Анализируются проблемы, связанные с использованием сети Интернет в высшем образовании, показано, что использование сети Интернет в высшем образовании связано с проблемами проведения как практических занятий, так и лекционных. Показано, что в случае использования новых учебных заданий и обмена опытом выполненные задания будут распространяться через сеть Интернет. Анализируются недостатки программ поиска плагиата в тексте. Выявлено, что в случае использования активной лекции разработка учебных пособий по результатам таких лекций может столкнуться с публикацией таких пособий в сети Интернет. Показаны способы решения данных проблем. Доказывается, что данные проблемы препятствуют развитию методики высшего образования.
Global network the Internet as a factor prevents the development methods high education.pdf В настоящее время появилось множество исследований относительно проблемы использования сети Интернет в высшем образовании. В наших предыдущих работах [1, 2] и в работах других авторов [3] подробно рассматриваются многочисленные преимущества применения сети Интернет в процессе преподавания различных дисциплин высшего образования. Однако наряду с наличием преимуществ, имеются и существенные недостатки широкой доступности глобальной информационной сети. Большинство исследователей или не замечают данных недостатков, или упоминают о них вскользь, видимо, не считая их сколько-нибудь значимыми. Касается данное замечание и наших предыдущих работ. Между тем образовательная практика широко знакома с целым рядом негативных воздействий сети Интернет. Об этом говорят, предпринимаются определенные меры для преодоления проблемы, но это практически выходит за область исследований. В нашей работе мы постараемся выявить имеющиеся негативные воздействия, а также обозначить способы борьбы с ними. Итак, как известно, глобальная сеть Интернет обладает свойствами расширяемости и открытости. Наличие данных свойств означает, что любой человек, имеющий доступ в сеть, может легко, без каких-либо особых проблем разместить в ней любую информацию (в рамках Уголовного кодекса). Такая ситуация приводит к тому, что любая новая информация становится очень быстро доступной всем заинтересованным лицам. Казалось бы для процесса обучения этот фактор является исключительно позитивным, и частично так оно и есть, так как появляется возможность неограниченного обмена учебной и научной информацией. Однако у этого явления имеется и вторая сторона. Ее суть заключается в том, что разработка каких-либо новых учебных заданий может приводить к тому, что эти задания в выполненном виде будут моментально передаваться в сеть Интернет и быть доступными для широкого копирования обучающимися. Образовательная практика знает огромную проблему скопированных из сети рефератов и курсовых работ. К настоящему моменту в сети Интернет имеются большие библиотеки рефератов и курсовых работ, в которых можно скачать работы практически по любой тематике. Учитывая тот факт, что большинство студентов интересует только формальная оценка за данный вид заданий, они представляют скачанные работы, часто их практически не читая. Почему в сети Интернет широко представлены именно такие работы? Потому, что это наиболее востребованный вид учебных заданий, причем если преподаватель еще может отказаться от рефератов или докладов (а в некоторых вузах и не может, так как их наличие учитывается в новой балльной-рейтинговой системе), то от курсовых работ у преподавателя отказаться права нет, ибо по ним выставляется отдельная оценка. Обычным решением данной проблемы считается использование специального программного обеспечения, предназначенного для проверки текстов на уникальность. Такое программное обеспечение имеет бесплатные версии, легко устанавливается и настраивается. Однако при его использовании возникает целый ряд сложностей. Во-первых, действие таких программ достаточно легко обходится, в той же глобальной сети существуют программы и сервисы «Анти-антиплагиат», а также множество инструкций, рассказывающих, каким образом можно обойти действие программ класса «Антиплагиат». Во-вторых, до настоящего времени неясно, какой процент уникальности текста требовать, какой текст считать уникальным, а какой нет. И на этот вопрос нет никакого сколько-нибудь конкретного ответа. В-третьих, курсовые работы и рефераты (доклады) не являются научными работами и не должны быть полностью уникальными, поэтому предъявлять обучающимся претензии об отсутствии уникальности их текстов представляется не очень корректным. Как правило, они на уникальность и не претендуют. В-четвертых, проверка на уникальность каждого текста требует определенных временных затрат, что, учитывая загруженность современных вузовских преподавателей, также представляет собой известную сложность. Таким образом, использование программ «Антиплагиат» проблему не решает. Пока мы коснулись лишь достаточно известной проблемы. Но существует и другая, которая к настоящему моменту малозаметна, а именно: если преподаватель придумает уникальный тип заданий, опубликует отчет о практике его применения и другие преподаватели начнут использовать данные задания, то обучающиеся начнут размещать выполненные задания в сети Интернет. В результате сама идея обмена опытом между преподавателями начинает девальвироваться. Практически здесь работает следующая закономерность: чем более эффективным является учебное задание, тем больше вероятность того, что оно будет обесценено. Так, автор данной работы на протяжении полутора лет дает студентам такое задание, как написание рецензий на научные статьи в области изучаемой дисциплины. Выполнение данного задания имеет целый ряд обучающих преимуществ, однако не вызывает сомнений, что если данное задание будет широко использоваться коллегами или нами в дальнейшем, то студенты начнут выкладывать готовые рецензии в сеть Интернет и выполнение этого задания потеряет всякий смысл. В результате просматривается двоякое решение данной проблемы: с одной стороны, необходимо ограничить обмен учебно-методическим опытом, с другой стороны, требуется постоянная разработка новых типов учебных заданий. Оба решения представляются неудовлетворительными, так как обмен учебно-методическим опытом составляет одну из основ развития методики высшего образования как таковой, а разработка новых учебных заданий является достаточно сложной научно-методической проблемой, решить которую по силам далеко не каждому преподавателю вуза, тем более что многие из них являются специалистами в своих научных областях, часто не имеющих никакого отношения к педагогике. Исходя из сказанного, представляется необходимость отказа от такого типа учебных заданий, как курсовые работы, в том случае если они не подразумевают получение своего конкретного уникального результата (что часто бывает в технических и естественнонаучных дисциплинах). Что же касается использования докладов и рефератов, то работа с ними должна априори подразумевать устное собеседование с их авторами, которое покажет, насколько они разбираются в теме представленных работ. Однако, учитывая часто большие размеры учебных групп, и это решение может не дать результатов. Общее же интегрированное решение данной проблемы является предметом дальнейших специальных исследований всего сообщества преподавателей и методистов высшего образования, проведение которого возможно только в том случае, если данная проблема не будет игнорироваться, а будет приниматься как данность. Обозначенная проблема напрямую касается методики проведения практических занятий. Проведение лекционных занятий также рождает определенные проблемы, связанные с наличием широкого доступа к сети Интернет. Данные проблемы не настолько известны, но не менее значимы. В том случае, если лекция проводится при помощи активных методов и результаты обучения выводятся самими обучающимися в процессе взаимодействия с преподавателем, создание новых учебных пособий на основе данных результатов представляется бесперспективным. Причиной этого является тот факт, что при появлении данных учебных пособий они будут моментально выложены в сеть и само проведение лекционного занятия по активной методике окажется под угрозой - студенты просто будут брать информацию из данного пособия. Когда речь идет о базовых дисциплинах, наличие учебных пособий, выложенных в сеть Интернет, является скорее положительным фактором, нежели отрицательным. Однако целый ряд дисциплин требует для своего усвоения не столько конкретных знаний, сколько высокоразвитого мышления. Учитывая, что студенты в своей работе ориентированы на конкретный результат, помещение в сеть результатов действия этого мышления приведет к тому, что вместо развития и получения знаний путем анализа и синтеза и поиска информации студенты будут просто использовать готовую информацию. Так, в течение более двух лет лекционные занятия по дисциплине «Архитектура информационных систем» строится нами по следующей схеме: 1. Студенты получают задание по теме. 2. Студенты ищут информацию в сети Интернет по данной теме (компьютерный класс на занятиях есть). 3. Происходит обсуждение темы занятия со студентами, в итоге которого, как правило, строится обобщающая схема, которая коротко показывает основные результаты по изученной теме. В процессе накопленного опыта появилось большое количество учебного материала, обобщение и описание которого позволяет создать качественное учебное пособие по дисциплине. Идея создания такого пособия действительно была, однако нас остановило то, что если оно и появится, то обучающиеся вместо того, чтобы активно участвовать в обсуждениях, предлагать свои решения, будут просто использовать материал данного пособия. Таким образом, будет девальвирована сама идея активной лекции по данной дисциплине как таковая. В результате данную идею пришлось отвергнуть. Вообще принципиальное предоставление студентам готовой информации представляется оправданным только в том случае, если речь идет о базовых дисциплинах, в которых есть необходимый, не подвергающийся сомнению минимум, предназначенный для запоминания. Речь идет о хорошо разработанных естественнонаучных или гуманитарных дисциплинах, таких, например, как ботаника, анатомия, история средних веков и т.п. Или когда речь идет о дисциплинах, крайне сложных для восприятия и усвоения, таких как высшая математика, сопротивление материалов и др. В остальных случаях польза от предоставления неограниченного доступа до готового материала видится сомнительной. Хотелось бы отметить, что отсутствие доступа к сети Интернет на занятиях в данном случае ничего не решает, так как студенты чаще всего пользуются мобильными устройствами, имеющими свой собственный доступ; кроме того, ничто не мешает им скачать имеющуюся информацию из дома. Решение данной проблемы представляется следующим. С одной стороны, вероятно, нет необходимости разработки учебных пособий по многим дисциплинам, где можно обойтись и без них. С другой стороны, проведение лекционных занятий должно там, где это возможно, ориентироваться в большей степени на активизацию мышления обучающихся, а не на получение конкретной информации. Необходимо ставить перед учащимися проблемы, связанные с темой каждого занятия, и требовать от них предложения возможных решений этих проблем. Принципиально важно требовать от студентов не бездумного заучивания информации, но ее понимания во всей взаимосвязи с уже пройденными дисциплинами, особенно когда речь идет не о базовых курсах. Однако полностью решить вопрос, связанный с размещением в сети учебной информации любого рода, вряд ли представляется возможным. Таким образом, сделаем следующие выводы: 1. Широкое распространение глобальной сети Интернет и её использование в высшем образовании вызвало к жизни не только преимущества, но и целый ряд проблем. 2. Первой из них является широкое копирование обучающимися результатов учебных заданий. 3. Вторая проблема состоит в том, что в случае появления новых учебных заданий и их широкого распространения результаты будут немедленно опубликованы в сети Интернет. 4. Разработка учебных пособий по новым дисциплинам будет приводить к тому, что эти пособия будут сразу выкладываться в сеть, что может приводить к обесцениванию лекционных занятий, проводимых активными методами. 5. Решение данных проблем лежит как в плоскости использования программ типа «Антиплагиат», так и разработки новых учебных заданий и ориентации лекционных занятий на активизацию мышления обучающихся, что требует специальных дополнительных исследований. В результате можно утверждать, что появление и широкое распространение глобальной сети Интернет стало одним из факторов, препятствующих развитию методики высшего образования, однако разработка мер по преодолению действия этого фактора, вероятно, приведет к новому импульсу в ее дальнейшем развитии.
Эрштейн Л.Б. Организационные условия и методика использования сети Интернет в высшем образовании // Художественные и образовательные технологии подготовки специалистов в сфере экранных видов искусств. - Вып. 3: межвузовский сборник научных и методических трудов. - Омск: ЛИТЕРА, 2015. - С. 99-104.
Эрштейн Л.Б. Трансляция знаний в современном информационном обществе и организация занятий в высшем образовании // Открытое и дистанционное образование. - 2015. - № 2(58). - С. 48-55.
Полат Е.С., Петров А.Е. Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций в России. - http://www.distant.ioso.ru/library/publication/concept.htm