Использование социальных сетей в процессе профессионального становления специалиста | Открытое и дистанционное образование. 2015. № 3(59).

Использование социальных сетей в процессе профессионального становления специалиста

Статья посвящена разработке подходов к использованию социальных сетей в профессиональной подготовке специалиста технического профиля. При проектировании образовательной технологии в качестве основных используются компетентностный и деятельностный методологические подходы. Результаты работы могут быть использованы для совершенствования образовательного процесса в вузе посредством организации профессионального общения в социальных сетях.

Using social networks in the course of professional formation of specialists.pdf Современное развитие информационных и телекоммуникационных технологий в системе высшего образования актуализирует проблему разработки инновационных педагогических методик на основе усиления интерактивной составляющей в организации образовательного процесса. В процессе профессиональной подготовки доля интерактивных занятий составляет согласно образовательным стандартам не менее 20 % от общего объёма аудиторной работы, но в рамках внеаудиторной контактной работы и самостоятельной работы обучающихся интерактивных форм явно недостаточно, они слабо проработаны на методологическом уровне и для них не предложены действенные эффективные методики реализации на практике [1]. Интенсификация образовательного процесса за счет активного и интерактивного обучения становится возможной за счет более высокой степени взаимодействия между преподавателем и обучающимися, использования на новом методическом уровне информационных технологий, включения обучающегося в деятельность в условиях открытого образовательного пространства и усиления в профессиональной подготовки роли информального образования. Наиболее привычные способы использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе (в том числе и использование электронной почты, чата, видеолекции и видеоконференции) позволяют организовать общение обучающегося и преподавателя опосредованно, в режиме реального или отсроченного времени. Но все эти способы являются модернизацией традиционных педагогических технологий в той или иной форме. Образование остается закрытым, общение обучающегося ограничено составом студенческой группы, содержание образования определяется, как правило, преподавателем. Профессиональное сообщество в основном участвует в определении целей изучения дисциплины и ключевых компонентов её содержания, но не оказывает значительного влияния на текущую образовательную деятельность при изучении отдельных компонентов учебной дисциплины. Отсутствие постоянного корректирующего воздействия со стороны профессионального сообщества и других лиц, проявивших интерес в данной области знания, приводит к деформации образовательного процесса в сторону уменьшения профессионального и социального контекстов, что в свою очередь увеличивает в дальнейшем затраты на профессиональную адаптацию выпускников. В процессе организации образовательной деятельности необходимо учитывать тенденции развития современного профессионального образования. В силу ряда причин, прежде всего экономических, многие технические вузы из специализированных превратились в университеты, готовящие кадры для всех отраслей региональной экономики. Это привело к расширению диапазона научных школ вуза, но при этом некоторые научные школы являются узкоспециализированными, ориентированными лишь на малый спектр проблем данной научной области и малое количество предприятий - потребителей кадрового резерва в каждой сфере профессиональной деятельности (прежде всего из данного населенного пункта). Следствием этого зачастую является отказ от подготовки бакалавра широкого профиля и формирование у обучающихся одностороннего подхода к осуществлению профессиональной деятельности. Студенты из года в год проходят практику на одних и тех же предприятиях, кафедры с этими же предприятиями выполняют научную работу по небольшому количеству проектов, в формируемых у студентов умениях и навыках доминируют только подходы специалистов данных нескольких производств. Все это тормозит формирование у обучающихся готовности к профессиональной деятельности в широком формате. Поэтому целесо-образно расширить у студентов диапазон подходов к организации профессиональной деятельности, формировать у обучающихся инвариантные компоненты готовности к деятельности, развивать их взаимообогащающее общение не только с преподавателем и другими студентами, но и со специалистами ведущих предприятий в данной сфере и любыми заинтересованными лицами. В настоящее время использование информационных и телекоммуникационных технологий в основном направлено на реализацию учебной (развитие традиционных форм занятий посредством активного использования мультимедиа технологий), учебно-информирующей (донесение до сведения студентов учебно-методической информации, интересных фактов в области осваиваемой учебной дисциплины) и организационно-информирующей (предоставление студентам организационной информации: даты, времени, места проведения лекций, процедур текущего, рубежного, итогового контроля студентов и др.) деятельности. Традиционным способом реализации указанных функций является общение преподавателя со студентом по электронной почте, что позволяет решать проблему индивидуализации обучения, учета готовности обучающихся к определенному виду образовательной деятельности, но в то же время не позволяет решать задачи воспитания, формирования общекультурных компетенций, готовности к деятельности в обществе. К тому же индивидуальное общение в Интернете достаточно затратно по времени, и преподаватель не всегда может позволить себе полноценную переписку со всеми обучающимися. Требуются более гибкие, оперативные механизмы донесения учебно-методической и организационной информации до обучающихся. В период инновационных преобразований в экономике и усиления внешнеполитического давления ключевой для подготовки конкурентоспособного специалиста становится реализация воспитательной функции образования при использовании информационных технологий через организацию профессионально-ориентированных сообществ, что становится возможным в социальных сетях, усиливающих используемые формы обучения в вузе и обеспечивающих эффективное информальное образование. Основным проявлением воспитывающего обучения будет специально организованный процесс работы в социальных сетях, направленный на формирование профессионально значимых качеств, представленных общекультурными компетенциями. К наиболее важным инвариантным компетенциям относятся согласно актуализированным ФГОС владение культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков; осознание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности. При этом воспитательная функция начинает реализовываться сразу после вхождения преподавателя в популярную у современных обучающихся информационную среду - социальную сеть («ВКонтакте», «Facebook» и др.). По нашему мнению, после подтверждения запроса со стороны преподавателя о включении в состав друзей студент приведёт свою страницу в социальной сети к тому виду, который не стыдно показать образованному человеку, имеющему определённый авторитет у студентов, - преподавателю. В контексте подготовки кадров для инновационной сферы, на наш взгляд, весьма значима роль социальных сетей в формировании и интеграции [2, 3] общекультурных и профессиональных компетенций, что реализуется в процессе взаимодействия студентов в социальных сетях с целью поиска решения учебных (либо внеучебных) заданий интегративного характера (индивидуальных, например, курсового проектирования, выполнения выпускной квалификационной работы; групповых - деловых игр и др.). В этом случае формируются и интегрируются в большей степени инвариантные (одинаковые, по сути, для большинства ФГОС ВПО) общекультурные компетенции с профессиональными (уникальными для каждого ФГОС ВПО, исключая случаи родственных специальностей), отражающими предметное содержание профессии. Социальные сети как элемент информационной среды информального образования имеют потенциал для расширения образовательного пространства путём включения лиц, не являющихся в традиционном понимании субъектами образовательного процесса. Целесообразно, чтобы такими лицами были специалисты в предметной области, на изучение которой направлен в конкретный момент образовательный процесс. Это могут быть молодые специалисты и рабочие предприятий, студенты заочной и очно-заочной форм обучения, сочетающие практическую деятельность в производственной сфере с теоретической подготовкой в университете. Также преподаватель как модератор образовательной деятельности может привлекать к общению ведущих специалистов предприятий и организаций и ученых других регионов, с которыми сотрудничает в процессе выполнения научной или проектной деятельности. Большинство из них в силу возраста и социального становления в современном информационном пространстве значительное время проводят в глобальных информационных сетях, в том числе и социальных, что позволяет обеспечить их более легкое включение в общение со студентами. Организация общения на профессиональные темы предполагает также целенаправленный поиск обучающимися сообществ в социальных сетях и конкретных людей, разбирающихся в поставленной в процессе обучения проблеме как на теоретическом, так и на практическом уровне. Важным моментом будет то, что в данные профессионально-ориентированные сообщества, организованные в социальных сетях, могут вступать любые желающие принять участие в обсуждении научной проблемы. Происходящее в ходе этого осмысление обучающимися социальных сетей как инструмента решения задач реальной деятельности (способствующее профессиональному становлению личности, поиску своего места в жизни), на наш взгляд, будет способствовать снижению таких негативных эффектов, как бесцельное «блуждание» по страницам социальной сети, отрыв от реальности и регулярное погружение в более «комфортный» виртуальный мир. Исследование предпочтений студентов ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет» показало активность использования ими следующих социальных сетей (в порядке убывания): «ВКонтакте», «Facebook», «Одноклассники», «Живой журнал». В качестве центрального компонента информального образования при помощи социальных сетей целесообразно использовать блог «Живой журнал», который преподаватель обновляет по мере необходимости, добавляя новое сообщение, прикладывая к нему ссылки на учебные пособия, формулируя профессиональные проблемы для обсуждения, и др. Далее он распространяет добавленную информацию в заранее созданных группах в различных социальных сетях (рис. 1). Предложенный подход позволяет легче найти «общий язык» с обучающимися, используя информационную среду, участниками которой они являются в обычной (внеучебной) жизни. Информальное образование может быть интегрировано в учебную и организационно-информирующую системы вуза. Например, в Тамбовском государственном техническом университете для этого используется система дистанционного обучения VitaLMS. При этом новая реализация VitaLMS позволяет осуществить рассылку информации обучающимся непосредственно из электронного учебного курса с помощью кнопок социальных сетей. Возможность реализации в социальных сетях функций организации обучения, обеспечивающих проявление эвристического и креативного уровней интеллектуальной активности и формирование компетенций студентов, определённых в актуализированных ФГОС ВПО, на высоком деятельностном уровне, позволяет говорить об образовательной функции социальных сетей. Использование социальных сетей способствует становлению конкурентоспособного специалиста, является современным, гибким способом взаимодействия участников образовательного процесса в информационной среде, позволяет привлекать к образовательному процессу профессиональные сообщества и учитывать индивидуальные особенности потребностей обучающихся.

Ключевые слова

information environment, educative training, social network, информационная среда, социальная сеть, воспитывающее обучение

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Попов А.И.ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»olimp_popov@mail.ru
Тормасин С.И.ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»
Всего: 2

Ссылки

Тормасин С.И. Формирование интегрированных компетенций студента в вузе : на примере информационно-математической компетенции бакалавров информатики и вычислительной техники : дис.. канд. пед. наук. - Тамбов, 2013. - 248
Тормасин С.И. Интеграция компетенций в процессе заочного обучения студентов / С.И. Тормасин, Н.П. Пучков, А.И. Попов // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2014. - № 10. - С. 70-78.
Попов А.И. Организация интерактивной творческой подготовки студентов заочной формы обучения / А.И. Попов, В.Г. Однолько, А.А. Букин // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2013. - № 12. - С. 58-64.
 Использование социальных сетей в процессе профессионального становления специалиста | Открытое и дистанционное образование. 2015. № 3(59).

Использование социальных сетей в процессе профессионального становления специалиста | Открытое и дистанционное образование. 2015. № 3(59).