повышение уровня организации образовательного процесса в университете. Результаты освоения БРС при реализации дисциплин преподавателями включены в качестве показателей в систему стимулирования труда ППС. Работа выполнена в рамках задания № 2014/64 на выполнение государственной работы «Организация проведения научных исследований».
Ключевые слова
балльно-рейтинговая система,
образовательный процесс,
информационная система,
Point rating system,
educational process,
data systemАвторы
Гудов А.М. | ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», Кемерово, Россия | д.т.н., заведующий кафедрой ЮНЕСКО по НИТ Кемеровского государственного университета | good@kemsu.ru |
Завозкин С.Ю. | ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», Кемерово, Россия | к.т.н., доцент кафедры ЮНЕСКО по НИТ Кемеровского государственного университета | shade@kemsu.ru |
Всего: 2
Ссылки
Гудов А.М. Анализ реализаций рейтинговой оценки успеваемости студентов в вузе / А.М. Гудов, М.А. Гудов, С.Ю. Завозкин // Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2010. - Ч. 2. - С. 25-29.
Афанасьев К.Е. Интегрированная аналитическая информационная система управления университетом: основные элементы / К.Е. Афанасьев, А.М. Гудов, С.Ю. Завозкин. - Кемерово: ООО «ИНТ», 2009.
Алгазинов Э.К. Организация учебного процесса в вузе на основе балльно-рейтинговой системы [Электронный ресурс] / Э.К. Алгазинов, В.Т. Титов // Научный журнал Фундаментальные исследования. - 2008. - № 1. - С. 130-132. - URL: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7778967 - 10.10.2010.
Подкорытов Ю.М. Балльно-рейтинговая система как форма оценки уровня компетентности студентов // Проблемы и перспективы современной науки: сб. науч. трудов. - Томск, 2008. - Вып. 1.
Андреев В.В. Рейтинговая подсистема учета успеваемости студентов // Программные продукты и системы. - 2010. - № 1. - С. 145-147.
Алгазинов Э.К. Организация учебного процесса в вузе на основе балльно-рейтинговой системы / Э.К. Алгазинов, В.Т. Титов // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 1. - С. 130-132.
Положение о балльно-рейтинговой системе контроля успеваемости студентов [Электронный ресурс] // URL: http://urame.ru/index.php?dn=article&to=art&id=19. - 15.09.2010.
Положение о балльно-рейтинговой системе оценки рейтинга студентов Новосибирского государственного технического университета [Электронный ресурс] // URL: http://www.nstu.ru/education/rating. - 17.09.2010.
Герова Н.В. Автоматизированная система рейтингового контроля знаний студентов вуза [Электронный ресурс] / Н.В. Герова, С.А. Есенина // Программные продукты и системы. - URL: http://www.swsys.ru/index.php?page=article&id=2397 - 12.09.2010.
Петрова А.М. Дистанционная технология внедрения балльно-рейтинговой системы оценки и контроля знаний студентов в контексте мировых образовательных тенденций [Электронный ресурс] / А.М. Петрова, И.В. Поночевная // URL: http://www.econf.rae.ru/pdf/2010/10/a9a6653e48.pdf - 12.11.2010.
Гудов А.М. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки деятельности студентов КемГУ / А.М. Гудов, В.Б. Ким. - Кемерово: КемГУ-СМК-ППД-6.2.3-2.1.6.-136.
Гудов А.М. Подсистема «Учебный рейтинг» информационной системы «Рейтинг студентов» / А.М. Гудов, С.Ю. Завозкин, С.И. Кондратенко // Информационные технологии и математическое моделирование (ИТММ-2013): матер. XII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием им. А.Ф. Терпугова. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2013. - Ч. 1.
Gudov A.M. Analiz realizacij rejtingovoj ocenki uspevaemosti studentov v vuze / A.M. Gudov, M.A. Gudov, S.Ju. Zavozkin // Materialy IX Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. - Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta, 2010. - Ch. 2. - S. 25-29.
Afanas’ev K.E. Integrirovannaja analiticheskaja informacionnaja sistema upravlenija universitetom: osnovnye jelementy / K.E. Afanas’ev, A.M. Gudov, S.Ju. Zavozkin. - Kemerovo: OOO «INT», 2009.
Algazinov Je.K. Organizacija uchebnogo processa v vuze na osnove ball’no-rejtingovoj sistemy [Jelektronnyj resurs] / Je.K. Algazinov, V.T. Titov // Nauchnyj zhurnal Fundamental’nye issledovanija. - 2008. - № 1. - S. 130-132. - URL: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7778967 - 10.10.2010.
Podkorytov Ju.M. Ball’no-rejtingovaja sistema kak forma ocenki urovnja kompetentnosti studentov // Problemy i perspektivy sovremennoj nauki: sb. nauch. trudov. - Tomsk, 2008. - Vyp. 1.
Andreev V.V. Rejtingovaja podsistema ucheta uspevaemosti studentov // Programmnye produkty i sistemy. - 2010. - № 1. - S. 145-147.
Algazinov Je.K. Organizacija uchebnogo processa v vuze na osnove ball’no-rejtingovoj sistemy / Je.K. Algazinov, V.T. Titov // Fundamental’nye issledovanija. - 2008. - № 1. - S. 130-132.
Polozhenie o ball’no-rejtingovoj sisteme kontrolja uspevaemosti studentov [Jelektronnyj resurs] // URL: http://urame.ru/index.php?dn=article&to=art&id=19. - 15.09.2010.
Polozhenie o ball’no-rejtingovoj sisteme ocenki rejtinga studentov Novosibirskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta [Jelektronnyj resurs] // URL: http://www.nstu.ru/education/rating. - 17.09.2010.
Gerova N.V. Avtomatizirovannaja sistema rejtingovogo kontrolja znanij studentov vuza [Jelektronnyj resurs] / N.V. Gerova, S.A. Esenina // Programmnye produkty i sistemy. - URL: http://www.swsys.ru/index.php?page=article&id= 2397 - 12.09.2010.
Petrova A.M. Distancionnaja tehnologija vnedrenija ball’no-rejtingovoj sistemy ocenki i kontrolja znanij studentov v kontekste mirovyh obrazovatel’nyh tendencij [Jelektronnyj resurs] / A.M. Petrova, I.V. Ponochevnaja // URL: http://www.econf.rae.ru/pdf/2010/10/a9a6653e48.pdf - 12.11.2010.
Gudov A.M. Polozhenie o ball’no-rejtingovoj sisteme ocenki dejatel’nosti studentov KemGU / A.M. Gudov, V.B. Kim. - Kemerovo: KemGU-SMK-PPD-6.2.3-2.1.6.-136.
Gudov A.M. Podsistema «Uchebnyj rejting» informacionnoj sistemy «Rejting studentov» / A.M. Gudov, S.Ju. Zavozkin, S.I. Kondratenko // Informacionnye tehnologii i matematicheskoe modelirovanie (ITMM-2013): mater. XII Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem im. A.F. Terpugova. - Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta, 2013. - Ch. 1.