Использование электронных образовательных ресурсов в деятельности тьютора с детьми, имеющими особые образовательные потребности | Открытое и дистанционное образование. 2016. № 2(62).

Использование электронных образовательных ресурсов в деятельности тьютора с детьми, имеющими особые образовательные потребности

Статья содержит информацию о целесообразности использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в работе тьютора с детьми, имеющими особые образовательные потребности (ООП). Использование ЭОР в деятельности тьютора является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры. Вниманию читателей представлен обзор специализированных и развивающих компьютерных игр и программ, помогающих эффективно развивать нарушенные процессы и функции в процессе обучения детей с ООП.

Use of electronic educational resources in tutor work with children having special educational needs.pdf В российской системе образования тьюторство - новая педагогическая деятельность, основным направлением которой является создание комфортных условий для обучения и развития ребенка. Тьютор - «tutor» в переводе с английского - педагог-наставник. Этимология этого слова (латинский глагол tueor - наблюдать, охранять) связана с понятиями «заботиться», «помогать», «наставлять». В целом института тьюторства в России не существовало до конца ХХ в., за исключением воспитания великих князей. Так, наставником-воспитателем у Петра II был А.И. Остерман; у великих князей Александра Павловича и Константина Павловича - Ф.Ц. Лагарп; У Николая I - М.И. Ламсдорф; у Александра Николаевича - В.А. Жуковский [1]. В 1989 г. руководитель Школы культурной политики П.Г. Щедровицкий провел в Москве первый конкурс тьюторов. Через год в «Артеке» он прочитал цикл лекций о тьюторе как новой педагогической позиции для молодых педагогов из разных регионов [2]. Сегодня задача современного тьютора - в процессе сопровождения содействовать максимальному раскрытию личности ученика, помочь в формировании жизненных ценностей, повысить мотивацию к обучению. Особенно актуальна данная педагогическая деятельность в обучении и развитии ребенка с особыми образовательными потребностями (ООП). Это учащиеся, у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития и социально-психологической дезадаптации. При этом выделяют следующие категории таких детей по системно-психологической классификации отклонений в развитии, предложенной О.В. Трошиным [3] . 1. Психосенсорные: нарушения слуха, нарушения зрения. 2. Аффективные: аутизм, психопатии. 3. Когнитивные: интеллектуальная недостаточность (умственная отсталость), задержка психического развития. 4. Психомоторные: речевые нарушения, нарушения опорно-двигательного аппарата. Для данной категории детей характерны: - специфика восприятия, преобладание непроизвольной памяти, рассеяность и малый объем внимания, неразвитое произвольное внимание, нарушение волевой регуляции; - нарушение работоспособности (астенические проявления, быстрая истощаемость психических процессов); - неразвитость когнитивной сферы (низкий уровень познавательной мотивации); - неразвитость пространственной ориентировки; - неразвитость моторной координации, произвольной моторики пальцев рук; - физические особенности (дефекты зрения, слуха, интеллекта, невозможность долго находиться в статической позе, пониженный / повышенный мышечный тонус и т.п.); - заниженная самооценка; - потребность в спокойной, психологически комфортной обстановке. Дети с ООП - особые дети, нуждающиеся в изменении способов подачи информации, в необходимости создания специфической среды пребывания или обучения. Задача тьютора - разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность, вызвать эмоциональный отклик, заинтересованность ребенка к изучаемому материалу. Эффективным помощником тьютора по организации обучающего сопровождения детей с ООП становится компьютер. Развитие информационных технологий обусловило появление новой формы образования - электронное образование (e-learning), т.е. обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий. Основой электронного образования являются электронные образовательные ресурсы, к которым относятся компьютерные обучающие программы, представляющие собой системное изложение учебного материала для изучения какой-либо темы (тем) учебной программы, включающего текстовый, иллюстративный (в том числе мультимедийный) учебный материал, гиперссылки, контрольные вопросы. Компьютерные обучающие программы помогают эффективно формировать знания, умения и навыки учащихся. Электронные образовательные ресурсы принадлежат к числу средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции тьютора, умения включать ЭОР в систему обучения каждого ребенка, создавая учебную мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя учащемуся свободу выбора форм и средств деятельности, обеспечивая индивидуальный темп работы и способ усвоения знаний. Электронные образовательные ресурсы относятся к новым методам обучения, имеющим преимущества в сравнении с традиционными. Они обеспечивают [4]: - создание коммуникативной ситуации, личностно значимой для каждого школьника - мотивирование трудных для ребенка видов деятельности; - большую информационную емкость (что позволяет представить модель в разных контекстах и и коммуникативных ситуациях; - интенсификацию самостоятельной работы каждого ученика - повышается работоспособность, активируется познавательная деятельность детей; - создание благоприятного психологического климата - создание правильной реакции на ошибку; - возможность визуализации скрытых от непосредственного наблюдения явлений процессов и закономерностей; - изменение ситуации взаимодействия «учи-тель-ученик» на «учитель-ученик-компьютер», происходит смена акцента взаимодействия; - насыщение обучения продуктивными видами деятельности: сравнение, классификация, конструирование, прогнозирование. Целесообразное применение электронных образовательных ресурсов позволяет совершенствовать методику проведения уроков (занятий), своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания, планировать и систематизировать свою работу, использовать большой объем наглядного материала, что способствует повышению интереса детей к изучаемой теме и значительно повышает учебную мотивацию. Особенно важное значение имеет применение больших объемов визуализации учебного материала для слабослышаших и позднооглохших детей. Кроме использования специализированных программных продуктов - «Игры для тигры» (Лизунова Л.Р., 2004), «Мир за твоим окном» (Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Гончарова Е.Л., 1997; Кукушкина О.И., 2001), «Развивающие игры в среде ЛОГО», «Состав слова (Кроссворд)», «Математика для тех, кому трудно (решение задач на движение - версии 1,2. Состав числа)» (И.В. Больших, О.И. Кукушкина) и др., существуют программы, направленные на развитие зрительного и слухового восприятия, словесно-логического мышления, памяти, внимания, речи, воображения, познавательной мотивации, активизации словаря, закрепление цвета, формы, цифр, букв и т.д. Развитие этих качеств особенно важно для формирования «внутренней позиции школьника» (Л.И. Божович). Согласно теориям игровой деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.) и активных методов обучения (М.М. Бирштейн, Р.Ф. Жуков, Г.Л. Лэндерт, А.А. Вербицкий, Ю.В. Геронимус, Ю.Д. Красовский, Е.А. Хруцкий, В.А. и И.В. Трайневы и др.) уникальность игрового метода обучения состоит в том, что он позволяет усвоить не только понятийно-информационное содержание проблемы, но и структуру, способы, нормы и правила деятельности, а также получить опыт социального поведения. Анализ различных концепций применения информационных технологий в обучении (И.В. Роберт, Н.В. Апатова, А.В. Смирнов, Е.С. Полат и др.) показал, что повышение эффективности обучения зависит не столько от технических характеристик компьютерной техники, сколько от разработанности дидактического сопровождения для компьютерных программ и методики его применения. Рассмотрим ряд развивающих и обучающих программ, выпускаемых на российском рынке, получивших высокие отзывы как в адрес разработчиков-программистов, так и педагогов-методистов и одобренные Экспертным советом при центре «Игрушка» Министерства образования Российской Федерации. Образовательный мультимедийный игровой продукт «Незнайкина грамота» (разработчик компания «Бука»). Замечательный веселый непоседа и почемучка, любимый детворой Незнайка с радостью и удивлением откроет детям окружающий мир, научит ориентироваться и действовать в нем. Весело и с интересом дети научатся ориентироваться на плоскости, представлять различные пространственные положения объекта после его мысленного поворота, разовьют координацию «глаз-рука», а заодно и мелкую мускулатуру рук и пальцев, быстроту реакции, внимание, логическое мышление, наблюдательность и сообразительность. Игра способствует развитию творческих начал у ребенка, учит его фантазировать. Программа «Незнайкина грамота» сделана с учетом требований и ограничений по работе ребенка на компьютере, в отличие от аналогичных западных продуктов учитывает сложившееся мировосприятие и особенности российского менталитета. Компания «Кирилл и Мефодий» разработала серию уроков по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру с 1-х по 4-е классы. Занимательные задания, красочный фон, сказочные герои способствуют развитию интереса детей к усвоению учебного материала, формируют произвольное внимание, память, устойчивый образовательный интерес. Игра «Искатель. Фантазер» компании «Новый Диск» построена на картинках-загадках и ориентирована на детей в возрасте от 6 до 12 лет. Юный герой посетит три удивительных мира, где его ждут разнообразные и увлекательные приключения. Подводный мир познакомит искателя с загадочными морскими обитателями. В разделе «Космос» игроку предстоит управлять межпланетной экспедицией и, разгадывая головоломки, помочь кораблю вернуться домой. Сразить дракона и освободить принцессу можно, разобравшись в картинках-загадках к третьей игре - «Замок». Как и все игры серии, «Искатель. Фантазер» тренирует внимание, зрительную память, наблюдательность. Картинки-загадки способствуют развитию ассоциативного, логического и образного мышления. Игра «Веселое географическое путешествие» («Руссобит-М») - это увлекательная и познавательная игра для детей, которая знакомит с основами такой науки, как география. Сведения об истории планеты, ее строении и развитии расширят кругозор и внутренний мир ребёнка. Вместе с известным путешественником и исследователем по имени Боб, открывшим на Земле неизвестную страну, ребёнок совершит путешествие в край высоких гор, густых лесов, бурных рек и пустынь. По мере продвижения Боб рассказывает об окружающем мире, объясняет причины тех или иных природных явлений. Ребенку предстоит узнать о планетах Солнечной системы, почему день сменяет ночь, как образуются горы и многое другое. Рассказы сопровождаются красочными иллюстрациями и анимацией. Познавательные истории чередуются с увлекательными играми. Игроку придётся самому собрать вещи в дорогу, пересечь опасный участок гор под камнепадом, спуститься на лодке по бурной реке и даже восстановить вид динозавра по его скелету. «Веселое географическое путешествие» содержит 8 увлекательных этапов, каждый из которых сопровождается игрой, интересным рассказом о нашей планете и красивыми пейзажами. Игра «А я считаю лучше всех! Часть 1: Математика для первоклашек» («МедиаХаус») - несложная обучающая программа для первоклассников. С помощью игровых заданий на логику и наблюдательность малыши научатся распознавать геометрические фигуры, сравнивать предметы, освоят счет, сложение и вычитание, а яркие картинки и четкое разделение на уроки помогут детям сосредоточиться и надолго удержат их интерес. Компьютерная программа «Баба-Яга и Проша: Год, полный забот» («МедиаХаус») - это увлекательная игра по дисциплине «Окружающий мир». Загадки в стихах и сказочные персонажи с яркими характерами. Иллюстрированный справочник по флоре и фауне средней полосы России. Красочная мультипликация и великолепная озвучка героев. Компьютерная программа «Баба-Яга учится читать» представляет собой занимательную азбуку в стихах. Проказница Баба-Яга припрятала в разных уголках сказочного леса буквы алфавита. И теперь маленьким игрокам придется пройти десять сказочных испытаний вместе с лесными обитателями, чтобы отыскать буквы и вернуть их в алфавит. А поможет им в этом мудрый Ворон, у которого есть волшебные книги - Букварик и Слогарик. Игровые задания и головоломки составлены с учетом методики опережающего обучения, которая позволяет заниматься по программе как малышам, начинающим учить буквы, так и тем, кто уже читает свои первые книжки. Особенности программы: - Методика опережающего обучения. - Обучение навыкам чтения на базе занимательных игр. - Красочная мультипликация и анимация. - Игры озвучены известными актерами. - Сказочные герои с яркими характерами. Также интересны и познавательны для детей данной категории следующие программы компании «МедиаХаус»: «Баба-Яга в плену врага. Информатика»; «Баба-Яга учится считать»; «Баба-Яга. Сказочная вечеринка»; «Баба-Яга. Школа на курьих ножках». Эффективным средством творческого развития детей являются продукты компании «Новый диск» «Своими руками. Мастерская игрушек», «Веселые медвежата. Актерское мастерство», «Раскрашивай шедевры. Художественная мастерская + контуры», «Детская музыкальная студия» и др. Программа «Детская мастерская» («Бука») похожа на большой короб с инструментами, работая с которыми, дети смогут развить свои творческие способности. Интерфейс программы интуитивно понятен, он очень прост и логичен. В распоряжении ребенка целая палитра инструментов, с помощью которых он сможет совершить множество операций, но прежде всего рисовать и раскрашивать уже готовые рисунки. В памяти программы находится множество заготовок для пригласительных билетов, конвертов, почтовых бланков, визитных карточек, дверных табличек, трафаретов, забавных дипломов, значков, плакатов. Совершенно несложно будет изготовить веселые шахматы и шашки с доской, домино, карты с оригинальными рисунками. Дети научатся мастерить оригами, карнавальные маски, одежду для кукол, праздничные декорации, кубики. Особый интерес представляют «танцующие куклы» и заготовки для книжки-мультфильма. Всего библиотека рисунков содержит четыреста различных моделей. При наличии цветного или черно-белого принтера «Детская мастерская» поможет распечатать на бумаге результаты детского творчества. Специальные видеофильмы подробно покажут, как разрезать, согнуть и склеить модели. Для развлечения предназначен ящик с игрушками. Он полон музыкальных и арифметических игр, загадок, а также упражнений для развития памяти, которые помогут сочетать развлечение с учебой. Работать в «Детской мастерской» можно под любую музыку. Для этого в программе предусмотрен проигрыватель компакт-дисков. А игра «Магические шторы» позволит ребенку развить музыкальный слух и память. Издательство «МедиаХаус» (разработчик Quaim Interactive) выпустило серию увлекательных музыкальных программ «Играем с музыкой»: «Играем с музыкой Моцарта: Волшебная флейта», «Играем с музыкой П.И. Чайковского: Щелкунчик», «Играем с музыкой Вивальди: Алиса и Времена года». Чарующие мотивы произведений композиторов, завораживающие звуки симфонического оркестра, сказочные персонажи - вот то, что поможет ребенку погрузиться в мир классической музыки, почувствовать и оценить всю ее красоту и волшебство. Игровая часть программы представлена в виде серии загадок и викторин, объединенных общей сюжетной линией, которые помогут ребенку научиться зрительно и на слух различать инструменты, позволят развить музыкальный слух и память. Издательство «Новый диск» представило ряд занимательных детских энциклопедий: «Домашние животные», «Насекомые», «Обитатели морских глубин», «Детская энциклопедия авиации и воздухоплавания» и др., где представлен познавательный материал в занимательной форме с анимацией. Интересна для внеклассной работы обучающая программа «Большое шахматное путешествие, или Как с Fritz’ем в шахматы играть научиться» («МедиаХаус»). Программа «Во САДУ ли, в ОГОРОДЕ» («Руссобит-М») - мультимедийная энциклопедия, которая посвятит ребенка во все тонкости садово-огородных работ, среди которых: уход за деревьями, защита растений от вредителей и болезней, выращивание овощных культур в открытом грунте и многое другое. Энциклопедия расскажет об удобрениях и их применении, когда собирать урожай, ознакомит с основными терминами и понятиями сада и огорода, даст полезный совет, научит ориентироваться по приметам. И всё это сопровождается красивыми картинками и удобным интерфейсом. В настоящее время появился новый вид электронных образовательных ресурсов - развивающие мультимедийные игры-презентации. Их можно встретить на сайтах, рассматривающих проблемы воспитания, обучения и развития детей с ООП. Отличительной особенностью этих игр является наличие алгоритма, который с помощью гипер-ссылок позволяет управлять процессом игры, обеспечивает интерактивный диалог. Презентация слайдов обратной связи часто сопровождается мелодией или голосом. Примеры игр-презентаций: «Выбери ответ», «Аналогии», «Четвертый лишний» и др. Следуя несложному алгоритму создания развивающих игр-презентаций в программе Microsoft PowerPoint [5], каждый тьютор может смоделировать самостоятельно игры-задания. Данный вид игр дает возможность индивидуализировать процесс обучения, использовать разные уровни сложности. Признавая, что компьютер - мощное средство для развития детей с особыми образовательными потребностями, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях требует тщательной организации в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил и норм. При грамотном использовании технических средств, правильной организации образовательного процесса специализированные и развивающие компьютерные программы для детей с особыми образовательными потребностями могут эффективно использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Ключевые слова

electronic educational resources, tutor, children with special educational needs, электронные образовательные ресурсы, дети с особыми образовательными потребностями, тьютор

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Маркова Л.А.Мурманский арктический государственный университетmfmgtu@yahoo.com
Рыжкова Л.В.Мурманская коррекционная школа-интернат № 3Rlv46132@gmail.com
Всего: 2

Ссылки

Олейник А. Как подружиться с математикой и логикой с помощью компьютерных игр // Игра и дети. - 2009. - № 3.
Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе [Электронный ресурс] // pedsovet.org/forum/topic405 (дата обращения: 12.12.2015).
Алещенко С.В., Воронкова И.А., Потапова М.А. Использование средств в ИКТ для дистанционного образования детей с ОВЗ: метод. рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей [Электронный ресурс] // http://cdo.tomedu.ru/wp-content/uploads/2011/05/ (дата обращения: 12.12.2015).
Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». - 2003. - № 3. - С. 67-76.
Трошин О.В. Основы специальной психологии. - Н. Новгород, 2000.
Щедровицкий П.Г. Феномен тьюторства в контексте становления новой институциональной матрицы образования [Электронный ресурс] // www.gosbook.ru (дата обращения: 16.12.2015).
Глинский Б.Б. Царские дети и их наставники [Электронный ресурс] // http://az.lib.ru/g/glinskij_b_b/text_1899_tsarskie_deti_i_ih_nastavniki.shtml (дата обращения: 16.12.2015).
 Использование электронных образовательных ресурсов в деятельности тьютора с детьми, имеющими особые образовательные потребности | Открытое и дистанционное образование. 2016. № 2(62).

Использование электронных образовательных ресурсов в деятельности тьютора с детьми, имеющими особые образовательные потребности | Открытое и дистанционное образование. 2016. № 2(62).