ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК БЛАГО СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА | Открытое и дистанционное образование. 2016. № 1(61).

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК БЛАГО СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

В средствах массовой информации и в специальной литературе уже ряд лет встречаются публикации, связанные с попытками осмысления места и роли электронного образования в жизни современного общества. Что это - благо или зло? В этой связи большой научный и практический интерес представляет систематический анализ уже установленных и постепенно выявляющихся преимуществ электронного образования как своеобразного направления развития рынка образовательных услуг. Учитывая процесс интеграции информационно-коммуникационных технологий во все сферы общественной жизни, в статье дано обоснование неизбежности формирования и развития информационного общества и технологий получаемых им знаний. Также определено, что в условиях глобализации, когда трудовые процессы становятся все более высокотехнологичными, когда требования к квалификации работников на рынке труда возрастают, значимость и положительная роль совершенствования и развития образовательных технологий не вызывают сомнений.

E-learning as a GOOD for modern society.pdf Всеобщая компьютеризация и глобальная информатизация общества по объективным причинам в настоящее время являются доминирующими факторами кардинальных изменений, протекающих во многих сферах жизнедеятельности людей: в экономике, науке, образовании, культуре, здравоохранении и т.д. Сравнительно не так давно (особенно по отношению к традиционным формам) в сфере образования появились и широко распространяются электронные формы обучения, которые отвечают современным потребностям общества в условиях возрастающей мобильности его членов, а также с учетом стремительного глобального обновления знаний, что, по сути, является адекватным откликом системы образования на процессы развития информационного общества. Изменения потребностей личности, общества и государства, обусловленные непрерывной сменой технологий и ускоренной автоматизацией многих отраслей экономики и управления, предопределили целый ряд важнейших преимуществ электронного обучения (e-Learning). Эти преимущества, прежде всего, сводятся к безусловной возможности обучения в удобное время или по индивидуальному графику, к обеспечению адекватного темпа и способа усвоения знаний для каждого обучающегося, а также к возможности самостоятельной (самоорганизованной, самодисциплинированной и т.д.) продуктивной деятельности, включая реализацию системной качественной поддержки процесса образования. Наукоемкие и высокотехнологичные сферы экономической деятельности диктуют современные требования к уровню знаний и образованию работников. Тяжелый физический труд уходит в прошлое, доля интеллектуального труда повышается, что обостряет проблему высококвалифицированных кадров. Сегодня вопросы кадрового обеспечения выходят на первый план, что требует иного подхода к подготовке специалистов, разрабатывающих и производящих современные наукоемкие изделия. Специалисты высокотехнологичных предприятий должны одновременно обладать профессиональными навыками, современными знаниями, творческим и креативным потенциалом, практическими навыками работы с электронными источниками, умениями составлять личные базы знаний. Специалист, не обладающий умением быстро и эффективно находить нужную информацию и грамотно ее использовать, в современных условиях становится неэффективным, следовательно, не востребованным. Однако подготовка высококвалифицированных специалистов возможна только новыми средствами обучения, направленными на опережающее его развитие, прежде всего как личности, ценностно ориентированной на знания, которые становятся важным фактором интеллектуального, личностного и профессионального развития. Следовательно, именно благодаря электронному обучению вышеуказанные потребности в приобретении новых знаний и развитии тех или иных профессиональных навыков могут быть в полной мере и качественно удовлетворены. В свою очередь все, что способно удовлетворить жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие, является благом [1]. Блага - это материальные (товары) и нематериальные (услуги) продукты природы и человеческой деятельности, которые прямо или косвенно служат удовлетворению человеческих потребностей [2]. На данном основании мы полноправно можем говорить, что e-Learning для общества является благом. Отметим также, что потребность в обучении порождается материальными потребностями, связанными с успешной высокооплачиваемой трудовой деятельностью, однако эта потребность может приобретать относительную самодостаточность, делая ее связь с материальными потребностями опосредованной и завуалированной. Развитие и широкое практическое распространение e-Learning в настоящее время, по нашему мнению, основано на ряде отличительных черт от традиционного образования, часть из которых была названа выше. Однако не стоит игнорировать и то обстоятельство, что система электронного обучения также подвергается и критике. Среди вопросов, которые возникают у оппонентов к системе электронного обучения, выделяют такой, как доверие. Критики говорят, что e-Learning - это технология, которая изначально не заслуживает и не может заслуживать доверия. Докажем, что e-Learning заслуживает доверия, следовательно, в этическом смысле является добром, а значит - благом. Добро как нормативно-оценочная категория морального сознания в предельно обобщённой форме обозначает должное и нравственно-положительное благо [3]. Внедрение информационных технологий в современную жизнь людей, выражающееся в постоянном развитии информационного общества, в существовании электронного правительства, в применении инновационных технологий в управлении, в построении единого информационного пространства, а также оптимизации управления на основе перевода оказываемых услуг населению в электронный вид, предопределили необходимость уточнения понятия «доверие». В данном контексте термин «доверие» подразделяют на две части: во-первых, непосредственно доверие к информационно-коммуникационным технологиям, во-вторых, доверие к конкретному социальному институту, предлагающему воспользоваться своими образовательными услугами в электронном виде [4]. В этом русле первоначально договоримся, что процесс внедрения новаций по существу опирается на модель освоения технологии («technology acceptance model») Ф. Дэвиса, которая описывала намерение использовать новую технологию как результат рационального соотнесения ожидаемой пользы от новшества с ожидаемыми сложностями при его освоении [5. С. 314]. Следовательно, основные факторы развития технических инноваций и информатизации общества - это ожидаемая польза и вполне ожидаемая легкость освоения материала. Однако названная модель отличается тем, что фактически исключает из рассмотрения такой важный для общества параметр, как социальный контекст. Он нашел свое первоначальное отражение у Д. Маккензи и Дж. Веджкман в положениях теории социального формирования технологии [6. С. 5]. Причем в дальнейшем среди основных факторов, содействующих адаптации информационно-коммуникационных технологий, на основе исследований Л. Картера и Ф. Беланже наряду с ожидаемой пользой и ожидаемой легкостью освоения уже присутствовало и доверие [7. С. 23]. Несмотря на то, что исследование Л. Картера и Ф. Беланже было реализовано в рамках электронного правительства, предложенная ими расширенная модель адаптации технологии в принципе применима для любой сферы, где находят свое использование информационно-коммуникационные технологии, в том числе и в сфере электронного обучения. Так что уже сегодня эмпирические исследования подтверждают наличие взаимосвязи между уровнем доверия социальному институту (будь то экономический институт, политический институт, институт науки, институт образования, институт семьи и т.п.) и готовностью использовать столь удобные электронные услуги. Чем выше уровень доверия способностям тех или иных социальных институтов, в частности института образования, предоставлять свои услуги в электронном виде и чем выше техническая надежность системы электронных услуг, тем более существенно выражается у потенциальных пользователей намерение использовать услуги такого рода в своей жизни. Роль и значимость фактора доверия в сфере электронных коммуникаций становится более отчетливыми, если представить социальные взаимодействия в виде обмена услугами, ресурсами и т.д. (включая информационные). В большинстве своем такие взаимодействия носят договорной характер, что гарантирует выполнение принятых соответствующих обязательств. Однако далеко не все взаимоотношения принимают юридически оформленные варианты (последние распространены, прежде всего, в сферах экономики и политики). Как указывают социологи, большая часть обменов в рамках семейных, партнерских, соседских, товарищеских и других отношений построена на механизмах доверия к партнеру, честности и взаимной ответственности. По этим причинам доверие к электронному обучению должно отражать два основных момента: - первый основывается на том, что пользователи доверяют умению системы образования (в том числе ее конкретным организациям) грамотно управлять системой предоставления электронных образовательных услуг; - второй обоснован уверенностью относительно должной (высокой) технической надежности соответствующей инфраструктуры и квалификации тех лиц, которые эту инфраструктуру обслуживают и контролируют. Отметим, что доверие в сфере электронных коммуникаций не ограничивается доверием к защищенным компьютерным системам (ведь безопасность компьютерной системы зависит не только от надежной операционной системы, но и от физических средств защиты, от уровня подготовки и ответственности персонала и многого другого) [8]. Поэтому в целях обеспечения доверия необходимо создавать специальные структуры, обеспечивающие внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему образования и формирующие инфраструктуру электронного обучения. Развитие инфраструктуры электронного обучения позволяет, в первую очередь, обеспечить такой ключевой элемент доверия, как предсказуемость, т.е. способность образовательной системы постоянно производить ожидаемый (и самое главное - позитивный) результат. Чем более высока предсказуемость уровня безопасности сервиса и качества предоставляемых электронных услуг, тем легче всем обучающимся их получать. Так, например, на современном этапе развития Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), являющийся на протяжении всей истории развития e-Learning в России передовиком среди российских вузов в области электронного обучения, характеризуется высоким уровнем предсказуемости, а значит, высокой степенью доверия. Электронное обучение в МЭСИ, прежде всего, подразумевает поддержку при помощи технологий деятельности таких систем, как электронная среда обучения («Виртуальный кампус МЭСИ»), электронный деканат, электронная библиотека и др. Кроме принципиального вопроса доверия к технологиям электронного обучения критике также подвергаются отдельные, если так можно выразиться, частные недостатки этой формы обучения. Среди них нередко называется отсутствие у обучающихся возможности группового взаимодействия, столь важного для обмена мнениями, точками зрения и более глубокого проникновения в суть вещей. Но так ли это? Обратим внимание на то, что для осуществления процесса электронного обучения потребителям не требуется дополнительного и специального программного обеспечения. Основное требование сводится к наличию компьютера с доступом к сети Интернет. Сегодня быстрый рост социальных сетей, таких как Facebook и Twitter, дает людям возможность общаться и взаимодействовать, а также создает предпосылки для совместного обучения, включая и реализацию разнообразных групповых учебных проектов. Помимо обычного обмена в социальных сетях, отметим такие возможности коллективного взаимодействия на основе целого ряда совместных видов деятельности, предусмотренных в мероприятиях, активно использующихся в рамках e-Learning в МЭСИ, как обсуждение проблем в форуме, чате, участие в видеоконференции и др. Необходимо сказать, что взаимодействие людей через сеть носит иной характер, чем прямой контакт, и жестко не предопределяет поведение индивида в реальном мире. Следовательно, электронная форма образования, не обладая чертами традиционного обучения, основанными на непосредственном контакте и вызывающими позитивный эффект социализации обучающихся, прежде всего связанный с взаимным культурным обогащением обучающихся (в особенности элементов культуры высших учебных заведений), позволяет акцентировать внимание на качественно иных способах общения. Среди критиков электронного обучения также бытует мнение, что применение этой технологии подвергает определенному риску саму профессию преподавателя. Однако профессия учителя или преподавателя, что доказано практикой МЭСИ, никоим образом не нивелируется в среде e-Learning, так как к ней предъявляются новые требования. Эти требования связаны с информационной компетентностью, основанной на следующих компонентах: знание, умение применять и самостоятельно работать с информационно-коммуникационными технологиями. В современных условиях информационную компетентность можно отнести к ключевой профессиональной компетенции педагогов. Поэтому в МЭСИ разработаны специальные курсы для преподавателей, позволяющие овладеть информационной компетентностью, среди них: «Преподаватель в среде e-learning», «MS SharePoint-2010» и др. При этом у преподавателей появляются такие возможности, как: - организация совместной удаленной работы студентов и преподавателей; - обмен идеями и результатами исследований независимо от места нахождения; - обмен опытом с другими преподавателями, информацией о новых идеях и методиках, конференциях и семинарах с использованием новых технологий; - постоянный доступ к актуальным современным материалам; - формирование и ведение актуальной базы знаний в предметной области; - большой охват аудитории (в том числе возможность обучать студентов со всего мира) и многие другие [9]. С учетом всех приведенных аргументов следует заметить, что в настоящее время даже самые ярые и принципиальные критики содержания электронного обучения вряд ли могут поставить под сомнение его полезность в качестве дополнительного или самостоятельного инструмента обучения. В целом, на наш взгляд, можно констатировать, что e-Learning, конечно, не является единственной и эталонной формой обучения, так как, обладая уже выявленными и значимыми преимуществами, постоянно развивается, совершенствуется, трансформируется в новые содержательные формы, что порождает и некоторые практические проблемы. Однако электронное образование, призванное удовлетворять человеческие потребности как прямо, так и косвенно, с учетом масштабов его полезности, безусловно, является благом для современного общества.

Ключевые слова

образование, электронное образование, преимущества электронного образования, проблемы электронного образования, education, e-education, good of e-learning, problems of e-learning

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Карманов М.В.Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)MKarmanov@mesi.ru
Махова О.А.Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)OAMahova@mesi.ru
Всего: 2

Ссылки

Большой экономический словарь // Академик. - 1997 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://big_economic_dictionary.academic.ru/1977/%D0%91%D0%9B%D0%90%D0%93%D0%90.
Сидорович А.В. Курс экономической теории // Сайт Nashol.com - 2001 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nashol.com/2011060155325/kurs-ekonomicheskoi-teorii-sidorovich-a-v.html
Философский энциклопедический словарь // Академик. - 1983 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2232/%D0%94%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%9E
Трутнев Д.Р. Инфраструктура доверия в государственных информационных системах // Федеральный портал «Российское образование». - 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/687/78687/files/itmo920.pdf
Davis F.D. Perceived Usefulness, Perceived Ease of Use, and User Accepatance of Information Technology // MIS Quarterly. - 1989. - Vol. 13, № 3. - P. 319-339.
The Social Shaping of Technology / D. McKenzie, J. Wajcman (eds.) 1st ed. - L.: Open Univ. Press, 1985.
Carter L., Belanger F. The Utilization of E-Government Services: Citizen Trust, Innovation and Acceptance Factor // Information System Journal. - 2005. - P. 5-25.
Доверие в сфере электронных коммуникаций // Сайт НОУ «ИНТУИТ». - 2003-2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/110/110/lecture/3204.
Тихомирова Н.В., Козлов А.Н. Оценка качества электронного обучения // Сайт Slideshare. Published in: Education. - 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.slideshare.net/NTihomirova/ss-35255301?related=2.
 ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК БЛАГО СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА | Открытое и дистанционное образование. 2016. № 1(61).

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК БЛАГО СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА | Открытое и дистанционное образование. 2016. № 1(61).