АУТОМЕТОДИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ | Открытое и дистанционное образование. 2016. № 4(64). DOI: 10.17223/16095944/64/11

АУТОМЕТОДИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Залогом успешного обучения в вузе и развития познавательной компетенции является высокий уровень сформированности всех компонентов учебной деятельности, умений эффективно работать в самостоятельном режиме, осуществлять необходимые действия, ведущие к совершенствованию аутометодических умений в процессе обучения. В статье представлена система аутометодических умений - умений эффективно учиться и разрабатывать собственные способы и стратегии процесса учения и самостоятельной учебной деятельности в различных режимах работы (при полном / частичном / без педагогического управления). В настоящее время во всех типах учебных заведений отсутствует комплексная система обучения самому процессу учения. Учащиеся не владеют умениями эффективно и целенаправленно осуществлять свою учебную деятельность. Устранить этот пробел в методике можно с помощью внедрения системы упражнений по развитию умений самодиагностики, планирования, реализации конкретных действий при самостоятельной учебной деятельности, самоконтроля и коррекции, аутометодической рефлексии (промежуточной и итоговой).

AUTHOMETHODICAL SKILLS AS A MEANS OF COGNITIVE COMPETENCE DEVELOPMENT.pdf В современных условиях осуществления обучения и воспитания в школе и вузе индивидуализация, индивидуальный подход являются приоритетными векторами в сфере педагогических изысканий. Понятие «индивидуализация» чаще всего рассматривается с двух точек зрения. Первая подразумевает индивидуальный темп освоения учебных программ, а вторая - выявление определенных способностей и склонностей к той или иной области наук, а также дальнейшее развитие выявленных способностей [1]. Эффективное осуществление учебной деятельности основывается на довольно высоком уровне сформированности всех ее составляющих. В концепции Д.Б. Эльконина учебная деятельность состоит из пяти компонентов: мотивация, учебные задачи, учебные операции, контроль и оценка [2]. Что касается компонентного состава познавательной компетенции, то она представляет собой взаимодействие определенных знаний, требующихся умений, личного опыта, мотивации к познанию и учению, личностных качеств. Следует обратить особое внимание не только на выявление определенных склонностей учащихся и освоение ими учебных программ в индивидуальном темпе, но и на развитие познавательной компетенции. В условиях личностно-деятельностного и компетентностного подходов это направление развития играет одну из ведущих ролей. Познавательная компетенция тесно связана с осуществлением самостоятельной учебной деятельности на всех ступенях обучения, так как ее компонентный состав коррелирует со структурой учебной деятельности. Но несмотря на всю очевидность и необходимость решения возникающих вопросов, актуальной проблемой обучения современных студентов (школьников) является недостаток знаний и отсутствие определенных умений, требующихся для эффективного осуществления самостоятельной учебной деятельности, которая лежит в основе успешного освоения любой учебной дисциплины. Результаты анкетирования студентов и школьников показали, что современные учащиеся не знают, как правильно учиться, что и как необходимо делать, чтобы учеба в школе, в вузе, дома имела положительный результат и занимала меньше времени и сил. Проблема всей системы образования на сегодняшний день заключается в том, что учащихся не учат учиться, им не предлагается целостная система эффективных способов и стратегий учения. Преподаватели говорят о необходимом объеме учебного материала, который следует усвоить, но ничего не предлагают в плане рациональных способов его овладения, не упоминают о путях преодоления возможных трудностей, о способах повышения мотивации, о необходимости осуществления текущей и отсроченной рефлексии проделанной работы. Эффективное образование - это сложная система и одновременно великое искусство. «Искусство всегда опирается на овладение и применение основополагающих навыков, которым каждый художник обучается индивидуально во время усердной учебы» [3. С. 17]. Каждый учащийся индивидуален, поэтому и способы учебной деятельности должны быть индивидуальны. Однако чтобы умело применять те или иные действия, необходима долгая и кропотливая работа. В настоящей статье рассматривается система аутометодических умений - умений эффективно учиться и разрабатывать собственные способы и стратегии процесса самообучения. Цель разработки данной системы - повышение уровня развития иноязычной познавательной компетенции у студентов неязыкового вуза (на примере профессионально ориентированного иноязычного чтения). Согласно проведенным исследованиям только три процента студентов, участвовавших в эксперименте, обладали знаниями аутометодического характера, необходимыми для осуществления профессионально ориентированного чтения на иностранном языке на довольно высоком уровне, позволяющем работать самостоятельно при частичном педагогическом управлении. Без педагогического управления осуществлять самостоятельную учебную деятельность в сфере профессионально ориентированного чтения не мог ни один студент. Эти данные послужили основанием для разработки системы аутометодических умений в профессионально ориентированном чтении и ее внедрения в процесс обучения в неязыковом вузе. Предлагаемая система аутометодических умений применительно к профессионально ориентированному чтению иноязычных текстов выглядит следующим образом: а) умения / действия аутометодического самонаблюдения и исходной самодиагностики; б) ориентационные умения планирования процессов профессионально ориентированного иноязычного чтения; в) умения реализации процессов профессионально ориентированного иноязычного чтения; г) умения оперативного самоконтроля и коррекции предметной деятельности; д) умения промежуточной и итоговой аутометодической рефлексии и оптимизации процессов профессионально ориентированного иноязычного чтения [4]. Умения первой группы тесно связаны с таким компонентом учебной деятельности, как мотивация. К этой группе относятся умения осуществлять диагностику своего мотивационного состояния: отношение к процессу профессионально ориентированного чтения, умения оценивать свое психологическое и мотивационное состояние при осуществлении учебной деятельности в различных условиях (в условиях полностью регламентируемой учебной деятельности, нарастания познавательной самостоятельности, осуществления собственно самостоятельной учебной деятельности и т.д.); умения объективно оценить знания лексики, грамматики, необходимые для успешного обучения на данной ступени, в нашем случае для обучения в неязыковом вузе; умения самодиагностики, подразумевающие определение объектов самосовершенствования при осуществлении процессов профессионально ориентированного чтения. Примерами рефлексивно-диагностических аутометодических упражнений являются следующие упражнения: прежде чем приступить к выполнению какого-либо задания на иностранном языке, постарайтесь проанализировать свое мотивационное отношение к осуществлению заданий такого типа. Не спешите приступать к выполнению задания, спокойно подумайте о том, что вам предстоит сделать; как можно облегчить свою работу; заранее подготовьте специальные словари, свои записи, сделанные ранее; отвлекитесь от посторонних мыслей; не думайте о том, что это трудная работа, внушайте себе, что вы справитесь, ведь не зря вы учились в школе, в вузе; разделите лист бумаги на две части и в одну запишите те положительные моменты, которые помогают вам в работе (даже комфортное рабочее место играет огромную роль в достижении успешного результата), в другую половину запишите то, что вам мешает, раздражает, отвлекает и т.д. Проанализируйте отмеченные плюсы и минусы, подумайте, как избавиться от отрицательных эмоций и нежелательных моментов. Планомерно работайте над устранением минусов. Ориентационные умения планирования процессов профессионально ориентированного иноязычного чтения соотносятся с учебными задачами в структурных компонентах учебной деятельности по Д.Б. Эльконину. К ориентационным умениям планирования процессов профессионально ориентированного чтения мы относим умения постановки различных целей (промежуточных, общих, итоговых и т.д.) практико-языковой самостоятельной учебной деятельности при осуществлении иноязычного чтения текстов профессиональной тематики. Понимание или определение оптимального способа выполнения упражнения (например, нахождение слов, относящихся к специальности студента, без словаря, опираясь на контекст и знание способов словообразования), разработка эффективных приемов фиксации внимания на отдельных фактах и общем содержании профессионально ориентированных текстов, умения определять в тексте те или иные «подсказки», помогающие лучше понять и запомнить содержание. К упражнениям, направленным на развитие умений целеполагания и планирования, мы относим упражнения, основанные на следующих заданиях: внимательно изучите требования программы по иностранному языку и составьте краткосрочный / долгосрочный план своей самостоятельной учебной деятельности по освоению необходимого материала, обязательно укажите сроки выполнения тех или иных заданий, сверяйтесь со своим планом, делайте выводы, что удалось выполнить в намеченные сроки, что не получилось и почему это произошло. Составьте план осуществления самостоятельной учебной деятельности при частичном педагогическом управлении и без контроля со стороны преподавателя. Подумайте, как и при изучении каких предметов можно использовать иноязычную информацию из профессионально ориентированных текстов (например, для подготовки докладов по своей специальности, написания рефератов и т.п.). Формулируйте учебные задачи, помогающие в достижении поставленных целей, четко и ясно. Третья группа умений в нашей типологии основывается на применении контекстуальной догадки, на использовании знаний межпредметного характера, которые призваны облегчить понимание содержания такого рода текстов. К этой же группе относятся умения составления различных схем, планов, конспектов, словарей тезаурусного типа, вычленение терминов, понятий, фактов, направленных на запоминание и лучшее усвоение и понимание прочитанного материала; разработка собственной системы запоминания лексики профессиональной тематики и т.д. Четвертая группа умений в предлагаемой нами системе коррелирует с такой составляющей учебной деятельности, как контроль. К этой группе относятся умения осуществлять оперативный контроль процессов профессионально ориентированного иноязычного чтения и анализ актуальных результатов работы, зависящий от поставленных целей в самом начале выполнения самостоятельной учебной деятельности по изучению иностранного языка и чтению профессионально ориентированных иноязычных текстов. В зависимости от целей чтения это могут быть умения по осуществлению текущего контроля своих действий, касающиеся восприятия и оценки, присвоения и переработки получаемой информации и т.п. К умениям коррекции своей предметной деятельности мы относим умения применять разнообразные стратегии для увеличения скорости чтения, для лучшего восприятия и запоминания прочитанного, расширения высказывания при необходимости передачи подробного / краткого содержания текста профессиональной тематики и т.д. Контрольно-корректирующие упражнения развивают умения самоконтроля (пооперационного / промежуточного / итогового / отсроченного) по осуществлению запланированных действий при последовательном совершенствовании умений профессионально ориентированного иноязычного чтения в самостоятельном режиме работы. В основе данной группы упражнений лежат задания, при выполнении которых обучаемый должен определить четкие оценочные критерии, относящиеся непосредственно к его учебной деятельности, к его собственному темпу работы, к его личностным качествам, критерии, по которым обучаемый сможет оценить результаты своей самостоятельной учебной деятельности. Например: оцените содержание своей самостоятельной учебной деятельности - чему научился (лексический, грамматический материал и т.п.). Учащийся обязательно должен оценивать роль и пути коррекции своей самостоятельной учебной деятельности (что уже освоено, в чем преимущества / недостатки проделанной работы, к чему следует стремиться, что можно выполнить по-другому и т.д.). Кроме этого, необходима общая оценка выполнения различных заданий (отлично освоил / хорошо освоил / удовлетворительно освоил / не освоил). Все три вида оценок важно осуществлять не разово, не от случая к случаю, а последовательно, систематически. Оценку своей самостоятельной учебной деятельности следует регулярно проводить в текущем режиме работы, в промежуточном (например, один раз в две-три недели) и в отсроченном режиме (например, можно оценить, что осталось в памяти из изученной лексики, через месяц после окончания работы над той или иной темой). Пятая группа действий / умений в представленной системе соотносится с оценкой в компонентном составе учебной деятельности по Д.Б. Эльконину. Умения промежуточно-итоговой аутометодической рефлексии и оптимизации процессов профессионально ориентированного иноязычного чтения заключаются в проведении тщательного анализа результатов собственной учебной деятельности, в процессе итогового и отсроченного самоконтроля по осуществлению действий профессионально ориентированного иноязычного чтения. К этой же группе умений мы относим умения, связанные с коррекцией результатов анализа и учета полученных данных для последующего осуществления процессов самостоятельной учебной деятельности по овладению умениями профессионально ориентированного иноязычного чтения. Примерами упражнений и заданий по развитию рефлексивных умений профессионально ориентированного чтения на иностранном языке могут быть такие: прочитайте текст «Advantages and disadvantages of suspension bridges» и выполните задания после текста. По окончании выполнения всех заданий проанализируйте ход своей работы. В чем заключались трудности при выполнении лексических, грамматических, фонетических упражнений? Как вы преодолели трудности? Как можно их преодолеть в дальнейшей работе? Какие задания можно выполнить быстрее? Почему вы задержались дольше, чем рассчитывали, на том или ином упражнении? Что помогало вам в работе с текстом? Что, наоборот, отвлекало? Таким образом, осваивая ту или иную учебную дисциплину индивидуально или в группе, под руководством со стороны преподавателя или полностью в самостоятельном режиме работы, необходимо осуществлять планирование, анализ, оценку, контроль и рефлексию своей учебной деятельности. Постепенно, шаг за шагом, неделя за неделей учащиеся будут приближаться к автоматизированным аутометодическим действиям по управлению своей учебной деятельностью и в итоге выработают оптимальные для себя способы деятельности, которые будут эффективными именно для них. В этом заключается высокий уровень развития умений учиться, добиваться максимального результата в кратчайшие сроки - развивать познавательную компетенцию. Предлагаемая система аутометодических умений может успешно применяться не только для совершенствования умений профессионально ориентированного иноязычного чтения и развития иноязычной познавательной компетенции у студентов неязыкового вуза, но и при изучении любого другого аспекта иностранного языка, любой учебной дисциплины в различных типах учебных заведений. Однако применительно к конкретным учебным дисциплинам будет необходима некоторая коррекция упражнений. При этом компонентный состав учебной деятельности и познавательной компетенции останется системой открытого типа [5] и, следовательно, сможет претерпевать изменения и дополнения, если таковые будут иметь достаточно весомые основания для их внесения в уже существующую структуру.

Ключевые слова

self-learning activities, reflection skills, checking and correction skills, organization of learning activities, planning, self-diagnosis, self-learning, skills, рефлексия, самостоятельная учебная деятельность, коррекция, контроль, планирование, самодиагностика, самообучение, умения

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Коротенко Т.Н.Уральский государственный университет путей сообщенияrolis3@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Bertallanfy L. Von General System Theory. Foundations. Development. Applications. - London, 1973. - 295 p.
Лемов Д. Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 416 с.
Коротенко Т.Н. Развитие иноязычной познавательной компетенции в профессионально ориентированном чтении у студентов неязыкового вуза : дис. … канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2013. - 292 с.
Кунаш М.А. Формирование и развитие познавательной компетентности учащихся. 7-11-е классы. Диагностический инструментарий. - Волгоград : Учитель, 2015. - 156 с.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 562 c.
 АУТОМЕТОДИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ | Открытое и дистанционное образование. 2016. № 4(64). DOI: 10.17223/16095944/64/11

АУТОМЕТОДИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ | Открытое и дистанционное образование. 2016. № 4(64). DOI: 10.17223/16095944/64/11