Дизайн дистанционного обучения в системе повышения квалификации специалистов-энергетиков с учетом психологических особенностей пользователей
Рассматривается опыт применения дистанционного обучающего портала для повышения квалификации мастеров электрических сетей. Описывается специально разработанный метод «Анкета пользовательского контента дистанционного обучающего портала для мастеров электрических сетей», позволяющая на этапе проектирования электронного портала определить основные содержательные характеристики учебного контента. Выявлены различия запрашиваемого контента в группах мастеров электрических сетей с различными мотивационными, личностными и познавательными характеристиками.
Design of distance learning in professional development of power engineering specialists considering USERS’ PSYCHOLOGICA.pdf В последние годы дистанционное обучение приобрело широкое распространение в системах среднего и высшего образования [1, 2]. Кроме того, новая форма обучения становится все более востребованной и в сфере дополнительного профессионального образования. Дистанционное обучение оказывается оптимальным решением задачи профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников отраслей, не допускающих длительного отрыва от производства. Такой сферой, в частности, является энергетика [3-5]. В данный момент в Петербургском энергетическом институте повышения квалификации (ФГАО ДПО «ПЭИПК») совершенствуется дистанционный обучающий портал для мастеров электрических сетей. Опыт внедрения дистанционных обучающих систем показывает, что в создании подобных электронных продуктов должны участвовать не только программисты, педагоги, специалисты предметных областей, но и психологи [6, 7]. Эффективность дистанционного обучения возрастает, когда максимально учитываются индивидуальные особенности обучающихся, к которым можно отнести их интересы, цели обучения и психологические качества. Гуманизация современного образования предполагает реализацию принципов личностно-ориентированного обучения. Учащийся становится центральной фигурой учебного процесса, его предпочтения и склонности определяют выбор учебной программы. Это особенно характерно для дополнительного профессионального образования и системы повышения квалификации. Взрослые люди стремятся осваивать то, что применимо в их рабочей практике и имеет прямое отношение к оптимизации труда. В дистанционном обучении индивидуализация учебного процесса достигается благодаря подбору персональной образовательной траектории для каждого пользователя, которая учитывает предметный запрос и психологические особенности обучающегося. Для детального исследования предметного запроса и психологических особенностей мастеров электрических сетей разработана специальная методика - «Анкета пользовательского контента дистанционного обучающего портала для мастеров электрических сетей». Анкета включает 8 областей (разделов) профессиональных знаний, входящих в компетенцию мастера электрических сетей: 1) безопасное производство работ; 2) эксплуатация электрических сетей; 3) экономические аспекты в работе электрических сетей; 4) технологическое присоединение; 5) законодательные аспекты в работе электрических сетей; 6) работа с персоналом; 7) административное руководство; 8) владение персональным компьютером. Каждый раздел включал от 5 до 20 профессиональных вопросов (тем), которые оценивались экспертами (мастерами с многолетним стажем безаварийной работы) по критерию применимости знаний в ежедневном труде. Мастера-эксперты оценивали значимость профессиональных вопросов при помощи шкалы с двумя крайними значениями: «знание по теме представляет общую техническую эрудицию мастера» - «знание по теме, которое мастер применяет в своей работе каждый день». На отрезке, имеющем фиксированную длину (6 см), мастерам предлагалось поставить черту, которая своим местоположением относительно двух крайних значений отображает применимость знания в ежедневном труде. Для получения показателя «применимость знания» по конкретной теме местоположение черты, измеренное в сантиметрах, переводится в условные единицы (у.е.) с диапазоном значений от 0 до 1. На рис. 1 показан пример оценки параметра «применимость знаний» в ежедневном труде для вопроса № 4 из раздела по эксплуатации электрических сетей - «Методики измерения и работа с приборами», которая была произведена одним из экспертов, принявших участие в опросе. На печатном листе анкеты длина отрезка равна 6 см. В примере, представленном на рис. 1, расстояние от левого конца отрезка до отметки респондента (черты) составляет 5,4 см. Показатель «применимость знания» вычисляется как отношение расстояния от левого конца отрезка до черты, поставленной респондентом, к общей длине отрезка. В данном примере этот показатель равен 0,9 у.е. Значения показателя «применимость знания» выше 0,75 у.е. свидетельствуют о высокой субъективной значимости профессионального вопроса для ежедневного труда мастера. Кроме того, для каждой профессиональной темы из анкетного перечня мастера-эксперты отмечали: а) основные источники знаний, к которым они обычно обращаются при освоении данной темы, и б) требуемый уровень владения знаниями по этой теме. Для ответа на вопрос об источниках знания респондентам предлагались следующие альтернативы: 1) самостоятельное изучение технической литературы (инструкции, книги, пособия, журналы, технологические карты); 2) работа со специализированными интернет-источниками; 3) живое общение с коллегами с целью обмена профессиональным опытом; 4) производственные ситуации, в ходе которых на практике выполняются реальные поручения; 5) учебные занятия в отраслевых институтах повышения квалификации и учебных комбинатах. Отвечая на вопрос о требуемом уровне владения знаниями по конкретной профессиональной теме, мастера-эксперты относили каждую из них к одной из трех категорий: 1) к темам, по которым достаточно общего представления (уровень 1); 2) к темам, по которым необходимы глубокие системные знания (уровень 2); 3) к темам, которые подразумевают освоение практических умений и навыков (уровень 3). В анкетировании приняли участие более 300 мастеров-слушателей ПЭИПК, которые прошли предварительное психологическое обследование мотивационной сферы, а также личностных и познавательных качеств. Сравнительный анализ ответов респондентов с разным уровнем выраженности обследованных психологических характеристик позволил выявить ряд интересных закономерностей, которые следует учитывать при создании дистанционных обучающих систем. 1. Мотивационная сфера мастеров электрических сетей изучалась при помощи двух методик. Первая - «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана - позволяет определить выраженность мотива профессионального развития. Вторая методика - «Тест мотивации достижения» А. Мехрабиана - устанавливает преобладание одного из двух мотивов личности: мотива стремления к успеху или мотива избегания неудачи. Согласно сравнительному анализу ответов на вопросы анкеты в двух группах мастеров - (1) с ярко выраженным мотивом профессионального развития и (2) мотивом профессионального развития, проявляющимся на среднем уровне, - мастера с сильным мотивом считают субъективно значимыми большее количество профессиональных вопросов. Мастера с доминирующим мотивом достижения успеха считают профессиональные вопросы, связанные с экономическими аспектами и административным руководством в электрических сетях, более значимыми для своей ежедневной работы, чем мастера с доминирующим мотивом избегания неудачи. Результаты, полученные посредством анкетирования, послужили прогнозом образовательного запроса, который формировался мастерами-пользователями при реальной работе на обучающем портале. Эксперимент, в ходе которого мастера самостоятельно выбирали свою образовательную траекторию на обучающем портале, подтвердил выявленные закономерности (рис. 2). В экспериментальной работе на дистанционном обучающем портале приняли участие 120 мастеров электрических сетей. Мастера с сильным мотивом профессионального развития выбирали большее количество учебных курсов. Мастера с преобладающим мотивом достижения успеха статистически чаще (р
Ключевые слова
individual educational pathway,
psychological qualities,
e-learning portal,
student-centered approach to learning,
distance learning,
professional development,
master of electric power grids,
индивидуальная образовательная траектория,
психологические качества,
личностно-ориентированный подход к обучению,
обучающий портал,
повышение квалификации,
дистанционное обучение,
мастер электрических сетейАвторы
Дуленкова Е.А. | ФГАОУ ДПО «Петербургский энергетический институт повышения квалификации» | | edulenkova@gmail.com |
Всего: 1
Ссылки
Грановская Р.М., Дуленкова Е.А. Врожденные истоки конфликтов. - СПб.: Речь, 2014. - 320 с.
Уддин М.А. Индивидуальные различия студентов, обучающихся по программе дистанционного образования (обзор зарубежных источников) // Современная зарубежная психология. - 2013. - № 3.
Айсмонтас Б.Б., Уддин М.А. Сравнительный анализ личностных особенностей студентов очного и дистанционного обучения (на примере студентов-психологов) // Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru». - 2013. - № 4. - С. 288-302.
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения. - М.: Академия, 2004. -
416 с.
Айсмонтас Б.Б., Уддин М.А. Личностные и мотивационные особенности студентов очного и дистанционного обучения (сравнительный анализ). - М., 2014. - 222 с.
Дуленкова Е.А. Дизайн эргономического сопровождения дистанционного обучения мастеров электрических сетей // ЧФ: Проблемы психологии и эргономики. - 2013. - № 4 (VIII Международная конференция «Психология и эргономика: единство теории и практики».). - Ч. III. - С. 99-102.
Дуленкова Е.А., Кудрешова О.М., Третьяков В.П. Дистанционное обучение мастеров в энергетическом комплексе // Служба кадров и персонал. - 2013. - № 1. - С. 71-77.
Дуленкова Е.А., Третьяков В.П. Опыт проектирования дистанционного обучения для мастеров электрических сетей // Труды Международной научно-практической конференции «Психология труда, инженерная психология и эргономика 2014» (Эрго 2014) (Санкт-Петербург, Россия, 3-5 июля 2014) / под ред. А.Н. Анохина, П.И. Падерно, С.Ф. Сергеева. - СПб.: Межрегиональная эргономическая ассоциация, 2014. - С. 281-284.
Тавгень И.А. Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы. - Минск: БГУ, 2003. - 227 с.
Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна. - М.: Камерон, 2004. - 216 с.