ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ КАК ФЕНОМЕН ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматриваются теоретические основания и методика разработки и организации дистанционного образовательного события как феномена открытого образования. Формулируются принципы организации и модерации дистанционных образовательных событий для различных категорий обучающихся, описываются этапы разработки и структура события. В качестве примера описан опыт проведения летнего виртуального лагеря для педагогов «Вместе - к успеху!» на региональном сайте проектной деятельности «WikiВладимир» в рамках неформального компонента системы повышения квалификации работников образования.
DISTANCE EDUCATIONAL EVENTS AS A PHENOMENON OF OPEN EDUCATION.pdf Введение. Существенной характеристикой современного образования является его тенденция к открытости. Массовые открытые онлайн-курсы (Massive Open Online Courses - МООС) становятся лидерами среди форм дистанционного обучения и разрабатываются уже не только для студенческой, но и для ученической аудитории. И все же, несмотря на привлекательные для потребителя образовательных услуг характеристики (доступность, мультимедийность, интерактивность, бесплатность (условную - поскольку может быть плата за тьюторство и / или за сертификат), возможность получить образование в престижном вузе и др.), начиная с 2012 года, когда появились Udacity, Coursera, EdX, массовые открытые онлайн-курсы реализуются на специально разработанных для них платформах. И разработчики курсов, и обучающиеся вынуждены использовать те инструменты, которые имеются в программной оболочке, следовательно, технология обучения этими возможностями определяется и ограничивается. Тяготение современного образования к диверсификации (многоформенности и многоуровневости) заставляет обратиться к поискам других форм открытого образования, к которым мы относим проведение в педагогическом сообществе дистанционных образовательных событий (проектов, конкурсов, викторин, акций, веб-квестов, тренингов, мастер-классов, интернет-конференций, баркемпов и др.), предназначенных для детской, взрослой или смешанной аудитории. Такие события, несомненно, относятся к неформальному (некоторые - к информальному) образованию и в силу своей специфики способны гибко реагировать на образовательный запрос, поскольку реализуются инструментами социального Интернета, не требуют вложения средств и не предполагают больших временных затрат на разработку образовательного контента. Многолетний (начиная с 2007 г.) опыт разработки и проведения на региональном сайте проектной деятельности «WikiВладимир» (поддерживается Владимирским институтом развития образования им. Л.И. Новиковой - ВИРО), сетевых образовательных событий для школьных команд, педагогов и родителей позволяет дать теоретическое обоснование методики их проведения. 1. Принципы организации образовательного события в открытой среде В основу методики проведения дистанционного образовательного события положена проектная технология, поскольку каждый из них при всем разнообразии содержания по своей сути представляет телекоммуникационный проект. Вслед за Е.С. Полат, под телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности [1]. Е.Н. Ястребцевой были уточнены и конкретизированы дидактические требования применительно к сетевому проекту, а именно: обсуждение проблем в реальных условиях с разных точек зрения; аргументированность выводов; осмысленное и активное использование Интернета; самостоятельная и ответственная индивидуальная и групповая работа; работа с информацией на разных носителях; возможность выполнять разные социальные роли и др. [2]. В понятие образовательного события как феномена открытого образования мы вносим такие дополнительные характеристики, как доступность, интерактивность, возможность смены роли, добровольность, бескорыстность участников и др. Эффективность и результативность сетевой проектной деятельности вообще и проведения дистанционного образовательного события в частности определяются соблюдением следующих принципов: - наличие интернет-ресурса (сайта, портала), обеспечивающего интерактивность образовательной деятельности (например, сайт в технологии медиавики, представляющий собой коллективный гипертекст, или сайт Google с возможностью совместного редактирования); - открытость (все задания, требования к их выполнению, критерии оценивания, результаты деятельности и итоги экспертизы работ участников находятся в открытом доступе и сохраняются после завершения проекта); - добровольность участия, возможность прекратить работу в событии по каким-либо причинам; - деление участников на возрастные группы или по профессиональному признаку, по интересам и т.п. (могут отличаться задания и критерии оценивания работ); - интерактивность (все задания предполагают активное взаимодействие участников с образовательным контентом или друг с другом); - наличие постоянной и оперативной обратной связи (форум, блог, «горячая линия», страница обсуждения, общение по электронной почте или телефону и др.); - непрерывная модерация проекта (консультирование, ответы на вопросы, помощь в освоении интернет-ресурсов и др.) и обязательная экспертиза результатов; - соблюдение условий и сроков события (особенно на этапах, где предусмотрены групповые или коллективные формы работы, например, перекрестное оценивание, сетевой флешмоб, создание коллективных сетевых продуктов и др.); - неукоснительное соблюдение правил сетевого этикета, этики, норм авторского права, предупреждение и регулирование межличностных конфликтов; - обеспечение информационной безопасности при работе с персональными данными и пр.; - отсутствие платы за образовательные услуги в любой форме, даже скрытой, что предполагает бескорыстие организаторов и модераторов событий. Использование инструментов социальных сервисов сети Интернет для организации и проведения дистанционного образовательного события не случайно. По мнению специалистов, Интернет предоставляет широкий диапазон возможностей и форм взаимодействия и коммуникации; большое значение имеет однозначная идентификация пользователей, возможность фильтрации поступающей информации, соединенная с широкими демонстрационными возможностями. Наконец, немаловажным является возможность организации совместной деятельности, непрерывного обучения в удобное время и в индивидуальном темпе [3]. В качестве «точки сбора» (размещения образовательного контента или встраивания ссылок на него) часто используется среда медиавики (mediawiki) или сайты Google. Этот выбор обусловлен возможностью организации совместного редактирования и комментирования, что обеспечивает также интерактивный характер взаимодействия. 2. Модель образовательного события Как правило, процесс разработки, организации и проведения дистанционного образовательного события включает в себя несколько этапов. Рассмотрим основные из них. 1-й этап. Определение темы, категории участников и разработка целевых установок события (целей и задач). Актуальность выбираемых для события тем определяется их образовательной, социальной, профессиональной, практической значимостью для целевой аудитории. Нередки случаи, когда темы «задаются снизу», т.е. отвечают на уже появившуюся и озвученную потребность. Мотивирующим фактором является яркое, нетрадиционное, порой метафоричное название проекта, легко запоминающееся, например: «Пираты ХХI века», «Почему мы так говорим», «Даешь ИКТ в детский сад!», виртуальный летний лагерь для педагогов «Вместе к успеху!» и др. 2-й этап. Определение структуры (разбивка на модули, этапы, уровни) и сроков проведения события. Каждый модуль, как правило, включает задания, которые будут оцениваться автором события или экспертами по критериям, уже заранее известным участникам. 3-й этап. Выбор интернет-площадки для стартовой страницы события и отбор основных веб-инструментов для проведения события и организации общения, обратной связи. Наиболее часто модераторами используются Google-среда (документы, таблицы и презентации совместного редактирования, анкеты-формы, блоги, сайты и др.), среда mediawiki и другие свободно распространяемые онлайн-сервисы. 4-й этап. Распространение информации о событии в педагогическом сообществе: размещение объявления на сайтах, в социальных сетях, рассылка по e-mail и др. 5-й этап. Реализация дистанционного образовательного события в открытом пространстве сети Интернет в соответствии с модульной структурой. Структуру дистанционного образовательного события образуют четыре инвариантных модуля. 1. Мотивационный модуль. Первые задания дают возможность организаторам оценить начальный уровень участников как с точки зрения знания предметного содержания, так и владения инструментами информационных и коммуникационных технологий. Это позволяет открыть новые грани стоящей перед участниками проблемы, уточнить цели и задачи события, конкретизировать содержательное наполнение модулей. Кроме того, на этапе знакомства участники более четко осознают собственные мотивы участия в событии, налаживают личные связи с другими участниками. Примеры таких заданий: регистрация участников или команд на странице события, заполнение «визитной карточки», размещение её на странице совместного редактирования, «мозговой штурм»: обсуждение тем исследований и др. 2. Информационный модуль, как правило, включает задания, ориентированные на поиск, оценку, отбор, анализ, визуализацию и презентацию информации, собранной по теме события (например, аннотирование веб-ресурсов, составление мини-справочников, энциклопедий, сборников материалов), знакомство с примерами и практиками по теме события и др. 3. Практический модуль - это самая продолжительная и насыщенная часть события, включающая индивидуальную, коллективную или групповую формы работы (исследование по теме, создание авторских текстов или медиапродуктов и др.). Как правило, модуль содержит несколько заданий различного типа. Приведем примеры некоторых из них. Участникам дистанционного образовательного события (сетевого проекта) для школьников «Я к вам пишу, чего же боле?» было предложено создать письмо-видеообращение к участникам проекта на тему «Моды на письма давно уже нет...». Авторы сетевого события «В стране выученных правил, или Её Величество Орфография» предложили участникам разработать алгоритм запоминания правил правописания (рисунок, таблицу, правило-шутку, калабмур, стихотворение или ключ-алгоритм в прозе). Свои силы в составлении рекламных слоганов с помощью инструментов социального сервиса «Imagechef» пробовали участники телекоммуникационного проекта «Как лексика добрее стала, а морфология порядок навела, или Путешествие в языкознание». Сетевой проект-событие для школьников «Ручей хрустальный языка родного» предлагал участникам поговорить со старожилами своей малой родины и записать легенду о появлении названия места, в котором они родились. Легенду рекомендовалось иллюстрировать фотографиями, рисунками, используя сервис «Каламео». Предлагалось также создать плакат-открытку (плейкаст), пропагандирующий необходимость пристального изучения русского языка. Сетевой проект для школьных команд «Мы сохраним тебя, русская речь» содержал насыщенную программу деятельности ребят: исследование среди одноклассников, родителей, учителей по проблемам засорения русской речи. В результате опроса респондентов предстояло уточнить, в какой среде чаще всего происходит засорение речи: в образовательной среде (школе, колледже, вузе), при неформальном общении (очном или в сети), в средствах массовой коммуникации и др. Полученные результаты оформлялись в виде диаграмм и формулировался вывод о том, что делает современную речь стандартной и безликой. Созданные участниками словарные статьи с описанием речевой ситуации, в которой было употреблено слово, составили коллективный словарик «мусорных» слов - так называемый «бестолковый словарик». Формой обобщения собранного материала и проведенного исследования была выбрана мультимедийная презентация (видеоролик) для мультимедийного сборника полезных советов, как сохранить чистоту речи. Проект-событие «Уделите внимание: мы - знаки препинания!» также включал задания разного плана: написание газетной статьи, повествующей о появлении знаков препинания; сочинение графических стихов (каллиграмм), героями которых выступали знаки препинания; поиск примеров «пунктуационных анекдотов» в художественной литературе и фольклоре; создание гимна знаку препинания в произвольной форме: стихотворения, эссе, сочинения-рассуждения, новеллы, очерка. 4. Оценочно-рефлексивный модуль - оценивание результатов события экспертами по заранее заданным критериям. Листы экспертизы размещаются в открытом доступе в сети Интернет, и участники могут задать вопросы экспертам, если они не согласны с выставленными оценками. Прозрачность и открытость процедуры оценивания сводит на нет возможность возникновения конфликтов между участниками на этапе подведения итогов. Этот модуль предполагает также осмысление участниками опыта участия в образовательном событии, рефлексии деятельности, осознание возникающих проблем и способов их преодоления, анализ новых личностных приращений (это могут быть твиттер-рефлексия, ответы на вопросы в блоге, онлайн-анкетирование и др.). 6-й этап (факультативный). Организация по возможности очных встреч участников - семинаров, форумов, научно-практических конференций, слетов, квестов и других очных форм. Если всё же встреча по каким-то причинам невозможна (географическая удаленность участников, например), то рекомендуется организовать общение в режиме видеоконференции (вебинара). 3. Пример дистанционного образовательного события Изложенные выше теоретические основания легли в основу организации и проведения в 2014 и 2015 гг. летнего виртуального лагеря для педагогов «Вместе - к успеху!» на региональном сайте проектной деятельности «WikiВладимир» в рамках неформального компонента системы повышения квалификации работников образования (62 участника из различных регионов РФ и стран СНГ в 2014 г. и 190 участников в 2015 г.). Цель сетевого события - совершенствование компетентности педагогов в области применения информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. В качестве образовательной технологии была выбрана ролевая игра («Виртуальный летний лагерь») с элементами геймификации [4]. Для участия в работе лагеря была создана вики-страница на сайте «WikiВладимир» («точка сбора» всех материалов проекта: http://goo.gl/DlAENe), организована рекламная кампания, в том числе в социальных сетях. Участником проекта мог стать педагог любого уровня образования из любой точки мира; основными условиями были желание работать, знание русского языка и доступ к сети Интернет. Достаточно было внести свои данные в гугл-таблицу совместного редактирования (https://goo.gl/2VVmPw) и выбрать определенные роли: «наблюдателя», «участника», «вожатого» - с правом смены роли по своему желанию в течение всего проекта. В роли «начальника лагеря» выступал организатор проекта. Учителя охотно поддержали стилистику игры: эмоционально и открыто рассказывали о себе в совместной презентации «Давайте познакомимся!» в ответ на предложение организаторов «По сложившейся традиции давайте присядем у костра и расскажем о себе...». Выбранный формат доступа к гугл-презентации позволял делать комментарии к слайду, что рождало эффект «живой» беседы. Обсуждение содержания и форм работы активно велось в блоге проекта (http://letlagped2015.blogspot.ru/p/blog-page.html), на страницах которого осуществлялся выбор актуальных тем для тренингов, совместно формировалась программа работы лагеря, обсуждались проблемы оценивания результатов, подводились итоги, высказывались конструктивные предложения и пр. Таким образом, в результате совместной деятельности выстроилась структура «лагеря» и определено его содержание. Первая смена «Покажем класс, мастера?» представляла собой серию мастер-классов или тренингов, которые педагоги или преподаватели ссузов / вузов проводили для своих коллег (8 тренингов в 2014 г. и 18 в 2015 г.). Для каждого тренинга ведущий («вожатый») выбирал удобную для него интернет-среду (площадку): сайт, блог, вики-страницу - на которой размещалась необходимая информация: цели, сроки, требования к выполнению заданий и итоговой работе. Многие «вожатые» использовали игровые моменты для мотивации участников: карты продвижения, очки, бейджи, систему бонусов и др. Программа и материалы тренинга проходили предварительную проверку и согласовывались с «начальником», поскольку не у всех «вожатых» был опыт проведения сетевых активностей для взрослых. Тематика мастер-классов была посвящена в основном освоению новых сетевых инструментов по визуализации учебного материала (создание мультимедийных дидактических материалов: презентаций, буктрейлеров, мультфильмов, облака тегов, плейкаста, подкаста, скринкаста, саундтрека и др.), использованию инструментов аккаунта Google и др. Эта работа в значительной степени помогает сформировать у педагогов навыки перепроектирования (реинжиниринга): умение применять в образовательных целях неспецифические инструменты социального Интернета и других программных продуктов и сред, например в процессе обучения на тренинге «Технологические приемы создания электронных тетрадей». Кроме «технологических», педагоги активно выбирали «педагогические» мастер-классы, посвящённые разработке сетевого веб-квеста с целью активизации познавательной деятельности учащихся, конструированию информационного пространства школьного учебного проекта, оцениванию образовательных достижений учащихся в контексте ФГОС с помощью материалов библиотеки Intel, творческой самореализации педагога через создание индивидуальной информационно-образовательной среды и др., ведущие которых передавали свой опыт реализации активных форм обучения на основе применения средств информационных и коммуникационных технологий. Опрос, проведенный по окончании работы летнего лагеря в 2015 г. (64 опрошенных участника), показал, что большая часть педагогов успела активно поучаствовать в двух и более мастер-классах, при этом наблюдая за ходом работы в других событиях, поскольку все материалы были выложены в открытом доступе. Результаты итогового анкетирования продемонстрировали высокий уровень удовлетворенности педагогов с точки зрения получения новых знаний (90 % участников поставили от 8 до 10 баллов), компетенций в области применения ИКТ в педагогической практике (85 % - от 8 до 10 баллов), навыков сетевой коммуникации (89 % - от 8 до 10 баллов). Достаточно высоко была оценена степень достижения заявленной цели работы виртуального лагеря (93,8 % - от 8 до 10 баллов). 98,5 % участников заявили, что в результате работы в лагере они увидели новые возможности для применения информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности (79,7 %) или уточнили для себя некоторые существенные детали (18,8 %). Заключение. Таким образом, дистанционные образовательные события, реализуемые в неформальном секторе открытого образования, способствуют решению задачи диверсификации современного образования, позволяя ему гибко, оперативно и адекватно реагировать на образовательные запросы всех категорий обучающихся. Основными характеристиками дистанционного образовательного события мы считаем открытость и доступность всем желающим, интерактивность образовательной деятельности, добровольность участия, дифференцированный подход к участникам, наличие постоянной и оперативной обратной связи и непрерывность модерации события, обязательность экспертизы деятельности и результатов, соблюдение правил сетевого этикета, этики, норм авторского права, обеспечение информационной безопасности, бескорыстие организаторов и модераторов события.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 233
Ключевые слова
educational events, telecommunication projects and contests, distance education, open education, телекоммуникационные проекты и конкурсы, дистанционное образование, образовательные события, открытое образованиеАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Полякова В.А. | Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Владимирской области «Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой» | kabinetrl@gmail.com |
Ссылки
Ястребцева Е.Н. Пять вечеров: Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. - М.: Творческое объединение «Юнпресс», 1999. - 63 с.
Фещенко А.В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития // Открытое и дистанционное образование. - 2011. - № 3. - С. 44-50.
Полякова В.А. Воздействие геймификации на информационно-образовательную среду школы / В.А. Полякова, О.А. Козлов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - URL: http://www.science-education.ru/128-22236 (дата обращения: 01.07.2016).
Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для вузов по специальностям 050706 (031000) - Педагогика и психология; 050701 (033400). - М.: Academia, 2010. - 364 с.

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ КАК ФЕНОМЕН ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ | Открытое и дистанционное образование. 2016. № 4(64). DOI: 10.17223/16095944/64/12
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 924