Анализируются основные задачи повышения квалификации педагогов в связи с развитием социальнопедагогических сообществ и использованием в педагогической практике социальных сервисов и технологий Web 2.0. Отмечаются условия и основные направления развития программ повышения квалификации педагогов, связанные с формированием их компетентности в области информационно-коммуникационных технологий.
TEACHERS REFRESHER TRAINING IN FRAMEWORK OF THE DEVELOPMENT OF SOCIAL-AND-PEDAGOGICAL COMMUNITIES AND WEB 2.0 TECHNOLOGI.pdf В условиях развития информационного общества, становления информационной культуры, развития сетевого взаимодействия одним из активно развивающихся направлений деятельности педагогов стали создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет. Получение педагогами базовой компетентности в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности) является важным шагом на пути внедрения новых технологий в образовательный процесс, но развитие самих информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) требует постоянного совершенствования и развития полученных педагогами новых знаний, умений и навыков, причем уже не только в форме повышения квалификации, но и посредством постоянного общения, обмена опытом, новыми технологиями, разработанными учебными материалами, методиками, основанными на ИКТ. Традиционно взаимодействие педагогической общественности между собой происходит в очной форме (на конференциях, семинарах и т.п.), но вместе с активным развитием сети Интернет появляются и новые формы общения - сетевые. Сетевое сообщество - это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств [1]. Современное общество все более интенсивно использует социальные сети (т.е. сообщества людей, связанных общими интересами, общим делом или имеющих другие причины для общения между собой), существующие в Интернете (использующие специализированные программные сервисы, Интернет-сайты и порталы для обеспечения взаимодействия людей в группе или группах). Стремительному развитию социальных сетей способствовало появление бесплатного, свободно распространяемого программного обеспечения, позволяющего любому желающему создать собственное Интернет-сообщество. Сетевые сообщества объединяют сегодня не только учителей, но и социальных педагогов, психологов, социальных работников, методистов, преподавателей системы дополнительного образования и родителей и ориентированы на поиск новых подходов, методов, технологий обучения и воспитания школьников [2]. В настоящее время механизм социальных сетей успешно используется в бизнесе, в политике, в сфере развлечений и т.д., приводя к формированию устойчивых сетевых сообществ. При этом надо констатировать тот факт, что количество сетевых сообществ, объединяющих представителей педагогической общественности, еще недостаточно велико для того, чтобы можно было считать эту практику устойчивой. Сетевое педагогическое сообщество - это ресурс, созданный для профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования [1]. Достаточно широкое распространение среди педагогической общественности получили такие сетевые педагогические сообщества и проекты, как: • сеть творческих учителей (http://www. it-n.ru/), которая обеспечивает организацию дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса; создание базы данных по программным продуктам учебного назначения; методическую поддержку педагогов в области ИКТ; презентацию современного программного обеспечения, учебных и методических материалов; внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и методов дистанционного обучения; • открытый класс (http://www.openclass. ru/) - пространство в сети, которое даёт возможность педагогам найти ответы на многие волнующие их профессиональные вопросы, проявить свою активность, расширить свои знания и тем самым повысить уровень своей профессиональной компетенции; • сетевое объединение методистов (СОМ) (http://som.fio.ru/) - это раздел сайта, предназначенный для методической поддержки учителей-предметников. В нем размещаются различные материалы по курсам общеобразовательной школы; • Letopisi.Ru (http://letopisi.ru/) - общенациональный образовательный проект с международным участием. На страницах Летописи освещены все стороны жизни людей: школы, люди, события и т.д. В проект приглашаются все, кто хочет поделиться своими знаниями и поучаствовать в создании коллективной гипертекстовой энциклопедии. Сайт построен на социальном сервисе Web 2.0 Вики-Вики, его содержание полностью (на 99,9 %) контролируется пользователями, он свободен от авторского права; • Inter-ПЕДАГОГИКА (http://www.mter- pedagogika.ru) и др. Работа в сетевых сообществах требует дополнительной подготовки педагогов, которая может быть осуществлена через систему повышения квалификации (ПК) преподавателей в области информационно-коммуникационных компетентностей (ИКТ-компетентностей). Существующая система ПК под ИКТ- компетентностью современного преподавателя подразумевает его готовность к работе в новых условиях информатизации образования, включая способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), его уже сформированное личностное качество, отражающее реально достигнутый уровень подготовки в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности, особый тип организации предметноспециальных знаний, позволяющих правильно оценивать ситуацию и принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности, используя ИКТ. ИКТ-компетентность преподавателя относится к универсальным компетентностям и пронизывает все виды его профессиональной деятельности. Связано это, в первую очередь, с необходимостью и готовностью работать в новой информационной образовательной среде, для эффективного использования возможностей которой педагог сам должен обладать полным набором пользовательских, ориентировочных, инструментальных компетенций. При исследовании проблем формирования конкретной компетентности выделяются три уровня владения ИКТ-компетентностями [3]: 1) базовый - на данном уровне накапливаются базовые знания, умения и навыки, необходимые для знакомства с компьютерной грамотностью; применение ИКТ на данном уровне минимально; 2) технологический - на данном уровне ИКТ становятся инструментом в осуществлении прикладной деятельности; 3) практический (профессиональный) - на данном уровне целесообразно говорить о создании новых инструментов для осуществления информационной деятельности. В соответствии с трехуровневой моделью ИКТ-компетентностей у преподавателя можно выделить: • базовый уровень, необходимый препода- вателю-предметнику для решения образовательных задач средствами ИКТ общего назначения; • предметно-ориентированный уровень, предполагающий освоение ИКТ и формирование готовности к внедрению в образовательную деятельность специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике преподавания того или иного учебного предмета; • педагогический уровень, предполагающий разработку собственных электронных образовательных ресурсов, свободное использование средств ИКТ для решения профессиональных и личных задач. При выделении набора базовых ИКТ- компетентностей педагога и их последующего формирования очень важно не сводить этот процесс к пользовательским курсам, поскольку ключевым моментом формирования компетентности является деятельностный опыт, освоение преподавателем универсальных ИКТ, что должно предполагать реализацию контекстного обучения, позволяющего преподавателю отработать различные приемы и навыки деятельности в информационной образовательной среде. Педагогический работник должен применять в своей профессиональной деятельности (в том числе для работы в сетевом педагогическом сообществе) следующие знания, умения и навыки [4]: • свободно пользоваться средствами телекоммуникаций; • владеть основными инструментами защиты информации; • уметь осуществлять наполнение и обновление баз данных; • владеть инструментами сопровождения электронных таблиц; • владеть приемами работы с инструментами обработки графической информации, мультимедиа; • свободно владеть технологиями обработки различных видов информации; • уметь применять простейшие инструменты обслуживания локальной компьютерной сети и технической поддержки компьютеров; • уметь использовать компьютерные модели учебного назначения; • уметь использовать инструменты поддержки сайта; • знать санитарные нормы и правила при работе с компьютером; • знать правовые нормы работы с информацией и программным обеспечением. Развитие социально-педагогических сообществ требует расширения компетентностей в части владения коммуникативными технологиями и социальными сервисами сети Интернет, основами создания, поддержки и продвижения сайта, поддержки учебной деятельности в одной из систем дистанционного обучения. Важно не только сформировать представления о назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне сайта поддержки учебной деятельности, о структуре Web-страницы, обучить простейшим приёмам сайтостроения, обеспечивающим возможность представления образовательной информации в форме сайта - файловой системы, приёмам публикации сайта поддержки учебной деятельности в Интранет и Интернет, но и познакомить с социальными сервисами Web 2.0 и возможностями их применения в учебном процессе. Педагоги сегодня могут использовать уникальные характеристики социальных сервисов путем использования открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов, создания собственного сетевого учебного контента, участия в деятельности профессиональных сетевых сообществ и т.д. В связи с этим необходимо систематическое использование в повышении квалификации работников образования средств и сервисов Web 2.0, таких, например, как средства для хранения закладок; социальные сетевые сервисы для хранения мультимедийных ресурсов; сетевые дневники (блоги); сервисы совместной работы (Вики), электронное портфолио и др. [5, 6]. Формирование и распространение социальнопедагогических сообществ не только способствует развитию ИКТ-компетентностей работников образования, но и требует изменения подходов к их повышению квалификации в части ИКТ- компетентностей. Повышение квалификации должно проходить в определенных организационных условиях, которые определяются не только формами и технологиями собственно повышения квалификации, наличием или отсутствием образовательной и телекоммуникационной инфраструктуры, требованиями к организации дистанционного обучения, но и, прежде всего, современным уровнем развития информационно-коммуникационных технологий. Организационные условия процесса повышения квалификации работников образования зависят от ряда факторов, связанных с уровнем развития системы дополнительного и дистанционного образования в регионе, среди которых выделим: - возможности применения дистанционных образовательных технологий для организации ПК; - наличие или отсутствие в регионе накопительной системы зачета курсов ПК; - наличие или отсутствие в регионе возможностей выбора для обучающихся учреждения, предоставляющего услуги ПК; - наличие или отсутствие сети районных ресурсных центров (РРЦ), межмуниципальных методических центров (ММЦ) или подобных им площадок для организации ПК в области ИКТ в регионе и др. Выполнение этих условий позволяет организовать динамичное повышение квалификации педагогов на основе дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в соответствии с реальными потребностями обучающихся и формированием необходимых ИКТ-компетентностей. Соотношение объема проведенных учебных часов с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением. Развитие содержания и технологий в системе повышения квалификации предполагает совершенствование технологического обеспечения программ, которое предусматривает развитие сетевой модели обучения, осуществляемой с использованием ИКТ, использование технологий спутникового Интернет-доступа для расширения спектра образовательных услуг, применение в процессе обучения инновационных и исследовательских педагогических методов и др. Поскольку повышение квалификации - это практико-ориентированное обучение на основе компетентностного подхода, направленное на формирование новых компетенций, рекомендуется при организации занятий на программах ПК выдерживать соотношение теоретических и практических занятий не ниже 1/2. Конечно, это соотношение может меняться для каждой конкретной программы ПК, но для программ в области ИКТ оно должно быть не ниже. Суть образовательного процесса в условиях компе- тентностного подхода - создание ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той или иной компетенции. При таком подходе работа педагогов в сетевых сообществах становится одним из серьезных дидактических инструментов повышения квалификации педагогов, формирования у них ИКТ-компетентностей, связанных с освоением технологий и сервисов Web 2.0. Соответственно, при организации повышения квалификации преподаватель, проводящий занятия, должен также владеть указанными сервисами Web 2.0, которые он может эффективно использовать в системе повышения квалификации как в качестве изучаемого объекта, так и в качестве методического инструмента, позволяющего решать определенные педагогические задачи, связанные с развитием педагогических сообществ. Для организации дистанционного обучения, сопровождающегося аттестацией и выдачей документа о повышении квалификации, необходимо наличие автоматизированной системы дистанционного обучения (СДО - LMS). В качестве примеров могут выступать известные системы Moodle, «Прометей» и др. Так, например, СДО «Электронный университет» Томского государственного университета позволяет эффективно реализовывать образовательные программы с использованием технологий дистанционного обучения, осуществлять организационно-методическое сопровождение учебного процесса, электронный документооборот, организовать доступ к информационному и учебно-методическому обеспечению программ (специализированным базам данных, электронным учебным пособиям, аудио- и видеоматериалам, тестирующим системам), осуществлять опосредованные педагогические коммуникации с помощью сервисов и технологий Web 1.0 и Web 2.0, размещать электронные образовательные ресурсы, проводить мониторинг качества образовательных программ и ресурсов, обеспечивать непрерывную Интернет-поддержку учебного процесса. Набор групп обучаемых определяется целями обучения, ожидаемыми функциями обучающегося в учебном процессе и сформированностью у него базовых ИКТ-компетентностей. При формировании учебных групп необходимо учитывать различный уровень компетентностей, в том числе базовых ИКТ-компетентностей педагогов, их деловых и личностных качеств, индивидуальные потребности обучающихся и их возрастные категории, а также выполнять организационные требования, предъявляемые к слушателям программ повышения квалификации. Учитывая различный уровень подготовки слушателей в области ИКТ, должны быть подготовлены разноуровневые модульные программы повышения квалификации для разных категорий работников образования: педагогов, технических специалистов, административных работников. Программы должны быть направлены не только на изучение технологий Web 2.0, но и на освоение методик проведения занятий с их использованием, использование сервисов Web 2.0 для преподавания в конкретной предметной области. Для профессионального использования инструментов социальных сетей у слушателей программ ПК в процессе обучения должны быть сформированы представления об образовательном потенциале различных сервисов и инструментов социального Интернета, значении сетевого взаимодействия в профессиональном развитии педагога, существующих профессиональных сообществах педагогов и социальных сетях, электронных образовательных ресурсах и возможностях их использования в профессиональной деятельности и др. В результате слушатели приобретают опыт использования основных сервисов и инструментов Web 2.0 (создание Вики-страниц, ведение блога, участие в форумах, создание анкет или опросов с использованием специальных сервисов и др.), организации личного профессионального пространства в Интернет (в том числе создание электронного портфолио в соответствии с задачами его использования), работы в автоматизированных информационных системах, участия в работе профессиональных сетевых сообществ и т.д. Итоговая аттестация педагогов, проходящих повышение квалификации, может быть организована как в традиционной форме, так и в форме автоматизированного дистанционного контроля, дистанционного экзамена или зачета или защиты проектной работы в режиме видеоконференц-связи. При организации индивидуального дистанционного обучения итоговая аттестация может проводиться в таких же формах, как и при групповом обучении в составе распределенной группы. Следует помнить о том, что выпускная работа должна быть вписана в общую методическую работу учителя, а также иметь практический выход в образовательный процесс, быть практически значимой. Выпускными проектными работами по программе ПК, связанной с работой в социальных сетях, могут быть презентации к выступлениям или докладам по проблематике включения сервисов Web 2.0 в урок, иллюстрированные таблицами, схемами, диаграммами, выполненные средствами офисных технологий; дидактические и раздаточные материалы, разработки уроков или внеклассных занятий с использованием средств Web 2.0; создание одного из трех типов блогов (учителя, ученика и учебной группы); создание Вики-странички для учебных целей; создание подкаста и поиск подкастов в банке данных на одном из серверов подкастов в соответствии с интересами и потребностями конкретной группы школьников; создание личной зоны (личные файлы, изображения, видео, блоги) и др. При организации выполнения итоговых проектных работ следует обратить внимание на то, что использование сервисов сторонних компаний наряду с достоинствами приносит и определённые проблемы, в том числе зависимость от наличия постоянного соединения (исчезает связь - информация становится недоступной или неудобной в использовании); зависимость сайтов от решений сторонних компаний; уязвимость конфиденциальных данных, хранимых на сторонних серверах. Таким образом, работа с социальными сервисами сети Интернет в образовательной среде требует дополнительной подготовки преподавателей. При этом особое значение имеет не столько знакомство с сервисами Web 2.0, сколько изучение методического потенциала новых сервисов, методик применения их в учебном процессе, непосредственная работа педагогов в социально-педагогических сообществах. Это особенно важно в условиях, когда на смену системе образования, ориентированной в основном на передачу знаний, приходит личностноориентированная система, основанная на деятельном подходе и современных педагогических технологиях.
Сетевое педагогическое сообщество // Открытый класс. Сетевое педагогическое сообщество: сайт [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www. openclass.ru/wiki-pages/35179, свободный.
Середкина Е.В. Новый образовательный Интернет- потенциал Web 2.0 в контексте open source (к вопросу о необходимости революции в сознании) // Гуманитарная информатика: Сб. статей. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008. - Вып. 4. - С. 29-37.
Панина Т.С., Дочкин С.А., Клецов Ю.В. Уровни информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников // http://www.krirpo.ru/etc. htm?id=744_
Цветкова М.С. Компетенции педагогических работников в области использования ИКТ в образовательном процессе / М.С. Цветкова // БИНОМ. Лаборатория знаний. Методическая служба: сайт [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/files/Elizarov/ kompetention_pedagogs.doc, свободный.
Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. - 2-е изд., испр. / Е.Д. Патаракин. - М.: Интуит.ру, 2007. - 64 с.
Брагинова Н.П. Методика организации поддержки различных субъектов образовательного процесса в открытой сетевой среде: Учебно-методический комплект / Н.П. Брагинова, С.В. Буланов, И.И. Кацай и др. - М.: Университетская книга, 2009. - 106 с.