КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И РАЗДАТОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ЛЕКЦИЯХ | Открытое и дистанционное образование. 2009. № 2 (34).

КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И РАЗДАТОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ЛЕКЦИЯХ

Рассматривается проблема эффективной организации учебного процесса с использованием компьютерных аудиовизуальных средств. Основное внимание уделяется интеграции электронных дидактических средств в традиционные педагогические технологии путем совместного использования на лекции электронного конспекта и раздаточного материала в форме рабочей тетради дисциплины.

INTEGRATED USAGE OF AUDIOVISUAL MEANS AND HANDOUTS ON LECTURES.pdf Появление аудиторных дисплеев (видеопроекторов) стимулировало разработку электронных конспектов лекций-презентаций по физике, химии и другим дисциплинам во многих учреждениях средней и высшей школы. Однако их использование в учебном процессе ведется, в большой мере, по методу проб и ошибок, поскольку теоретическая и методическая база конструирования этих дидактических средств отстает от развития программно-технического обеспечения. В настоящее время в системе образования актуальна проблема интеграции информационных и педагогических технологий. Одним из возможных направлений такой интеграции является применение электронных аудиовизуальных средств в технологии визуализации учебного материала. Эта технология достаточно успешно применяется для разработки опорных конспектов (листов ассоциативных опорных сигналов), конспект-схем, словесно-логических схем, карт памяти, оперативных схем выполнения действий, схемно-знаковых моделей представления баз знаний [1-5]. Известный педагог Г.К. Се- левко относит ее к группе активизирующих и интенсифицирующих деятельность учащихся на основе схемных и знаковых моделей содержания учебного материала [6]. Однако ее применение для организации информации на аудиторных дисплеях остается не разработанным, хотя проблемы конструирования и использования когнитивной графики для лекций-презентаций остро актуальны. Кажущаяся легкость использования презентационной модели в лекционной работе преподавателя приводит к риску замены живой, непосредственной коммуникации участников педагогического процесса на коммуникацию, опосредованную компьютерными аудиовизуальными средствами. Существует реальная опасность перехода от активной, импровизационной позиции лектора к пассивной роли диктора - чтеца экранных текстов, озвучивающего (как придаток компьютера) отсканированные страницы печатного пособия по дисциплине. Увлекаясь значительными информационными возможностями экранной презентации учебного материала, многие преподаватели игнорируют факт принципиального различия ролей и форм представления письменной и устной речи. Зачастую на экран лекции-презентации выносится неоправданно большой объем текста, буквально взятого из печатного учебника, без его адаптации к условиям использования материала. Обилие текста в визуальном поле аудиторного дисплея психологически утомляет и создает противоречие между устной и опосредованной речью преподавателя (развертыванием его мысли). В такой сложной информационной среде студенты начали адаптироваться к новым условиям путем фотографирования аудиторных экранов на мобильные телефоны с тем, чтобы позднее вывести информацию на экран персонального компьютера дома. В таком варианте передачи «знаний» лекция теряет смысл основного аудиторного вида занятий в вузе. Возникает необходимость модификации лекционного процесса с применением презентационной техники так, чтобы оптимально использовать возможности как живого, так и печатного слова. Для этого предлагается более широко использовать печатные раздаточные материалы, с которыми студенты должны работать на лекции, на ее этапах, определенных преподавателем [7, 8]. Как правило, опорные конспекты предназначены для преобразования (свертки) учебной информации в понятные всем обучаемым символы и пиктограммы, они используются для показа структуры изучаемого на занятии материала и логически упорядоченного его запоминания. Для вузов более подходящим вариантом может быть рабочая тетрадь, предназначенная для предварительного знакомства с проблематикой Рис. 1. Информационно-коммуникационная модель взаимодействия на лекции-презентации и вне ее каждой из лекций, для знакомства с основными понятиями и определениями, используемыми на лекции, для синхронного конспектирования лекции и для последующего дополнения лекции по материалам учебника (или электронного учебного пособия) в асинхронном режиме. Приведенные в таблице общие и частные дидактические принципы необходимы и достаточны для проектирования и совместного применения электронного конспекта лекции (ЭКЛ) [9; 10. С. 23] и раздаточного материала в форме рабочей тетради (РТ) дисциплины. Общие принципы относятся к организации содержания и структуры визуальной информации как в рабочей тетради, так и на лекционном дисплее. Частные принципы учитывают специфику роли ЭКЛ как инструмента деятельности преподавателя и РТ как средства организации учебно-познавательной деятельности учащихся в аудитории и при самостоятельной работе. С учетом этой системы дидактических принципов разработана информационно-коммуникационная модель лекции-презентации с использованием раздаточного материала, представленная на рис. 1. Основой модели является канал непосредственного взаимодействия лектора с аудиторией, использующий возможности устной речи и невербального поведения лектора (его поза, жесты, интонации, временное построение речи и т. д.). Канал визуального предъявления информации включает компьютер лектора и аудиторный дисплей, который используется для показа динамики рассматриваемых процессов, видеосюжетов, фотографий, анимированных схем и диаграмм, другой когнитивной графики и текста из ЭКЛ. В частности, визуальное и аффективное представление проблемной ситуации играет важную роль в начале лекции, на ее вводно-мотивационном этапе, и в конце лекции, на этапе постановки вопросов для размышления после лекции. Раздаточный материал заранее готовится преподавателем, издается типографским способом и предлагается студентам к использованию во время и после лекции. Для того чтобы стимулировать самостоятельную работу студентов с материалом прослушанной лекции, учебником, ресурсами Интернет и электронным учебным пособием (ЭУП на рис. 1), необходима система контроля учебно-познавательной деятельности, включающая средства текущего Общие и частные дидактические принципы проектирования электронного конспекта лекций и рабочей тетради 1. Общие дидактические принципы, развивающие педагогическую технологию визуализации учебного материала 1. Научность содержания: учебный материал должен отвечать современному состоянию той отрасли науки, которой соответствует учебная дисциплина. 2. Наглядность предъявления материала, требующая поиска наиболее выразительных визуальных средств (схемных, знаковых, фреймовых и др.) для иллюстрации и интерпретации когнитивного содержания учебного материала. 3.Доступность для понимания конкретной группой учащихся с учетом их исходных знаний и опыта учебнопознавательной деятельности. 4. Системность и целостность, проявляемые в требованиях единства и взаимосвязи: когнитивных и аффективных компонентов (рационально-логических и эмоционально-образных) учебного материала; теоретического содержания и его практического применения; соответствия используемых средств поставленной педагогической цели 2. Частные принципы, учитывающие специфику применения ЭКЛ и РТ а) для конструирования ЭКЛ б) для конструирования РТ - мультимедийность, выражающаяся в контекстовом использовании вербальных и невербальных способов предъявления учебного материала на аудиторном дисплее (текст, компьютерная графика, анимация, документальная фото- и видеоинформация, звуковое сопровождение и т. д.); - интерактивность, позволяющая преподавателю редактировать содержание показываемого на лекции материала, производить его регулярную актуализацию и управлять ходом его предъявления; - моделируемость - использование на лекции компьютерного моделирования в предметной области, а также моделирования реальной производственной среды и профессионально ориентированной деятельности в ней обучаемых; - функциональность, оцениваемая по критериям содержательного наполнения, видам деятельности во время занятия, дизайну, эргономическим и техническим характеристикам ЭКЛ; - максимальная визуализация представляемого учебного материала - последовательность и дискретность, в соответствии с которыми учебный материал должен быть структурирован и излагаться дискретными долями, имеющими свое целевое назначение в общей совокупности дидактических единиц (системное квантование по Б. Депортеру и М. Хенаки); - алгоритмизация, позволяющая преподавателю спроектировать схему ориентировочной основы познавательной деятельности учащихся во время аудиторных занятий и при самостоятельной работе с рекомендованным материалом; - конвертируемость, предполагающая преобразование пространных вербальных описаний в схемознаковые образные модели и ассоциативные опорные сигналы, предлагаемые методикой В.Ф. Шаталова; - минимизация, т.е. исключение в рабочей тетради всего того, что можно удалить без ущерба для достижения целей познавательной деятельности оперативного контроля, который может быть произведен в начале следующей лекции или на практическом занятии. Предлагаемая модель служит основанием для технологического подхода к проектированию (подготовке) лекционного занятия. Отправной точкой здесь являются ГОС ВПО, рабочие программы дисциплины, а также печатные/ электронные учебники и учебные пособия по преподаваемой дисциплине. Учебный материал, выносимый на лекцию, должен быть структури- рован и разделен по трем каналам информационного взаимодействия студента: с преподавателем, аудиторным дисплеем и рабочей тетрадью. При этом последняя ни в коем случае не должна заменять собой учебник, а играть роль ориентировочной основы учебно-познавательных действий на лекции и после нее. Принципиально важным педагогическим условием совместного применения аудиторного дисплея и рабочей тетради в условиях лекции- презентации учебного материала является прин- цип бимодального предъявления информации. Это означает, что речь-комментарий лектора должна быть обращена на материал, представленный либо на экране, либо на страницах РТ. Когда студенты должны что-либо перенести с экрана в тетрадь-конспект, комментарий должен быть минимизирован. В противном случае внимание учащихся будет рассеиваться и возникнут потери учебной информации. Рассмотренные особенности весьма благоприятны для чтения лекций по дисциплинам естественно-научного цикла, где высока доля наглядного представления природных и техногенных процессов или явлений, где необходим поэтапный анализ взаимодействий, последовательный вывод формул и т.д. Здесь, в случае необходимости, рабочая тетрадь может содержать сложные схемы или рисунки, на зарисовку которых с аудиторного экрана может потребоваться неоправданно большое время. Однако в них должно быть оставлено место для записи ряда обозначений, подписей и другой информации, дополняемой студентами по указанию лектора. В общем случае в рабочей тетради следует предусмотреть такие разделы, как: - название (тема) лекции; - основные теоретические и прикладные проблемы лекции; - глоссарий (словарь основных терминов и/ или понятий); - сложные иллюстрации, схемы и др.; - разделы для конспектирования и выполнения упражнений на закрепление лекционного материала; - места для ответов на поставленные в лекции вопросы; - дополнение конспекта в работе с учебником (по указанным лектором страницам или по выбору студента); - тематика творческих работ и рекомендации по организации самостоятельной учебнопознавательной деятельности. Применение РТ с такой структурой на лекции-презентации позволяет перевести ее в режим лекционно-практическоего занятия и минимизировать временной разрыв между получением знаний и их использованием. Кроме того, создаются благоприятные условия для совмещения проблемного метода изложения материала лекции с объяснительно-иллюстративным, диалоговым и другими активными методами. Например, основные проблемы лекции, перечисленные в РТ, раскрываются лектором в образно-визуальной форме с помощью аудиторного дисплея. Он остается главным на этапе объяснительно-иллюстративного изложения материала, тогда как РТ становится ведущей на этапе выполнения упражнений, закрепляющих изложенный материал. На этапе подведения итогов лекции, при анализе взаимосвязей и оформления свернутого в опорную схему логического «каркаса» лекции, РТ и лекционный экран используются совместно. Рабочая тетрадь используется также для создания ориентировочной основы действий учащихся при выполнении заданий на самостоятельную учебно-познавательную деятельность (правая часть на рис. 1). В соответствующих разделах приведены методические рекомендации, направленные на применение методики активного чтения учебного материала, на развитие критического мышления и способов упорядочения изучаемого материала, даны темы для самостоятельной творческой работы. Таким образом, помимо роли помощника в конспектировании лекционного материала, рабочая тетрадь становится своеобразным гидом для создания портфолио работ учащихся. заключение Ввиду дефицита общего времени подготовки будущего специалиста в вузе применение компьютерных технологий должно быть направлено на сокращение энергетических и временных затрат студента для освоения образовательной программы. Очевидно, что это требует увеличения доли энергетических и временных затрат преподавателя на создание и «запуск» описанной технологии чтения лекций-презентаций с использованием раздаточных материалов. Однако в последующем, в режиме «эксплуатации» технологии, потребуются значительно меньшие усилия на коррективы содержания и актуализацию созданного материала. Одновременное использование лекций- презентаций и рабочих тетрадей способствует закреплению новых знаний, практических навыков, развивает творческое мышление учащихся, активизирует самостоятельную работу студентов на лекционных занятиях, подводит их к критическому анализу получаемой информации. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что аудиторный дисплей и рабочую тетрадь необходимо использовать как дополнительные средства, обогащающие живой контакт лектора с аудиторией, но не как основные каналы учебной коммуникации на лекции.

Ключевые слова

аудиторный дисплей, лекция-презентация, рабочая тетрадь, информационное взаимодействие, бимодальное предъявление информации, а lecture hall display, a presentation lecture, a work book, informational interaction, bimodal show of information

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Медведева М.К.Северская государственная технологическая академияmmk@ssti.ru
Всего: 1

Ссылки

Шаталов В.Ф. Педагогическая проза / В.Ф. Шаталов. - М.: Педагогика, 1980. - 272 с.
Каган В.М. Конспект-схема в оптимизации обучения специальным техническим дисциплинам / В.М. Каган. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1986. - 128 с.
Денпорт Б. Квантовое обучение: Разбудите спящего в вас гения / Б. Денпорт, М. Хенаки. - Минск: Попурри, 1998. - 384 с.
Бадмаев Ц.Б. Психология и методика ускоренного обучения / Ц.Б. Бадмаев. - М.: Владос, 1998. - 272 с.
Соколова И.Ю. Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологии обучения / И.Ю. Соколова, Г.П. Кабанов. - Томск: Изд-во Том. политех. ун-та, 2003. - 203 с.
Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем / Г.К. Селевко // Школьные технологии. - 1996. - № 6. - С. 3-43.
Медведева М.К. Комплексное использование современных средств обучения для подготовки инженеров- химиков / М.К. Медведева, В.В. Гузеев, А.С. Буйновский и др. Открытое образование. - 2005. - № 5. - С. 30-37.
Медведева М.К. Система обучения специалистов для атомной промышленности / М.К. Медведева, А.С. Буйновский, П.Б. Молоков, Н.Ф. Стась // Высшее образование в России. - 2007. - № 7. - С. 32-35.
Стародубцев ВА. Использование информационных технологий на лекциях по естественно-научным дисциплинам / В.А. Стародубцев // Информатика и образование. - 2003. - № 1. - С. 77-80.
Стародубцев В.А. Использование современных компьютерных технологий в инженерном образовании: Учеб. пособие / В.А. Стародубцев. - Томск: Изд-во Том. политех. ун-та, 2008. - 70 с.
 КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И РАЗДАТОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ЛЕКЦИЯХ | Открытое и дистанционное образование. 2009. № 2 (34).

КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И РАЗДАТОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ЛЕКЦИЯХ | Открытое и дистанционное образование. 2009. № 2 (34).