Рассматривается операциональный аспект современной информационно-насыщенной образовательной практики и утверждается, что для полноценного участия педагога в образовательном процессе необходимо владеть цифровой грамотностью. Цифровая грамотность рассматривается как ключевая функциональная грамотность, позволяющая выражать информационную потребность, создавать новые информационные продукты с использованием цифровых устройств, цифровых ресурсов, цифровых технологий и готовность участвовать в информационно-образовательном взаимодействии. Педагогу необходимо сочетать цифровую грамотность с культурой эмоционально-педагогического воздействия и общения. Это позволит преодолеть дефицит личностного знания, сохранить и развивать человеческую природу в виртуальном образовательном пространстве.
DIGITAL LITERACY AND HUMANITARIAN CULTURE OF THE TEACHER IN INNOVATIVE EDUCATIONAL PRACTICE.pdf Образовательная деятельность направлена на удовлетворение потребности личности в познании и развитии, поэтому всегда рассматривается как инновационное и творческое занятие. В образовательном процессе как целенаправленной и организованной инновации обучающиеся и обучающие осваивают навыки на основе знаний и информации, приобретают индивидуальный опыт и развивают личностные качества. Образовательная практика представляет собой совокупность волевых, умственных действий и профессионально-педагогических умений, направленных на разработку и осуществление педагогической мечты (идеи, концепции), воплощенной в образовательном проекте, также является инновационной деятельностью. Ключевым компонентом инфраструктуры современного образовательного процесса и важным направлением российской государственной политики в области образования является развитие электронного обучения (ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 16; инициатива «Наша новая школа» и др.). На заседании Госсовета по вопросам совершенствования системы общего и среднего образования (23.12.2015), заседании Совета по науке и образованию (21.01.2016), совещании Президента РФ В.В. Путина с Правительством (27.01.2016) утверждалось, что в современном российском обществе спрос на электронное образование постоянно растёт. В России запущены проекты «Электронное образование для инвалидов», «Образование на русском». В декабре 2016 г. планируется запустить портал «Электронное образование» (в объеме общеобразовательной школы с выдачей сертификата об образовании). На заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам (13 июля 2016 г.) Д.А. Медведев заявил, что «в фокусе проектного управления будет развитие электронных форм образования, причём на всех этапах образовательного процесса: в школе, в университете, при повышении квалификации, при переобучении». Поэтому современный образовательный процесс глубже погружается в электронную информационно-образовательную среду, стали активно развиваться практики электронного / дистанционного обучения. Фундаментальной основой современной инновационной образовательной практики стала информатизация, превратившая образовательную деятельность в информационно-насыщенное и высокотехнологичное педагогическое взаимодействие, для полноценного участия в котором педагогу необходимо владеть цифровой грамотностью. Понятие «цифровая грамотность» разработано ЮНЕСКО в Пражской декларации «К информационно грамотному обществу» (2003), Александрийской декларации об информационной грамотности и образовании на протяжении всей жизни «Маяки информационного общества» (2005), Фесской декларации о медиа- и информационной грамотности (2011), Рекомендациях ИФЛА по медиа- и информационной грамотности (2011), Московской декларации о медиа- и информационной грамотности (2012) и рассматривается как: - совокупность медийной и информационной грамотности - компетенций, необходимых для эффективного использования медиа и других поставщиков информации, развития навыков критического мышления и обучения на протяжении всей жизни для общения и реализации активной гражданской позиции [1]; - набор знаний, умений и навыков, которые необходимы для жизни в современном мире, для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета [2]; - ключевая функциональная грамотность людей в современном обществе, позволяющая выражать информационную потребность и создавать новые информационные продукты (в том числе образовательные) с использованием цифровых устройств, компьютерного оборудования и программного обеспечения, цифровых ресурсов, цифровых технологий, а также готовность участвовать в информационно-образовательном взаимодействии с помощью компьютерных, спутниковых каналов связи. Необходимость цифровой грамотности педагога обусловлена тем, что современные дети, начиная с дошкольного возраста, активно используют компьютеры, ноутбуки, гаджеты в качестве основного развлечения, для игры и обучения. Причем, как выясняется, в учебных целях мобильные технологии используются детьми очень часто без участия учителя [3]. Педагоги, игнорируя возможности современных ИКТ в обучении, препятствуют повышению эффективности образовательной деятельности. Современная цифровая грамотность выходит за рамки владения коммуникационными и информационными технологиями и включает навыки критического мышления, осмысления и интерпретации информации в различных областях профессиональной и общественной жизни, поэтому цифровая грамотность педагога должна опираться на гуманитарную культуру - культуру человековедения и человекосозидания [4], включающую культуру знания, культуру общения, культуру отношения, культуру деятельности [5]. Педагогу важно осуществлять самооценку гуманитарной культуры, отвечая на вопросы: почему, в каких условиях, кого, как, с помощью каких средств и в каких условиях я буду учить, каких результатов я ожидаю в моей образовательной практике. Использование современных средств информа-ционно-коммуникационных технологий (мультимедиа, ГИС-технологий, технологий Web 2.0, Web 3.0) позволяет создавать высокотехнологичные образовательные ресурсы. Однако гипермедийная форма представления данных без опоры на закономерности педагогики, принципы дидактики, методические приемы, не учитывающая психофизиологические особенности обучаемых, не позволяет повышать эффективность электронного / дистанционного обучения. Поэтому электронные образовательные ресурсы представляют собой совокупность трех элементов: электронного контента, информационного и педагогического дизайна. Если электронный контент (количество и качество созданных электронных ресурсов), то информационный дизайн (содержательно-операционное наполнение электронного образовательного ресурса) и педагогический дизайн (методическая структура электронного образовательного ресурса) отражают ИКТ-компетентность педагога - умение систематически и эффективно использовать и применять информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности. ИКТ-компетентность [6] учителя / педагога включает: 1) понимание роли ИКТ в образовании и осуществление инновационной педагогической деятельности на основе ИКТ; 2) применение ИКТ для реализации учебной программы и оценивания результатов учебной деятельности, 3) решение комплексных задач по совершенствованию педагогической практики в области ИКТ; 4) владение базовыми, сложными, свободно распространяемыми техническими и программными средствами; 5) организацию и управление образовательным процессом на основе ИКТ; 6) использование ИКТ для личного и корпоративного профессионального развития. Успешное функционирование электронного образовательного ресурса зависит от гуманитарной культуры педагога - культуры педагогического воздействия и общения, эмпатии и рефлексии с помощью анимационных («оживляющих») сервисов и инструментов. Глобальным субъектом современной образовательной практики является распределенное сообщество, участники которого (дети, родители, учителя, преподаватели и студенты) играют, учатся, работают в сети. Личностное, интимное, семейное, профессиональное общение происходит в Интернете, который стал местожительством современных детей, подростков, молодежи. Отсюда насущная задача учителей и преподавателей - педагогизировать интернет-среду, управлять контентом и формами взаимодействия учащихся в информационной среде, заполняя сетевое пространство электронными учебными курсами, воспитывающими постерами и баннерами. Педагог с помощью своего персонального сайта, блога, блогспота, странички в социальной сети может выступить в роли модератора познавательного процесса, организатора гражданской интернет-дискуссии или глобальной патриотической акции. Игнорирование принципа гуманитарности образования порождает технократические установки в педагогическом мышлении. В условиях дефицита личностного компонента знания и познания, преобладания опосредованных контактов между педагогом и учащимися учебный процесс превращается в процедуру «обогащения памяти». Между тем творческий процесс узнавания и понимания предполагает «рождение» знаний, а не только их трансляцию. Следовательно, обучение в условиях электронной информационно-образовательной среды должно быть «живым», анимационным, одушевляющим. Для этого педагог должен передавать знания и опыт в виртуальном пространстве посредством интонации, пауз, мимики, жестов, иллюстраций, вопросов, т.е. обладать развитыми экспрессивными навыками обработки информации, вживаясь в знание, которое ему приходится транслировать с помощью ИКТ. Эффективное преподавание возможно в процессе живого эмоционального общения, ведь именно живая мысль делает человека бодрее, здоровее, одновременно и сильнее и мягче, менее замкнутым [7]. В индивидуальной творческой образовательной деятельности педагога, владеющего цифровой грамотностью и приемами модерации, техникой «живого общения», проявляются навыки владения гуманитарными технологиями. Гуманитарные технологии в информационном обществе приближают виртуальную среду к человеку, жизнедеятельность которого в реальном обществе осуществляется с помощью символов, идей, образов, интеллекта, знаний. Педагогу со всей ответственностью необходимо участвовать в решении проблем информационно-экологического характера: информационной безопасности личности и общества, информационных войн, управления и манипуляции массовым сознанием, компьютерной преступности, компьютерной игровой наркомании, интернет-зависимости разного рода, виртуализации межличностного общения, сохранения человеческой сущности в условиях создания искусственного интеллекта, киборгизации человека. Перед педагогическим сообществом встают ранее неизвестные проблемы, связанные с адаптацией к жизни в виртуальном обществе, в мире высоких технологий. Вступая в тесный контакт с техническими средствами, интеллектуальными машинами, человек утрачивает индивидуальность личности, растворяется в современном мире «как лицо, начертанное на прибрежном песке» [8]. Длительное пребывание человека в виртуальном мире приводит к симуляции действительности или… «симуляции того, что никогда реально не существовало» [9], в этот момент сознание уже не способно отличить реальность от фантазии, наступает чувство утраты реальности, и искусственная научно-техническая реальность начинает диктовать свой сценарий взаимоотношений с окружающим миром. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии не только раскрывают творческий потенциал личности, расширяют возможности для эффективного взаимодействия и демократизации общения, но и в некоторой степени «размывают» человеческие черты жизнедеятельности. Следовательно, востребованными в современной педагогической практике являются проекты, направленные на распространение гуманитарных (человеко-ориентированных) технологий, обеспечивающих диалогичность, интерактивность и рефлексивность образовательного процесса. В этой связи актуализируется идея гуманитаризации образования, предполагающая формирование у сетевого человека особой собственно человеческой формы отношения к окружающему миру (реальному и виртуальному), к самому себе (кто я в этом глобальном мире информации?), своей собственной деятельности в нем (что я могу? что я должен? что я хочу?). Гуманитарные технологии могут способствовать тому, чтобы во всех сферах жизнедеятельности люди могли отказаться от технократизма, при этом не противопоставляя гуманитарные и естественнонаучные дисциплины. Современные профессионалы должны быть способны ценить человеческую природу и человеческие отношения, принимать человеко-ориентированные решения. В условиях информатизации и компьютеризации необходимо учиться преодолевать отрыв уникалий от универсальности, сохранять взаимодействие внесознательного и сознательного, образного и понятийного. Необходимо создавать образовательную социальную сеть, сочетающую обучающую и воспитывающие функции. Можно и нужно воспитывать культуру пользователей - нравственную, информационную, познавательную, коммуникативную. На основе взаимодействия субъектов обучения (преподавателей и студентов, учителей и учащихся) и возникающих между ними отношений в информационно-образовательном взаимодействии формируются реально-виртуальные социальные образовательные организации, обладающие концептуально-методологическое значением для философии e-learning и Hi-tech в образовании. Примером социальной образовательной организации является образовательная социальная сеть - интерактивный многопользовательский web-сайт, содержание которого наполняется самими участниками сети, открытая информационная система, основанная на современных web-технологиях, обслуживающая гуманитарные процессы. Основная функция преподавателей в условиях образовательной социальной сети состоит не в том, чтобы передать учебную информацию (эту роль выполняют серверы интернет-обучения), а в том, чтобы научить студентов работать с ней [10], управлять их самостоятельной работой в виртуальном образовательном пространстве. Отсюда эффективность учебной деятельности во многом зависит от уровня организационной, познавательной самостоятельности студентов и средств индивидуальной поддержки их образовательной деятельности. Учитель / преподаватель (автор электронного курса и/или тьютор) обеспечивает трансляцию (передачу) знаний, организацию познавательной деятельности и контроль. В свете сказанного электронное / дистанционное обучение, в котором актуализируется цифровая грамотность педагога, можно представить как своеобразную мыследеятельностную модель постановки и решения образовательных проблем, специфическую высокую гуманитарную технологию. Электронное / дистанционное обучение как социальная организация и гуманитарная технология опирается на практическое использование знаний об особенностях взаимодействия человека с ИКТ для непрерывного образования и самообразования, применении интерактивных педагогических технологий в организации виртуального учебного процесса. Задача педагога в современной образовательной практике состоит в том, чтобы сохранить и развивать человеческую природу обучающихся в виртуальном образовательном пространстве. Поэтому нужно, чтобы виртуальная реальность все больше обретала гуманистические черты. Сущностью электронного / дистанционного обучения, как и обучения в целом, является не способ трансляции знаний или информации, а организация учебного взаимодействия между преподавателем и студентом, направленного на их саморазвитие. Педагогам, осуществляющим инновационную образовательную практику, следует заботиться о том, чтобы помочь обучающимся развивать эмоционально-ценностную сферу и когнитивные способности в электронном / дистанционном обучении, учиться мыслить самостоятельно, эффективно и продуктивно. В электронном / дистанционном учебном процессе целесообразно опираться на рефлексию - мыследеятельностный, чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности. С помощью рефлексии осуществляется осмысление как минимум трех сторон деятельности субъектов дистанционного обучения: практической (что сделано? что является главным результатом?), технологической (каким способом? этапы, алгоритмы деятельности и др.), мировоззренческой (зачем я это делаю? соответствует ли полученный результат поставленным целям? кто я в этой работе, процессе? какие изменения произошли со мной или могут произойти? и т.д.). Актуальность рефлексии в электронном / дистанционном обучении вызвана тем, что в электронной информационно-образовательной среде отсутствует реальное общение обучающихся и обучающих, большая часть учебных заданий выполняется в режиме самопроверки. По сути, отвечая на перечисленные выше вопросы, студенты переходят в режим самообучения. Инновационная образовательная практика предполагает новую образовательную культуру взаимодействия участников образовательного процесса. Образовательная культура электронного / дистанционного обучения отличается от традиционной (аудиторной), поэтому должна быть насыщена гуманистическими смыслами. Гуманитарные образовательные технологии - сущностная характеристика современного образовательного процесса, а высокие гуманитарные образовательные технологии - имманентное свойство эффективного электронного / дистанционного обучения [11, 12]. Глобальная информатизация приводит к тому, что компьютеры способны распространять новые формы грамотности, но не способны удовлетворять интеллектуальные потребности, которые сами стимулируют (Э.Умберто). Посредством Интернета усиливается глобализация и, к сожалению, деформация коммуникативных отношений (опосредованность, обезличенность, фрагментарность и др.). Следовательно, среди актуальных задач современных научно-педагогических разработок должен быть поиск технологий, обеспечивающих гуманизацию деятельности обучающихся и педагогических работников в условиях информационно-образовательной среды, интегрирующей средства передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения.
Рулиене Л.Н. Образовательный процесс современного университета: особенности, противоречия, тенденции развития. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2013. - 184 с.
Новиков А.М. Постиндустриальное образование. - М.: Эгвес, 2011. - 152 с.
Лосев А. Я считаю себя человеком мысли // Литературная газета. - 1998. - № 45.
Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / пер. с фр. В.П. Визгина, Н.С. Автономовой. - СПб.: А-cad, 1994. - 408 с.
Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / пер. с фр. С. Н. Зенкина. - М.: Добросвет: КДУ, 2009. - 389 с.
Открытое и дистанционное обучение: тенденции, политика и стратегии. - М.: Изд-во ИНТ, 2004. - 139 с.
Гуманитарная культура личности - основа и цель современного образования. - СПб.: Союз, 2008. - 114 с.
Павлова Л.В. Структура и содержание гуманитарной культуры личности // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 145-153.
Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. - Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). - Редакция 2.0. - Русский перевод (ООО «Майкрософт Рус»). - Париж; Москва, 2011.
Уилсон К., Гриззл А., Туазон Р. и др. Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов / под ред. А. Гриззла, К. Уилсон; пер. Е. Малявской. - Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры. - Париж, 2012.
РОЦИТ. Голос Рунета. Портал региональной общественной организации «Центр интернет-технологий» (при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям). - http://www.rocit.ru
Королева Д.О., Хавенсон Т.Е. Портрет инноватора образования XXI века // Вопросы образования. - 2015. - № 1. - С. 182-200.