Рассматривается актуальная педагогическая проблема адаптации к изменениям на рынке труда некоторых категорий граждан. Показано, что для людей 45-50-летнего возраста, имеющих высшее профессиональное образование, глубокие знания по основной специальности, значительный опыт организационной работы, управления людьми, занимающих активную жизненную позицию, стандартные педагогические цели повышения квалификации и проведения переподготовки являются неинтересными, а зачастую и неприемлемыми. Предложен новый подход к переподготовке и повышению квалификации указанных категорий граждан: освоение ими универсальных действий по применению существующих технологий для получения и дальнейшей реализации товаров, работ и услуг с новыми потребительскими свойствами. Показано, что технологическое образование в этом случае может быть реализовано дистанционно, при этом сам педагогический процесс способен учитывать многообразие существующих прикладных технологий и алгоритмов их применения, обеспечить универсальность действий в разрезе описания педагогической цели и путей ее достижения. Приведены примеры успешного применения рассматриваемого подхода для производства товаров с новыми потребительскими свойствами - GPRS-трекеров для обеспечения высокой точности вспашки почвы под пропашные культуры, и реализации услуг - организация этнографической деревни на туристическом маршруте выходного дня в Эртильском районе Воронежской области.
Some aspects of concept implementation of continuing technological education.pdf Постоянное появление новых технологий производства изделий, выполнения работ и предоставления услуг имеет не только положительные стороны, такие как повышение качества жизни россиян, но и отрицательные стороны, такие как безработица, снижение уровня жизни, значительное социальное расслоение общества. Единственным способом для человека избежать «знакомства» с негативными сторонами научно-технического прогресса является повышение его конкурентоспособности на рынке труда, непрерывное получение новых знаний, приобретение навыков использования новых технологий, повышение квалификации, начиная с общеобразовательной школы, в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, на курсах переподготовки и повышения квалификации [1-4]. Концепция непрерывного технологического образования предусматривает получение гражданами России технологических знаний, начиная с дошкольных детских учреждений и далее на протяжении всей жизни. На разных этапах жизни человека изменяются и цели его технологического образования. Если в дошкольном и школьном возрасте технологическое образование имеет, в основном, профориентационную направленность, в студенческие годы - получение базовых знаний и навыков в выбранной области деятельности, то в зрелом возрасте - их развитие и совершенствование. Педагогические цели технологического образования в этих случаях ясны, пути достижения поставленных целей известны, планируемые результаты педагогической деятельности гарантированно достижимы [5, 6]. Однако в связи со спецификой некоторых видов человеческой деятельности, а также отказом мировой цивилизации от определенных технологий, связанных с экологическими аспектами, прекращением жизненного цикла некоторых технологий в связи с появлением более совершенных, экономичных и безопасных, значительное количество людей трудоспособного возраста вынуждено отказываться от трудовой деятельности в ранее выбранной сфере. Им приходится возвращаться к вопросу профориентации и получения базовых знаний и навыков в иных областях материального производства. В качестве примеров здесь следует упомянуть сотрудников силовых министерств и ведомств, выходящих на пенсию в относительно раннем возрасте, позволяющем продолжать работать в сфере материального производства, а также иных лиц с особыми условиями труда - трудившихся на подземных работах, организовывавших перевозки и обеспечивавших безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, работавших на лесозаготовках и лесосплаве, плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности и т.д. Ушли или уходят в прошлое технологии фиксированной связи (проводная телефония), лампы накаливания, процессы на основе опасных для человека веществ типа фреона, изготовление мебели, оконных рам и дверей из натуральной древесины и множество других. Соответственно, ненужными на рынке труда становятся специалисты по указанным технологиям, которые не могут совершенствоваться далее в силу прекращения развития самой технологии. Проводимые нами исследования показывают, что среди общего количества граждан, обратившихся за помощью в переподготовке или прохождении курсов повышения квалификации, количество указанных лиц составляло от 37 до 42 % от общего количества обращений в период с 2010 по 2014 г. В то же время реально приступили к занятиям из указанных категорий граждан только от 7 до 9 % от всех обратившихся. Такое положение дел связано с тем, что стандартные педагогические цели повышения квалификации и проведения переподготовки для указанных категорий граждан являются неинтересными, а зачастую и неприемлемыми. К указанной выше категории граждан относятся, в основном, люди 45-50-летнего возраста, которые, как правило, имеют определенный социальный и материальный уровень. Наличие собственной квартиры или дома в этой категории - скорее общее правило, чем исключение. В данном случае для человека наличие собственной квартиры резко ограничивает его мобильность, затрудняет переезд в регионы, где востребованы специалисты соответствующего профиля. Кроме того, боязнь потерять достигнутый социальный уровень и материальный достаток заставляет человека излишне осторожничать, бояться перемен в первую очередь в производственной сфере, делает психологически неприемлемым снижение, как им кажется, социального статуса в глазах окружающих, даже если это носит чисто формальный характер. В то же время указанные граждане зачастую имеют высшее профессиональное образование, значительный опыт организационной работы, управления людьми, широкий кругозор, занимают активную жизненную позицию, имеют глубокие знания по основной специальности. В таких условиях дальнейшее повышение их квалификации в рамках известной технологии становится нецелесообразным, а переобучение, например, на рабочие специальности - невозможным. Наблюдается противоречие между имеющимися у потенциальных обучаемых знаниями, опытом, производственными и организационными навыками и предлагаемыми им педагогическими целями в системе непрерывного технологического образования, переподготовки и адаптации к изменениям на рынке труда. Особенно ярко это противоречие выражено в небольших городах с населением до 100 тыс. человек, моногородах, городах и поселках, существенно удаленных от крупных населенных пунктов, где отсутствует система непрерывного технологического образования или присутствуют только отдельные её элементы [7]. В таких условиях люди не могут пройти переподготовку в вечернее время без отрыва от основной деятельности, нет высших учебных заведений, где можно пройти переобучение по смежной специальности, востребованной на рынке труда, нет широкого круга общения (сборы, семинары, конференции) и передачи знаний, информации и опыта. На наш взгляд, целью технологического образования для указанных категорий граждан (здесь и далее - «особой категории граждан») должно стать освоение ими универсальных действий по применению существующих технологий для производства и дальнейшей реализации товаров, работ и услуг с новыми потребительскими свойствами. Технологическое образование необходимо реализовать дистанционно, при этом сам педагогический процесс должен быть максимально гибким, учитывающим многообразие существующих прикладных технологий и алгоритмов их применения и в то же время обеспечивающим универсальность действий в разрезе описания педагогической цели и путей ее достижения [8-15]. В современном мире разработка новой технологии - весьма длительный и дорогостоящий процесс. Поэтому при разработке новой технологии в первую очередь ставится вопрос ее унификации с целью максимального внедрения получаемого конечного продукта во все сферы человеческой жизни и, как следствие, производство более дешевого конечного продукта по сравнению с преведущими аналогами. В качестве примера можно вспомнить применение полупроводниковых элементов взамен электронных ламп в радиотехнике. Но использование такого конечного продукта в товарах, предназначенных для массового потребления, в его чистом виде невозможно. Чтобы массово продавать конечный продукт, необходимо облачить его в некоторую форму, обладающую в глазах массового потребителя новыми и весьма для него ценными потребительскими свойствами. Вместо полупроводниковых приборов люди массово потребляют сделанные на их основе часы, радиоприемники, телевизоры и т.д., т.е. изделия, удовлетворяющие конкретные потребности человека в получении информации. Но и «старые» технологии никуда не пропадают. В электронных лампах, в отличие от полупроводниковых элементов, нет обратного тока. Поэтому в высококачественной акустической аппаратуре до сих пор используются именно электронные лампы. То есть от массового сегмента рынка технология была переведена в относительно узкий, можно сказать элитный его сегмент, для которого именно эта технология способна предоставить товар с востребованными потребительскими свойствами. С точки зрения предоставления услуг в качестве примера необходимо привести производство так называемой «фермерской» сельскохозяйственной продукции. С физиологической точки зрения молоко, мясо, хлеб и прочие товары кардинально ничем не отличаются от аналогичных продуктов, получаемых по технологии массового производства. Но «фермерские» продукты обладают в глазах массового потребителя потребительскими свойствами, отличными от продуктов массового производства, т.е. их технология также переведена в относительно узкий элитный сегмент рынка, для которого именно эта технология способна предоставить товар с востребованными потребительскими свойствами. Показанная на примерах адаптация известных ранее технологий к изменениям в производственной сфере, выраженная в разработке, производстве и дальнейшей реализации товаров, работ и услуг с новыми и, главное, востребованными потребительскими свойствами производится в несколько этапов, каждый из которых подразумевает выполнение ряда универсальных действий. На первом этапе определяется цель процесса, т.е. конкретный, охарактеризованный качественно и, если возможно, то корректно количественно, образ ожидаемого результата, который реально достичь к определенному моменту времени. Первое универсальное действие, которое необходимо освоить обучающимся, - получение описания нового продукта, выраженного в «качественной», например «красивый», и количественной, «например вес 92 грамма», форме, как можно полнее представляющего желаемые потребительские свойства товара, работы или услуги (далее - «новый товар»). На втором этапе, исходя из описания желаемых потребительских свойств «нового товара», выбирается технология, способная обеспечить желаемые потребительские свойства «нового товара», для которой разрабатывается сетевая технологическая карта его производства с определением веса каждой технологической операции в составе себестоимости «нового товара», и проводится ее оптимизация по временным, трудовым и материальным затратам на единицу «нового товара». Универсальное действие здесь - оценка возможности известной технологии для производства «нового товара» с желаемыми потребительскими свойствами. На третьем этапе проводится изготовление макетного образца «нового товара», оценка его соответствия описанию, полученному на первом этапе работы, внесение необходимых корректировок, а также выбор необходимой оснастки и инструмента для реализации каждой технологической операции производства «нового товара». Универсальное действие, необходимое для освоения, - практическое изготовление «нового товара» с желаемыми потребительскими свойствами на основе известной технологии. Здесь следует заметить, что в настоящее время нет необходимости производить «новый товар» кустарным способом. В промышленных масштабах производится огромное количество комплектующих, корпусов, приспособлений, которые необходимо, по большому счету, правильно соединить между собой для получения желаемых потребительских свойств. Четвертый этап - продвижение и реализация «нового товара», организация необходимой инфраструктуры. Универсальное действие здесь - организация рекламных компаний в сети Интернет, определение цены реализации единицы «нового товара», организация системы технической поддержки потребителей. Таким образом, педагогической задачей процесса переподготовки и повышения квалификации учащимися из «особой категории граждан» является освоение ими следующих универсальных учебных действий, соответствующих этапам производства и реализации «нового товара»: универсальное учебное действие по получению «качественного» и «количественного» описания «нового товара» с желаемыми потребительскими свойствами; универсальное учебное действие по оценке возможности известной технологии для производства «нового товара», разработке сетевой технологической карты его производства с определением веса каждой технологической операции в составе себестоимости; универсальное учебное действие по практическому изготовлению макетного образца и его доведения до «товарного» вида; универсальное учебное действие по организации рекламных кампаний (презентаций) в сети Интернет, определению цены реализации единицы «нового товара», организации системы технической поддержки потребителей. Для организации работы по освоению универсальных учебных действий в рамках системы дистанционного образования нами подготовлено 4 программных модуля, позволяющих в интерактивном режиме решать поставленные педагогические задачи. В общем случае задача, решаемая на первом этапе, представляет собой экспертную оценку (описание) желаемых параметров будущего изделия и их ранжирование в порядке важности. Выбор экспертов из широкого круга специалистов, порядок и способы проведения экспертиз, обработки экспертных знаний, обеспечения их согласованности рассмотрены нами ранее [16, 17]. Здесь надо заметить, что в условиях дистанционного образования учебные задания необходимо строить таким образом, чтобы обучаемые могли себя попробовать как в качестве организатора экспертизы, так и в качестве эксперта. В качестве учебного примера производства товара с новыми потребительскими свойствами нами рассматривается задача разработки изделия, обеспечивающего высокую точность вспашки почвы под пропашные культуры, что является довольно типичной проблемой в Центрально-Черноземном регионе. Вспашка почвы под пропашные культуры должна производиться в кратчайшие сроки, так как в весеннее время почва быстро высыхает, что неблагоприятно для выращиваемых культур. Обработка почвы ведется сразу на большой площади несколькими тракторами одновременно. Выравнивание их между собой занимает много времени, требует синхронизации работы трактористов, большого количества остановок для проведения измерений, что в совокупности существенно увеличивает сроки вспашки почвы под пропашные культуры, расхода горючего, снижения урожайности из-за нарушений сроков и технологии посадки растений. Цель первого этапа - получение описания желаемых свойств «нового товара», являющихся определяющими для его успешного воплощения, и их ранжирование в порядке важности. Для учебного примера разработки изделия, обеспечивающего высокую точность вспашки почвы под пропашные культуры, по итогам работы наиболее важным потребительским свойством нового товара определяется точность определения взаимного расположения сельскохозяйственной техники, выполняющей работу по вспашке почвы. Вторым по важности показателем, как правило, определяется отказоустойчивость. Третьим по важности параметром, как правило, является цена единицы «нового товара». Упоминание экспертами иных, не представленных здесь потребительских свойств «нового товара» за все время проведения работы не превысило 10 % от общего количества упоминаний и может не рассматриваться нами без существенной потери точности исследования. В качестве учебного примера предоставления услуг с новыми потребительскими свойствами рассматривается задача организации туристического маршрута выходного дня, особенно актуальная в последнее время [18-20]. Наиболее важными потребительскими свойствами «нового товара», здесь, как правило, становятся (в порядке убывания) интересные артефакты, постройки, события; время в пути; возможность посещения в осенне-зимний период времени. Очевидно, что для большинства такого рода задач желаемые свойства «нового товара» выражаются не только «количественными» значениями, такими как точность, измеренная в сантиметрах, или время в пути, измеренное в часах и минутах, но и «качественными» значениями, такими как «отказоустойчивость» или «интересные события». Свойства «нового товара», описанные «качественными» значениями, как правило, представляют собой некий интегрированный показатель, а точнее, некое множество параметров X={x}, тесно взаимосвязанных между собой. Представив «качественное» описание желаемых свойств «нового товара» через понятия лингвистической и нечеткой переменной, определенных на количественной шкале для каждого элемента из множества желаемых свойств X={x} «нового товара», мы получаем его точное «количественное» описание. Например, отказоустойчивость - интегрированный показатель, включающий в себя для GPRS-технологий зону покрытия (в километрах и метрах), наличие и количество устанавливаемых SIM-чипов (как правило, 1 или 2 штуки), диапазон рабочих температур (в градусах Цельсия), наличие ударопрочного корпуса (в килограммах на квадратный миллиметр). Второй программный модуль представляет собой практическую реализацию ситуационной модели педагогического процесса [21-23]. Достижение желаемых потребительских свойств «нового товара» возможно разными путями. Действительно, измерение точности при вспашке почвы под пропашные культуры может производиться, например, механическими приспособлениями с использованием ручного труда. Визуально это может представлять собой сцепку из тракторов, несущую систему жестко сцепленных между собой устройств обработки почвы. Либо систему визуальных индикаторов (флажков, семафоров), которая обеспечивает достижение аналогичных результатов обработки почвы по точности вспашки, но требует иной технологии и иных инструментов и технологических приспособлений для своей реализации. Одним из вариантов решения проблемы является применение технологии GPRS для организации трекинга транспорта, принцип работы которого заключается в отслеживании и анализе пространственных и временных координат транспортного средства и синхронизации их работы. Понятно, что технология GPRS в своем первоначальном виде представляет собой надстройку над технологией мобильной GSM-связи, осуществляющую пакетную передачу данных. Конкретно к сельскому хозяйству технология GPRS отношения не имела и отличалась от иных технологий мобильного доступа в Интернет быстрым соединением и тарификацией не по времени, а по объему переданных / полученных данных. Тем не менее в связи с распространением зоны покрытия операторов мобильной связи задача обеспечения высокой точности вспашки почвы под пропашные культуры может быть успешно решена установкой на сельскохозяйственных машинах GPRS-трекеров [24]. Возможны и иные пути достижения цели. Выбор того или иного пути решения поставленной задачи определяется на втором этапе обучения, который заключается в разработке сетевой технологической карты производства «нового товара» по каждому из возможных вариантов и проведении ее оптимизации на основе известной обучаемому технологии. Каждая технология, способная обеспечить достижение желаемых параметров «нового товара», представляется в виде диаграммы Хассе технологических ситуаций Ã, в которой целевая ситуация Ã0 описывает желаемые параметры «нового товара», ситуации Ã1, Ã2, …, Ãk - входные ситуации, определяемые на элементной базе каждой из рассматриваемых технологий, и промежуточные ситуации Ãk+1, Ã2, …, Ãn-1, описывающие последовательность выполнения технологических операций, позволяющих на основе элементной базы технологии получить конечный продукт с желаемыми потребительскими свойствами, т.е. структуре реального мира нами поставлена в соответствие структура графа, а именно всем элементам, образующим реальную структуру, поставлены в соответствие вершины графа, а отношениям элементов - его ребра. В рассмотренном примере путь Ã1 → Ãk → Ãk+1 → → Ãn-1 → Ãn → Ã0 соответствует, например, достижению заданных результатов через совершенствование механических устройств, а путь Ã1 → Ãk+2 → → Ãn-5 → Ã0 соответствует достижению заданных результатов через установку GPRS-трекеров, и нахождение кратчайшего из них является решением задачи оптимизации модели. Применительно к примеру установки GPRS-трекеров из ситуации Ã1, определяемой на множестве элементной базы, выпускаемой более чем на 50 предприятиях, через выполнение технологических операций по сборке и настройке Ã1 → Ãk+2 → Ãn-5 → Ã0 получаем готовое изделие с желаемыми потребительскими свойствами, т.е. достигаем Ã0. Далее производим сравнение полученных результатов по себестоимости, удобству в дальнейшей эксплуатации и прочим параметрам, в результате чего выбираем оптимальную технологию, применяемую для производства «нового товара». Полученный в результате оптимальный маршрут достижения желаемых свойств «нового товара», например Ã1 → Ãk+2 → Ãn-5 → Ã0, представляет собой технологическую карту получения готового «нового товара» с желаемыми потребительскими свойствами, исходя из имеющейся элементной базы и последовательного выполнения необходимых технологических операций. Имеющийся программный модуль содержит модели 16 наиболее распространенных технологий (металлообработка, обработка древесины, обработка текстильных материалов и т.д.), представленных в виде диаграммы Хассе технологических ситуаций, и имеет возможности добавления неограниченного количества моделей иных, пока не представленных в работе технологий. Касательно предоставления услуги с новыми потребительскими свойствами - организации туристического маршрута выходного дня, то достигаемый результат определяется как туристическая экскурсия, например в этнографический музей, освещающий исторические события нашей Родины, расположенный не далее 120 км от областных центров Центрально-Черноземного региона, работающий круглогодично. После успешного освоения второго этапа третий и четвертый этапы работы, предполагающие конкретное изготовление «нового товара» и его реализацию, как правило, не вызывают педагогических проблем, успешно выполняются всеми обучаемыми. Разработка и совершенствование программных модулей для организации процесса переподготовки и повышения квалификации «особой категории граждан» проводились в 2010-2014 гг. и позволяют сделать следующие выводы: 1. Предлагаемая методика вызывает неизменный интерес среди лиц, желающих начать предпринимательскую деятельность. Разрабатываемая вначале для узкого круга лиц - бывших сотрудников МВД, увольняемых на пенсию по достижению предельного возраста, по прошествии 4 лет получила широкое распространение среди самых разных людей разных социальных групп, начиная с учащихся общеобразовательных школ вплоть до пенсионеров по возрасту [25, 26]. Общее число скачиваний программных модулей к февралю 2015 г. превысило 1000. 2. 84 человека из общего числа занимавшихся по предлагаемой методике зарегистрировались в качестве предпринимателей (в различных организационно-правовых нормах), основными направлениями деятельности которых стали сельскохозяйственное производство, туризм, производство оригинальных изделий для украшения дома. Особым успехом пользуется сайт «Синяя вишня» учащейся общеобразовательной школы Воробьевского района Воронежской области Алины Р., ярко воплотившей идеи развития предпринимательства в среде учащихся общеобразовательных школ. 3. Самым сложным для освоения обучаемыми оказывается второй этап работы. Как правило, обучаемые легко понимают смысл учебных занятий, но вместо разработки своей технологии, собственных товаров, работ и услуг с новыми потребительскими свойствами пытаются использовать учебные материалы как готовый бизнес-план. Столкнувшись при его практической реализации с сильной конкуренцией среди похожих решений, сильно разочаровываются в результатах обучения. Проблема здесь, видимо, лежит в психологической плоскости. Понятно желание в кратчайшие сроки почувствовать «вкус успеха» вместо ежедневного кропотливого труда, но такой настрой приводит к завышеным ожиданиям, а порой и сильным разочарованиям в среде обучающихся.
Слепцова М.В. Педагогическая технология адаптации бывших сотрудников силовых структур к гражданскому обществу // Школа будущего. - 2014. - № 2. - С. 71-784.
Слепцова М.В. Теоретические основы и практика применения педагогической технологии адаптации бывших сотрудников силовых структур к гражданскому обществу // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2014. - № 6, т. 1. - С. 148-155.
Кашкин С.Н. Разработка модели профессионально-ориентированного непрерывного технологического образования будущего специалиста: на примере электротехнического профиля: дис. … канд. пед. наук. - Воронеж, 2006. - 209 с.
Слепцова М.В. Универсальная модель педагогического процесса // Интернет-журнал «Мир науки». - 2014. - № 3(5) [Электронный ресурс]. - М.: Мир науки, 2014. - Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/27PMN314.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
Слепцова М.В. Ситуационная модель педагогического процесса // «Вестник Орловского государственного университета. - 2014. - № 4(39). - С.149-153.
Слепцова М.В. Теоретические основы построения универсальной модели педагогического процесса // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. - № 6(25) [Электронный ресурс]. -М.:Науковедение, 2014. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik6/24PVN614.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз.рус., англ.
Квартальнов В.А. Теоретические основы становления и развития системы непрерывного профессионального образования в сфере туристической деятельности: дис. … д-ра пед. наук. - М., 2000. - 382 с.
Маркова Н.И. Подготовка руководителей турфирм к инновационной деятельности в системе дополнительного профессионального образования: дис. … канд. пед. наук. - М., 2007. - 132 с.
Слепцова М.В. Согласование экспертных мнений для математической модели учебного предмета «Технология» // Научное мнение. - 2014. - № 7. - С. 320-326.
Шестакова Е.С. Подготовка гидов экологического туризма в системе дополнительного профессионального образования: дис. … канд. пед. наук. - М., 2010. - 192 с.
Слепцова М.В. Применение экспертных систем в процессе обучения учащихся учебному предмету «Технология» // «Вестник Орловского государственного университета. - 2014. - № 2(37). - С.79-83.
Маркова С.М. Теоретические основы проектирования образовательных систем в условиях многоуровневого непрерывного профессионального образования: дис. … д-ра пед. наук. - СПб., 2002. - 489 с.
Матвеева Т.В. Теоретические и методологические основы инновационного обеспечения системы дополнительного профессионального образования: дис. … д-ра экон. наук. - СПб., 2008. - 422 с.
Мартыненков В.В. Проектирование профессионально-ориентированных обучающих комплексов в системе дополнительного профессионального образования: дис. … канд. пед. наук. - Калининград, 2012. - 204 с.
Щербакова О.Н. Социально-педагогические условия развития региональной многоуровневой системы непрерывного профессионального туристического образования: дис. … д-ра пед. наук. - М., 2007. - 609 с.
Охотникова Л.В. Организационно-экономические основы формирования региональных образовательных комплексов непрерывного профессионального образования: дис. … канд. экон. наук. - М., 2008. - 189 с.
Филатов С.А. Непрерывное профессиональное образование в контексте экономики, основанной на знаниях: дис. … д-ра экон. наук. - Новосибирск, 2005. - 369 с.
Любимова О.В. Концептуальные основания проектирования педагогических норм в системе непрерывного профессионального образования: дис. … д-ра пед. наук. - Ижевск, 2012. - 376 с.
Березина О.Л. Становление и развитие педагогических инноваций в современной региональной системе дополнительного профессионального образования: дис. … д-ра пед. наук. - Великий Новгород, 2012. - 396 с.
Ермоленко В.А. Теоретические основы проектирования содержания непрерывного профессионального образования: дис. … д-ра пед. наук. - Казань,1999. - 517 с.
Овечкин В.П. Проектирование содержания технологического образования: дис. … д-ра пед. наук. - Ижевск,2005. -
400 с.
Гавенко Н.В. Совершенствование системы непрерывного профессионального образования малого города: дис. … канд. пед. наук. - Новосибирск, 2004. - 201 с.
Шамрай Н.Н. Педагогические основы адаптации учащихся к условиям рынка труда в процессе технологического образования: дис. … д-ра пед. наук. - М., 2000. - 338 с.
Хрупин И.М. Мотивационный механизм развития предпринимательства в России: автореф. дис. … канд. экон. наук. - Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2014. - 24 с.
Гайдученко Т.Н. Профессиональное образование как фактор формирования и развития социальной группы предпринимателей: автореф. дис. … канд. соц. наук. - Казань: Казанский государственный энергетический университет, 2003. - 25 с.
Никулаева М.И. Формирование навыков малого предпринимательства у учащихся учреждений профессионального образования: дис. … канд. пед. наук. - М., 2005. - 210 с.