Эффективность использования цифровых образовательных ресурсов по истории Казахстана в 10-х классах пилотных школ Республики
Рассматриваются некоторые аспекты реализации пилотного проекта по внедрению системы электронного обучения (e-learning) в организациях образования Республики Казахстан, где основным компонентом выступает цифровой образовательный контент. Особое внимание уделено описанию результатов эксперимента по внедрению цифровых образовательных ресурсов по истории Казахстана на основе данных анкетирования, тестирования, наблюдений, бесед, независимых экспертиз.
The effectiveness of digital educational resources on study of history of kazakhstan for 10 form students in republic pi.pdf Этап развития общества в начале третьего тысячелетия характеризуется вступлением в новую информациологическую эпоху, сопровождающуюся проникновением информационно-коммуникационных технологий во все сферы деятельности человека. Если в прошлом веке основной задачей являлись поиски и разработка информационных технологий как таковых, то в настоящее время наиболее остро встает вопрос об эффективности использования возможностей, предоставляемых этими технологиями, и прежде всего в образовательных целях. Характерной чертой современного казахстанского образования является обострение противоречия между стремительными темпами нарастания информации, усложнением характера информационной среды и известным консерватизмом в динамике содержания, организационных форм и методов обучения. Следствием этого является наличие проблемы соответствия образования той социальной ситуации, в которой разворачивается деятельность выпускников средних общеобразовательных учебных заведений. Один из путей ее решения видится в переводе содержания образования на информационно-коммуникационные рельсы, обеспечивающие на должном уровне формирование информационной культуры выпускников школ, овладение ими определенными знаниями и умениями, обеспечивающими правильную ориентацию в современном информационном обществе. В республике разработан ряд концептуальных и нормативных документов, способствующих решению данной задачи, в частности, Государственная программа информатизации системы среднего образования Республики Казахстан, Программа информатизации учебных заведений начального и среднего профессионального образования, Концепция информатизации системы образования Республики Казахстан и др. С 2011 г. в Казахстане реализуется пилотный проект по внедрению системы электронного обучения e-learning в 44 организациях образования школ городов Алматы, Астаны, Караганды и Карагандинской области. Одним из основных и важных компонентов системы e-learning является цифровой образовательный контент - содержание образования, обогащенное возможностями современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В рамках проекта электронного обучения МОН РК совместно с Национальным центром информатизации (д.пед.н., профессор Г.К. Нургалиева), учителями г. Усть-Каменогорска были разработаны цифровые образовательные ресурсы по истории Казахстана для 5-11-х классов на русском языке. Они были размещены в Интернете на сайте Национального центра информатизации. Каждый ЦОР состоял из таких частей: мультимедийная презентация, тексты, дополнительные материалы по теме, интерактивные задания, тестовый материал. В основном, ресурсы применялись на уроках истории в пилотных школах. Считаем особенно важным использование ЦОРов в 10-м классе, для учащихся старшего подросткового возраста, так как именно в этом возрасте начинает проявляться тенденция к личностному развитию, когда подросток, познавая себя, прилагает усилия к становлению собственной личности. Имеет место стремление к рефлексии своего внутреннего мира через самоуглубление; потребность осознать свое место в контексте культуры, истории своей страны. Необходимо подчеркнуть, что развитие самосознания происходит неравномерно, разные качества и особенности личности подросток осознает в разное время. Сначала начинают осознаваться качества, связанные с выполнением учебной деятельности, затем - качества, выражающие отношение к другим людям, еще позже - качества, выражающие отношение к самому себе, и, наконец, - сложные, синтетические качества, выражающие многосторонние отношения личности (чувство долга, чувство собственного достоинства и чести, принципиальность, целеустремленность). В этом процессе влияние предмета «История Казахстана» трудно переоценить. Следует также особо отметить интерес современных школьников к информации по учебным предметам, представленной на электронных носителях. Вышеизложенное подчеркивает своевременность и актуальность разрабатываемого проекта по внедрению ЦОРов по истории Казахстана в пилотных школах, это в полной мере касается учащихся 10-х классов. Мы считаем, что применение цифровых образовательных ресурсов является одним из важных способов повышения эффективности процесса обучения, так как позволяет учащимся: вести работу в оптимальном для них темпе; обучаться на том уровне, который наиболее соответствует уровню их подготовленности и психофизическим характеристикам; вернуться к изученному ранее материалу, получить необходимую помощь, прервать процесс обучения в произвольном месте, а затем снова к нему вернуться; наблюдать динамику различных процессов, взаимодействие различных субъектов; управлять изучаемыми объектами, действиями, процессами и видеть результаты своих воздействий; легко преодолевать барьеры психологического характера; отрабатывать необходимые умения и навыки. Использование ЦОР создает условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности учащихся как на уроке, так и при подготовке к урокам, при выполнении домашних заданий. Здесь могут оказаться полезными все материалы ЦОР: анимация, видео, звуковое сопровождение, интерактивные задания, рисунки, таблицы, графики, диаграммы, тексты. С целью проведения исследования по успешности внедрения ЦОРов по истории Казахстана в школах республики нами были разработаны анкеты для учителей и учащихся. Помимо анкетирования, для получения объективной картины процесса использовались и другие психолого-педагогические методы. В частности, для учащихся: методика неоконченных предложений, эссе, проектная деятельность (выявление степени мотивации, развития познавательных интересов, степени самостоятельности, творческой активности); для учителей: беседа, наблюдение, метод независимой экспертизы, написание мини-сочинений. В апробации цифровых образовательных ресурсов по истории Казахстана в учебном процессе школ участвовали регионы: Астана, Алматы, Караганда. На вопросы автоматизированной анкеты были получены ответы от учителей, работающих в 10-х классах, а также от учащихся этих классов из 19 школ с русским языком обучения из вышеуказанных регионов. В анкетировании приняли участие школьники из 21 класс-комплекта (всего 18 учителей и 434 учащихся 10-х классов). Данные, полученные по учителям пилотных школ, принимавших участие в экспериментальной работе по внедрению ЦОРов по истории Казахстана, были проанализированы по следующим параметрам: наличие категории, стаж работы, количество классов и учащихся в них, расположенность школ в городской и сельской местности. Более половины педагогов имеют высокую степень квалификации - высшую и первую категорию. В выборке практически равнозначно представлены как начинающие педагоги, так и учителя со значительным опытом работы. Не имеющие категории и имеющие вторую категорию являются молодыми и начинающими педагогами, только осваивающими методику работы. Но их существенным преимуществом является свободное владение компьютером и глубокое желание овладения методикой интеграции традиционных и инфокоммуникационных технологий. По количеству десятых классов, в которых они работают, опрошенные распределились следующим образом: один класс - 14 человек; два класса - 4 человека, это позволяет качественно готовиться к урокам и максимально использовать образовательный потенциал ЦОРов. Рассмотрим показатели удовлетворенности педагогов использованием ЦОРов в образовательном процессе. Так, большинство опрошенных (89 %) выразили свою удовлетворенность использованием ЦОРов, так как, по свидетельству самих учителей, это приводит к значительному повышению качества знаний учащихся и обеспечивает для этого соответствующие условия, позволяющие в полной мере реализовать принцип индивидуализации и дифференциации обучения, развить навыки по самоорганизации у десятиклассников. Кроме этого, большинство опрошенных (74 %) отметили, что характер содержания ЦОРов соотносится с целями и потребностями преподавателей. Опрошенные единодушно (за исключением противоположного мнения одного из педагогов) выразили свою необходимость в системной подготовке по данной проблеме. Особенно учителей привлекает вариативность технических возможностей использования ЦОРов, так как они предназначены и для воспроизведения в оn-line, и для использования в локальном режиме. Учителя подчеркивают, что наибольшее их внимание привлек такой компонент ЦОРов, как мультимедиа, который наиболее полно обеспечивает мотивационно-целевой компонент электронного обучения и дает возможность учащимся более наглядно и эмоционально воспринимать и запоминать материал. Использование мультимедиа, как показала учительская практика, особенно эффективно в тех случаях, если необходимо усвоить понятие, увидеть, почувствовать исторический факт, т.е. получить представление о материале более широко. Именно мультимедийные презентации ЦОР наиболее глубоко обеспечивают реализацию принципа наглядности, ярко представляя учебный материал. Такие ресурсы помогают активизировать внимание десятиклассников, в том числе и самых «нерадивых» учеников, грамотно ориентироваться в эпохе бронзового века, изучаемого как часть программы по истории Казахстана в 10-м классе, сделать процесс познания нескучным и интригующим. Учителя отмечают, что цифровые образовательные ресурсы обеспечивают повышение мотивации и познавательной активности десятиклассников за счет разнообразия форм работы, дают учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и с помощью новейших технологий, что позволяет погрузиться в яркий мир исторических знаний. Такие уроки вызывают у учащихся эмоциональный подъем, даже отстающие ученики, как показал эксперимент в пилотных школах, охотно работают с ЦОРами, выбирая и выполняя задания по своим силам, неоднократно возвращаясь к ранее изученному материалу, чтобы успешно выполнить задания и ответить правильно на вопросы теста по теме. Они уже могут не прибегать к помощи учителя и хорошо успевающих других учеников, затрачивая собственные усилия, получают положительный результат. Для них создается ситуация успеха, что значительно укрепляет уверенность в собственных силах, повышает самооценку, стимулирует положительную мотивацию. Рефлексируя по поводу использования ЦОРов на уроках истории Казахстана, учителя в своих мини-сочинениях пишут, что «внедряя цифровые образовательные ресурсы в обучении, мы помогаем ученикам развить такие умственные операции, как анализ, синтез, обобщение, конкретизировать классификацию данных»; «помогаем развивать коммуникативные умения, например, умения запоминать, воссоздавать и интерпретировать информацию; дискуссировать, давать оценку и самооценку, формулировать задачи, которые требуют неоднозначных ответов»; «в ЦОРах нас и учащихся привлекает хороший дизайн, цветовая гамма, что способствует положительному восприятию материала, прививает интерес к предмету и эстетически развивает учащихся». В образовательном процессе пилотных школ в 10-х классах использовалось 20 цифровых образовательных ресурсов, составленных в соответствии с Государственной программой, расширяющих и углубляющих системное изучение курса, завершившееся в предшествующие школьные годы (6-9-х классах). Как отмечают учителя пилотных школ, весьма содержательно, с привлечением материалов не только учебника, но и современных исследований ученых, новейших публикаций научных статей, в ЦОРах рассматривается следующий материал: появление древнейших людей на территории Казахстана; изменения в занятиях и жизни людей эпохи палеолита, мезолита, неолита, бронзы и раннего железного века; происхождение изменений в представлениях древнейших людей об окружающем мире (накопление знаний, появление религиозных взглядов, зарождение искусства); возникновение кочевого скотоводства и особенностей быта, с ним связанных, организация общественной и духовной жизни кочевников; история племенных союзов и ранних государств на территории Казахстана (саки, уйсуны, кангюи, гунны, сарматы). Безусловно, в соответствии с учебной программой по истории Казахстана этот материал уже изучался школьниками в 6-м классе, в содержании ЦОРов для 10-го класса он представлен на качественно ином уровне обобщения, систематизации, углубления и закрепления. В частности, это касается следующих составляющих аспектов: основ периодизации истории Казахстана как науки и как учебного предмета; характеристики источниковедческой и источниковой базы исторических знаний; современных научных исследований казахстанских историков; проблемы антропологического облика наших предков и влияния монголизации на данный процесс; проблемы казахского языка и истории его возникновения; этногенеза казахской народности; эволюции кочевого общества; термина «этнос», этнонима «казах»; роли и места номадизма в истории Казахстана; возникновения и развития государственности в кочевом обществе и ряда других актуальных проблем. На новом витке систематизации и обобщения представлен материал об истории Казахстана в период Средневековья и Нового времени, который был изучен учащимися в 7-м классе, в соответствии с программой по истории Казахстана. Такой подход, направленный на изучение материала через обобщение и углубление, как подчеркивают опрошенные учителя, способствует усвоению системы общеисторических и социологических понятий высокой степени обобщения, подводит их к пониманию закономерностей исторического развития, установлению объективных, внутренних, существенных, повторяющихся связей между историческими процессами и явлениями. Материал ЦОРов позволяет установить причинно-следственные, локальные и временные связи, выводящие на осмысление закономерностей изучаемого периода. Материалы ЦОРов, как отмечают все опрошенные нами учителя, позволяют продолжить работу над формированием исторических представлений и исторических понятий школьников. В мультимедийных презентациях, озвученных профессиональными дикторами, представлен разнообразный материал, позволяющий наглядно увидеть предметы быта, культовые сооружения Ботайской, Андроновской, Бегазы-Дандыбайской культур, различные археологические источники и памятники (в частности, древней железной металлургии, сакско-сарматского периода и др.). Привлекают внимание учителей и учащихся различные исторические карты, приведенные в ЦОРах, позволяющие через систему движущихся знаков и изображений в буквальном смысле «увидеть» процессы образования государств, борьбы племен, движения кочевых народов, внутреннюю и внешнюю политику казахского ханства, процесс колонизации и ряд других исторических событий изучаемого периода. Исторические источники, приведенные в текстах, как отмечают все опрошенные нами учителя и учащиеся, отражают важнейшие проблемы исторического развития Казахстана этого периода, в них включены отрывки из исторических документов, художественных и поэтических произведений, выдержки из нормативных источников, позволяющие в полной мере воссоздать жизнь людей, государств, почувствовать незабываемый колорит эпохи. Задания к каждому ЦОРу, как с удовлетворением отмечают опрошенные учителя, позволяют формировать способы действия с историческим материалом. Школьники, выполняя задания, могут воспроизвести исторические факты, учатся применять знания на практике. На основе знаний о способах действий ученики овладевают определенными умениями и навыками, это повышает уровень их познавательной самостоятельности. Задания, приведенные в ЦОРах, отличаются многообразием и могут быть использованы учителем как для проверки знаний, так и для развития творческих умений, организации проектной деятельности учащихся. Наиболее значимым, по мнению опрошенных учителей, является тот факт, что каждый ЦОР снабжен тестовым материалом, что позволяет учащимся проверить свои знания после того, как они изучили материал сами, или при помощи учителя, и при неправильном ответе еще раз вернуться к началу изучения, повторить и закрепить учебный материал. Как отмечают учителя, тесты оказывают неоценимую помощь учителю и учащимся, способствуют повышению качества знаний, развивают познавательные интересы и мышление школьников. Респонденты подчеркивают, что в ЦОРах в полной мере нашли отражение пять методов обучения: информационно-рецептивный; репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый, или эвристический, и исследовательский. Опрошенные учителя подчеркивают, что разнообразие информации, приведенной в ЦОРах, позволяет достаточно широко использовать метод проектов в образовательной деятельности с учащимися 10-го класса на уроках по истории Казахстана. Говоря о возможностях ЦОРов после их применения в учебном процессе, учителя, отвечая на вопросы анкеты, подчеркивают, что материал ЦОРов позволяет сформировать: образ о фактах прошлого, охватывающих все стороны жизни общества (94 % опрошенных); представление об историческом времени, о соотношении определенного исторического факта к определенному времени (75 %); представление об основных исторических источниках (86 %); представление об историческом краеведении (69 %); все вышеперечисленное (100 %). Хотим оговориться, что в сумме ответы на этот вопрос значительно превышают 100 %, так как можно было выбирать несколько вариантов ответов. Тот факт, что практически на каждый вопрос получены ответы, значительно превышающие 50 %-ный рубеж, свидетельствует, с одной стороны, о высокой активности опрошенных, с другой - о высокой оценке, которую они дают содержанию ЦОРов и возможностям их интеграции в образовательный процесс. Во время бесед с учителями экспериментальных школ выявлена высокая степень удовлетворенности как структурой ЦОР, так и их познавательными и воспитательными возможностями, которые они дают для образовательного процесса. На вопрос анкеты: «Какие функции в большей степени позволяют выполнять ЦОР?» были получены следующие ответы: позволяют формировать исторические взгляды и убеждения учащихся, их научное мировоззрение (97 % опрошенных); позволяют формировать способы действия с историческим материалом (91 %); выявлять причинно-следственные связи исторических событий и явлений (96 %); развивать познавательную самостоятельность учащихся (99 %); объективно формировать оценочные суждения учащихся, их отношение к историческим деятелям и событиям (84%); воспитывать чувство патриотизма и гордости за прошлое своей родины (100 %); все вышеперечисленное (100 %). На вопрос анкеты «Какие научные понятия позволяют в большей степени сформировать материалы ЦОР: экономические; социально-политические, раскрывающие социальные отношения и политическое устройство государства; историко-культурные; все указанные в равной степени?» был стопроцентно выбран последний из предложенных ответов, что свидетельствует о высокой степени оценки понятийно-терминологической составляющей ЦОР опрошенными учителями. При ответе на вопрос анкеты «Как вы считаете, верно ли утверждение о том, что материал ЦОР развивает у учащихся желание сохранять и приумножать культурное наследие народа, воспитывает патриотизм, вызывает чувство гордости за свою страну, использование этих ресурсов позволит значительно повысить качество знаний учащихся?» все педагоги подчеркнули высокий уровень заложенного в электронных образовательных ресурсах воспитательного потенциала. Как мы уже отмечали выше, объективность полученных при анкетировании данных проверялась в ходе бесед с учителями. Учителя школ во время бесед отмечали, что значительно облегчает работу на уроке факт представленности в мультимедийных презентациях фрагментов документальных фильмов, позволяющих воссоздать исторический колорит эпохи, сформировать адекватные исторические представления учащихся. Учителя в качестве положительной составляющей отмечают, что в учебный процесс в составе ЦОР включается значительное число документов, характеризующих различные стороны исторического процесса, позволяющих выявить тенденции его развития, расстановку общественных сил на различных этапах истории Казахстана Нового времени. Документы усиливают эмоциональность материала, повышают интерес учащихся к предмету, способствуют конкретизации изучаемых явлений и процессов, позволяют создать полное представление о внутренних смыслах поступков исторических деятелей, предоставляют широкие возможности для самостоятельного погружения в мир исторической конкретики. Таким образом, учителя объективно оценивают возможности использования ЦОР в различных видах учебной деятельности. На сегодняшний день нет необходимости убеждать педагогов в важности разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения (в том числе и на цифровых носителях), обеспечивающих повышение качества учебного процесса, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их умственных способностей. В решении этой проблемы значительная роль отводится формированию у школьников умений и навыков самостоятельного мышления и практического применения знаний. Немаловажным является и формирование навыков самостоятельного умственного труда. Это тем более важно, что какие бы знания и в каком объеме не получали учащиеся, эти знания имеют необратимую тенденцию устаревать, отставать от потребностей жизни. Выход в данной ситуации видится в решении задачи - научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов самостоятельной работы. Опрошенные нами педагоги подчеркивают, что ЦОР представляют для этого значительные возможности. Опрос, проведенный среди учащихся (всего опрошено 434 ученика 10-х классов), не противоречит данным аналогичного анкетирования их педагогов, что свидетельствует о валидности используемых методов исследования. На вопрос анкеты, обращенный к ученикам, «Что вам больше нравится: слушать объяснения учителя; самостоятельно работать с электронными образовательными ресурсами; хорошо, когда есть и то и другое?» 94 % опрошенных выбрали последний ответ, 4 % - второй и лишь 2 % - первый, что свидетельствует о высокой значимости электронных ресурсов в глазах современных школьников и их объективной оценки роли учителя (он является ключевой фигурой образовательного процесса, но результативность и эффективность его деятельности в современных условиях повышается, если он успешно использует на своем предмете цифровые образовательные ресурсы). Как свидетельствуют данные, ЦОРы используются преимущественно на уроке (в среднем от 71 до 100 % опрошенных отмечают этот факт), на наш взгляд, это свидетельствует о недооценке учителями особенностей возраста десятиклассников и недостаточном овладении педагогами всем богатым инструментарием электронных ресурсов, позволяющих системно организовать самостоятельную (в том числе и домашнюю) работу учащихся. Следовательно, на курсах повышения квалификации педагогов необходимо специально акцентировать эти моменты. Ведь содержание исторического материала в 10-м классе и логика построения учебного предмета требуют нового характера усвоения знаний, опоры на самостоятельное мышление, необходима способность абстрагировать и обобщать, сравнивать, рассуждать, делать выводы, доказывать. Для нас представляло значительный интерес проследить - осознают ли школьники те изменения, которые произошли с ними в процессе использования электронных образовательных ресурсов. Данные свидетельствуют, что большинство учащихся осознают эти изменения (от 70 до 100 % опрошенных), отмечают тот факт, что учиться стало интереснее. При ответе на вопрос анкеты «На ваш взгляд, использование ЦОР на уроках истории привело…» были получены следующие результаты: к повышению интереса учащихся по изучению истории Казахстана (от 64 до100 % опрошенных по разным школам); к снижению интереса по изучению истории Казахстана (13,5 % учащихся; ничего не изменилось (5,6 % учащихся)». Пусть незначительный процент учащихся, свидетельствующий о негативных тенденциях (19,1), заставляет нас тем не менее задуматься о необходимости повышения квалификации учителей с целью развития их методических умений использования ЦОР в образовательном процессе, усилении контроля администрации пилотных школ за работой учителя, оказании им практической помощи. При ответе на вопрос анкеты «Как, на ваш взгляд, нужно использовать ЦОР в образовательном процессе?» были получены следующие ответы: работать с ним на уроке (100 % опрошенных); использовать в домашней работе (63 %); сочетать и то и другое (100 % опрошенных). Эти данные полностью совпадают с данными опроса учителей, что повышает их объективность. Как показал проведенный нами анализ, около четверти опрошенных посещают исторический кружок или факультатив, этих детей привлекают задания исследовательского типа, приведенные в ЦОР. На вопрос анкеты о том, изменилось ли отношение к предмету истории Казахстана после работы с ЦОР, были получены следующие ответы: да, в лучшую сторону (92 % опрошенных); да, в худшую сторону; осталось без изменений (8 %). Эти данные свидетельствуют о значительном положительном влиянии использования ЦОР на формирование позитивного отношения к отечественной истории. На вопрос «Как вы считаете, использование ЦОР на уроках истории в большей степени развивает умение: думать и размышлять; анализировать факты и события; оценивать события прошлого; прогнозировать развитие истории; все вышеуказанные?» 100 % опрошенных школьников выбрали последний вариант ответа, что свидетельствует о высокой значимости, придаваемой учащимися использованию новых средств в учебном процессе. Таким образом, как показал проведенный анализ данных опроса педагогов и учащихся пилотных школ, содержание и форма ЦОРов позволяют стимулировать интеллектуальную деятельность школьников на уроках и во внеучебной деятельности, развивать их исследовательские умения, критичность мышления, повысить качество усвоения исторических знаний, сформировать и развить интерес к изучению истории Казахстана, вызвать чувство гордости за героические страницы прошлого своей Родины, выбрать свой идеал героя, на которого необходимо равняться.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 312
Ключевые слова
media competence, digital educational content, individual self-training activity, information and communication technologies, digital educational resources, медиакомпетентность, цифровой образовательный контент, индивидуальная самостоятельная учебная деятельность, информационно-коммуникационные технологии обучения, цифровые образовательные ресурсыАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Завалко Н.А. | Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова | zavalko_na@mail.ru | |
Сахариева С.Г. | Усть-Каменогорский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова | Sakhariyeva@mail.ru |
Ссылки
Serebryanikova M.A. The fundamental principles of teaching professional communication in English // Science and education in the XXI century collection of scientific works on materials of the International scientific-practical conference: in 34 parts. - 2013. - P. 105-107.
Serebryanikova M.A., Sakhariyevа S.G. Some problems of distance learning technology realization at the University // Kafu AC Journal.- 2012. - № 247. - 252 p.
Zavalko N.A., Sakhariyevа S.G. Development of teacher’s media competence in the distance learning environment // International journal of experimental education. - 2013. - № 2. - P. 36-38.
мая 2001. № 616. - Астана, 2001.
Концепция информатизации системы образования Республики Казахстан на 2002-2004 годы. - Астана, 2001.
Программа информатизации учебных заведений начального и среднего профессионального образования от
Государственная программа информатизации системы среднего образования Республики Казахстан от 22 сентября 1997 года. № 3645. - Астана, 1997.

Эффективность использования цифровых образовательных ресурсов по истории Казахстана в 10-х классах пилотных школ Республики | Открытое и дистанционное образование. 2016. № 2(62).
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 1446